Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ





 

Стала очевидной насущная потребность в новых философско-

методологических подходах для разработки более широкого круга проблем

социального бытия в динамике его развития и с учетом обнаружившейся

многовариантности и модальности. Историки заговорили о сослагательном

наклонении, о веере исторических возможностей - реализованных и не

реализованных в прошлом, об их соотношении. Возникли и другие вопросы, на

которые должны отвечать уже не историки, а философы: почему состоялась

одна и не реализовались другие возможности? Оптимален ли тот или иной

исторический выбор? Обратимы ли нереализованные исторические

возможности? Что может означать обратимость некогда не реализованной

возможности? Почему вообще возникает мысль о несвершившемся и каков его

онтологический статус? Каков познавательный механизм при обращении к

несвершившемуся и какой смысл приобретает в нем практика? Насколько

прагматичны размышления о том, что не состоялось в социальном бытии?

Нереализованные возможности, несвершившееся требуют внимательного

изучения как с общефилософских позиций онтологии и гносеологии, так и с

позиций социальной философии и философии истории. В определенном,

опосредованном смысле мы не утрачиваем вероятность возврата к тому, что не

свершилось в прошлом, чтобы реализовать его в иной, но схожей исторической

ситуации. В особых, уникальных случаях такая вероятность сохраняется и в

прямом, непосредственном смысле, допуская пересмотр уже состоявшегося

выбора. Учитывая накопленный исторический опыт и прогнозируя ожидаемые

результаты в том или ином варианте развития событий, мы можем лучше

приготовиться к очередному поворотному моменту в историческом процессе, к

выбору более предпочтительной исторической возможности. Кроме того,

предоставляется благоприятный повод для углубленной рефлексивной оценки

субъектом собственного отношения к свершившемуся и несвершившемуся в

прошлом, для выработки им осознанной линии поведения в настоящем и

будущем. Будучи конституированы в сознании субъекта, нереализованные

возможности, несвершившееся обретают свое собственное, субъектное бытие,

становятся влиятельным фактором социального бытия, значимым элементом

культуры.__

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны,

возможностью совершенствования механизма выработки и принятия решения,

в котором были бы более полно учтены уроки истории, включая и

прогнозируемые (ретроспективно моделируемые) варианты ее возможного

развития. Анализ нереализованных либо не вполне реализованных планов и

потому незавершенных событий позволяет понять, что помешало достижению

первоначально поставленной цели; достижима ли вообще была эта цель; что

надо было предпринять и какие силы и средства выделить, чтобы все-таки

добиться требуемого результата.

С другой стороны, в онтологии и теории познания, а также в философии

и методологии истории остаются незаполненными значительные пробелы,

связанные с явно недостаточной разработкой теоретико-познавательных аспектов

несвершившегося. Этому способствовало длительное преобладание в отечественной

философии и практической методологии истории упрощенных материалистических

представлений о наиболее общей категории бытия, о феномене

времени и узких, несистемных противопоставлениях возможного - действительному,

сущности - явлению и т.д. Ссылки на отсутствие сослагательного

наклонения в истории фактически игнорировали причинно-следственные связи

в истории, ведь признавая наличие неких причин, которые привели к определенным

последствиям, нельзя не признать, что изменение этих причин вызвало

бы и иные последствия. А любая оценка состояния какого-либо субъекта исторического

процесса требует сравнения с его другими возможными состояниями.

Оценить же исторические события можно только если у нас есть

убедительные модели альтернативного развития.

Однако интерес исследователей был прежде всего связан с изучением

реализованных возможностей. Сложный феномен (ноумен) несвершившегося

как предмет общефилософских и философско-исторических исследований в

интересах конкретной социальной практики серьезно не воспринимался,

оставляя невыясненными вопросы о том, познаваемо ли вообще то, что не

произошло, не состоялось, осталось нереализованным, и какую роль это

несвершившееся может играть в реальной предметно-преобразующей

деятельности.

Принципиально важные предпосылки для обоснования бытия несвер-

шившегося были заложены при разработке отрицательных аспектов онтологии.

Заметный вклад в развитие нигитологии внесли Ж.-П.Сартр [329], С.Л.Франк

[375], А.Н.Чанышев [391], С.С.Хоружий [386], К.С.Смирнов [332],

Д.В.Воробьев [62], М.С.Каган [148], Н.М.Солодухо [336-337], В.А.Кутырев

[208] и некоторые другие философы.

В зарубежной философии бытия, томизме (неотомизме) (Ж.Маритен

[244], Д.Мерсье [502], Ж.Марешаль [500], А.Марк [501], М.Шеню [450])

представляет интерес онтология, различающая в своем предмете бытие

актуальное и потенциальное, акт и потенцию, тут-бытие, Dasein

(существование, existentia) и так-бытие, Sosein (сущность, essentia). Такое

понимание близко для концепции данной работы, отводящей возможному

черты сущности, а действительному - черты явления.

Идея потенциального бытия получила свое дальнейшее развитие в

концепции возможных миров - мыслимых альтернативных состояний

(С.Кангер [150], Р.Монтегю [505-506], С.Крипке [200], Я.Хинтикка [385]).

Однако разработка этой концепции велась в основном в рамках логической

семантики, модальной логики, в более широком контексте философии языка

(см.ниже) и аналитической философии (Б.Рассел [315], Л.Витгенштейн [56],

К.Гемпель [73] и др.) - смежных направлений философской мысли, которые

представляют интерес для данного исследования, но тем не менее не

раскрывают основной онтологической и гносеологической проблематики

несвершившегося.

Не дожидаясь восполнения очевидного дефицита философско-

методологических работ такого плана и рискуя навлечь на себя упреки в

обращении к истории "в сослагательном наклонении", методологи истории

сформировали целое научное направление - контрфактическое моделирование

(в качестве эквивалентов выступают также понятия ретроальтернативное

прогнозирование, виртуалистика). Исследователи пытались воссоздать

исторический процесс во всей полноте возможных вариантов выбора, включая

и нереализованные альтернативы, а также исторические события, которые так

и остались незавершенными.

В данной работе не ставятся столь емкие социально-философские и

философско-исторические проблемы. Мы ограничимся философско-

методологической разработкой общефилософской категории несвершившегося

и соответствующей ей социально-философской категории нереализованных

исторических возможностей.

Среди различных толкований марксизма, перечисленных А.В.Перцевым

[293] (рационалистического, эмпиристски-позитивистского, виталистически-

волюнтаристского, эмоционально-эстетического) нам особенно хорошо

известно вульгарно-материалистическое, которое из всего богатства

марксистских идей выбирает единственную: "Общественное бытие определяет

общественное сознание". Сегодня в отечественной философской мысли все

более утверждается мнение о взаимовлиянии условно противопоставляемых

друг другу общественного бытия и общественного сознания.

В.С.Барулин называет фундаментальным свойство общественного

сознания отражать общественное бытие [19]. Однако общественное сознание

является не только средством отражения (познания) общественного бытия, но и

средством порождения общественного бытия. Именно в силу этого качества

общественного сознания порожденное им несвершившееся становится такой

же неотъемлемой частью общественного бытия, как и свершившееся в

прошлом, как реализованные исторические возможности.

ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЯ ЬШСВЕРШИВШЕГОСЯ

 

Перечисленные характерные черты и категории выступают важнейшими

средствами познания бытия в его несвершившейся части. Необходимо уяснить,

можем ли мы вообще относить несвершившееся к бытию? Ограничиваются ли

проявления несвершившегося в бытии категориями сущее и/или нечто.

Пределы этих понятий вполне вмещают в себя как реализованные, так и

нереализованные исторические воможности.

Может ли несвершившееся, оставаясь частью бытия, относиться к

категории ничто и/или не-сущее!

Уточним эти и другие понятия, так или иначе относящиеся к несвер-

шившемуся, нереализованным историческим возможностям, в упорядоченной

системе базового понятия бытия и иных, производных от него понятий.

Date: 2015-07-01; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию