Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношений. Таким образом, утопии своим происхождением обязаны





конкретике социальной реальности. Кроме того, историческая практика показывает,

что черты идеалов, являющихся концентрами ряда утопий, начинают

проявляться по мере изменения общественных условий. А.А. Грицанов

приводит в качестве примера «гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.», а также обращает внимание на «перманентно конституирующиеся

(сопряжённо с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом

будущем)...идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-

19 вв.» •*. В то время как иллюзия - это только лишь обман восприятия или

самообман, утопия является следствием критической рефлексии относительно

реальности, вследствие чего может фиксировать такое содержание идеалов,

которое предвосхищает важные векторы общественного развития (в том

числе и революционного). Кроме того, необходимо отметить, что существуют,

в особенности в рамках религиозных традиций, своего рода утопии о

сверхчеловеке, то есть описания совершенств реализовавшегося адепта той

или иной мистической практики, либо самого основателя религии (Христа,

Будды, Лао-цзы, Мухаммеда, Махавиры (Джина). Достоинства этих людей,

достигших единства с абсолютом, нередко играют важную роль в формировании

цели качественной духовной трансформации верующих. В утопическом

содержании многих идеалов, служивших революционной трансформации

сознания находит своё выражение интенция на реальное создания совершенно

иных условий человеческого существования, в лучшую сторону

отличающихся от критикуемой действительности.

Созидательный порыв революционного сознания к идеальному,

исходя из всего сказанного, вполне может трансформироваться в построение

тоталитарного порядка. Разрушающая же интенция революционного

сознания может переродиться в хаос нигилистического отрицания. Носитель

революционного сознания, как мы видим, находится, образно выражаясь,

между Сциллой и Харибдой тоталитарной упорядоченности и нигилистического

хаоса. История революционных изменений показывает, что весьма

часто революционизирующиеся индивиды и социальные группы попадают

под влияние этих пределов. В ходе дальнейшей работы, рассматривая

конкретные исторические метаморфозы революционного сознания, мы будем

встречаться с яркими иллюстрациями того, насколько трагичен и зыбок путь

носителя революционного сознания.

 

1.5. Способность революционного сознания к становлению и транс-

цендированию.

Ещё одним шагом на пути выявления объективных критериев рассматриваемого

феномена должно стать определение того, какие же сущностные

способности человеческого сознания обусловливают возможность его

«впадения» в революционное состояние.

ГЛАВА П.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО СОЗНАНИЯ.

1.1. Время и революционное сознание.

 

 

В первой главе данной работы было отмечено, что революционное состояние

сознания фиксирует порыв к идеалу, совершенство которого полностью

воплотить не удаётся, ибо это означало бы прекращение всякого развития.

Однако мы знаем, что носителям революционного сознания часто присуща

апокалиптичнсоть, вера в то, что в их силах осуществить искомое совершенство,

дойти до предела стремления человека к счастью. В рамках такой

веры революционное сознание находит свои собственные границы и может

постепенно превратиться в сознание тоталитарного толка. Мы фиксиру-

"'' Аскин Я.Ф. Проблема времени...С. 185

^'^ Выражение принадлежит Х.Л. Борхесу (Борхес Х.Л. Сочинения, т.1. -М., 1997.)

- 9 3 -

ем подобные перерождения, произошедшие в годы Великой революции во

Франции, после Октябрьской революции в России, в ходе борьбы Гоминьдана

и коммунистических сил в Китае (1946-1949 гг.). Восприятие времени революционными

субъектами, участвовавшими в указанных событиях, было

проникнуто чувством близкого конца истории в результате наступления всеобщего

благоденствия. Это чувство позволяло иррационально жертвовать

жизнями многих тысяч людей, и сущностными силами миллионов ввиду того,

что такая трата социальных ресурсов - всего лишь «последний рывок» к

великой цели многовекового развития индивида, нации, всего человечества.

Особенности постреволюционной идеологии и практики в некоторых претерпевших

революцию государствах (политика «большого скачка» в Китае,

назначения точной даты наступления коммунизма в СССР в годы правления

Н.С. Хрущёва) подтверждают, насколько устойчив оказался стереотип эсхатологического

восприятия времени. Стремление к реальному воплощению

идеалов актуализирует, по-видимому, такие способы оценки революционными

субъектами временной длительности, которые своей эсхатологичностью

качественно отличаются от парадигм социального времени, смену которых,

как правило, знаменует революционное изменение сознания. Деятельность

многих адептов эзотерических практик, относимых нами к носителям революционного

сознания, также подтверждает этот тезис. Поразительная жестокость

в обращение с собственным телам у аскетов и йогов, сознательный

отказ от материальных благ и «мирской» активности ради реализации единства

с абсолютом указывают на то, что эсхатологическое ощущение времени

является важной отличительной чертой революционного сознания. Даже в

некоторых странах, в которых после революции не организовывалась тоталитарная

система власти, во время революционных событий указанный эс-

хатологизм мог проявляться достаточно ярко. Например, очень показателен

факт разрушения дамб нидерландскими гёзами, поставившими на карту су-

-94-

ществование земель своей Родины ради воплощения идеалов национальной

независимости.__

2.2 Противоречие революционных процессов в индивидуальном и общественном

сознании как актуализация исторической

всеобщности революционного сознания.

В 4 в. до н. э.

В результате крупного восстания в индийском царстве Магадха пришёл к

власти Чандрагупта Маурья. От рождения человек этот принадлежал к низшей

касте индийского общества - щудрам. Волна восстания вынесла его и

его соратников на вершины власти, однако дальнейших преобразований не

последовало. В Индии сохранилась и традиционная кастово-варновая система

и община-панчаят как ячейка социальной структуры, и государство, дей-

ствующее по принципу централизованной редистрибуции.

Ещё один пример, нам более близкий. В 1277 г. в Болгарском царстве

вспыхнуло восстание, возглавляемое пастухом Ивайлой. В результате победы

в 1278 г. Ивайла стал царём, а его приближённые - ближними советниками.

Однако это событие означало всего лишь перестановку лиц в рамках никак

не изменившейся иерархической структуры болгарского феодального

общества.

Date: 2015-07-01; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию