Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вершина» и «корень» ножного тай-инь канала селезенки• Канон «Лин шу»: «„Корень" ножного тай-инь [канала селезенки] — на 4 цуня вверх от места перед Чжун-фэн [F.4], „вершина" — в шу-точке спины и в корне языка». Комментарии: «на 4 цуня вверх от места перед Чжун-фэн F.4» расположена точка Сань-инь-цзяо RP.6. Шу-точкой спины селезенки является Пи-шу V.20. В области «корня языка» расположена точка Лянь-цюань VC.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-инь канала селезенки можно рассматривать точку Сань-инь-цзяо RP.6, а в качестве «вершины» — точки Пи-шу V.20 и Лянь-цюань VC.23. В широком смысле в качестве «корней» можно рассматривать места прохождения каналов и соответствующие точки на конечностях, а в качестве «вершин» — места прохождения каналов и их точки на туловище и голове. Таким образом, теория «вершин» и «корней» отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот. Эта связь выражается по двум основным направлениям: 1) распространение болезни, 2) выбор точек при лечении.
Самые ранние упоминания о связи «вершин» и «корней» в процессе патологических изменений содержатся в каноне «Лин шу», например: «...при избытке [патогенного жара] внизу — жар [во всем теле]». В качестве основных причин слабости и нарушения чувствительности мышц конечностей обычно указываются скопление патогенного жара в легких и желудке или недостаток Ци печени и почек. В дальнейшем врачи пополнили и развили учение о «вершинах» и «корнях» из канона «Лин шу» и сформировали методы выбора точек по принципам: «болезнь вверху — использовать точки внизу», «болезнь внизу — использовать точки вверху», «при болезнях „вершин" использовать „корни"», «при болезнях „корней" укалывать „вершины"», тем самым обогатив учение о каналах и коллатералях. Множество примеров использования точек в древних письменных источниках можно объяснить с позиций теории «вершин» и «корней». Например: - Цзу-цяо-инь VB.44 — шум в ушах, глухота («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.)); - Ли-дуй Е.45 — боль и отечность в горле («Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.)); - Ян-лао IG.6 — боль в глазах («Вянь Цюэ шэнь ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Яшмового дракона, 1329 г.); - Фу-лю R.7 — сухость во рту («Чжэнь цзю цзы шэн цзин» (Канон, обязанный появлением иглоукалыванию и прижиганию, 1220 г.). При рассмотрении понятий «вершин» и «корней» в широком смысле примеров будет значительно больше. Можно выделить три основных направления использования точек: 1) использование точек области «корней» при лечении болезней области «вершин»: - Цзу-сань-ли Е.36 — болезни области живота («Песня о четырех общих точках», XVI в.); - Вэй-чжун V.40 — болезни области поясницы и спины (там же); - Ле-цюэ Р.7 — болезни области головы и шеи (там же); - Хэ-гу GI.4 — болезни области лица и рта (там же); - Чжи-инь V.67 — болезни области головы и лица («Песня под рукой», XVI в.); - Шао-фу С.8 — болезни области грудной клетки (там же); - Чжун-чжу TR.3 — болезни области надплечья и спины (там же); - Чжи-гоу TR.6 — боль в подреберье (поэма «Прояснение таинства», XIII в.); 2) использование точек области «вершин» при лечении болезней области «корней»: - Ди-цан Е.4 — слабость и нарушение чувствительности в конечностях («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.)); - Фу-бай VB.10 — слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях («Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника, 752 г.); - Фэн-фу VG.16 — болезни области бедер и ступней («Песня под рукой», XVI в.); - Хунь-мэнь V.47 — спазмы мышц и боли в суставах конечностей (поэма «Прояснение таинства», XIII в.); 3) сочетание точек, расположенных в областях «вершин» и «корней»: - Лянь-цюань VC.23 и Чжун-чун МС.9 — припухлость и боль под языком (поэма «Сто болезней», XVI в.); - Гуань-юань VC.4 и Да-дунь F.1 — грыжа (песня «Яшмовый дракон», XIII в.); - Цзин-мин V.1, Хэ-гу GI.4 и Гуан-мин VB.37 — болезни глаз («Поэма Си Хуна», XII в.); - Сань-цзянь GI.3 и Шэнь-шу V.23 — боль в области надплечья и спины (там же).
«Основания» и «средоточия»
Теория «оснований» (гэнь)[1] и «средоточий» (цзё) во многом сходна с теорией «вершин» (бяо) и «корней» (бэнь). В обоих случаях имеется ввиду взаимосвязь каналов на конечностях с туловищем и головой. Кроме того, в отдельных случаях местоположение «оснований» и «корней», «средоточий» и «вершин» совпадает. Тем не менее, существуют выражения: «выше „оснований" имеются „корни"» и «выше „средоточий" имеются „вершины"». Конкретное описание мест расположения «оснований» и «средоточий» имеется в каноне «Лин шу»: - „Основание"тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие" — во „вратах жизни ". „Врата жизни " — это глаза[2]. - „Основание"ян-мин [желудка]находится в Ли-дуй [Е.45], - „средоточие" — в Сан-да[3]. Сан-да — это Цянь-эр[4]. - „Основание"шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44],„средоточие" — в Чуан-лун[5]. Чуан-лун — это в ушах... - „Основание" тай-инь [селезенки]находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие" — в Тай-цанв[6]. - „Основание" шао-инь [почек] — в Юн-цюань [R.1], „средоточие" — в Лянь-цюань [VC.23]. - „Основание"цзюэ-инь [печени] — вДа-дунъ [F.1], „средоточие" — в Юй-ин1, связывается в Тань-чжун2» (таблица 11). Записей об «основаниях» и «средоточиях» ручных Инь и Ян каналов в сохранившихся до наших дней вариантах канона «Лин шу» нет. Однако, в книге Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) имеется такая запись: • «В каноне „Лин шу"сказано: - „Основание" тай-инь [селезенки] находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие" — в Да-бао [RP.21]. - „Основание"шао-инь [почек]находится в Юн-цюань [R.1], „средоточие" — в Лянь-цюань [VC.23]. „Основание"цзюэ-инь [печени]находится вДа-дунь [F.1], „средоточие" — в Юй-тан [VC.18]. - „Основание"тай-ян [мочевого пузыря]находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие" — в глазах. „Основание"ян-мин [желудка]находится в Ли-дуй [Е.45], „средоточие" — в Цянь-эр. „Основание" шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „средоточие" — в ушах. - „Основание" ручного тай-ян [тонкого кишечника] находится в Шао-цзэ [IG. 1 ],„средоточие" — в Тянь-чуан [IG.16]u Чжи-чжэн [IG.7]. - „Основание"ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR. 1], „средоточие" — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5]. - „Основание"ручного ян-мин [толстого кишечника]находится в Шан-ян [GL1], „средоточие" — в Фу-ту [GL18] и Пянь-ли [GI.6]. [В каноне «Лин шу»]нет записей об [„основаниях" и „средоточиях"] трех [ручных] Инь-каналов, поэтому не осмеливаюсь давать комментарии». Из приведенных отрывков следует, что все «основания» расположены в точках-истоках на конечностях, а «средоточия» — в определеных местах или точках на голове, груди и животе. В широком смысле не следует рассматривать в качестве «средоточий» какие-то определенные точки, тем более что в каноне «Лин шу» при описании «средоточий», как правило, нет указаний на конкретные точки, а все комментарии появились позже. • Кроме того, поскольку в каноне «Лин шу» нет описания «оснований» и «средоточий» ручных каналов, а также четких указаний на то, что речь идет именно о ножных каналах, можно предположить, что в данном случае подразумевалось шесть пар каналов по их принадлежности к определенной степени Инь и Ян, а «средоточия»— это места соединения канальной Ци ручных и ножных каналов с одинаковыми названиями: - ножной и ручной каналы тай-ян (мочевого пузыря и тонкого кишечника) проходят в области глаз и пересекаются в точке Цзин-мин V.1; - ножной и ручной каналы ян-мин (желудка и толстого кишечника) проходят по горлу или пересекаются на лице (Ди-цан Е.4, Ин-сян GI.20); - ножной и ручной каналы шао-ян (желчного пузыря и Сань-цзяо) соединяются в области ушей; - ножной тай-инь канал селезенки проходит по области живота, а ручной тай-инь канал легких начинается в Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо); - ножной и ручной каналы шао-инь (почек и сердца) проходит по горлу, кроме того канал почек и коллатераль канала сердца связываются в корне языка; - ножной и ручной каналы цзюэ-инь (печени и перикарда) соединяются в груди. Знаменитый врач Доу Ханьцин (1196—1280 гг.) также предложил термин «четыре „основания" и три „средоточия"». То есть каналы на четырех конечностях являются «основаниями» и называются «четырьмя „основаниями"», а в определенных местах на трех частях тела (голове, груди и животе) — «средоточиями», называются «тремя „средоточиями"». В данном случае термины «основания» и «средоточия» применяются в более широком значении. В главе «Основания и средоточия» канона «Лин шу» также описаны точки — «основания», «течения», «потоки» и «вливания» шести ручных и ножных Ян-каналов. Точки «вливания» подразделяются на нижние и верхние. Все точки, кроме верхних точек «вливания», расположены на конечностях ниже локтевых и коленных суставов, что делает их схожими с пятью шу-точками (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья). Верхние точки «вливания» расположены на шее. Следует также отметить, что в приведенной выше цитате из книги Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) точки «вливания» ручных Ян-каналов соотносятся со «средоточиями». • В каноне «Лин шу» говорится: - «„Основание" ножного тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „течение" — в Цзин-гу [V.64], „поток" — в Кунь-лунь [V.60], „вливание" — в Тянь-чжу [V.10]u Фэй-ян [V.58]. - „Основание" ножного шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзуъ] цяо-инь [VB.44], „течение" — в Цю-сюй [VB.40], „поток" — в Ян-фу [VB.38], „вливание" — в Тянь-жун [IG.17] и Гуан-мин [VB.37] - „Основание" ножного ян-мин [желудка] находится в Ли-дуй [Е.45], „течение" — в Чун-ян [Е.42], „поток" — в Ся-лин1, „вливание" — в Жэнь-ин [Е.9] и Фэн-лун [Е.40]. - „Основание" ручного тай-ян [тонкого кишечника]находится в Шао-цзэ [IG.1 ], „течение" — вЯн-гу [IG.5], „поток" — в Сяо-хай [IG.8], „вливание" — в Тянь-чуан [IG.16] u Чжи-чжэн [IG.7]. - „Основание" ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR.1], „течение" — в Ян-чи [TR.4], „поток" — в Чжи-гоу [TR.6], „вливание" — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5]. - „Основание" ручного ян-мин [толстого кишечника]находится в Шан-ян [GI.1], „течение" — в Хэ-гу [GI.4], „поток" — в Ян-си [GI.5], „вливание" — в Фу-ту [GI.18] и Пянь-ли [GI.6]. Эти точки следует использовать при избытке в двенадцати каналах» (таблица 12). Последующие поколения врачей, на основании длительного клинического опыта, постоянно обогащали описанные выше теории, сформировав различные принципы сочетания и выбора точек. Теория «оснований» и «средоточий», так же как и теория «вершин» и «корней», отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот, что имеет важное руководящее значение в выборе вариантов лечения. Например, в книге «Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) говорится: «При болезнях головы и лица укалывайте Чжи-инь [V.67]». В данном случае голову и лицо следует рассматривать как «средоточие» ножного тай-ян канала мочевого пузыря, а мизинец стопы (место расположения точки Чжи-инь V.67) — как его «основание». Можно применять и обратный порядок, то есть при появлении болезней на конечностях, руководствуясь принципом «болезнь внизу — использовать точки вверху» выбрать для лечения точки на голове или туловище. В настоящее время описанные теории получают все большее развитие в методах сочетания точек при лечении болезней.
|