Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательная теория эмоций М.Арнольд - Р. Лазаруса





Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса

У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сна­чала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, – и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непо­средственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предме­том стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как толь­ко человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и пе­реживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т.е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».

В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связыва­ется с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игно­рированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоцио­нальной) по характеру.

Два положения являются главными в концепции Лазаруса:

? каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

? эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компо­нентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронта­ции) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помо­щью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особен­но последней работам, является синдромом, включающим три основные группы сим­птомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процес­сы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее уст­ранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так: восприятие? первичная оценка? исследовательская активность? (личное зна­чение действий в оцениваемой ситуации)? вторичная оценка? тенденция к дей­ствию? эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдви­гах и моторных реакциях.

Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т.е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется излишне много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше – механизмам появления самой эмоции.

Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И.А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на наш взгляд, следующие:

1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итоги, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.

2. Имеются два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.

3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оцен-ки остаются в концепции автора гипотетическими.

4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т.е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)

5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается необъясненным, для чего она нужна.

Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.


Как отмечает Н.Н. Данилова (2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. Она считает, что чисто когнитивной детерминанты эмо­ций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффектив­но-когнитивных процессов.

 

 

21. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.

22. П.В. СИМОНОВ Потребностно–информационная теория(1964 г.).

 

 

Эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция есть функция 2-х переменных, таких как актуальная потребность + вероятность удовлетворения этой потребности. Э = f [П; ВУ] = f [П; (Ин – Ис)]. Вероятность удовлетворения потребности (п; ву) оценивается мозгом на основании сравнения двух переменных: Ин информация о средствах, ресурс ах и времени, необходимых для удовлетворения потребности. Исинформация о средствах, существующих в данный моме нт у субъекта. Информация, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.

Факторы, к-е обуславливают вариации эмоции: 1. Индивидуальные особенности субъекта, пре­ж­де все­го, ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти его эмо­цио­наль­но­сти, мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры, во­ле­вых ка­честв и т. п.; 2. Фактор времени (развитие аффекта), в за­ви­си­мо­сти от ко­то­ро­го эмо­цио­наль­ная ре­ак­ция при­об­ре­та­ет ха­рак­тер стре­ми­тель­но раз­ви­ваю­ще­го­ся аф­фек­та или на­строе­ния, со­хра­няю­ще­го­ся ча­са­ми, дня­ми и не­де­ля­ми; 3. Качественные особенности потребностей. Так, эмо­ции, воз­ни­каю­щие на ба­зе со­ци­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, при­ня­то назы­вать чувствами.

Переключающая Ф.При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая Ф:роль в образовании условного рефлекса. Н-р, у крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок, т.е., минуя вкусовые рецепторы, а на морфий выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние). Компенсаторная(замещаюшая) Ф. При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения (положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

 

 

Date: 2015-07-01; view: 1942; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию