Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральным





Каждый из этих элементов с необходимостью присутствует в

доктрине, а приоритетный определяется эпохой и социально-

экономическими условиями данного общества (рациональный или же

псевдорациональный элемент характерен для нового и новейшего времени).

Наконец, под "средствами" подразумевается инструментарий,

"набор", используемый для распространения доктрины: это средства

агитации и пропаганды.

Итак, в центре доктрины находится мифический образ. Чем же

доктрина отличается от мифа? Как механизмы они созданы для

функционирования, взаимодействия с различными типами мышления:

рациональным и мифологическим соответственно. Но это не предлог для

разделения универсумов данных понятий. Так как в зоне пересечения

данных понятий (а она существует, ибо мифологическое и рациональное

мышление несамодостаточны) находятся те мифические личности,

которые, будучи отобранными рациональным образом попадают в

механизм доктрины.

Апелляция только к человеческому ratio не будет столь

эффективной, если в доктрину не интраполированы элементы мифа. Так, К

Г.Юнг, наверное, сказал бы о невозможности подобного конструирования

без включения архетипов. С позиции теории коллективного

бессознательного, доктрину можно считать актуальной, если она

использует один или более архетипов. Современные мифы рациональны

по форме, но содержательный их план мало чем отличается от пещерных

повествований наших предков. Человечество сейчас верит во многое: в

равенство, возможность построения справедливой социальной системы,

превосходство какой-либо нации и т.д. Отношение к подобным

конструктам в современной ситуации постмодерна неоднозначно: можно

вспомнить теорию метанарративов Лиотара. Отсюда и тезис А. Ф. Лосева:

17

"...всякая критика ее/мифологии/ есть всегда только проповедь иной,

новой мифологии".*

И миф, и доктрина конкретны, так как отражают, вбирают в себя

человеческий опыт. Так же, как и у доктрины, у мифа есть законы его

создания.

Оба эти феномена идут к единой цели разными методами.

Первичная их задача - управление поведением человека без применения

грубой силы и тем самым программирование длинных цепей неожиданных

событий. Но, несмотря на кажущуюся прогнозируемость, миф, равно как и

доктрина, выполняет консервативную функцию, сохраняя строго

определенный набор стереотипов, живучесть мифа /доктрины обусловлена

возможностью включать в свой состав определенные новые тенденции,

используя их " под маской" уже освященных традицией. В этом и состоит

диалектика мифа.

В силу долговременного характера действия приемлемо выделение

мифа как способа трансформации психических феноменов в культурные.

Безусловно, залогом успеха доктрины будет служить соотнесенность (но, в

отличие от доктрины, на иррациональном уровне) с первичными

признаками мышления - антропоморфизмом и символизмом.

Антропоморфизм при создании доктрины учитывается двояко.

"Ядро", смыслосодержащая доминанта доктрины, включает в себя образ

человека (тут раскрывается предельно широкий спектр возможностей — от

Хольгера Датчанина, который обязательно пробудится от векового сна, до

"II principe" Н. Макиавелли). С другой стороны, доктрина не только

антропоморфна по содержанию, она " антропоморфизирует" массу.

Л. Леви-Брюль применительно к мифу говорит о законе

"мистической партиципации" (3. Фрейд определяет это как

' Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 162.

^ Национальный мифический герой Дании.

" либидинозные связи"). Подобным же образом доктрина сильна, когда ей

сопричастны.

Существует множество определений терминов "доктрина", "пропаганда",

"морализирование", "идеологизация", "тартюфство", "лицемерие",

"ханжество", "миссионерство", "политическая мифология" и т.д.; автор

данной работы в качестве варианта не будет оперировать

ультрамодернистскими дефинициями, так как одних определений всех

вышеперечисленных терминов хватило бы на несколько томов и тем более

нецелесообразно в такой ситуации пытаться дать собственное

определение. Я попытаюсь выявить соотношение между основными

определениями из поля обп];ественно-политической лексики, которые

будут активно употребляться в дальнейшем.

Индоктринация — процесс внедрения доктрины при соблюдении

определенных условий (чему будет посвящен один из разделов работы).

Совокупность разнообразных "технических" средств, применяемых при

индоктринации, ее "внешнюю сторону", определим как пропаганду.

Официальное выражение доктрина находит в идеологии

(декларируемые ценности могут не совпадать с реальными), а логическое —

в парадигме. На обыденном уровне все эти явления характеризуются как

"морализирование".

Приведенная ниже таблица - это попытка собрать и развести все

многообразие неуловимой стихии морализирования. Естественно, многие

термины "кочуют" и употребляются в других дисциплинах.

Область

знаний

Политика

Педагогика

Религия

Этика

Позитивная

Интерпретация

Политическая

социализация

Воспитание

Проповедь

Миссионерская

деятельность

Христианизация

Морализм

Негативная

Интерпретация

Манипулирование

сознанием

Идеологизация

Пропаганда

Индоктринация

Прозелитизм

Морализирование

Средневековье, совершенно справедливо

ассоциирующееся с аскетическим идеалом, восприятием мира как Дома

Божьего, эсхатологизмом, обостренным сознанием собственной

греховности, казалось бы должно предоставить широчайшую тему для

индоктринации. Но не стоит ее смешивать с поучением и проповедью, на

которые христианство не скупилось никогда (мораль в данном случае

находится на поверхности). Человеком усваивается только то, что, как

кажется, найдено и доказано самостоятельно, поэтому многочисленные

нравоучительные произведения могут быть названы не вполне

эффективными. Множество нюансов определяет неоднозначность

средневековой индоктринации.

Провиденциализм (который переживет Средневековье) не

позволяет процветать морализированию: Бог ведет людей к граду

Божьему, достигаемому путем нравственного совершенствования и

спасения души.

Механизмы морализирования в Средние века работали исправно,

иначе чем же еще можно было бы объяснить детский крестовый поход

1212 года, участники которого, естественно, до Иерусалима не дошли,

погибнув в пути от эпидемий или попав в рабство.

[как это сочетается с предыдущим тезисом???]

Реформация заново оценила значение проповеди: М. Лютер

поставил ее выше литургии. В работе "О перспективах практической

философии: тематизация Дневника" К.С. Пигрова проповедь определяется

как официальный текст, который с необходимостью должен быть

воспринят, то есть, подразумевается ответная духовная активность

(молитва). Проповедь и молитва комплементарны по отношению друг к

Другу.

Соответственно, ханжество - разновидность лицемерия. "Ханжа

истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма,

пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими

образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои

"добродетели", и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности

всех остальных".' Ханжество предполагает формальное отношение к

морали, недоверие к человеческой природе и, как следствие, стремление

поставить ее под контроль (через доносительство, соглядатайство,

наушничество). С точки зрения психологической науки, ханжество может

быть истолковано как проекция, приписывание подсознательных чувств и

желаний окружающим (то есть ханжа подсознательно мечтает о

нарушении моральных догм и обвиняет в актуализации подобных

стремлений других).

Морализирование не было бы адекватно воспринятым социумом без

набора процедур, способствующих его внедрению.

Основываясь на данных материалах,

пишутся первые массовые учебники истории (не мемуары, хроники или

летописи). Новое время можно определить как эпоху действительного

появления и расцвета морализирования, связанного, прежде всего, с

возникновением концепций антропоцентризма и прогресса, которые были

заложены в основу педагогической теории.

Человек из античного Героя, средневекового Страстотерпца и

Мастера становится Автором своей биографии (по терминологии В. С.

Библера).

Главный показатель успешности индоктринации " тюдоровского

столетия" (1485-1603) - принятие в 1980 так называемой "поправки

Ричарда Ш" в законе, разрешающем искать защиты в суде, если в кино-

или телепередачах представлен ложный образ какого-либо умершего

человека. "Поправка Ричарда Ш" гласит, что подобные иски о

восстановлении доброго имени можно принимать лишь в отношении лиц,

которые скончались сравнительно недавно. Ученые, опираясь на данные

экспертизы, доказывают непричастность Ричарда Ш к убийству своих

племянников, но к сознанию масс эти доводы никакого отношения не

имеют. Не в этом ли грандиозный успех "тюдоровского мифа",

опиравшегося на великую силу образности индоктринации? Ее не

побороть современным исследователям.

Самое яркое описание морализирования (возможно, потому, что,

сознавая значимость нравственно-религиозной философии Карлейля, сам

автор не принадлежал к числу его горячих поклонников) можно найти в

работе С. Н. Булгакова "О социальном морализме (Т. Карлейль)",

первоначально изданной под заглавием "Карлейль и Толстой". Но

С. Н. Булгакова интересует не столько морализм, сколько особый тип

религиозности, связанный со своеобразным социальным складом. При

описании выделено множество важных черт морализма/морализирования,

что еще интереснее, если учитывать в целом недоуменное отношение

автора к "феномену Карлейля". Жанр текстов Карлейля для Булгакова ясен

изначально - "проповеди на исторические темы, исторические поучения,

иллюстрации вечных нравственно-религиозных истин на примерах

великих исторических событий, так что цель такого исследования лежит не

в нем, а вне его".' С. Н. Булгаков определяет Карлейля как нравственного

проповедника, "социального пророка" своего времени. Автора интересует

не идентификация Карлейля как литератора (или кого-либо другого), а

данный образ личности, присущий современному ему мышлению (что и

1.Булгаков С. Н. Тихие думы. М., "Республика", 1996. - С.161

позволяет делать некоторые обобщения).

Понятие внушения было заимствовано из повседневной жизни и

лишь позднее вошло во врачебный лексикон. Остановимся на одном из

ранних классических определений, данном В.М. Бехтеревым в работе

"Внушение и его роль в общественной жизни": "Внушение представляет

собою непосредственное прививание тех или иных психических

состояний... без прямого непосредственного участия в этом акте "Я"

субъекта ".Автор размышляет о двух основных формах воздействия одного

лица на другое - внушении и убеждении. Методы внушения разнообразны.

Метод убеждения, по большому счету, один - логика. Поэтому

несомненно, что до достижения определенного возраста для воспитания

детей используется именно внушение. Пока не сформирован логический

аппарат ребенка, научение и воспитание идет путем механического

заучивания результатов умственной деятельности взрослого и подражания

его действиям. Таким образом, индоктринация пронизывает

существование человека с первых месяцев жизни.

Психологи выделяют пять фаз насильственной индоктринации

членов секты:

1.Вербовка. Производится людьми, обладающими актерским

талантом, интуитивно чувствующими возможность привлечения неофита,

запутавшегося в противоречиях постиндустриального общества. На этом

этапе происходит эмоциональная дестабилизация;

2. Изложение основ доктрины. Основная задача - создание

психологической привязки вербуемого с вовлечением его в

провозглашаемую идеологию, формы вовлечения могут быть

разнообразными: семинары, богослужения, совместное чтение и

толкование, выполнение заданий и т.д.

Таким образом, не остается времени на критическое осмысление

внушаемого. Используется аутосуггестия, то есть человек верит, что

получил в секте то, к чему стремился. В результате всех этих мероприятий

формируется новая аддиктивная личность с ощущением опасности и

несоответствия в подсознании. Некоторые психологи утверждают, что

возможен энергетический прорыв, так как прежнее "Я" человека остается

на уровне подсознания, что приводит к расщеплению личности,

психическим нарушениям шизофреноформного характера;

3.Усиливающаяся связь с сектой проявляется в разрыве человека с

прежним окружением, личность стремительно теряет социальные связи;

4.Альенация (отчуждение от окружающего мира) и изоляция,

происходящие одновременно со все более активным включением в жизнь

секты;

5.Формирование новой идентичности личности.

Лонни Ли Бест классифицирует лицемеров по двум критериям

:экстернальность\интернальность и честность по отношению к занимаемой

мировоззренческой позиции. Получается следующая матрица

Экстернальность

Честность

Декларируемые

взгляды противоречат

действиям, но

совпадают с

внутренними

убеждениями

Лживость

Декларируемые

взгляды не совпадают с

действиями и

внутренними

убеждениями

Интернальность Внутренние

убеждения

противоречат

действиям. Внутренние

убеждения

формулируются честно

Внутренние

убеждения

противоречат

действиям и

совпадают

декларируемыми

взглядами

не

с

На обыденном уровне можно найти ряд факторов, объясняющих

лицемерное поведение:

1.Неуверенность. Если человек не убежден в моральной

правомерности своих действий, то они могут оказаться лицемерными.

2.Чувственнные желания, ради исполнения которых человек может

отойти от своих убеждений;

3.Уровень сложности системы нравственных ценностей может

превышать реально выполнимый. Действия и убеждения будут

расходиться. Конфликт идеального и реального приведет к лицемерию.

В интересующей нас интерпретации термин "стереотип" вошел в

социальные науки в XX веке, до этого (равно как и "клише") он

использовался в типографии.

В этом пункте возникает существенное возражение:

имманентная характеристика стереотипа заключается в его ригидности,

стереотип сопротивляется противоречащей ему информации, он

приобретает наибольшую устойчивость во времена социальной

напряженности и конфликтов (и, кстати, во многом способствует

стабилизации обстановки).

Вообще возникает целый ряд вопросов: как различить адекватный

образ и иррациональный стереотип? Необходимую категоризацию и

дефективную стереотипизацию? Стремление увлечь собеседника в дебри

нездоровой демагогии и искренность научного негодования?

Стереотип - некое ситуативное знание, предзаданный априорный

умозрительный образ, согласуясь с которым человек ориентируется в

повседневной жизни. Помимо ориентировочной, стереотип выполняет

также функцию обобщения и классификации, то есть конкретные черты

объектов абстрагируются, семантическое поле схематизируется,

упрощается.

Отсюда видно, что все политические, религиозные и нравственные

системы убеждений являются доктринальными, поскольку они образованы

фундаментальными политическими, религиозными и моральными

аксиомами, общих критериев истинности или ложности которых нет.

Следует отметить, что это не означает, что приверженцы специфической

доктринальной системы, будь это марксизм, либеральная демократия,

католицизм, атеизм или что-либо другое, ошибаются или не должны быть

столь ярыми ее сторонниками; более того, трудно вообразить человека,

никоим образом не придерживающегося какой-либо доктрины. Также

нельзя сказать, что приверженцы доктрины иррациональны.

Последователь доктрины, получив основу специфической доктринальной

системы, может вести себя, спорить и действовать полностью

рационально.

….

2. Непоколебимая вера

Наиболее очевидный признак индоктринированной личности - то,

что она имеет определенную точку зрения, и не будет серьезно

анализировать возможность ее ошибочности.

Учителя из примера намеревались передать непоколебимую веру.

Является ли такое намерение необходимым условием индоктринации или

случайной чертой некоторых примеров индоктринации? Разумеется, это не

просто случайная черта; другими словами, это не случай, когда

индоктринатор время от времени насаждает убеждения. Намерение

логически необходимо для концепции индоктринации. Трудность

принятия намерения как необходимой черты индоктринации заключается в

том, что оно не всегда очевидно присутствует, не всегда, например,

индоктринатор признается в том, что имеет намерение образовать

незыблемое убеждение. Иногда он будет утверждать, что в его намерение

входит что-либо другое - например, желание, чтобы ученики

самостоятельно мыслили, принимали решения, и что все его действия

преследуют эту цель. Здесь мы сталкиваемся с различием между

признаваемым намерением (то, что, по словам индоктринатора, он

пытается делать) и намерением реальным (что он пытается делать

фактически), причем выводы о последнем можно делать только из

наблюдений конкретных учебных ситуаций.

Если признано, что в образовании следует использовать только

морально приемлемые методы обучения, то большинство из нас

незамедлительно сделает заключение о неприменении индоктринации.

"Индоктринация" — термин, полный эмоционального значения, и для

большинства он имеет отрицательный смысл. Но каково же его

дескриптивное значение? Если prima facie кажется, что учителям не

следует внушать идеи, для них становится чрезвычайно важным знать, что

такое внушение идей. Анализ индоктринации также может способствовать

объяснению, почему она в основном оценивается как предосудительное

занятие.

Опыт часто подводил человечество и толкал его на поступки, не

совместимые с идеями гуманизма. Учебник всегда содержит два элемента

изложения материала и реализует две познавательные функции: описание

предмета и изложение его смысла, "Не может быть учебника, который не

базировался бы на определенном круге идей, не пропагандировал их,

точно так же не может быть человека, который в своих действиях не

руководствовался бы той или иной идеей, то есть не выдвигал бы целей

своих действий"^.Изложение материала всегда происходит в рамках

масштабного дискурса, своеобразной " светской религии" (в конце XX-

начале XXI века наиболее жизнеспособной выказывает себя либеральная

доктрина).

НИКИШИН СЕРГЕИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Date: 2015-07-01; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию