Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение об эпидемическом процессе. Современная структура эпидемиологического метода





Перспективы развития и применения эпидемиологических знаний в улучшении здоровья населения.

Сапарбеков М.К.: современная эпидемиология сложилась в стройную дисциплину о закономерностях распространения как инфекционных так и неинфекционных заболевании и продолжает развиваться в направлении разработки мер по снижению заболеваемости и полной ликвидации заболевании.

Оценивая итоги и перспективы развития эпидемиологического изучения неинфекционных болезней, 51-я сессия Общего собрания АМН СССР (1984) постановила: «Считать одной из важнейших задач медицинской науки дальнейшее расширение исследований в области эпидемиологии неинфекционных заболеваний для последующего использования результатов этих исследований в практике здравоохранения». Не меньшую заинтересованность в развитии различных видов эпидемиологических исследований проявила и Всемирная организация здравоохранения. Так, 41-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения отметила значение эпидемиологии «как одного из средств формулирования рациональной политики в области здравоохранения», признала важную роль эпидемиологии «не только в изучении причин и средств профилактики заболеваемости, но также в исследовании систем здравоохранения, информационной поддержке, оценке технологии, в управлении службами здравоохранения и их оценке» и настоятельно призвала государства - члены ВОЗ более широко использовать эпидемиологические данные и методы «в подготовке, обновлении, мониторинге и оценке их стратегий достижения здоровья для всех.

Учение об эпидемическом процессе. Современная структура эпидемиологического метода.


Эпидемический процесс — это непрерывная цепь последовательно возникаю­щих и взаимосвязанных инфекционных состояний (больные, носители), про­являющаяся в виде эпидемических очагов с одним или несколькими больны­ми и носителями. В полной мере это определение применимо к антропонозам, т.е. болезням, при которых резервуаром и источником инфекции является человек. При зоонозах и сапронозах эпидемический процесс имеет не цепной, а веерообразный характер. Эпидемический процесс, или процесс распростра­нения инфекционных болезней среди населения, — это сложное, социально обусловленное явление, слагающееся из взаимодействия трех основных эле­ментов: источника инфекции, путей передачи и восприимчивого к данной инфекции макроорганизма (рис. 1). Эти элементы тесно связаны между собой и обеспечивают непрерывность течения эпидемического процесса. При устра­нении одного из факторов распространение инфекционной болезни прекра­щается.

Учение об эпидпроцессе охватывает такие вопросы, как:

1. определение эпидпроцесса?

– по Громашевскому- это непрерывная цепь, следующих друг за другом последовательно возникающих одно из другого специфических инфекционных состоянии (больные, носители) или эпидемических очагов.

– по Белякову- это процесс возникновения и распространения инфекционных заболевании среди людей.

2. Закон эпидемиологии о 3-х звеньях эпидемического процесса?

Непрерывность течения эпидпроцесса поддерживается взаимодействием трех факторов: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивое население.

а. Источник инфекции - это объект естественного пребывания и размножения возбудителя, естественная среда его обитания, обеспечивающая сохранение паразита как вида. Источник возбудителя инфекции — зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

Резервуар источника возбудителя инфекции — совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов — домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов — абиотические объекты окружающей среды.

В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов: 1) описательно-оценочные; 2) аналитические; 3) экспериментальные; 4) прогностические.

Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризующиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официальной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значимость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Экономическая значимость указывает на затраты, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания.

Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявит причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются: 1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности действию изучаемого фактора больных и небольных определенной болезнью; 2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и условия. формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени; 3) метод оперативного эпидемиологического анализа: позволяет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

Экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний. необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследованиях различают три варианта экспериментов: а) контролируемый эксперимент; б) неконтролируемый эксперимент; в) естественный эксперимент.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируеуиый эксперимент в эпидемиологии - это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения. По истечении определенного периода времени оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых профилактических мероприятий.

Естественный эксперимент - это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы: 1) формально-математические прогностические методы; 2) детерминированные прогностические методы.

При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не будут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования относится к области научных исследований.
Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический процесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпидемиологический метод).

Date: 2015-07-01; view: 1634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию