Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009. С. 305





Там же, С. 95

113

ждение инстинктов, налагаемое нуждой, усиливалось принуждением, налагаемым

иерархическим распределением нужды и труда. К организации инстинктов,

определяемой принципом реальности, в силу интересов господства

было присоединено прибавочное подавление. Принцип удовольствия бьш

ниспровергнут не просто потому, что он стоял на пути цивилизации, но потому,

что он противился той цивилизации, прогресс которой увековечивает

господство и изнурительный труд≫102.

Фрейдистский ≪принцип реальности≫, подавляющий эрос, у Маркузе

превращается в ≪принцип производительности≫ - форму, характерную для

развитой технологической цивилизации. Принцип производительности обеспечивает

трансформацию подавленной сексуальности, стремления к наслаждению,

прежде всего, в действия, полезные для материального производства,

этот принцип превращает человека в ≪орудие производства. Принцип произ-..

водительности, считает Маркузе, также возник на раннем этапе человеческой

истории, и связывает он его с превращением тела человека из инструмента

наслаждения в производительную силу, отказ от принципа удовольствия.

Протест против такого отказа общество подавляет, и не просто подавляет, но

и внушает человеку, что его≫ жизнь, состоящая из производства и потребле- -

ния, подавляющая естественные влечения — и естьнастоящее счастье. Только

≪аутсайдеры≫ свободны от этого общественного давления. Единственной

сферой, свободной от репрессий остается область фантазии, которая все еще

подчинена принципу удовольствия и свободна от принципа реальности.

Именно через понимание своей подлинной, человеческой сущности, через

протест, осознание своих действительных желаний, человек может научиться

отрицать современную технологическую цивилизацию, основанную на отчуждении

и насилии. Социальной революции, говорит Маркузе, должны

предшествовать индивидуальные, революции сознания. Основой нового, послереволюционного

общества должны стать свобода Эроса, преодоление

ханжества и насилия, людям нужно освободиться от оков индустриальной__

цивилизации, отказаться от принципа производства и вернуться к принципу

удовольствия. Маркузе не разрабатывает подробно модель общества без репрессии,

не прописывает для него никаких рамок, ничем его не ограничивал.

Позже он писал, что в наше время может быть реализована любая утопия, и

ее реализацию сдерживает только ≪одномерность сознания≫.

При этом Маркузе разделяет потребности на ≪ложные≫ и ≪истинные≫,

при этом ≪ложные≫ навязаны ему обществом для закрепления тяжелого труда,

нищеты, несправедливости. Удовлетворение этих потребностей приносит

удовлетворение, но оно такое же ложное, как и сами эти потребности. Только

сам индивид может определять, какие из его потребностей ≪ложные≫, а какие

≪истинные≫, но только лишь в том случае, если он подлинно свободен, пока

же он является объектом манипулирования, его ответы ему не принадлежат.

Анализ феномена отчуждения, представленный в творчестве Г. Маркузе,

во многом обусловлен влиянием ≪критической теории≫ М. Хоркхаймера и

Т. Адорно. Принимая ее ключевые положения, философ развивает на их основе

свою собственную теорию. Можно выделить два этапа освоения проблематики

отчуждения в творчестве Маркузе. На раннем этапе, после ≪хай-

деггеромарксистского≫ периода, он рассматривает общество^ сквозь- призму

фрейдистских категорий и описывает развитие общества как вечный конфликт

между природой человека и ограничениями, накладываемыми на него

обществом. Углубляя неомарксистскую критику западной цивилизации, пытаясь

исследовать механизм подавления человека собственным разумом,

Маркузе привлекает к ревизии марксизма психоанализ. Фрейдистская теория

интерпретируется им в терминах социологии, в которой философ опирается,

прежде всего, на идеи Маркса, а именно на его исследование проблемы отчуждения.

Маркузе считает, что под давлением социума

человек вынужден подчинять ≪принцип удовольствия≫ ≪принципу реальности

≫, превращать естественные потребности в культурные, а свой разум

— в инструмент своего же подавления. Протест против отказа от принципа

удовольствия общество подавляет, с помощью ≪прибавочной репрессии≫

формируя в сознании человека иллюзию, что жизнь, состоящая из производства

и потребления, является единственно возможным вариантом существования.

Маркузе утверждает, что цивилизация в своей историческом развитии

неизбежно трансформирует основную репрессию в прибавочную, а принцип

реальности в принцип производительности.

Date: 2015-07-01; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию