Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У1 — фазовращатель; У2, УЗ — предварительный усилитель; У4, У5 — темброблок; У6. У7 — усилитель мощности; У8 — блок индикации; У9 — усилитель разностного сигнала





Псевдоквадраусилитель выполнен по модульно­му принципу. Модули предварительных усилителей и темброблоков соединены непосредственно, а меж­ду темброблоками и усилителями мощности вклю­чены сдвоенные переменные резисторы (1R8 и 2R8), являющиеся широкодиапазонным регулятором ба­ланса стереоканалов. Такая схема регулирования баланса достаточно проста, ибо представляет собой в сущности дифференциальный плавный делитель напряжения, неограниченный добавочными посто­янными резисторами. Применение этой схемы в данном устройстве оказалось возможным потому, что усилители стереоканалов имеют достаточный запас усиления.

Резистором R2 изменяют уровень сигнала в ква-драканалах. Единственный регулятор в квадракана-лах существенно упрощает эксплуатацию устрой­ства, поскольку при такой схеме не требуется для квадраканалов отдельных регуляторов тембра и ба­ланса; их функции принимают на себя одноименные регуляторы в усилителях стереоканалов. Такое упрощение допустимо потому, что, во-первых, квад-раканалы являются вспомогательными каналами, а во-вторых, это не противоречит и самой природе квадрафонии.

Громкость в каналах регулируют переменными резисторами 1R5 и 2R5. Цепочки R1C1 служат для подъема высокочастотной составляющей сигнала и для повышения отдачи пьезоэлектрического звуко­снимателя на нижних частотах.

Рис. 2. Принципиальная схема фазовращателя

Рис. 3. Принципиальная схе­ма предварительного усили­теля

Принципиальная схема фазовращателя приведе­на на рис. 2. Он представляет собой двухкаскадный усилитель. Первый каскад выполнен на полевом транзисторе Т1, что дает возможность включить фа­зовращатель в высокоомные входные цепи. Второй каскад на транзисторе Т2 выполнен по схеме уси­лителя с разделенной нагрузкой, к которой (рези­сторы R2 и R4) подключена фазосдвигающая цепоч­ка R5C1 с разделительными (выходными) конденса­торами СЗ и С4 соответственно для прямого и сдви­нутого по фазе сигналов. Элементы R3 и С2 обра­зуют развязывающий фильтр в цепи питания.

Принципиальная схема предварительных усили­телей приведена на рис. 3. Они построены по схеме двухкаскадного усилителя с непосредственной связью. Первый каскад, чтобы получить высокое входное сопротивление, выполнен на полевом тран­зисторе T1, второй — на транзисторе Т2 структуры n -р-n. Резистор R3 служит для установки режима и выравнивания коэффициентов усиления предвари­тельных усилителей в каждом из каналов. Цепочка R5C2 — развязывающий фильтр в цепи питания.

Рис. 4. Принципиальная схема темброблока

Принципиальная схема темброблока изображе­на на рис. 4. Он представляет собой совокупность частотнозависимых и регулируемых RC цепей, свя­занных (через конденсаторы С4 и С5) с входом и выходом усилительного каскада на транзисторе 77. Этот каскад компенсирует неизбежное затухание сигнала, вносимое пассивными RC цепями. Регуля­тор тембра, собранный по такой схеме, обеспечивая диапазонрегулирования около ±14 дБ на частотах 100 Гц и 10 кГц, имеет коэффициент передачи на частоте 1 кГц почти равный единице (см. «Радио» № 11 за 1974 г.).

Рис. 5. Принципиальная схема усилителя мощности

Принципиальная схема усилителя мощности по­казана на рис. 5. Он собран на семи транзисторах по схеме, аналогичной схеме усилителя мощности электрофонов, например, «Вега-101-стерео» или «Аккорд-001-стерео». Однако для улучшения его ха­рактеристик несколько изменена схема выходного каскада. Сделано это согласно рекомендации, при­веденной в «Радио» № 3 за 1977 г. на с. 38.

Сбалансированные с помощью транзистора Т6 входные сопротивления плечей выходного каскада (Т5, Т7) позволили существенно понизить нелиней­ные искажения усилителя мощности и обеспечить запасусиления за счет уменьшения глубины отри­цательной обратной связи (через резисторы R5, R15).

Схема усилителя разностного сигнала аналогич­на схеме усилителя мощности.

Принципиальная схема блока индикации балан­са стереоканалов изображена на рис. 6. Он пред­ставляет собой дифференциальный усилитель (ми­кросхема Mсl и транзисторы 77 и Т2), нагруженный на светодиоды Д1 и Д2 (см. рис. 1). На выходы уси­лителя подается разностный П или П — Л) па-рафазный сигнал «постоянного» тока, формируе­мый двумя диодными мостами (Д1Д4, Д5Д8) и четырьмя резисторами (R1 — R4).

Подстроечными резисторами R5 и R6 устанав­ливают режим дифференциального усилителя и на­чальный уровень свечения светодиодов.

Рис. 6. Принципиальная схема блока индикации баланса

Принципиальная схема блока питания усилите­ля показана на рис. 7. Он состоит из трансформато­ра питания Tpl, мостового диодного выпрямителя (ДЗД6), емкостного фильтра (С2 и СЗ) в цепи — 36 В. Напряжение — 22 В стабилизировано. Ста­билизатор собран на транзисторе Т1 с опорными диодами Д1 и Д2. Лампа Л1 является световым ин­дикатором включения псевдоквадраусилителя.

Рис. 7. Принципиальная схема блока питания

В сетевой цепи блока питания после сетевого вы­ключателя (на схеме это не показано) есть две пары гнезд, предназначенных для включения вилок сете­вых шнуров соответственно двух подключенных к усилителю источников программы, например, про­игрывателя и магнитофона. Таким образом, при включении псевдоквадраусилителя сетевое напря­жение одновременно подается и на источники про­граммы, что повышает удобство эксплуатации кон­струкции в целом.

Конструкция и детали. Как уже упоминалось ранее, псевдоквадраусилитель представляет собой совокупность соединенных между собой по цепям сигнала отдельных функциональных модулей. Мо­дульный принцип широко применяется в промыш­ленной аппаратуре и представляет большое удобст­во для радиолюбителей, поскольку он обеспечивает возможность непрерывного совершенствования соб­ранного устройства даже в процессе его эксплуата­ции. Действительно, для того чтобы устройство на­ходилось на современном уровне, во всех отношени­ях выгоднее изготавливать отдельные модули или узлы и затем устанавливать их в устройство взамен морально устаревших, чем изготавливать новое уст­ройство в целом.

Рис. 8. Конструкция плоского и объемного модулей

На рис. 8 приведены фотографии модулей плос­кой и объемной конструкции.

Внутренний вид псевдоквадраусилителя показан на рис. 9. Все узлы и модули, кроме усилителя раз­ностного сигнала, выходных транзисторов, регуля­торов и переключателей, смонтированы на дне кор­пуса. Модули крепятся к днищу с помощью винтов и стоек. Модуль усилителя разностного сигнала уста­новлен на съемной крышке корпуса и соединен по цепям питания и сигналов двумя шнурами.

Радиаторы с выходными транзисторами, разъ­емы и переключатель В1 установлены на задней стенке, которая, как и дно, изготовлена из дюралю­миния толщиной 2 мм. Остальные стенки и съемная крышка — из 10-миллиметровой фанеры. В крышке и в дне просверлены вентиляционные отверстия. Де­ревянные элементы корпуса с лицевой стороны окле­ены шпоном, покрыты нитроглифталевым лаком и отполированы. Вентиляционные отверстия крышки «задрапированы» декоративной металлической ре­шеткой. Такая же решетка установлена и на лицевой стенке корпуса.

Рис. 9. Внутренний вид псевдоквадрафонического усилителя

Схемы модулей не критичны к типам пассивных элементов. Потому для сборки усилителя можно ис­пользовать любые типы резисторов и конденсаторов, лишь бы они соответствовали указанным на схемах номиналам и были бы предусмотрены на напряже­ния и рассеиваемую мощность не меньшие, чем ука­зано на схемах.

В качестве переключателя В1 можно использо­вать как двухполюсный тумблер, так и кнопочный переключатель П2К. Переключатель режимов рабо­ты В2 — галетный на три положения и три направ­ления (одна плата).

Для формирования разностного сигнала можно использовать малогабаритный трансформатор (межкаскадный) от любого транзисторного прием­ника. Разместить его следует в экране и установить подальше от трансформатора питания.

Если возникает необходимость использовать громкоговорители, имеющие сопротивление мень­ше 8 Ом, то их следует соединить последовательно.

Трансформатор питания Tp1 изготовлен из транс­форматора от телевизора «Рекорд» серии Б, имею­щего сечение сердечника около 11 см2. Вторичная обмотка намотана заново. Она содержит 80 витков провода ПЭЛ 1,2 (отвод от 18-го витка).

Налаживание. Схема псевдоквадраусилителя не имеет каких-либо принципиальных особенностей, потому и налаживают его по известным правилам и методикам обычной транзисторной низкочастот­нойаппаратуры, то есть налаживание сводится к проверке правильности монтажа по схемам, к уста­новке режимов работы транзисторов по постоянно­му току и т. д. Однако конструкция усилителя по­зволяет несколько упростить всю эту работу за счет разделения ее на два этапа. Первый этап — на­лаживание каждого модуля в отдельности, второй — налаживание усилителя в целом, когда его модули соединены между собой в соответствии со струк­турной схемой.

При налаживании модуля фазовращателя равен­ство сигналов на разделительных конденсаторах СЗ и С4 можно получить, подбирая резистор R2 либо R4. Цепочка R5C1 при среднем положении движка R5 должна сдвигать фазу синусоидального сигнала на 90° для частоты около 3000 Гц, чтобы обеспечить возможность выбора на слух желаемого характера эффекта псевдостерео на втором этапе налажива­ния усилителя.

При налаживании модулей фазовращателя и предварительных усилителей следует иметь в виду, что их коэффициенты передачи зависят соответст­венно от положения движков резисторов R1 и R3.

Налаживание блока индикации на первом этапе состоит в установке подстроечным резистором R6 некоторой средней яркости свечения светодиодов в отсутствии сигнала на его входах Л и Я. Резисто­ром R5 можно несколько выравнять яркость свече­ния светодиодов.

На втором этапе сначала следует наладить ка­налы стерео Л и Я при нижнем (по функциональной схеме) положении движка резистора R8. При нала­живании стереоканалов следует получить, во-пер­вых, в верхнем по схеме и нижнем положении движ­ка резистора R4 и в среднем положении движков 1R8 и 2R8 (для номинального уровня входного сиг­нала — 200 мВ, например, частотой 1000 Гц) вы­ходную мощностьв каждом канале 6 — 8 Вт. Во-вто­рых, в среднем положении регуляторов громкости и баланса необходимо добиться равенства сигналов Л и Я на выходах усилителя мощности в режиме «моно». В-третьих, должно быть равенство гром­кости звучания усилителя в режимах «стерео» и «псевдостерео». В-четвертых, следует удостоверить­ся в правильности работы индикатора баланса.

Поскольку усилители имеют достаточный запас по усилению, то согласование выходной мощности с уровнем входного сигнала при выбранном коэффи­циенте отрицательной обратной связи в усилителях мощности (резисторы R5 и R15) можно обеспечить как путем подбора параметров цепочек R1C1R2, так и установкой балластных резисторов между модулями усилителя (резисторы на функциональной схеме не показаны).

Равенство уровней выходных сигналов левого и правого каналов для некоторого среднего положе­ния движков регулятора громкости можно обеспе­чить путем изменения глубины обратной связи в од­ном из усилителей мощности, поскольку коэффици­енты их передачи в основном уже выравнены по ка­налам на первом этапе.

Равенство громкости звучания усилителя в ре­жимах «стерео» и «псевдостерео» устанавливается на слух в процессе прослушивания стереопрограммы путем подбора резисторов 1R4 и 2R4 и при переклю­чении указанных режимов работы усилителя.

Для проверки работы индикатора баланса сле­дует подать на вход усилителя синусоидальный сиг­нал и регуляторами баланса в режиме «моно» по измерителю уровня установить на выходах усили­телей мощности равенство сигналов в каналах. При этом разностный сигнал будет равен нулю и потому этому условию, то есть условию баланса стереока­налов, должна соответствовать некоторая средняя и одинаковая яркость свечения светоднодов. Если это не обеспечивается, то следует повторить регулиров­ки первого этапа налаживания. Если окажется не­достаточным регулировок резисторами R5 и R6 (см. рис. 6), то следует попробовать поменять местами светодиоды или подобрать один из резисторов R1R4. В правильно налаженном индикаторе разбалан­су Л>П соответствует увеличение яркости левого и уменьшение яркости правого светодиодов, при раз­балансе Л<П, наоборот, ярче светится правый ди­од, слабее — левый. При значительном разбалансе того или другого знака соответственно один из дио­дов не светится совершенно.

Относительно визуального контроля баланса по­лезно знать следующее. Установка баланса по пока­заниям как индикаторов уровня выходных сигналов, так и с помощью данного индикатора принципиаль­но правильна только при условии равенства сигна­лов Л и Я на входе усилителя, что справедливо лишь для режима «моно». Устройства, названные выше, даже в режиме «моно» могут служить инди­каторами лишь электрического, но не акустического баланса каналов, поскольку они не учитывают ни технологического разброса характеристик левого и правого громкоговорителей, ни акустических свойств помещения, в котором они работают. Таким обра­зом, любой из подобных индикаторов может быть индикатором только приблизительного акустичес­кого баланса.

Налаживание квадраканалов сводится к подбо­ру балластного резистора R9 и к фазировке громко­говорителей ГрЗ и Гр4. Эти операции проводятся в процессе прослушивания стереопрограммы в ре­жиме «стерео» при нормальной для слуха громкости и сбалансированности стереоканалов. В результате налаживания квадраканалов следует обеспечить, чтобы в верхнем положении движка резистора R8 все четыре громкоговорителя создавали звуковое поле такой структуры, при которой слушатель, нахо­дящийся в зоне наилучшего стереоэффекта, ощущал бы себя в центре исполнителей. Тогда резистором R8 можно будет выбирать любой практически до­статочный уровень квадра от нуля до максимума, не опасаясь перегрузить усилитель разностного сигна­ла. Оптимальный уровень квадра относителен, так как он определяется и характером звуковой про­граммы, и вкусом, и желанием слушателя. Однако следует отметить, что наилучший эффект квадра в режиме «псевдоквадра-стерео» должен обеспечи­вать объемность звучания при различимости источ­ников звука (исполнителей) по фронту.

В заключение следует сказать, что если стерео­фония весьма требовательна к качеству источника звуковой программы (проигрыватель, магнитофон и т. д.) и усилителям, то еще более требовательны к нимпсевдоквадрафонические системы. Потому хо­рошее псевдоквадрафоническое звучание в широком динамическом и частотном диапазонах можно обес­печить только при достаточно высоком качестве ба­зовой стереофонической системы в целом.

 

Данный усилитель предназначен для работы в качестве выходного усилителя мощности, на вход которого подается сигнал от усилительно-коммута­ционного устройства, содержащего регуляторы громкости, тембра, баланса и т. д. Он может рабо­тать как квадрафонический, так и стереофониче­ский. В режиме «стерео» используются все четыре усилителя, по двухполосной схеме с. частотой раз­деления сигнала 1000 Гц, что не только уменьшает интерференционные искажения, но и увеличивает выходную музыкальную мощность в два раза.

К усилителю могут быть подключены специаль­ные громкоговорители с двухполосным входом или громкоговорители обычного типа. В последнем слу­чае они включаются между выходами усилителей низших и высших частот.

В усилителе предусмотрена возможность сравни­вать по качеству звучания различные громкогово­рители. Для этого в него введен кнопочный пере­ключатель, позволяющий подключать их как по оче­реди или Б), так и совместно (А + Б). Во время работы на головные телефоны этим переключателем можно выключить все подключенные громкоговори­тели.

Усилитель имеет раздельные квадра- и стерео­-входы, переключаемые кнопкой с независимой фик­сацией.

Чувствительность усилителя 250 мВ (при уров­не выходного сигнала 10 В).

Входное сопротивление в режиме «квадра» со­ставляет 30 кОм, в режиме «стерео» — 50 кОм.

Максимальная выходная мощность каждого ка­нала на низших частотах при коэффициенте гармо­ник 5% — 36 Вт, на частотах выше 15 кГц — 10 Вт.

При коэффициенте гармоник 0,5% выходная мощ­ность на низших частотах составляет 25 Вт, на выс­ших — 9 Вт.

Уровень фона не превышает — 85 дБ.

Уровень бе­лого шума при открытом входе, заэкранированном и заземленном усилителе равен — 79 дБ.

Номинальное сопротивление нагрузки 4 Ом.

Частота раздела полос в режиме «стерео» 1000 Гц.

Крутизна скатов амплитудно-частотной ха­рактеристики фильтров — 12 дБ на октаву.

Точка пересечения амплитудно-частотных характеристик фильтров расположена на уровне — 3 дБ.

Усилитель потребляет мощность от сети 100 Вт.

Габариты усилителя 340x235X130 мм. Ввиду того, что они невелики, время работы при макси­мальной выходной мощности ограничено — оно не должно превышать 10 мин.

Функциональная схема усилителя приведена на рис. 1. Он состоит из четырех идентичных усилите­лей 58, двух фильтров низших 1, 4 и двух верх­них 2, 3 частот. Источник стереофонического сигна­ла подключают к разъему 1111, квадрафоническо­го — к Ш2.

Режимы работы квадрафонического усилителя выбирают переключателем В1. Переключателями В2В5 коммутируют громкоговорители. К разъ­ему Ш4 в режиме «стерео» подключают низкочас­тотные головки двухполосного громкоговорителя левого канала, в режиме «квадра» — фронтальный громкоговоритель того же канала. К разъему Ш5 в зависимости от режима работы усилителя подклю­чают высокочастотные головки двухполосного гром­коговорителя левого канала либо тыловой громко­говоритель того же канала. К разъемам Ш 6 и Ш 7 подключают однополосные громкоговорители. На­значение разъемов Ш8, Ш9, Ш10, Ш11 в правом канале аналогично назначению разъемов Ш6, Ш7, Ш5, Ш4. К разъему Ш3 можно подключить стерео­фонические головные телефоны.

Рис. 1. Функциональная схема усилителя:

Date: 2015-06-11; view: 3903; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию