Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ





Особое место в этом подходе к будущему человека и человечества

занимает дистопическая мысль, представленная, прежде всего,

литературными антиутопиями. В утопиях и дистопиях как специфических

формах художественной рефлексии над человеческим бытием представлены

противоположные образы не только будущего устройства общества, но и

образы человека будущего.

Все они (а в особенности,

пожалуй, труды Фурье, например, ≪Теория, четырех движений и всеобщих

судеб≫) имеют ярко выраженную проективную сущность. В работе Ш. Фурье

оговаривается, что человек всегда будет подвержен страстям и от них вряд ли

избавится, а потому проект его разработан с учетом данной посылки. Фурье,

таким образом, обратил пристальное внимание на определяющие

5

особенности человеческой природы, исходя из которых он попытался

реализовать свой проект, однако, в итоге он и его последователи потерпели

поражение в попытке создать утопию ≪наяву≫.

В XX столетии, пожалуй, одной из самых известных литературных

утопий является книга О. Хаксли ≪Остров≫. Наименование произведения

прямо указывает на географический объект, жители которого живут в

благоденствии, обретая духовную свободу, исповедуя различные религии, ни

в чем не зная нужды, никогда не прибегая к насилию.

Отечественная литературная утопия была ознаменована трудами Н.Г.

Чернышевского (роман ≪Что делать?≫, глава ≪Четвертый сон Веры

Павловны≫), А.И. Герцена (например, несколько писем, посвященных

будущему оптимальному устройству государства, что обычно именуют

теорией общинного социализма), Н.П. Огарева и др.

Среди отечественных литературных утопий XX столетия необходимо

назвать так называемые коммунистические утопии, созданные в советский

период истории страны. Наиболее яркими произведениями данного ряда

являются ≪Красная звезда≫ А. Богданова, ≪Грядущий мир≫ Я. Окунева,

≪Туманность Андромеды≫ И. Ефремова, ≪Полдень XXII век≫ А. и Б.

Стругацких.

Социалистическое переустройство общества позиционируется как

идеальное в произведениях В. Маяковского (≪Мистерия Буфф≫) и С. Есенина

(≪Инония≫). Данные утопии отличаются высокой степенью декларативности

в характеристике идеального социального порядка. Утопия В. Маяковского

иллюстрирует процесс ликвидации устоев прошлого и наступление новых,

безусловно счастливых времен.__

Среди отечественных дистопий в качестве наиболее ранних могут быть

названы произведения В.Ф. Одоевского (≪Город без имени≫), а также

≪История одного города≫ М.Е. Салтыкова-Щедрина.

XX век ознаменовался появлением очень большого числа антиутопий и

дистопий, классическими из которых обычно считают романы ≪Мы≫ Е.

Замятина, ≪1984≫ Дж. Оруэлла, ≪Механическое пианино≫ (≪Утопия 14≫) К.

Воннегута, ≪Возвращение со звезд≫ С. Лема, ≪О дивный новый мир≫ О.

Хаксли, однако ими список известных литературных произведений этого

жанра ограничен быть не может.

Перечень антиутопий и дистопий XX столетия необходимо дополнить

произведениями А. Азимова (≪Камешек в небе≫), С. Лема

(≪Футурологический конгресс≫), Ф. Дика (≪Доктор будущее≫, ≪Солнечная

лотерея≫, ≪Тот, кто пошутил≫, ≪Мечтают ли андроиды об электроовцах≫ и

др.), Р. Шекли (≪Цивилизация статуса≫, ≪Билет на планету Транай≫,

≪Паломничество на Землю≫, ≪Добро пожаловать: стандартный кошмар≫ и

др.), К. Саймака (≪Город≫, ≪Поколение, достигшее цели≫), Э. Берджесса

(≪Заводной апельсин≫, ≪Вожделеющее семя≫), У. Голдинга (≪Повелитель

мух≫), Ч. Паланика (≪Бойцовский клуб≫), К. Бойе (≪Каллокаин≫), Г. Уэллса

(≪Остров доктора Моро≫, ≪Машина времени≫, ≪Когда спящий проснется≫), Р.

Хайнлайна (≪Дверь в лето≫, ≪Кукловоды≫) и многими другими.

Среди отечественных антиутопий и дистопий следует указать на

произведения К. Булычева (≪Любимец≫), В. Войновича (≪Москва 2042≫), Д.

Глуховского (≪Метро 2033≫), А. Громова (≪Мягкая посадка≫), С. Лукьяненко

(≪Тринадцатый город≫), В. Маканина (≪Лаз≫), Л. Петрушевской (≪Гигиена≫),

А. Платонова (≪Котлован≫), В. Сорокина (≪День опричника≫, ≪Сахарный

Кремль≫), А. и Б. Стругацких (≪Обитаемый остров≫, ≪Хищные вещи века≫ и

др.), Т. Толстой (≪Кысь≫) и другие.__

Теоретическому решению проблем, связанных с утопией, утопическим

мышлением посвящены работы как зарубежных, так и отечественных

ученых. Среди зарубежных исследователей, чьи труды уже стали

классическими, необходимо назвать Ф. Аинсу, М. Ласки, Л. Мамфорда, К.

Мангейма, X. Маравалля, А. Петруччани, Г. Уэллса и других.

Среди отечественных авторов философских трудов, монографий и

статей необходимо указать Т.Ю. Асабину, Э.Я. Баталова, Н.А. Бердяева, Ч.С.

Кирвеля, Д.Е. Мартынова, А.В. Прокофьева, О.М. Руденко, Т.С. Стяжкину,

Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, Е. Черткову, Е. Шацкого и других.

Так, определение антиутопии, ее признаки, рассмотрены в

диссертационных исследованиях А.Н. Воробьевой (≪Русская антиутопия XX

- начала XXI веков в контексте мировой антиутопии≫), Е.Ю. Козьминой

(≪Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века≫),

Б.А. Ланина (≪Русская литературная антиутопия XX в.≫).

Небольшое количество статей, преимущественно написанных учеными

лингвистами или публицистами, зачастую предоставляют обзор некоторых

известных антиутопий, не имея целью рассмотрение общетеоретических

проблем. Например, В. Гаков сделал обзор наиболее известных антиутопий

XX столетия. Так же Л. Романчук, Б. Невский, хотя и уделили внимание

теоретическим аспектам антиутопии, все же обратились к конкретным

произведениям.

Среди советских и постсоветских исследователей, занимавшихся

проблемой природы человека, необходимо назвать А. Агустинавичюте, Ю.Г.

Волкова, B.C. Поликарпова, П.С. Гуревича, Н.П. Фомичева, К. Шиллинга, Ф.

Меллора, В.А. Рыбина, С.С. Хоружего, Б.Г. Юдина и многие других.

Среди современных исследователей, занимавшихся осмыслением

потенциальных возможностей человека и определением перспектив

развития, можно назвать В.И. Александрова, Б.А. Амантаева и Л.М. Славина

Ф.И. Гиренока, В.Н. Игнатьева, В.М. Лейбина, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина,

Т.В. Наумову.

Date: 2015-07-01; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию