Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Данное издание является второй книгой серии «Китайская чжэньцзю-терапия», в которую планируется включить следующие части:





 

Предисловие

 

Данное издание является второй книгой серии «Китайская чжэньцзю-терапия», в которую планируется включить следующие части:

- Теоретические основы китайской медицины;

- Система каналов и коллатералей;

- Канальные и внеканальные точки;

- Лечение болезней методами чжэньцзю-терапии;

- Методы чжэньцзю-терапии.

Книга составлена путем перевода с китайского официальных учебных материалов институтов китайской медицины системы высшего образования КНР, в первую очередь, серии печатных изданий Института китайской медицины г. Тяньцзин, а также материалов Интернет-сайта Института китайской медицины г. Наньцзин. В ходе работы использовались справочные издания на китайском языке, в частности, «Чжэнь цзю да цы дянь» (Большой словарь иглоукалывания и прижигания, 1987 г.), «Чжун и да цы дянь» (Большой словарь китайской медицины, 1995 г.), а также многочисленные комментарии и толкования понятий китайской медицины из различных источников.

Тщательное исследование и сопоставление специфических терминов китайской медицины в ходе работы над книгой позволило произвести попытку систематизации терминологии, по возможности избежать неточностей в переводе.

Практика показывает, что эффективное использование чжэньцзю-терапии возможно только при оценке заболеваний с позиций традиционной китайской медицины. В задачу автора не входило сопоставление подходов китайской медицины с подходами западной медицины. Цель издания — дать единую систему фундаментальных знаний по классической чжэньцзю-терапии исключительно с позиций китайской медицины, причем основной упор делался на практическую ценность материала.

Книга может служить справочным пособием, а также учебным руководством для последовательного изучения предмета в целом. Кроме того, она может использоваться при проведении циклов усовершенствования по традиционной китайской медицине (рефлексотерапии, фитотерапии, диетотерапии) в институтах и на факультетах усовершенствования врачей.

Автор глубоко признателен рецензентам Григорию Иосифовичу Шумахеру и Александру Геннадьевичу Лесничеву за советы и ценные профессиональные замечания.

Автор будет глубоко признателен всем, кто сочтет необходимым высказать свои критические замечания и пожелания по содержанию книги, которые можно направлять по адресу:[email protected].

С наилучшими пожеланиями, Автор.

 

Система каналов и коллатералей

 

Учение о каналах и коллатералях — это основа теории чжэньцзю-терапии. Оно также имеет особое руководящее значение в других отраслях традиционной китайской медицины, является ее важнейшей составной частью.

Внутри организма каналы и коллатерали связаны с внутренними органами, снаружи — с мышцами и кожей. Нет места на теле человека, где бы не распространялись элементы системы каналов и коллатералей. Они являются путями циркуляции канальной Ци, в то же время — местом противоборства патогенной и жизненной Ци. Именно поэтому известный врач Чжу Гун (XI—XII вв.) писал: «Лечение болезней без знания каналов и коллатералей подобно блужданию в потемках, ведь неизвестны места нахождения патогенной Ци».

 

Истоки учения о каналах и коллатералях

 

По имеющимся письменным источникам, учение о каналах и коллатералях зародилось 2—3 тысячи лет назад. При раскопках захоронений в кургане Мавандуй близ города Чанша в провинции Ху-нань, датируемых 168 г. до н. э., были обнаружены книги по медицине. В частности, манускрипты на шелковой ткани «Цзу би ши и май цзю цзин» (Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов), «Инь Ян ши и май цзю цзин цзя бэнь» (Первая книга Канона прижигания одиннадцати Инь и Ян сосудов) и «Инь Ян ши и май цзю цзин и бэнь» (Вторая книга Канона прижигания одиннадцати Инь и Ян сосудов). Это самые ранние сохранившиеся до наших дней в первоначальном виде произведения, посвященные учению о каналах. Однако, термин «каналы» (цзин) в них не употребляется, вместо него используется термин «сосуды» (май). Описаны шесть «ножных» и пять «ручных сосудов» (отсутствует описание ручного цзюэ-инь канала перикарда). Описание линий прохождения «сосудов» по поверхности тела краткое, очень мало говорится об их связи с внутренними органами. В названия «сосудов» внутренние органы не включены. Кроме того, встречаются названия «зубной сосуд», «ушной сосуд», «плечевой сосуд», которых нет в более поздних книгах.

Многие фрагменты текстов этих произведений полностью совпадают с фразами из канона «Хуан-ди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) — одного из важнейших классических канонов, заложивших основы китайской медицины. Создание этого канона традиция относит к периоду легендарного первопредка китайцев Хуанди (Желтого императора) (2698—2589 гг. до н. э.). Однако, считается, что первоначальный вариант книги появился гораздо позже — во времена Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.), а самым ранним вариантом книги, сохранившимся до наших дней, является двенадцатитомное издание 1339 года. Поэтому дошедший до нас текст следует считать дополненным и переработанным.

Книга состоит из двух частей — канона «Су вэнь» (Основные вопросы) и канона «Лин шу» (Таинственная суть). Здесь содержатся сравнительно систематизированные сведения о каналах и коллатералях, то есть: каналы и коллатерали «внутри связаны с цзанфу-органами, снаружи — с суставами конечностей», связывают наружное и внутреннее, проходят насквозь вверх и вниз, объединяя различные ткани и органы человеческого тела в одно органичное целое. Вместе с тем, они служат путями циркуляции Ци и крови, обеспечивают координацию жизнедеятельности различных частей тела человека и поддержание баланса Инь и Ян. Впервые появляются термины «двенадцать главных каналов», «пятнадцать коллатералей», «ответвления каналов», «мышцы каналов», «кожные зоны», имеются разрозненные упоминания о восьми сосудах. Согласно записям в каноне, практически нет места на теле человека, где бы ни проходили каналы и коллатерали.

Следующим этапом развития учения о каналах и коллатералях следует считать книгу «Хуанди ба ши и нань цзин» (Канон восьмидесяти одной трудности [содержащейся в Каноне] Желтого императора [о внутреннем]) — сокращенное название: «Нань цзин» (Канон трудностей). Автором первоначального варианта книги считается Вянь Цюэ (407—310 гг. до н. э.). Книга в целом построена в форме вопросов и ответов, поясняющих трудные для понимания места канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). Систематизировано описание длины каналов и коллатералей, прохождения двенадцати каналов и пятнадцати коллатералей, впервые появляется термин «восемь сосудов».

Позже издаются книги, к которым приложены иллюстрации хода каналов. В первую очередь следует отметить книги «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты) Сунь Сымяо (581—682 гг.) и «Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника) Ван Тао (670-755 гг.).

В 1026 г. появляется книга Ван Вэйи (987—1067 гг.) «Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю ту цзин» (Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека). Основу книги составляет описание четырнадцати каналов и 354 канальных точек. Приложены иллюстрации хода каналов и местоположения точек. В этой книге впервые при описании каналов применяется термин «четырнадцать каналов» — то есть двенадцать главных каналов, а также сосуды Ду-май и Жэнь-май.

В 1341 г. издается книга Хуа Шоу (1304—1386 гг.) «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов), где термин «четырнадцать каналов» получает дальнейшее развитие. Здесь подробно описаны закономерности хода двенадцати каналов и восьми сосудов, приложены чертежи.

Выдающийся китайский фармацевт, врач и ученый Ли Шичжэнь (1518—1593 гг.), будучи непревзойденным авторитетом в традиционной китайской фармакологии, также произвел тщательные исследования восьми сосудов. В 1578 г. он издает книгу «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов), где подробно описаны линии прохождения восьми сосудов, а также связанные с ними болезни, предложены методы их лечения.

Очень подробно описаны линии прохождения и болезни каналов в книге Чэнь Хуэйчоу «Цзин май ту као» (Иллюстрированное исследование каналов), изданной в 1878 г.

Элементы системы каналов и коллатералей

 

Под каналами и коллатералями (цзин ло) подразумеваются пути в организме, по которым циркулируют Ци и кровь. Продольный ряд магистральных линий называется каналами, а ответвления от каналов, образующие сеть, которая связывает различные части всего организма, называются коллатералями. В каноне «Лин шу» говорится: «Каналов — двенадцать, скрытно проходят между границами мышц, глубоко и невидимо. Все коллатерали поверхностны и обычно видны».

 

Основными элементами системы каналов и коллатералей являются:

- двенадцать главных каналов;

- восемь сосудов;

- ответвления двенадцати каналов;

- пятнадцать коллатералей;

- мышцы двенадцати каналов;

- кожные зоны двенадцати каналов (рис. 1).

Основу системы каналов и коллатералей составляют двенадцать каналов, или двенадцать главных каналов. Они являются основными путями циркуляции Ци и крови в организме, связывают внутренние органы с поверхностью тела.

Двенадцать главных каналов подразделяются на три ножных и три ручных Ян-канала, а также на три ножных и три ручных Инь-канала. Кроме того, они соотносятся с определенным цзанфу-органом.

Каждый из двенадцати главных каналов имеет свои точки.

К двенадцати главным каналам относятся:

- ручной тай-инь канал легких;

- ручной ян-мин канал толстого кишечника;

- ножной ян-мин канал желудка;

- ножной тай-инь канал селезенки;

- ручной шао-инь канал сердца;

- ручной тай-ян канал тонкого кишечника;

- ножной тай-ян канал мочевого пузыря;

- ножной шао-инь канал почек;

- ручной цзюэ-инь канал перикарда;

- ручной шао-ян канал Сань-цзяо;

- ножной шао-ян канал желчного пузыря;

- ножной цзюэ-инь канал печени.

Основной функцией восьми сосудов является их способность вбирать в себя избыток Ци и крови двенадцати каналов при переполнении в них и отдавать их при опустошении, тем самым регулируя состояния недостатка и избытка. Кроме того, восемь сосудов во многих местах пересекаются с двенадцатью главными каналами, поэтому они также способствуют усилению связей между каналами.

К восьми сосудам относятся:

- Ду-май;

- Жэнь-май;

- Чун-май;

- Дай-май;

- Инь-вэй-май;

- Ян-вэй-май;

- Инь-цяо-май;

- Ян-цяо-май.

Среди восьми сосудов свои точки имеют лишь Жэнь-май и Ду-май, поэтому два этих сосуда объединены с двенадцатью главными каналами термином «четырнадцать каналов».

Ответвления двенадцати каналов отходят от главных каналов на конечностях, входят вглубь тела, связываются с внутренними органами, после чего поднимаются к голове, образуя «шесть слияний». Основной их функцией является усиление наружно-внутренних взаимосвязей между каналами, а также укрепление взаимодействия каналов с соответствующими цзанфу-органами.

Пятнадцать коллатералей распространяются по поверхности тела, объединяя каналы по их наружно-внутренней взаимосвязи и активируя циркуляцию канальной Ци. От каждой из пятнадцати коллатералей отходит бесчисленное количество мелких коллатералей и поверхностных коллатералей.

Мышцы двенадцати каналов — это мышечно-сухожильные ткани, которые распространяются по поверхности тела вдоль хода двенадцати главных каналов и являются связующей частью системы каналов и коллатералей с поверхностью тела.

Кожные зоны распространяются на поверхности тела в местах прохождения двенадцати главных каналов.

Глубина распространения различных элементов системы каналов и коллатералей по телу неодинакова. На поверхности тела расположены кожные зоны, в поверхностных слоях мышц — мышцы двенадцати каналов, далее идут пятнадцать коллатералей и ответвления двенадцати каналов. Глубже всех расположены двенадцать главных каналов и восемь сосудов (рис. 2).

 

Основные функции каналов и коллатералей

 

В каноне «Лин шу» говорится: «Двенадцать каналов внутри связаны с цзанфу-органами, снаружи связаны с суставами конечностей», то есть система каналов и коллатералей связывает различные органы и ткани организма в одно целое.

С точки зрения физиологии, каналы и коллатерали являются путями, по которым происходит циркуляция Ци и крови, они обеспечивают поддержание гармонии Инь и Ян, выполняют функции сопротивления проникновению внешних патогенных факторов и защиты организма.

При болезни каналы становятся путями циркуляции патогенной Ци и местами отражения патологических изменений.

При лечении иглоукалыванием и прижиганием по каналам и коллатералям происходит распространение реакции на раздражение, чем обеспечивается регулировка состояний недостатка и избытка, упорядочение или поддержание относительного баланса жизнедеятельности различных частей организма.

 

Циркуляция Ци и крови, поддержание гармонии Инь и Ян

 

Система каналов и коллатералей распространена по различным частям человеческого тела, внутри – в цзанфу-органах, снаружи — на конечностях. Практически нет места на теле человека вне зоны распространения элементов системы каналов и коллатералей.

Каналы и коллатерали являются путями циркуляции Ци и крови, обеспечивающими поддержание нормальной жизнедеятельности организма. В каноне «Лин шу» говорится: «По каналам движутся кровь и Ци, питаются Инь и Ян, увлажняются мышцы и кости, поэтому становятся подвижными суставы».

В древних книгах до эпохи Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) термин «каналы и коллатерали» (цзин ло) не встречается. Для обозначения основных элементов системы каналов и коллатералей применяется термин «сосуды» (май). Например, в манускриптах на шелковой ткани из кургана Мавандуй говорится об «одиннадцати ручных и ножных сосудах». Даже после появления понятия «каналы и коллатерали» на протяжении многих веков в медицинской литературе широко применялся и термин «сосуды» (май). Например, в каноне «Лин шу» при описании хода и болезней каждого из двенадцати главных каналов говорится: «Ручной тай-инь сосуд легких» и т. д. Иероглиф «сосуд» (май) применяется и в современном термине «двенадцать каналов», который можно дословно перевести как «двенадцать каналов-сосудов».

Иероглиф «май» (сосуд в традиционном написании) состоит из двух элементов — «жоу» (плоть, мышцы) и «фэй» (ответвление реки, протока), то есть может толковаться как «путь циркуляции Ци и крови в мышцах тела».

Кроме того, иероглиф «май» имеет значение «пульс», что указывает на тесную связь пульсовой диагностики с системой каналов и коллатералей.

Посредством системы каналов и коллатералей осуществляется питание различных частей организма Ци и кровью, образуется единство противоположностей Инь и Ян различных органов и тканей, например, живота и спины, цзан-органов и фу-органов, а также различных видов функциональной деятельности, например, покоя и движения, сна и бодрствования и т. д.

Выполняя функции связи и регуляции, каналы и коллатерали объединяют в одно органичное целое цзанфу-органы, конечности, кожу, мышцы, сухожилия, кости, «пять органов чувств» (уши, глаза, губы, нос и язык) и «семь отверстий» (уши, глаза, ноздри и рот), а также способны производить сложные виды функциональной деятельности. Например, сосуд Ду-май является «верховным управителем всей Ян», «морем Ян-сосудов», управляет и активирует Ци всех Ян-каналов; сосуд Жэнь-май является «верховным чиновником всей Инь», «морем Инь-сосудов», осуществляет общее руководство Ци всех Инь-каналов.

В ходе болезни нарушается баланс противоположностей Инь и Ян, образуются односторонние состояния упадка или активности, недостатка или избытка. Посредством укалывания соответствующих точек возбуждается канальная Ци, что способствует восстановлению баланса Инь и Ян, тем самым нормализуется свободная циркуляция Ци и крови, поддерживается жизненная Ци и изгоняется патогенная Ци, излечивается болезнь.

Ци, циркулирующая в каналах и коллатералях, называется «канальной Ци» (цзин ци). В каноне «Лин шу» говорится: «Суть укалывания — Ци распространяется и появляется результат», а также: «Применение иглы заключается в регуляции Ци». В данных случаях под «Ци» подразумевается «канальная Ци».

Канальную Ци иногда называют «истинной Ци» (чжэнь ци) или «жизненной Ци» (чжэн ци). В каноне «Лин шу» говорится: «Истинная Ци — это канальная Ци», а также: «Истинная Ци — это наполняющее тело соединение Ци, полученной с Неба, и Ци пищи». Под «Ци, полученной с Неба», подразумевается врожденная первичная Ци, то есть Ци почек, а также «Ци небесной Ян», то есть Ци окружающей среды — воздух, солнечный свет и т.д. Под «Ци пищи» подразумевается очищенная Ци пищи и воды, то есть приобретенная Ци. Взаимное соединение врожденной и приобретенной Ци и называется «истинной Ци» (рис. 3).

В циркуляции канальной Ци особое значение имеет первичная Ци или (юань ци), то есть Ци почек. Она является корнем жизнедеятельности организма, основой функциональной активности каналов и коллатералей, источником двенадцати главных каналов. Первичная Ци зависит от постоянного восполнения со стороны приобретенной Ци.

Канальная Ци также включает питательную Ци (ин ци) и защитную Ци (вэй ци).

В каноне «Лин шу» говорится: «Пища первоначально поступает в желудок, выделяются ее питательные вещества, которые поступают в пути движения питательной и защитной Ци». Таким образом, питательная и защитная Ци имеют один источник — очищенную Ци, полученную из пищи и воды. Питательная Ци циркулирует внутри сосудов и обеспечивает питание всех органов и тканей. Защитная Ци циркулирует снаружи сосудов и обеспечивает защиту организма.

К канальной Ци также относится совокупная Ци (цзун ци), которая образуется при соединении Ци вдыхаемого воздуха и приобретенной Ци пищи и воды. Совокупная Ци собрана в груди и является исходной точкой циркуляции Ци в организме. Она является главной движущей силой циркуляции питательной и защитной Ци, «морем всей Ци», позволяет канальной Ци распространяться по всему организму, от ее активности также зависят температура тела, подвижность конечностей, сила дыхания и голоса.

Date: 2015-07-01; view: 2038; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию