Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы психологии творчества. Понятие творчества, условия его развития





(У меня нет этой темы, так что либо ищите, либо так. Без темы.)

 

10. Эмоции и чувства. виды эмоциональных состояний. Высшие чувства. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного образования.

Термин «эмоция» (от лат.-потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Классификация эмоций: Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выра­жается часто в кратковременной дезорганизации поведе­ния. Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Эмоциональные состояния: 1.Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го - неделями, месяцами. 2.Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. 3.Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. 4.Стресс (от англ. - напряжение) - эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью. Классификация чувств: Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность (любовь – ненависть). Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные. Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. 1. Нравственные чувства выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд и др.) 2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством (жажда знаний, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения и др.) К интеллектуальным чувствам относят чувство комического, юмор, иронию, сарказм.Юмор -беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Сарказм - язвительная насмешка, гневная иро­ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не уважать, а унижать окружающих людей. Чувство комического - резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает. 3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди.

Функции чувств: -оценивающая - положительные и отрицательные эмо­ции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает (недовольство, стыд и др.); -побуждающая - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; -на­правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно. Внешнее выражение эмоций (мимика, пантомимика). Значение эмоций в психической деятельности челове­ка (делают его более интересным для окружающих, и для самого себя; помогают более глубоко и тонко понять происходящее; оказывают влияние на деятельность). Играет не маловажную роль в жизни человека как в повседневной жизни, так и в экстренных ситуация. Несет немалое влияние и на деятельность человека, отрицательного (уменьшительного) и положительного (увеличительного).

11. Понятие, значение, функции воли. Волевые качества человека. Особенности воли детей дошкольного возраста.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внут­ренних и внешних препятствий.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психическо­го напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мо­ральные силы человека. Воля с связана с лобной долей мозга.

Структура волевого действия: Воле­вые действия бывают простые и сложные. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом осуществляет­ся без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) при­нятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуще­ствлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Волевые качества человека: Дисциплинированность (соблюдение режима дня). Настойчивость (упорное достижение цели, работа в творчестве). Инициативность (проявление активности и творчества). Решительность (умение действовать быстро). Выдержка (умение себя сдерживать). Смелость (умение сдерживать страх). Мужество (комбинированное качество решительности, смелости, настойчивости, выдержки) и др.

 

12. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания. Особенности внимания детей дошкольного возраста.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью).

Виды внимания: Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явле­ния, внутреннее - на собственные мысли, чувства и пере­живания. Внимание может быть непроизвольным (непреднаме­ренным) и произвольным (преднамеренным). Основные свойства внимания: Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Но рассеянность может иметь и совершенно иную при­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Одна из причин невнимания - недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности. Условия возникновения непроизвольного внима­ния:- яркие световые явления (молния, красочная рекла­ма, внезапно включенный или выключенный свет);- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);- предметы и явления, вызывающие у человека эмоци­ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху­дожников, музыка, различные проявления природы). Кроме силы и неожиданности раздражителей, непро­извольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Непроизвольное внимание может быть вызвано и внут­ренним состоянием организма. Условия возникновения произвольного внима­ния: - осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;- интерес к конечному результату деятельности за­ставляет напоминать самому себе, что надо быть внима­тельным;- постановка вопросов по ходу выполнения деятельно­сти, ответы на которые требуют внимания;- словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;- определенная организация деятельности.Произвольное внимание иногда переходит в так назы­ваемое послепроизвольное внимание. Одним из условий та­кого перехода является интерес к определенной деятель­ности.

13. Понятия о ощущении и восприятии. классификации ощущения и восприятия. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация ощущений: Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Обонятельные ощущения (способность чувствовать запа­хи называется обонянием). Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.. Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). Двигательные (или кинестезические) ощущения - ощу­щения движения и положения частей тела. Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов. Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Основные закономерности ощущений. Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва­ет ощущение. Чтобы возникло ощущение, раздра­жение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений. Минимальная величина раздражителя, дающая замет­ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще­ния. Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить. Абсолютная чувствительность определенных анализато­ров у разных людей различна. Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную характеристику - способность различать из­менения в силе раздражителя. Другая важная характеристика анализатора - его спо­собность различать изменения в силе раздражителя. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувстви­тельности к различению. Адаптация -(от лат. - привыкать) хорошо известна каждому. Чувствительность анализаторов может менять­ся под влиянием действующих раздражителей. Такое при­способление органов чувств к внешним воздействиям на­зывается адаптацией. Взаимодействие ощущений. Ощущения не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Дефект работы одного анализатора обычно компенси­руется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, це­лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Виды восприятия: В зависимости от того, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают: - зрительные, - осязательные, - слуховые, - обонятельные, - вкусовые виды восприятия. К сложным видам восприятий относятся вос­приятие пространства и восприятие времени. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия - выделение лишь некоторых воздействий, которые являются основными в восприятии в данный момент. Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы­вают иллюзиями. Предметность - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Осмысленность - образы всегда имеют определенное смысловое значение. Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Индивидуальные особенности восприятия: Зависит от жизненного опыта, направленность интересов, личности, богатства духовного мира и др. 1.По характеру приема информации. Выделяют целостный (синтетический) тип воприятия, когда не придают значения деталям. Детализирующий (аналитический) тип воспри­ятия ориентирован на детали, подробности.2. По характеру отражения получаемой ин­формации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фак­тическую сторону информации: человек отражает и выда­ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при­ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. 3. По характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия, когда че­ловек ориентирован на точность восприятия и субъек­тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается.

 

14. Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Виды ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Виды памяти. Все виды памяти можно условно разделить на три груп­пы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс­ли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об­разную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз­вольную память; 3) как долго сохраняется запомненное.Это кратковременная, долговременная и оперативная па­мять. Процессы памяти: Основные процессы памяти. 1. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения. Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным, механическим и смысловым. Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием. 2. Сохранение и забывание - это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного. 3.Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия), само воспроизведение (произвольное и непро­извольное). Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз­навание - это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Воспроизведение - характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Качества памяти: 1) быстрота запоминания. Одна­ко она приобретает ценность лишь в соединении с други­ми качествами; 2) прочность сохранения, 3) точность памя­ти - отсутствие искажений, пропусков существенного; 4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запа­сов памяти то, что необходимо в данный момент. Индивидуальные различия памяти: Выделяют различ­ные типы памяти в зависимости от того, что человек за­поминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах. Но типы памяти обусловлены и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть пре­имущественная память на запахи, на звуки и шумы, вку­совая, осязательная, эмоциональная.Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкуль­турой, при работе на компью­тере, при игре на музыкальных инструментах и пр.

 

15. Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции и формы мышления. Развитие мышления детей в дошкольном возрасте.

Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Мышление - отражение законо­мерных существенных связей.Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Виды мышления: - в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, пред­ставление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и абстрактное (логическое); - по характеру протекания процесса мышле­ния можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитив­ное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов;- если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышле­ние и творческое мышление;- мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое; - в зависимости от направленности на практи­ку или на теорию можно говорить о теоретическом и прак­тическом мышлении. Основные формы мышления: 1.Понятие - это форма мыш­ления, в которой отражаются общие и существенные свой­ства предметов и явлений. Понятия бывают житейские и научные. 2.Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж­ду предметами или явлениями.Различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные, а также единичные, частные и общие.3.Умозаключение - форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Различают два основных вида умозаключений - индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному.

Мыслительные операции: Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Абстракци я - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение – это мысленное соеди­нение предметов и явлений на основе их общих и существенных при­знаков. Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению.

Индивидуальные различия: Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики. Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения. Быстрота это способность человека быстро разобраться в ситуации, обдумать ее и принять правильное решение. Критичность это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

 

16. Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов. Развитие воображения детьми дошкольного возраста.

Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Мышление - отражение законо­мерных существенных связей.Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Виды мышления: - в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, пред­ставление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и абстрактное (логическое); - по характеру протекания процесса мышле­ния можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитив­ное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов;- если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышле­ние и творческое мышление;- мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое; - в зависимости от направленности на практи­ку или на теорию можно говорить о теоретическом и прак­тическом мышлении. Основные формы мышления: 1.Понятие - это форма мыш­ления, в которой отражаются общие и существенные свой­ства предметов и явлений. Понятия бывают житейские и научные. 2.Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж­ду предметами или явлениями.Различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные, а также единичные, частные и общие.3.Умозаключение - форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Различают два основных вида умозаключений - индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному. Мыслительные операции: Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Абстракци я - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение – это мысленное соеди­нение предметов и явлений на основе их общих и существенных при­знаков. Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Индивидуальные различия: Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики. Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения. Быстрота это способность человека быстро разобраться в ситуации, обдумать ее и принять правильное решение. Критичность это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

 

17. Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сеазитивные периоды.

Возраст – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст; б) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает); в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Социальная ситуация развития: Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Социальная ситуация развития, как пишет Л.И. Божович, была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со средой (со взрослыми) (Выготский Л. С.).Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития.Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Ведущая деятельность - термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности.Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Возрастные кризисы. Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.Выготский, Л. Божович). Другие - видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА (возрастное психологическое новообразование) - та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности (в ходе психического развития). Сензитивные периоды. Сензитивные периоды развития (от лат. sensus – чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.1,5-3 года – речь;3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др.;5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание);5-6 лет – чтение; 6-7 лет – учебные навыки. Л.С.Выготский выделил 4 основных закона, или особенности, детского развития:

1. Цикличность – сложная организация развития во времени. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. 2. Неравномерность (гетерохронность) – непропорциональность развития сторон личности, психических функций. 3. "Метаморфозы" в детском развитии – превращение одной формы развития в другую, это качественные изменения психики ребёнка, что определяет своеобразие психики на каждом этапе развития ребёнка. 4. Сочетание эволюции и инволюции – "обратное развитие" в ходе эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (ребёнок, научившись говорить, перестает лепетать).

 

18. Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. 1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-3 года раннее детство; 3-5 лет дошкольный возраст; 6-12 лет начальное школьное образование; 12-16 лет обучение в средней школе; 17 и старше высшее или университетское образование. 2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие. 0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. 2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.
Основной критерий - интеллект. - от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. - от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. - от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения. - от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. 3)Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. 1) В.И. Слободчиков: 1 ступень - оживление (0-12мес). 2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет). 3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет). 4 ступень - индивидуализация (17-42года).

Периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба.   Освоение профес- сионально-трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет -зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - cтарость      

 

19. Период новорожденности. Кризис новорожденности. Рефлексыноворожденного.

Процесс рождения — это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденности, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов - важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?». По данным A.M. Фонарева, уже после 5—6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер. Особенности новорожденного: 1. безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения. 2. развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Необходимое условие нормального психического развития новорожденного: упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Источник этих впечатлений – ВЗРОСЛЫЙ. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название " комплекс оживления" – это первая социальная потребность ребёнка. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года). Новообразования: -инстинктивная психическая жизнь; - отделение сна от бодрствования; - выделение взрослого из окружающей действительности, появление ответной реакции на воздействие взрослого (эмоциональная реакция, улыбка); - появление новой формы поведения – комплекса оживления; - развитие органов чувств.

 

20. Сенсомоторные развитие младенца. Кризис 1 года.

Социальная ситуация развития: беспомощность ребёнка, взрослый - центр ситуации развития ребёнка. Л.С.Выготский назвал социальную ситуацию развития в младенчестве "МЫ" (противоречие ситуации: ребёнок не имеет средств воздействия на взрослого, но максимально зависит от него). Взрослый обращается с ребёнком так, как будто он всё понимает, вызывая его на общение, появляется первая деятельность ребёнка. Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым. Инициатором выступает не только взрослый, но и ребёнок. Общение носит ситуативный и непосредственный характер (т.е. осуществляется в конкретной ситуации). Речевого общения нет. От 1до 5-6 мес – ситуативно-личностное общение. От 5-6 мес до 1 года – ситуативно-деловое (общение по поводу предметов и действий с ними). Ребёнок овладевает хватанием, установлением зрительно-моторных координаций (рука-глаз), удерживает предмет и способен им манипулировать, что создаёт основу для развития манипуляций с предметами. Появляются "круговые реакции" (Ж.Пиаже) – цепи одинаковых повторяющихся действий. После 7 мес. соотносящие действия (закрывание коробочек). После 10 мес. функциональные действия – использование предмета по его назначению (катание машинки, бьет по барабану). Но ребёнок так действует только с тем предметом, с которым научился (отсутствует перенос действия на другой предмет). Зарождаются предпосылки развития речи. Понимание, затем собственная речь. К концу младенческого возраста тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счёт появления новой деятельности – предметной. Дальнейший "разрыв" обусловлен освоением ходьбы, развития самостоятельности ребёнка. Новообразования: - возникновение первых форм общения со взрослыми;- начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;- появление социальных эмоций, направленных на взрослого;"Страх расставания" – 7-11 мес. - появление активности в общении;- особенности познавательного развития. Восприятие: 1. совершенствование зрительного сосредоточения (3 мес – 7-8 мин); 2. прослеживание движущихся предметов; 3. 4 мес. – активная реакция на увиденное; 4. ребёнок воспринимает форму предметов, выделяет контур. Развитие пространственного восприятия (глубины пространства). Наглядно-действенное мышление:1. действует методом проб и ошибок. 2. формирование некоторых представлений. Память: включаются механизмы памяти, её простейший вид – узнавание, затем воспроизведение.

КРИЗИС 1 ГОДА. Проявления:- всплеск самостоятельности;- аффективные реакции, когда ребёнка не понимают (его желаний, слов и т.д.). Особенно при запретах "Нельзя", "Нет" – кричат, падают на пол. Главное приобретение 1 года – АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ (Л.С.Выготский): "па" - упала, "ниняня" - не надо. Дети вкладывают в слово другой смысл, чем взрослый. Значения слов многозначно ("кх" – кошка, усы у дедушки, шапка, шуба и т.д.), ситуативно, вплетено в эмоциональную ситуацию. Язык ребёнка в 1 год аграмматичен, слова переходят друг в друга без изменений. Речь недоступна пониманию посторонними людьми. Помогает в общении невербальные средства – жесты, мимика.

 

21. Основные достижения раннего возраста. Зарождение самосознания. Кризис 3 лет.

Основные достижения возраста: прямохождение; предметная деятельность; речевое общение; осознание самого себя "Я сам". Зарождение самосознания: К 2 г. ребёнок начинает узнавать себя в зеркале (пример с красным пятном на носу). Узнавание – простейшая, первичная форма самосознания. Затем ребёнок начинает называть себя по имени в третьем лице, а затем (к 3 г.) появляется местоимение "Я". Появляется первичная самооценка, она зависит от успешности деятельности. Ребёнок себя оценивает всегда положительно: "Я – хороший", т.е. оценка всегда завышена. Граница между ранним и дошкольным возрастом – КРИЗИС. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Характеристики кризиса 3-х лет ( Л.С.Выготский): негативизм; упрямство, строптивость; своеволие, деспотизм, ревность, обесценивание взрослых.

 

22. Особенности восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте. Способы обследования предмета.

От 5-6 мес до 1 года – ситуативно-деловое (общение по поводу предметов и действий с ними). Ребёнок овладевает хватанием, установлением зрительно-моторных координаций (рука-глаз), удерживает предмет и способен им манипулировать, что создаёт основу для развития манипуляций с предметами. Появляются "круговые реакции" (Ж.Пиаже) – цепи одинаковых повторяющихся действий. После 7 мес. соотносящие действия (закрывание коробочек). После 10 мес. функциональные действия – использование предмета по его назначению (катание машинки, бьет по барабану). Но ребёнок так действует только с тем предметом, с которым научился (отсутствует перенос действия на другой предмет). К концу младенческого возраста тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счёт появления новой деятельности – предметной. Дальнейший "разрыв" обусловлен освоением ходьбы, развития самостоятельности ребёнка. В младенчестве ребёнок воспринимает форму предметов, выделяет контур. Развитие пространственного восприятия (глубины пространства). От года до 3 лет ведущая деятельность предметная деятельность посредством ситуативно-делового общения. Ребёнок поглощён предметом, не может оторваться от него. Для ребёнка окружающие предметы – это вещи с определённым назначением (ложка, чтобы есть и т.д.). Развитие предметного действия в 2-х направлениях: - переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному (взрослый – образец);- развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях действия. На 1-х этапах действие и предмет тесно связаны (не может "причесаться" палочкой), затем действие постепенно отделяется от предмета. 3 фазы развития вязи действия с предметом: 1. ребёнок может выполнять с предметом любые действия; 2. предмет употребляется только по прямому назначению; 3. свободное употребление предмета, но на др. уровне: ребёнок знает основную функцию предмета. Особое значение имеют соотносящие и орудийные действия. - соотносящие действия – действия, цель которых в приведении 2-х или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения (пирамидка из колец, закрывание коробок крышками); - орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другой (орудия - ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш). В раннем возрасте (на 3-м году жизни) зарождаются новые виды деятельности: игра; продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Предпосылки игры - внутри предметной деятельности, при овладении действиями с игрушками. Способы обследования предмета: тактильный (берет в руки); вкусовые (пытается погрызть); пробует на вкус; проверяет на прочность.

 

23. Развития мышления в раннем возрасте. Особенности памяти и воображения.

МЫШЛЕНИЕ: 1.возникает и функционирует в предметной деятельности;Задачи решаются ребёнком в практической деятельности и в процессе предметных действий: орудийных и соотносящих (т.к. ребёнок не может действовать в плане представлений). 2. постепенно ребёнок начинает не просто усваивать связи между предметами, а САМ их открывает – возникает наглядно-действенное мышление. 3. развиваются орудийные действия, где анализируют не только свойства предметов, но и условия, в которых решается задача (мячик закатился ТАК далеко, что короткой палкой его не достать). Ребёнок начинает понимать, что при помощи одного предмета можно воздействовать на другой; 4. Наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью (выделение только главного признака в орудии) и обобщённостью (одно и то же орудие используется для решения целого ряда задач). Предпосылки наглядно-образного мышления; 5включение речи в процесс мышления организует его, придавая целенаправленность (под влиянием речи ребёнок быстрее от проб переходит к результативным действиям). Возникают первые вопросы на установление скрытых связей и отношений (почему?);6 начинают складываться мыслительные операции: сравнение и обобщение (в процессе овладения орудийными действиями); К концу раннего возраста формируется знаково-символическая функция сознания (использование заместителей).

Память: Характерной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непроизвольный характер, т.е. информация запоминается как бы "сама собой". Чаще всего дети запоминают то, что в той или иной степени сопровождает их практическую деятельность, что им непосредственно необходимо, интересно, что вызвало сильные эмоциональные реакции. В. Г. Каменская изучала особенности запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике "Театр", предназначенной для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет. Перед ребенком находится сцена, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана вначале одна игрушка, а затем после первого выбора – вторая. Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. Фиксируется максимальное время правильного выбора одной или двух игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти, что позволяет определить временны́е характеристики памяти. Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); вторая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предлагаемого набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или неяркий бытовой предмет. Размеры игрушек выравнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти. Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста. Развитие памяти в раннем детстве осуществляется сразу по нескольким направлениям: - увеличение объема и прочности сохранения материала; обогащение содержаний представлений; интенсивность развития запоминание слов; увеличение латентного периода узнования и воспроизведения; освобождение мнемических процессов от опоры на восприятие; появление и развитие воспроизведения; формирование предпосылок произвольной памяти. Дети раннего возраста запоминают различные слова, звукосочетания, фразы. В раннем возрасте еще выделяется специально словесная память, а в последующие годы она сливается со смысловой. Дети хорошо запоминают короткие стишки, потешки, поговорки, считалки, шуточные выражения, которые они слышат от взрослых, и объективной основой такого запоминания является рифма и ритмическая структура этого материала. Дети легко овладевают не только своим, но и чужим языком при условии постоянных контактов с детьми и взрослыми, говорящими на данном языке. В раннем возрасте повторение непонятных слов и словосочетаний представляет собой своеобразную деятельность со звуковым составом слов. Память детей раннего возраста пластична, материал запоминается достаточно быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения. Ребенок не умеет управлять мнемическими процессами. Часто запомненный материал неожиданно вспоминается, пластичность приводит к тому, что в памяти сохраняется ненужный материал. Это обусловливается тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными мнемическими процессами, а являются лишь способом овладения языком. Ранние детские представления отличаются бессистемностью, слитностью, неподвижностью. Воображение: Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку.Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание; воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т.д. При этом воображение 3-летнего ребенка приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть. Если на его пути встречается дерево, то начинается «путешествие», если в руки попала прямая палочка, то может начаться игра в «лошадку». К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?». Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов. Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями. К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления

Date: 2015-07-01; view: 1859; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию