Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды рынков. Рыночная инфраструктура





Термин «рынок» используют для обозначения всей рыноч­ной экономики, экономических отношений, охватывающих и сферу обмена, и сферы производства, потребления. Это очень


 




сложное образование. Правильнее говорить о рыночной систе­ме, которая включает в себя многообразные виды рынков, свя­занных между собой. Важнейшие элементы этой системы:

1) рынок товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на рынок средств производства, рынок предметов потреб­ления, рынок информации;

2) финансовый рынок, объединяющий инвестиционный, кре­дитный рынки, а также рынок ценных бумаг, денег;

3) рынок труда.

Проблемы какого-либо вида рынка вызывают сбои во всей системе. Оказывая воздействие на какой-либо рынок, государ­ство может повлиять на рыночную экономику в целом.

Помимо экономического назначения можно взять'и другие критерии классификации рынков:

• по географическому положению: местный; региональный; национальный; мировой;

• по степени ограничения конкуренции: свободный; моно­полистический; олигархический; смешанный;

• по отраслям производства: зерновой; автомобильный и т.д.;

• по характеру продаж: оптовый; розничный;

• с точки зрения соответствия действующему законодатель­
ству: легальный (законный); нелегальный (теневой).
Современный рынок характеризуется развитой инфраструк­
турой
— совокупностью учреждений, фирм, которые обеспе­
чивают успешное функционирование рыночных отношений.
Инфраструктура призвана облегчить участникам рыночных от­
ношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизован­
ный характер их деятельности.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, торговыми предприятиями, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фон­довые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды, биржи труда, миграционные службы и т.д.

Основные элементы инфраструктуры - торговая сеть, бир­жи, банки.

Помимо них современный рынок немыслим без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений конт­роля и ревизии (консалтинговые и аудиторские компании).


В России первая биржа была создана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К 1917 г..число российских бирж достигло 114. После 1917 г. биржевое дело угасло. В период нэпа, в начале 20-х гг., оно возродилось, но в конце 20-х гг. биржи были ликви­дированы и только в 90-е гг. XX в. начали возрождаться.

Биржа — рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валют, ценных бумаг и

рабочей силы.

В зависимости от предмета торгов различают товарные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда. Товарные биржи -это организованный рынок материальных, вещественных объек­тов: сырья, оборудования, зерна, металла и т.п. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представ­лены разнообразные товары, называются универсальными. Бир­жа не является местом непосредственной купли-продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты и на осно­ве спроса и предложения формируются цены.

Фондовые биржи - особым образом организованный ры­нок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бу­маг. Торговля ценными бумагами ведется по принципу аукци­онной продажи, когда ценные бумаги приобретает тот, кто предложит наибольшую цену.

На валютной бирже происходит торговля крупными парти­ями валюты. Валютные биржи могут входить в состав фондо­вых. На фондовых биржах устанавливается рыночная цена, т.е. биржевой курс (котировка) ценных бумаг, определенный отно­шением рыночной цены к номинальной стоимости акции, об­лигации.

Биржа труда специализируется на организации процессов купли-продажи рабочей силы как специфического товара.

Биржи организуются в формах государственных и частных, но чаще, всего биржа - это акционерное общество. Доход бир­жи образуется за счет процента от стоимости продаж товаров, валюты, ценных бумаг, дохода от продажи брокерских мест и

учредительных взносов.

Биржа во всех ее формах, с одной стороны, входит в ин­фраструктуру рыночной экономики, а с другой - является са­мостоятельной формой предпринимательства.

Деятельность каждой биржи базируется на уставе. Во гла­ве биржи стоит биржевой комитет (совет управляющих).


1.3. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение

1.3.1. Товар как экономическая категория. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара

Обмани меня в цене, но не в товаре.

Томас Фуллер

Центральной категорией рынка выступает товар - продукт, предназначенный не для собственного потребления, а для об­мена или продажи. Любой товар имеет такие характеристики: потребительную стоимость, меновую стоимость, стоимость и цену.

Потребительная стоимость — это полезность товара, его способность удовлетворять определенную потребность, причем потребность не производителя этого товара, а других людей, в этом смысле товар обладает общественной потребительной сто­имостью.

Меновая стоимость - количественное соотношение, в ко­тором одни товары обмениваются на другие. При бартерном обмене, например, 5 м холста оказались эквивалентны 50 кг зерна. Меновая стоимость I м холста = 10 кг зерна (1:10). С появлением денег у товара появляется цена. Рыночная цена -это та сумма денег, которую покупатель уплачивает, а продавец получает за единицу товара. Вокруг вопроса о рыночной цене, стоимости товара ведутся дискуссии. Разные ученые неодина­ково подходят к обоснованию стоимости и цены товара.

Если товары обмениваются, то что делает их соизмеримы­ми при обмене? Марксистская теория общим основанием об­мена считает стоимость товаров. Стоимость понимается как затраты труда, затраты умственной и физической энергии про­изводителей на производство данного товара. Затраты труда могут измеряться только временем, затраченным на производ­ство товара. Но у разных производителей это время может быть разным в силу конкретных условий, технической оснащеннос­ти предприятия и рабочего места, квалификации работника и т.п. Поэтому рабочее время, необходимое для производства то­вара у отдельного производителя, - это индивидуальное рабо­чее время, определяющее индивидуальную стоимость товара.


На рынке же товары обмениваются не по индивидуальным затратам, а по общественно необходимым, т.е. по обществен­ной стоимости. Под общественно необходимым рабочим вре­менем понимается время, необходимое для производства дан­ного товара при общественно нормальных условиях работ и при средней умелости работника и интенсивности (напряженности) труда. Таковы основы трудовой теории стоимости товара.

Товар имеет две неразрывные стороны — полезность и сто­имость (как затраты труда) потому, что труд, создающий товар, также двойствен. Труд каждого производителя выступает в кон­кретной форме: это не просто труд, а труд портного, сапожни­ка, учителя, шахтера и т.п. Конкретные виды труда различают­ся по своим орудиям труда, предметам труда, технологиям. В результате конкретного труда получают совершенно конкретные блага: портной произведет одежду, шахтер добудет уголь, учи­тель окажет образовательную услугу и т.д., т.е. конкретный труд создает определенную потребительную стоимость (полезность).

В то же самое время на труд любого производителя можно посмотреть иначе - как на затрату физической и умственной энергии. В этом смысле все виды труда предстанут одинаково, просто как расходование человеческих сил, а произведенные полезные блага — как средоточие израсходованных сил. Эти затраты человеческой энергии, общие для любого вида труда, представляют собой абстрактный (отвлеченный от своего кон­кретного содержания) труд. Абстрактным трудом создается сто­имость товара, следовательно, стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд. В каждом товаре присутствует разная величина абстрактного труда. Если обме­нялись товары, то это означает обмен эквивалентных благ, т.е. равного по величине содержащегося в них абстрактного труда. Абстрактный труд — категория товарного производства, она не существует там, где нет необходимости сравнивать разные виды конкретного труда при обмене результатами деятельности.

Двойственность труда выражается не только в том, что он конкретный и абстрактный, но и в том, что он одновременно частный и общественный. Конкретный труд производителя в товарном производстве выступает как частный труд, так как за­трачивается исходя из интересов производителя, выпускающе­го те товары, которые приносят ему на рынке выгоду. Но в то же время это труд и общественный, поскольку товар произво­дится для рынка, т.е. для удовлетворения потребностей других людей. Эта сторона труда проявит себя только на рынке: если


товар куплен, значит, он действительно нужен обществу. Это как бы подтверждает общественный характер затрат труда.

Теперь рассмотрим объяснение ценообразования с иных позиций. Так, неоклассическая теория исходит из полезности товара. Покупатель ищет ценность товара в его полезности. Раз обмениваются полезные вещи, то не логично ли предположить, что стоимость определяется мерой полезности?

Из теоретических представлений итальянского экономис­та Ф. Галиани (1728—1787) следует, что наивысшую ценность должны иметь товары, обладающие наивысшей полезностью, например продукты питания. Но еще А. Смит, классик эконо­мической теории, отметил, что данная взаимосвязь не соответ­ствует действительности. Его замечание получило название «па­радокс Смита»: если ценность вещи зависит от ее полезности, то почему блага, имеющие в нормальных условиях наивысший полезный эффект (хлеб, молоко, вода), ценятся ниже, чем бла­га, полезность которых для человека весьма относительна (брил­лиант)?

В конце XIX в. ряд экономистов: англичане У. Джевонс (1835-1882) и А. Маршалл (1842-1924), австрийцы К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926) и Е. фон Бём-Баверк (1851-1914), швейцарец Л. Вальрас (1834-1910) и другие пред­ложили теоретическое решение данной проблемы через введе­ние понятия предельная полезность. Согласно этому решению, величина ценности материальных благ определяется величиной пользы данного блага для конкретного человека. При этом речь идет не вообще о величине пользы, а о предельной полезности блага.

Предельная полезность блага — это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида про­дукта (или полезность последней из купленных единиц). Чем больше товара, тем меньше ценность каждой его единицы. Об­щая экономическая ценность блага равна его предельной по­лезности, умноженной на количество благ. При этом получен­ная величина является субъективной оценкой блага тем или иным потребителем. Ценность единицы какого-либо блага оп­ределяется степенью важности этой единицы. У каждого поку­пателя своя индивидуальная шкала желаний и предпочтений.

Анализируя категории «полезность» и «предельная полез­ность», неоклассики выявили закон убывающей предельной полезности: полезность каждой следующей единицы потребля­емого блага снижается. Происходит это по причинам уменьше-


ния редкости блага с ростом его запаса (или покупок, потреб­ления), уменьшаются приносимое этим благом удовлетворение и степень надобности в следующей единице.

Приведем два определения товара. Первое - марксистское, второе — неоклассическое:

1. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

2. Товар - экономическое благо, т.е. имеющееся в ограничен­ном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос.

Марксистская и неоклассическая концепции при всех их различиях скорее не противостоят, а дополняют друг друга. За­тратный подход (с позиции трудовой теории стоимости) выс­тупает на стороне предложения (производства), подход с пози­ции предельной полезности - на стороне спроса. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разре­зает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» (А. Маршалл).

В экономической реальности находит свое проявление и одна и другая теория. Предельная полезность - это цена спро­са, издержки производства (затраты труда) - цена предложения. Если на рынке какого-либо товара его предложение превысит спрос, то цена закономерно упадет (ибо предельная полезность товара в ситуации затоваривания снижается). И наоборот, пре­вышение спроса над предложением товара подтолкнет его иену вверх, так как дефицит означает усиление редкости блага, уве­личение его предельной полезности как полезности последней единицы имеющегося запаса блага.

На уровне совпадения спроса и предложения «работает» трудовая стоимость: цена соответствует стоимости, т.е. обще­ственно необходимым затратам, рыночная цена полностью со­впадает с общественной стоимостью товара. Это означает, что продукта произведено столько, сколько требуется всем покупа­телям. Следовательно, труд, затраченный на производство это­го продукта, является общественно необходимым.

Цена товара - важнейший элемент рынка. Она свободна и в силу этого выполняет важные функции: 1. Информационная. Эта функция заключается в том, что цена

показывает («сигнализирует») производителю, что нужно

рынку. Рост цены на какой-то товар означает выгодность

его производства, и наоборот.


2. Стимулирующая. Цена заставляет производителей снижать свои затраты, поскольку при сложившемся уровне цен до­ход тем больше, чем меньше издержки.

3. Распределительная. Через движение цен на товары распре­деляются экономические ресурсы общества по отраслям хозяйства и устанавливаются необходимые пропорции в экономике.

Дефицит какого-либо ресурса или товара ведет к росту цены на него. Это сигнал производителям данного продукта, и они будут переключать ресурсы на его производство. Также в эти отрасли будет наблюдаться приток рабочей силы. В конце концов диспропорция в виде дефицита выровняется. Обратный процесс оттока ресурсов и уменьшения производства данного товара будет происходить в отраслях, «перенасыщенных» ка­ким-либо товаром.

Таким образом, через механизм рыночного ценообразова­ния происходит самонастройка экономики.

1.3.2. Сущность и функции денег.

Количество денег в обращении

Понимание механизмов функционирования современного рыночного хозяйства невозможно без ясного представления о роли денег. По сути дела в современном мире в денежной фор­ме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.

Цена - это денежное выражение стоимости товара (или рыночная ее форма).

Многовековая история развития денег, насыщенная мно­жеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетель­ствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

Деньги возникли не как продукт соглашения между людь­ми, а как результат их естественной хозяйственной жизни, по­этому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т. Это называется бартером.


Однако при расширении обмена бартер натолкнулся на серьезные затруднения, потому что не давал возможности вла­дельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и вре­мя покупки, требуя множества промежуточных торговых сделок.

Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т^Д-Tj. Он преодолевает ограниченные возможности бартера благодаря использованию денег.

Долгое время роль денежных товаров (денег), которые бес­препятственно обменивались на любой другой товар (т.е. были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, различные продукты питания. К примеру, в Древней Руси оп­ределенное количество шкурок белки или куницы можно было обменять на коня или дом. Название русской денежной едини­цы - куны - напоминает о кунице. Казна на Руси называлась скотницей. Когда люди научились обрабатывать металл, то по­явились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет. Потом роль денег закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром. Произошло это в силу природных свойств золота - его удобно хранить, перевозить; это однородный металл, лег­ко делится на части, не теряя своей ценности; хорошо сохра­няется.

Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать слиток, стали выпускать мо­неты — куски золота или серебра определенного веса и формы, на которых ставили штамп.

Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно сти­рались. Монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конце кон­цов возникла возможность заменить полноценные деньги бу­мажными (банковские билеты, казначейские билеты). Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распрос­транены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчетах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальных кни­ги, счета. В последние десятилетия широкое развитие получи­ли «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD, EUROCARD, ORTCARD.


 




Однако сущность денег как экономического явления прак­тически не претерпела изменений. В большинстве современных учебников деньги рассматриваются как всеобщий эквивалент товаров и услуг, выполняющий функции измерения их стоимо­сти, оплаты в процессе обмена и сохранения стоимости на бу­дущее. Любое средство, отвечающее этим требованиям, в какой бы форме оно ни выступало, можно считать деньгами.

Деньги — это всеобщий эквивалент товаров, выступающий мерой их стоимости, средством обращения и средством сохра­нения стоимости.

Роль денег в экономике и их сущность станет яснее, если подробнее рассмотреть их функции. Основные из них - изме­рение стоимости и обеспечение товарообмена. В процессе эво­люции отношений обмена, ускорившегося в связи с появлени­ем денег, последние стали выполнять еще одну функцию - быть средством сохранения стоимости (средство накопления).

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свою стоимость в деньгах, представляемых мысленно, т.е. в идеаль­ных деньгах. Цена — показатель величины стоимости товара. Рыночная цена товаров, как правило, не совпадает с их стоимо­стью по величине.

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посред­ника в обмене товаров (Т,—Д—Т2): осуществив продажу товаров (Т^-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т2). Средством обращения высту­пают только реальные деньги. Общественная роль денег, их место в экономической системе состоят в том, что они высту­пают средством соединения различных производителей и потре­бителей, обособленных в условиях разделения труда, в единый экономический организм.

Американский экономист Милтон Фридмен, представитель одного из современных теоретических направлений — монета­ризма, называет деньги временным вместилищем покупатель­ной силы. В этом образном выражении деньги представлены в еще одной важной функции — они служат средством сохране­ния стоимости (средством накопления). В этом своем качестве они становятся особого рода финансовым активом — средством, хранимым на протяжении времени и обеспечивающим челове­ку, владеющему им, покупательную способность в будущем.

Финансовые активы обладают свойством ликвидности.


Ликвидность - способность быть превращенным в налич­ные деньги в случае необходимости осуществления различных платежей. Деньги абсолютно ликвидны, поэтому являются иде­альным средством сохранения стоимости.

В сфере обращения всегда должно находиться определен­ное количество денег, которое регулируется законами денежно­го обращения. В самом общем виде закон денежного обращения может быть сформулирован так: количество денег, обслужива­ющих товарооборот, должно находиться в прямой пропорцио­нальной зависимости от суммы цен товарной массы и в обрат­ной пропорциональной зависимости от скорости обращения денег:

К4 где К - количество денег, необходимое для товарного обра­щения;

Ц — сумма цен реализуемых товаров;

О — число оборотов одноименных денежных единиц за оп­ределенный период времени (например, за год).

Так как одни и те же деньги в течение года неоднократно переходят из рук в руки, обслуживая продажу многих товаров, то количество денег в обращении меньше, чем сумма товарных цен.

Подобно тому, как в столовой, в которой ежедневно обе­дают 500 студентов, вовсе не нужно иметь 500 ложек, посколь­ку за день одна и та же ложка обслужит много студентов, точ­но так же стране вовсе не требуется иметь денег в обращении на такую сумму, которая равнялась бы сумме цен проданных товаров. Если сумма цен товаров, проданных в стране за год, составляет 100 млрд дол., а каждый доллар делает в год 10 обо­ротов, то для обращения понадобится только 10 млрд дол.

А что будет происходить в случае нарушения закона денеж­ного обращения? Если денежная масса увеличится, а товарная масса в экономике останется прежней, то это вызовет рост цен. Если же денег не будет хватать, то это вызовет также негатив­ный результат — неплатежи, скопление товаров на складах и как следствие — замедление экономического развития. Поэтому го­сударство, ответственное за предложение денег в стране, дер­жит этот вопрос под контролем, ориентируясь на требование экономического закона денежного обращения.


1.4. Спрос и предложение - важнейшие

Date: 2015-07-01; view: 1600; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию