Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение об эпидемическом процессе. Современная структура эпидемиологического методаСтр 1 из 23Следующая ⇒ Перспективы развития и применения эпидемиологических знаний в улучшении здоровья населения. Сапарбеков М.К.: современная эпидемиология сложилась в стройную дисциплину о закономерностях распространения как инфекционных так и неинфекционных заболевании и продолжает развиваться в направлении разработки мер по снижению заболеваемости и полной ликвидации заболевании. Оценивая итоги и перспективы развития эпидемиологического изучения неинфекционных болезней, 51-я сессия Общего собрания АМН СССР (1984) постановила: «Считать одной из важнейших задач медицинской науки дальнейшее расширение исследований в области эпидемиологии неинфекционных заболеваний для последующего использования результатов этих исследований в практике здравоохранения». Не меньшую заинтересованность в развитии различных видов эпидемиологических исследований проявила и Всемирная организация здравоохранения. Так, 41-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения отметила значение эпидемиологии «как одного из средств формулирования рациональной политики в области здравоохранения», признала важную роль эпидемиологии «не только в изучении причин и средств профилактики заболеваемости, но также в исследовании систем здравоохранения, информационной поддержке, оценке технологии, в управлении службами здравоохранения и их оценке» и настоятельно призвала государства - члены ВОЗ более широко использовать эпидемиологические данные и методы «в подготовке, обновлении, мониторинге и оценке их стратегий достижения здоровья для всех. Учение об эпидемическом процессе. Современная структура эпидемиологического метода. Учение об эпидпроцессе охватывает такие вопросы, как: 1. определение эпидпроцесса? – по Громашевскому- это непрерывная цепь, следующих друг за другом последовательно возникающих одно из другого специфических инфекционных состоянии (больные, носители) или эпидемических очагов. – по Белякову- это процесс возникновения и распространения инфекционных заболевании среди людей. 2. Закон эпидемиологии о 3-х звеньях эпидемического процесса? Непрерывность течения эпидпроцесса поддерживается взаимодействием трех факторов: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивое население. а. Источник инфекции - это объект естественного пребывания и размножения возбудителя, естественная среда его обитания, обеспечивающая сохранение паразита как вида. Источник возбудителя инфекции — зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей. Резервуар источника возбудителя инфекции — совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов — домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов — абиотические объекты окружающей среды. В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов: 1) описательно-оценочные; 2) аналитические; 3) экспериментальные; 4) прогностические. Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризующиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официальной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значимость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Экономическая значимость указывает на затраты, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания. Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявит причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями. Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются: 1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности действию изучаемого фактора больных и небольных определенной болезнью; 2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и условия. формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени; 3) метод оперативного эпидемиологического анализа: позволяет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время. Экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний. необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследованиях различают три варианта экспериментов: а) контролируемый эксперимент; б) неконтролируемый эксперимент; в) естественный эксперимент. Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия). Неконтролируеуиый эксперимент в эпидемиологии - это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения. По истечении определенного периода времени оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых профилактических мероприятий. Естественный эксперимент - это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы. Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы: 1) формально-математические прогностические методы; 2) детерминированные прогностические методы. При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не будут. При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования относится к области научных исследований.
|