Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний мир человека утопии и дистопии





Человек классической утопии, равно как и человек классической

антиутопии уверен, что основная заслуга в достижении идеала принадлежит

мудрой власти. Это легендарный царь Утопии, Метафизик соляриев, а также

три его помощника, король Севариас у севарамбов и другие. Именно они

стали теми пастырями, которые наставили ≪заблудших овец≫ на истинный

путь. В том, что власть принадлежит ≪лучшему из≫, уверен и герой

антиутопии — строитель Интеграла Д-503, — гордо, вместе со всеми нумерами

именуя его ≪Благодетелем≫. Уверены в мудрости и благости Старшего Брата

граждане Океании, почитают Главноуправителя Мустафу Монда жители

≪дивного нового мира≫.

Ярким примером открытий героем своих собственных качеств является

Д-503 из романа Е. Замятина ≪Мы≫. Индивидуальный мир героя изначально

наполнен математическими и формально-логическими установками, которые

для него составляют ядро мировоззрения. Математизированное мышление Д-

503 не приемлет всего, что не поддается логико-математическому

формализованному описанию. Автор демонстрирует в гипертрофированном

виде превосходство рационально-логического над эмоционально-

чувственным. Неудивительно, что духовное открытие героя в самом себе

≪древних≫, ≪варварских≫ чувств поначалу пугает его [102, с. 349]. Герой

≪заболевает≫, запутывается в противоречии; его желания не совпадают с

логическими выводами, не хотят им подчиняться [102, с. 397]. Однако

убежденность Д-503 в благости разумного и полезного постепенно

рассеивается [102, с. 394]. Знакомство с внешним миром вызвало вполне

предсказуемую реакцию у Д-503: ≪Я был оглушен всем этим, я

захлебнулся...≫ [102, с. 409]. Кардинально изменяется и представление о

людях. Человек - не только тот, кто живет в Едином Государстве [102, с.

114 410]. Открытие мира за Стеной, людей ≪дикого≫ состояния, алкоголя

привели Д-503 к позитивным ощущениям: ≪И все мне легко, просто, ясно≫

[102, с. 412]. Знакомство с иным миром, отличающимся от изолированного

жизненного пространства Единого Государства, ≪отклонения≫,

происходящие во внутреннем мире строителя Интеграла, повлекли за собой

столкновение с социальными нормами, устоями общества. Поскольку

≪тонна≫ всегда тяжелее ≪грамма≫, Д-503 был загнан в привычные обществу

рамки, часть его природы - фантазия - была удалена

[Д-503, да и вообще герои антиутопий, часто сами утописты]

Идеал как элемент субъективной реальности, продукт человеческого

сознания, обычно противопоставляется объективной действительности: ≪В

той мере, в какой выдумали мир идеальный, в такой же мере отобрали у

реальности ее ценность, ее смысл≫ [179, с. 85]. Содержание идеала

субъективно, если это идеал отдельного человека, но содержание

социального идеала выражает объективные тенденции.

Пожалуй, одно из самых развернутых определений идеала в

современных отечественных философских исследованиях было дано

И.М. Сизёмской: идеал выступает к качестве ≪системы ценностей,

определяющей, с одной стороны, мотивацию поведения исторического

субъекта и направленность его преобразующей практики, связанной с

конструированием социальной реальности, с другой стороны, в виде модуса

долженствования истории как поприща человеческой деятельности≫ [231, с.

93].

Во многом реализация социального идеала упирается в одну, пожалуй,

наиболее фундаментальную проблему - недостатки человеческой природы.

Сумеет ли Человек преодолеть свой эгоизм, свою агрессивность - вопрос,

выраженный Н.Н. Моисеевым и оставленный без ответа, но именно такие

указанные качества человека и не позволяют реализовывать субъективный

идеал утописта-проектировщика [171, с. 267].

Date: 2015-07-01; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию