Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для темы по страховым взносам





 

С начала текущего года в Федеральном законе от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» появились новые нормы, некоторые претерпели изменения, а в отдельные была внесена редакционная правка. И поспособствовали этому вступившие в силу федеральные законы:

· от 28.06.14 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»;

· от 21.07.14 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О страховых пенсиях“;

· от 29.11.14 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“»;

· от 01.12.14 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»;

· от 01.12.14 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

· от 29.12.14 № 468-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ и статью 37 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»“»;

· от 31.12.14 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации“».

Предельные величины баз

Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» статья 8 закона № 212-ФЗ была дополнена пунктами 5.1 и 5.2 (подп. «в» и «г» п. 1 ст. 13 закона № 421-ФЗ). Согласно первой норме с 2015 года установлен новый порядок расчёта предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физическим лицам. Так, на период с 2015 по 2021 год её утверждает Правительство РФ с учётом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена во введённом пункте 5.1. Значение данного коэффициента в 2015 году — 1,7. С каждым годом оно будет постепенно повышаться и достигнет 2,3 в 2021 году. С 2022 года предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться с учётом роста заработной платы в РФ (п. 5.2 ст. 8 закона № 212-ФЗ), как это происходило в 2011–2014 годах. Порядок округления при этом остаётся прежним: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5, абз. 3 п. 5.1 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Правительство РФ, осуществив предписанное законодателем перемножение увеличенной в 12 раз величины средней заработной платы в РФ на 2015 год и применяемого к ней повышающего коэффициента на текущий год в размере 1,7, установило предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей 711 000 руб., нарастающим итогом с 1 января 2015 года (постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316).

С начала текущего года пункты 4 и 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ, которыми установлены предельная величина базы для исчисления страховых взносов и порядок её ежегодной индексации, представлены в изменённой редакции (подп. «а» п. 1 ст. 5 закона № 406-ФЗ). Нововведениями уточнено, что предельная величина базы устанавливается только при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.

Упомянутым постановлением Правительства РФ № 1316 рассматриваемая предельная величина базы проиндексирована с 1 января 2015 года в 1,073 раза с учётом роста средней заработной платы в РФ. Исходя из этого она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670 000 руб. (669 552 руб. (624 000 руб. × 1,073)) нарастающим итогом с 1 января 2015 года.

Поскольку о предельной величине базы при исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, не упоминается теперь ни в одном из пунктов статьи 8 закона № 212-ФЗ, то данные страховые взносы исчисляются со всей суммы доходов физического лица, включаемой в базу, без ограничений.

На это указывает и введённый пункт 1.1 статьи 58.2 закона № 212-ФЗ (подп. «в» п. 1 ст. 5 закона № 406-ФЗ). Напомним, что статьёй 58.2 закона № 212-ФЗ были установлены общие тарифы страховых взносов на 2012–2016 годы. Упомянутым законом № 406-ФЗ они продлены до конца 2017 года (подп. «а» п. 1 ст. 5 закона № 406-ФЗ). Во введённом же пункте 1.1 статьи 58.2 закона № 212-ФЗ указаны следующие тарифы:

· в Пенсионный фонд РФ:

22,0 % — в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

10,0 % — свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

· ФСС России — 2,9 % в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· ФФОМС — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов по сравнению с прошлым годом, как видим, не изменились, возросли лишь предельные величины баз: в ПФР — до 711 000 руб., в ФСС России — до 670 000 руб., в ФФОМС же, повторимся, ограничение по величине базы отменено.

Пример 1

Доход работника, включаемый в базу по исчислению страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС России, за девять месяцев 2015 года составил 648 500 руб. С этой суммы было начислено страховых взносов в ПФР 142 670 руб. (648 500 руб. × 22,0 %), в ФФОМС — 33 073,50 руб. (648 500 руб. × 5,1 %), в ФСС России — 18 806,50 руб. (648 500 руб. × 2,9 %). В октябре работнику было начислено 112 600 руб.

Доход работника с января по октябрь составил 761 100 руб. (648 500 + 112 600). По итогам десяти месяцев 2015 года исчисленные суммы страховых взносов возросли:

в ПФР — до 161 430 руб. ((711 000 руб. × 22 %) + (761 100 руб. – 711 000 руб.) × 10 %);

ФФОМС — до 38 816,10 руб. (761 100 руб. × 5,1 %);

ФСС России — до 19 430 руб. (670 000 руб. × 2,9 %).

При определении же причитающихся к перечислению в фонды сумм страховых взносов за октябрь в целом по страхователю будут учтены и суммы, подлежащие уплате с дохода работника: 18 760 руб. (161 430 – 142 670) — в ПФР, 5742,60 руб. (38 816,10–33 073,50) — в ФФОМС, 623,50 руб. (19 430 – 18 806,50) — в ФСС России.

При начислении доходов за ноябрь и декабрь страховые взносы будут исчисляться лишь в два фонда: ПФР и ФФОМС. В ФСС России взносы не исчисляются, поскольку доход работника превысил предельную величину базы, установленную на 2015 год для этого фонда (670 000 руб.) (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Отметим, что с 1 января 2015 года суммы страховых взносов, подлежащие перечислению в соответствующие внебюджетные фонды, согласно изменённой редакции пункта 7 статьи 15 закона № 212-ФЗ (подп. «а» п. 3 ст. 5 закона № 188-ФЗ) определяется в рублях и копейках. В прошлом же году страховые взносы уплачивались в полных рублях.

Тарифы страховых взносов

Указав тарифы страховых взносов для общего случая, нельзя обойти без внимания и нововведения в части них.

Так, законом № 407-ФЗ внесены дополнения в статьи 12 и 58.2 закона № 212-ФЗ. Напомним, что в статье 12 закона № 212-ФЗ дано определение тарифам страховых взносов (п. 1) и приведены их значения (п. 2). Так вот пункт 2 дополнен подпунктом 2.1, нормой которого установлен тариф страховых взносов в ФСС России 1,8 % в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Статья 58.2 закона № 212-ФЗ дополнена пунктом 3, содержание которого аналогично приведённому подпункту 2.1 пункта 2 статьи 12 закона № 212-ФЗ.

Таким образом, начислив выплаты и иные вознаграждения иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, страхователь должен с их сумм исчислить страховые взносы в ФСС России по тарифу 1,8 %.

В текущем году также изменился порядок начисления страховых взносов в ПФР с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, которые временно пребывают на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов).

Напомним, что застрахованными лицами согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в прошлом году признавались в том числе и иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределённый срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Законом № 188-ФЗ (подп. «а» п. 2 ст. 3) уточняющая фраза о заключении трудового договора на неопределённый срок либо срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев общей сложности в течение календарного года в пункте 1 статьи 7 закона № 167-ФЗ упразднена.

Исходя из этого выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с такими лицами в 2015 году облагаются пенсионными взносами. В этом случае применяется общий тариф страховых взносов в ПФР, установленный на текущий год, — 22 % до достижения суммы выплат предельной величины базы для начисления страховых взносов (711 000 руб.) и 10 % свыше предельной величины. Страховые взносы при этом направляются на финансирование страховой пенсии независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1, п. 2 ст. 33.1 закона № 167-ФЗ).

Пример 2

Страхователем со 2 февраля по 31 марта заключён срочный трудовой договор с иностранным гражданином, временно пребывающим на территории России. В феврале ему начислено 22 500 руб.

По итогам февраля с дохода иностранного работника исчислены страховые взносы: в ПФР — 4950 руб. (22 500 руб. × 22 %), в ФСС России — 405 руб. (22 500 руб. × 1,8 %).

Закон № 212-ФЗ дополнен статьёй 58.4, которой установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (ст. 5 закона № 378-ФЗ).

Работодатели — плательщики страховых взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с законом № 377-ФЗ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, в течение 10 лет со дня получения ими этого статуса вправе использовать пониженные тарифы страховых взносов: 6,0 % — в ПФР, 1,5 % — в ФСС России, 0,1 % — в ФФОМС.

При утрате же плательщиком страховых взносов статуса участника свободной экономической зоны приведённые пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое событие.

Приведёнными пониженными тарифами страховых взносов могут воспользоваться участники свободной экономической зоны, получившие такой статус в течение трёх лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны.

Приведённые выше тарифы страховых взносов: 6,0 % — в ПФР, 1,5 % — в ФСС России, 0,1 — в ФФОМС — указаны также и во введённой статье 58.5 закона № 212-ФЗ (ст. 17 закона № 519-ФЗ). Их могут использовать страхователи-работодатели, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.14 № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в течение 10 лет со дня получения ими указанного статуса начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими он был получен.

Сам же закон № 519-ФЗ вступает в силу с 31 марта 2015 года (п. 1 ст. 23 закона № 519-ФЗ).

Отметим, что страхователи:

· сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;

· организации народных художественных промыслов;

· семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

· организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН;

· производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений;

· общественные организации инвалидов — для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25 %;

· учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;

· российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций, —

в текущем году при исчислении страховых взносов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам используют общие тарифы страховых взносов, поскольку действие установленных для них пунктами 2 и 3.1 статьи 58 закона № 212-ФЗ пониженных тарифов было ограничено 2014 годом, а законодатель не посчитал целесообразным их продление на 2015 год.

Изложенный в новой редакции подпункт 10 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ (подп. «а» п. 29 ст. 5 закона № 188-ФЗ) ограничил права страхователей — аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД и имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, на применение пониженных тарифов страховых взносов, приведённых в пункте 3.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ (20,0 % — в ПФР, 0 % — в ФСС России и ФФОМС). В текущем году таковые могут применяться только к выплатам, которые производятся в пользу физических лиц, имеющих право заниматься указанной деятельностью. Выплаты же иным физическим лицам облагаются по общим тарифам. Аналогичное уточнение теперь имеется и в подпункте 10 пункта 4 статьи 33 закона № 167-ФЗ (подп. «а» п. 5 ст. 3 закона № 188-ФЗ).

Напомним, что до конца прошлого года чиновники настоятельно рекомендовали указанным страхователям использовать пониженные тарифы исключительно в отношении выплат в пользу физических лиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (письмо Минтруда России от 23.08.12 № 17-3/240 (данное письмо руководство ПФР письмом от 15.10.12 № ТМ-30-24/15010 направило территориальным отделениям ПФР для сведения и использования в работе)).

Арбитражные же суды приходили к мнению, что данные тарифы действуют в отношении всех работников, в том числе и тех, кто не занимается непосредственно фармацевтической деятельностью на основании статьи 100 закона № 323-ФЗ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.13 № А19-3117/2013, ФАС Дальневосточного округа от 12.08.13 № Ф03-3517/2013, ФАС Поволжского округа от 30.07.13 № А55-33527/2012 (определениями ВАС РФ от 19.03.14 № ВАС-2774/14, от 31.10.13 № ВАС-14610/13, от 07.11.13 № ВАС-15047/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ соответствующих дел для пересмотра в порядке надзора)).

Как видим, возникшее противоречие во взглядах по вопросу использования пониженных тарифов в текущем году решено в пользу контролирующего органа.

Отчётность

Внесёнными изменениями в пункт 10 статьи 15 закона № 212-ФЗ (подп. «в» п. 3 ст. 5 закона № 188-ФЗ) ужесточено требование по представлению расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФСС России в электронной форме. В текущем году таковые расчёты надлежит представлять:

плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производились выплаты и иные вознаграждения, за 2014 год превысила 25 человек, а также

вновь созданным (в том числе при реорганизации) организациям, у которых численность физических лиц превышает 25 человек.

Напомним, что в прошлом году такой порядок представления отчётности был предусмотрен для случаев, когда указанные среднесписочная численность работников и численность физических лиц превышала 50 человек.

Соответствующее изменение показателя 50 на 25 человек внесено и в пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (п. 2 ст. 1 закона № 188-ФЗ), нормой которого установлена обязанность по представлению персонифицированной отчётности в форме электронного документа по форматам, установленным ПФР.

Обязав большее количество страхователей подавать отчётность в электронной форме, законодатель несколько сдвинул срок её представления. Согласно новым редакциям подпунктов 1 и 2 пункта 9 статьи 15 закона № 212-ФЗ(п. 2 ст. 5 закона № 406-ФЗ) расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме надлежит представлять:

· в ПФР — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом;

· ФСС России — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчётным периодом.

Сдвинулась на пять календарных дней и дата представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на бумажном носителе в ФСС России. Таковым стало 20-е число календарного месяца, следующего за отчётным периодом. При этом форма расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС России теперь утверждается самим фондом по согласованию с Минтрудом России.

Дата же представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на бумажном носителе в ПФР осталась прежней — 15-е число второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом.

Единую отчётность в форме электронного документа подавать в территориальные органы ПФР, как было сказано выше, необходимо не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом).

Пенсионщики, судя по информации ПФР от 05.01.15 <Порядок представления отчётности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2015 году>, ждут представления расчёта РСВ-1 ПФР за 2014 год от страхователей-работодателей уже с учётом новых положений.

В упомянутой информации ПФР указано, что последними датами сдачи отчётности:

· в бумажном виде в 2015 году являются 16 февраля, 15 мая, 17 августа, 16 ноября;

· электронном виде — 24 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября.

Дату по представлению отчётности за 2014 год в электронном виде пенсионщики привели некорректно, поскольку последним днём её подачи является 20 февраля 2015 года — пятница. Это обычный рабочий день, следовательно, о переносе представления отчётности на 24 февраля речи быть не может.

Законодатель, следуя времени, расширил возможность подачи в органы контроля документов в электронной форме. Так, с 1 января 2015 года заявление о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в органы контроля можно подать не только в письменной форме, но и в форме электронного документа (п. 6, 10, 11 ст. 26, п. 3, 5, 9 ст. 27 закона № 212-ФЗ в редакции закона № 188-ФЗ).

При представлении документов в электронной форме они должны быть подписаны уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью (подп. 4 п. 2 ст. 28 закона № 212-ФЗ в редакции закона № 188-ФЗ).

Проверки

Выездная проверка в силу пункта 11 статьи 35 закона № 212-ФЗ не может продолжаться более двух месяцев. Законом № 188-ФЗ в упомянутую статью 35 введён пункт 11.1, которым определены основания продления срока проведения выездной проверки. Таковыми могут являться:

· получение в ходе проведения выездной проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

· наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная проверка;

непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с пунктом 5 статьи 37 закона № 212-ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной проверки;

· проведение выездной проверки организаций, имеющих в своём составе несколько обособленных подразделений.

В пункт 11 статьи 35 закона № 212-ФЗ законом № 188-ФЗ внесено дополнение о возможности продления выездной проверки при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11.1, до четырёх или шести месяцев.

Так, выездная проверка организации, имеющей в своём составе:

· четыре и более обособленных подразделения, может быть продлена до четырёх месяцев;

· десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев.

Статья 35 закона № 212-ФЗ всё тем же законом № 188-ФЗ дополнена пунктами 24–27, нормами которых дано определение повторной выездной проверки и приведены положения по её проведению.

Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признаётся выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.

Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться:

· вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов — в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;

· органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком страховых взносов уточнённого расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточнённый расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам.

При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Приведённые выше основания по продлению выездной проверки распространяются и на повторную выездную проверку.

Статья 44 закона № 212-ФЗ определяла обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения законодательства РФ о страховых взносах. Данные обстоятельства могли быть установлены судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело. И их надлежало учитывать при привлечении страхователя к ответственности.

Законом № 188-ФЗ (п. 24 ст. 5) данная статья признана утратившей силу. Это повлекло за собой и изменение редакции подпункта 4 пункта 6 статьи 39 закона № 212-ФЗ. Вместо выявления обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, теперь руководитель (заместитель руководителя) органа контроля должен выявлять только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, которое предусмотрено законом № 212-ФЗ

Отсрочка погашения задолженности

Органы контроля за уплатой страховых взносов в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 29 закона № 212-ФЗ вправе были предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и в случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

Территориальные органы ПФР и ФСС России отказывали организациям и предпринимателям в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, ссылаясь на отсутствие механизма реализации указанного права действующим законодательством РФ о страховых взносах.

То, что механизм реализации указанного права действующим в 2014 году законодательством не установлен из-за отсутствия порядка и оснований для предоставления плательщикам отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, подтверждено и в письме Минтруда России от 25.06.14 № 17-4/10/П-3456.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.04.13 № 16929/12 указал, что у отделения ПФР отсутствовали основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, поскольку норма подпункта 11 пункта 1 статьи 29 закона № 212-ФЗ закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.

Закон № 212-ФЗ с начала текущего года дополнен статьями 18.1–18.5 (п. 5 ст. 5 закона № 188-ФЗ), устанавливающими условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а также прекращение её действия. Перечень прав плательщика страховых взносов, приведённый в пункте 1 статьи 28 закона № 212-ФЗ, расширен за счёт возможности получения рассматриваемой отсрочки (рассрочки) (подп. 13).

Отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов (пеней, штрафов) можно получить по одному и (или) нескольким видам обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии (п. 4, 8 ст. 18.1 закона № 212-ФЗ). Если финансовое положение плательщика страховых взносов не позволяет уплатить взносы, но предполагается, что такая возможность появится, то основанием для получения отсрочки (рассрочки) могут быть (п. 3 ст. 18.1 закона № 212-ФЗ):

· ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

· непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объёмов финансирования расходов до получателя бюджетных средств в сумме, достаточной для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по их уплате, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику взносов из бюджета в объёме, который является достаточным для своевременного исполнения обязанности по уплате взносов, денежных средств, в том числе в счёт оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

· сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг

(подробнее — см. статью «Предоставление отсрочки по уплате страховых взносов» в ПБУ № 11, 2014).

Иные нововведения

Уточнил законодатель отдельные положения, касающиеся сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (п. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ).

Так, с 1 января 2015 года:

· компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трёхкратный размер среднего месячного заработка, а также

· суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом:

трёхкратный размер среднего месячного заработка или

шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, —

подлежат обложению страховыми взносами, поскольку они приведены в виде исключения необлагаемых компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (подп. 2 «б» п. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ).

Соответствующие изменения внесены в подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», определяющий необлагаемые компенсационные выплаты указанными страховыми взносами.

Суммы оплаты работодателем расходов на командировки работников в силу пункта 2 статьи 9 закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами, если затраты подтверждены документально. Первоначальная редакция указанного пункта позволяла не начислять страховые взносы по расходам по найму жилого помещения без представления документов, подтверждающих оплату, в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Данное уточнение законом № 188-ФЗ (подп. «б» п. 1 ст. 5) упразднено.

Новая редакция подпункта 7 пункта 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ отнесла к не облагаемым страховыми взносами суммам:

· стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и

· стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, —

оплачиваемые работодателем-страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелёта (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

Как видим, новой редакцией:

· исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника и

· дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ при вылете работника за рубеж. Таковым является международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль.

Отметим, что именно так ранее определяло руководство ФСС России пункт пропуска через государственную границу РФ для целей применения подпункта 7 пункта 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ и подпункта 8 пункта 1 статьи 20.2 закона № 125-ФЗ (письмо ФСС России от 17.11.11 № 14-03-11/08-13985).

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик в силу статьи закона № 212-ФЗ обязан перечислить пени. Пункт 3 этой статьи обязывал начислять пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов. Новой же редакцией этого пункта уточнено, что пени необходимо начислять по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пример 3

Организация причитающуюся к уплате сумму страховых взносов в ПФР за декабрь 2014 года, 185 367 руб., перечислила 29 января 2015 года.

Ежемесячный обязательный платёж согласно пункту 5 статьи 15 закона № 212-ФЗ подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который он начислен. Следовательно, сумму страховых взносов в ПФР за декабрь 2014 года организация должна была уплатить до 15 января включительно. Осуществив платёж 29 января, страхователь должен исчислить пени за 14 дней опоздания.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов (п. 5, 6, 7 ст. 25 закона № 212-ФЗ).

Причитающуюся к уплате сумму пеней, 713,66 руб. (185 367 руб. × 8,25 % / 300 дн. × 14 дн.), организация перечислила 29 января вместе со страховыми взносами.

Пункт 3 статьи 28 закона № 212-ФЗ обязывал плательщиков страховых взносов:

· организаций письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения:

о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);

реорганизации или ликвидации организации;

· индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трёх дней со дня принятия такого решения.

Законом № 188-ФЗ (подп. «в» п. 17 ст. 5) указанная норма с 1 января 2015 года упразднена.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 закона № 212-ФЗ, могут не исчислять и не уплачивать взносы в фиксированном размере за отдельные периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность. Это допустимо за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 – 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в эти периоды (п. 6 ст. 14 закона № 212-ФЗ).

Пункт 7 статьи 14 закона № 212-ФЗ позволял им уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность. С 1 января 2015 года дополнением, внесённым впункт 7 статьи 14 закона № 212-ФЗ, уточнено, что за неполный месяц профессиональной деятельности фиксированный размер взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Пример 4

Женщина — индивидуальный предприниматель ухаживала за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет и не вела предпринимательскую деятельность. Полтора года ему исполнилось 18 марта 2015 года.

Для индивидуальных предпринимателей страховые взносы в фиксированных размерах в 2015 году составляют 18 610,80 руб. (5965 руб. × 12 × 26 %) — в ПФР и 3650,58 руб. — в ФФОМС (где 5965 руб. — минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года (ст. 1 Федерального закона от 01.12.14 № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»)).

Уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет указан в подпункте 3 пункта 1 статьи 12 закона № 400-ФЗ. Поэтому за период с 1 января по 18 марта предприниматель вправе не исчислять указанные страховые взносы. Исходя из этого женщине необходимо будет уплатить в ПФР как минимум 14 608,48 руб. (18 610,80 руб.: 12 мес. × (9 мес. + (31 дн. – 18 дн.): 31 дн/мес.)), в ФФОМС — 2865,51 руб. (3650,58 руб.: 12 мес. × (9 мес. + (31 дн. – 18 дн.) / 31 дн/мес.)).

Если по итогам 2015 года доход предпринимателя превысит 300 000 руб., то ему необходимо будет уплатить в ПФР ещё 1,0 % от суммы дохода, превышающего указанную величину.

Поручение на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов территориальные отделения ПФР и ФСС России согласно пункту 7 статьи 19 закона № 212-ФЗнаправляют в банк, в котором открыты счета организации или индивидуальному предпринимателю. Первоначальная редакция этого пункта обязывала орган контроля направить такое поручение в течение месяца со дня принятия решения о взыскании. При нарушении указанного срока страхователи нередко обращались в суд с иском о признании взыскания недоимки незаконным. И отдельные суды поддерживали страхователей, считая, что такие действия контролёров нарушают положения закона № 212-ФЗ и права и законные интересы плательщиков взносов (постановление ФАС Уральского округа от 28.02.14 № А34-2583/2013 (определением ВАС РФ от 09.04.14 № ВАС-4533/14 в передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора отказано)).

С 1 января 2015 года из рассматриваемой нормы исключено приведённое положение о необходимости передачи поручения в течение месяца со дня принятия решения о взыскании, что, несомненно, облегчит жизнь территориальных отделений ПФР и ФСС России.

 

Date: 2015-07-01; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию