Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Производственные возможности российской экономики





Что касается экономики России, то ее ресурсный потен­циал следующий. Обеспеченность природными ресурсами очень высока. Наша страна занимает первое место в мире по запасам леса, гидроэнергоресурсов, угля, железной руды, калийных со­лей. По большинству других полезных ископаемых доля Рос­сии в мире довольно высока (природного газа — 35%, нефти — 12, железных руд — 17%), что позволяет хозяйству развиваться на базе собственных ресурсов. Но производственные возмож­ности общества зависят от конкретного «расклада» ресурсов в экономике, от того, как они используются.

Высокая степень обеспеченности ресурсами имеет свои минусы: в течение длительного времени экономика вовлекала в хозяйственный оборот все больше природных ресурсов, а эф­фективность их использования была очень низкой. Характер­ной была такая черта хозяйствования, как расточительность.

К тому же российская промышленность имела две особен­ности — милитаризованность (огромная доля военной промыш­ленности) и непотребительский характер (резкое преобладание тяжелой промышленности и недоразвитость легкой). В 70-80-е гг. XX в. военно-промышленный комплекс России состав­лял более половины всего машиностроения, значительную долю других отраслей, производил больше всех в мире танков, воен­ных самолетов.

«Перетяжеленность» промышленности вела к «самоедской» экономике, направленной на «перемалывание» природных ре­сурсов, расширение «производства для производства», а не «производства для потребления», в стране не хватало бытовой техники, продуктов питания и многих других товаров народно­го потребления.

В плане трудовых ресурсов Россия с начала 90-х гг. пере­живает затяжной демографический кризис, обусловленный как долговременными причинами (преобладание современного типа воспроизводства населения, демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов — социально-экономического кризиса 90-х гг.

Вместе с тем в начале XXI в. наметилось повышение доли населения трудоспособного возраста. Но профессиональная подготовка рабочей силы по довольно широкому кругу специ­алистов во многих случаях не соответствует потребностям ры­ночной экономики и современного уровня техники.


В период экономических реформ меняется сама структура народного хозяйства. Выход из негативной ситуации возможен через увеличение в структуре народного хозяйства доли науко­емких и других ресурсосберегающих отраслей и растущее исполь­зование технологий с низкими затратами энергии и материалов. Таким образом, необходимо не количественное наращивание ресурсов производства, а качественное их совершенствование.

Российской ситуации соответствует графическое изображе­ние производственных возможностей в точке, находящейся внутри границы (ситуация неполного использования ресурсов). Если изображать кривые производственных возможностей раз­ных экономик, то кривые трансформации развитых стран бу­дут находиться правее кривой трансформации России.

Контрольные вопросы и задания

1. Принято решение строить новый бассейн. Цена выбора
этого решения определяется наиболее точно:

а) суммой денег, отпущенных на строительство;

б) сметной стоимостью строительства;

. в) затратами труда, капитала и природных ресурсов; г) другими материальными благами и услугами, от которых придется отказаться в пользу строительства бассейна.

2. Как оценить альтернативные издержки?

3. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной системой;

г) экономическим кризисом. .,...:,

4. В каком случае говорят, что производство экономически эффективно?

5. Почему кривая производственных возможностей вогнута по отношению к началу координат?

6. Что означает закон роста альтернативной стоимости? Объясните причины роста альтернативной стоимости при изменении структуры общественного производства.

7. На общественном транспорте, в том числе и такси, дей­ствуют единые тарифы. Объясните, почему тогда экономи­сты утверждают, что:


а) стоимость проезда в общественном транспорте (кроме
такси) для бизнесмена выше, чем для рабочего?

б) стоимость проезда в такси для бизнесмена ниже, чем

для рабочего? 8, Чтобы посмотреть «Жизель» в Большом театре, вам необ­ходимо отстоять 3,5 часа в очереди в кассу или купить этот билет за 2500 руб. на улице. Как вы поступите, если вы:

а) бизнесмен;

б) пенсионер.

Блицопрос (да/нет)

1. Линия производственных возможностей показывает макси­мальное количество благ, которое можно произвести в дан­ной экономической системе с данными ресурсами.

2. Альтернативная стоимость строительства новой школы — это затраты на наем учителей для новой школы.

 

3. Для студентов альтернативную ценность обучения в уни­верситете отражает максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу.

4. Экономика эффективна, если полностью используются все

ресурсы.

5. Альтернативная стоимость — это стоимость товара или ус­
луги, измеряемая ценой покупаемого товара.

6. Неполное использование ресурсов в графической интерпре­тации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей.

7. Можно ли увеличить производство всех товаров в случае экономически эффективного производства?

 

8. Всякие ли затраты являются альтернативными?

9. Альтернативная стоимость платы за ваше обучение - это выгода от наилучшего помещения денег, идущих на оплату

за обучение. 10. С увеличением оплаты труда альтернативная стоимость сво­бодного времени не уменьшается.

Литература 1. Куликов J1.M. Экономическая теория. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Тема 2, § 4.



2. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 3. § 4, 5.

3. Макконнвлп К.Р., БрюС.Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика / Пер. с англ.: В 2 т. - М.: Республика, 1992.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. - Гл. 2.

5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. — Ростов н/Д, Феникс, 1998. - Лекция 4.

6. Фишер С, Дорнбуш Р., Шламензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1993.

7. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 1. § 2.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Сферы практического применения кривой производствен­ных возможностей.

2. Выбор как всеобщая проблема жизни.

3. Производственные возможности экономики России.

4. Производственные возможности в условиях экономическо­го роста.

Глава 4

Собственность как основа производственных отношений

Кто имеет, тому дано будет, а кто не име­ет, у того отнимется и то, что имеет. Новый Завет. Евангелие от Марка








Date: 2015-07-01; view: 1142; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию