Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренний мир человека утопии и дистопииЧеловек классической утопии, равно как и человек классической антиутопии уверен, что основная заслуга в достижении идеала принадлежит мудрой власти. Это легендарный царь Утопии, Метафизик соляриев, а также три его помощника, король Севариас у севарамбов и другие. Именно они стали теми пастырями, которые наставили ≪заблудших овец≫ на истинный путь. В том, что власть принадлежит ≪лучшему из≫, уверен и герой антиутопии — строитель Интеграла Д-503, — гордо, вместе со всеми нумерами именуя его ≪Благодетелем≫. Уверены в мудрости и благости Старшего Брата граждане Океании, почитают Главноуправителя Мустафу Монда жители ≪дивного нового мира≫. … Ярким примером открытий героем своих собственных качеств является Д-503 из романа Е. Замятина ≪Мы≫. Индивидуальный мир героя изначально наполнен математическими и формально-логическими установками, которые для него составляют ядро мировоззрения. Математизированное мышление Д- 503 не приемлет всего, что не поддается логико-математическому формализованному описанию. Автор демонстрирует в гипертрофированном виде превосходство рационально-логического над эмоционально- чувственным. Неудивительно, что духовное открытие героя в самом себе ≪древних≫, ≪варварских≫ чувств поначалу пугает его [102, с. 349]. Герой ≪заболевает≫, запутывается в противоречии; его желания не совпадают с логическими выводами, не хотят им подчиняться [102, с. 397]. Однако убежденность Д-503 в благости разумного и полезного постепенно рассеивается [102, с. 394]. Знакомство с внешним миром вызвало вполне предсказуемую реакцию у Д-503: ≪Я был оглушен всем этим, я захлебнулся...≫ [102, с. 409]. Кардинально изменяется и представление о людях. Человек - не только тот, кто живет в Едином Государстве [102, с. 114 410]. Открытие мира за Стеной, людей ≪дикого≫ состояния, алкоголя привели Д-503 к позитивным ощущениям: ≪И все мне легко, просто, ясно≫ [102, с. 412]. Знакомство с иным миром, отличающимся от изолированного жизненного пространства Единого Государства, ≪отклонения≫, происходящие во внутреннем мире строителя Интеграла, повлекли за собой столкновение с социальными нормами, устоями общества. Поскольку ≪тонна≫ всегда тяжелее ≪грамма≫, Д-503 был загнан в привычные обществу рамки, часть его природы - фантазия - была удалена [Д-503, да и вообще герои антиутопий, часто сами утописты] … Идеал как элемент субъективной реальности, продукт человеческого сознания, обычно противопоставляется объективной действительности: ≪В той мере, в какой выдумали мир идеальный, в такой же мере отобрали у реальности ее ценность, ее смысл≫ [179, с. 85]. Содержание идеала субъективно, если это идеал отдельного человека, но содержание социального идеала выражает объективные тенденции. … Пожалуй, одно из самых развернутых определений идеала в современных отечественных философских исследованиях было дано И.М. Сизёмской: идеал выступает к качестве ≪системы ценностей, определяющей, с одной стороны, мотивацию поведения исторического субъекта и направленность его преобразующей практики, связанной с конструированием социальной реальности, с другой стороны, в виде модуса долженствования истории как поприща человеческой деятельности≫ [231, с. 93]. … Во многом реализация социального идеала упирается в одну, пожалуй, наиболее фундаментальную проблему - недостатки человеческой природы. Сумеет ли Человек преодолеть свой эгоизм, свою агрессивность - вопрос, выраженный Н.Н. Моисеевым и оставленный без ответа, но именно такие указанные качества человека и не позволяют реализовывать субъективный идеал утописта-проектировщика [171, с. 267]. …
|