Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утопия (утопия социализации индивида), прогрессистская утопия (утопия социализации человеческого рода) и др





· Можно выделить - в зависимости от того, где утописты ищут идеал -

ретроспективные и проспективные утопии: одни видят идеал позади себя в

более или менее далеком прошлом, тогда как другие возвещают, что «золотой

век» лежит перед нами.

В рамках утопического сознания решаются проблемы социального

развития, построения идеального общества. Поэтому мы вправе говорить о

социальной утопии, где различными исследователями вьщеляются принципы

классификации утопического материала, в основе которого лежат

разнообразные модели утопии. Это - «утопии», «полуутопии», «квазиутопии»

(по принципу их подлинности). По принципу ориентации на тип темперамента,

т.е. соответственно «утопии для свободных духом, сильных людей» и «для рожденных повиноваться» - «анархические» и «архические» и мн. др..

· Можно вслед за Э. Манюэлем, вьщелить «утопии спокойного счастья»,

динамические утопии лучшего будущего и утопии, которые Абрахам Маслоу

назвал эвпсихиями. Для первых характерны поиски условий хорошей жизни

без перемен и неожиданностей: в них речь идет об отыскании модели

общества, которое могло бы обеспечить такие условия раз навсегда. Утопии

второго рода (их можно назвать эвхрониями) скорее стремятся указать верное направление: они не дают окончательной формулы счастья, но показывают, каким образом человечество сможет жить все лучше, используя все новые возможности. Для утопий третьего рода (эвпсихий), согласно Маслоу,

характерен не столько интерес к условиям, в которых человек должен жить,

сколько к тому, каким сам он должен и может быть: речь тут идет не столько о переустройстве общества, сколько о переустройстве человеческой психики. [утопии ли это и если да, то что отсюда следует для различения христиснства и утопизма?]

· Л. Мэмфорд вьщелял «утопии бегства» и «утопии реконструкции»,

исходя из духовных потребностей человека. «Утопии бегства» - утешают человека

в годы кризиса, предлагают ему покой, они обращены к внутреннему

миру человека. Их мы хмогли бы еще назвать ^штровертными. «Утопии

реконструкции» предлагают конструктивные способы изменения реального мира, они обращены к внешнему миру, их мы бы назвали экстравертными.

· Е. Шацкий вьщеляет эскапистские и героические утопии. Эскапистские

утопии характеризуются им как пассивные мечтания о лучшем мире. В них

присутствует критика существующего мира, но призыва к борьбе они в себе не содержат. [это тоже самое, что и разговор об утопии и утопическом проекте]

· Героические утопии, по Шацкому, это мечты, которые призывают к

действию. Это действие может вьфажаться разным способом: и революцией, и

созданием союза единомышленников, и уход в монастыри. Примером

героической утопии являются фаланстеры Фурье, который вел активный поиск состоятельного человека, способного осуществить утопические чаяния

великого французского ^мечтателя. Экспериментирование Робертом Оуэном также вполне подходит по этой классификации.

· [«Царство божие на земле» - «утопия бегства в будущее»?]

· И в этом стремлешш мы усматриваем неразрывную связь социальной

утопии с идеалом. «Утопия, - писал А. Свентоховский, - как идеал

общественных отношений, представляет собой наиболее всеобищй элемент в

духовном мире. Входит она в состав всех релипюзных верований, этических и правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений - одним

словом, всякого знания и творчества, дающего образцы человеческой жизни.

...Через всю историю культуры проходит целая лестница самых различных

видов утопии - от представлений дикого кочевника до размышлений

современного философа, - часто неприметных, как неприметны в природе химические элементы, ио всегда легко доказуемых. Человек, ни на минуту не переставая, прядет свою мечту. Ее порванные и спутанные нитки, ее не

размотанные клубки иногда очень долго лежат в легендах, песнях, литературе, произведениях искусства, оби1ественном мнении, жизненных драмах, в кощунствах отщепенцев и словах апостолов, в явных проектах и тайных заговорах, в реформах и бунтах...».

· Утопический идеал имеет ряд особенностей, что позволяет проводить

четкую грань между другими видами идеалов - нравственным, эстетическим,

научным, общественным и т.д. Это отличие проявляется в особом

соотнощении утопического идеала и действительности. Утопическому

мышлению свойственно отождествлять желаемое с действительностью, идеал и реальность. Это соотношение характеризуется тотальным неприятием реальной жизни, которое приводит к резкому противопоставлению сущего мира должному. Анализируя сущность утопического идеала, Э.Я. Баталов пришел к заключению, что этот «идеал рождается из игры свободного, ничем как будто бы не ограниченного воображения. Утопическое сознание стремится освободиться от «тирании» необходимости, подняться над временем и над иcтopиeй».

· Распространение счастья и всех мыслимых и немыслимых благ на все

человечество, вытекает из сущностной черты утопии, которую мы обозначаем как стремление к целостности. Целостность, всеохватность, все-причастность есть признак утопии. Для социальной утопии не существует отдельной части, как и отдельной личности, только целое - общество, государство, - имеет первостепенную ценность, а часть - личность, социальная группа, класс -есть всего лишь управляемая, неразумная категория. Конечная цель любой социальной утопии - это всегда целостное, гармоничное, счастливое, совершенное общество, построенное на вечных, разумных основаниях, приобретающих в утопических моделях силу закона. [нет! Хилиазм не распространяется на грешников, субъектом утопии может быть община, а далеко не весь мир (Платон, Мор и проч.)]

· В утопиях наилучшие общественные устройства представлены в виде

целостной, разработанной системы. В утопии мечта становится системой,

целостной доктриной, в которой реализуется представление об идеале. Это,

в определенной мере, может трактоваться как достоинство утопии, которое

проявляется в том, что утопист, конструирующий идеальное общество, его в целостности. Здесь уместно вспомнить Мэмфорда, который отмечал, что «утопическое мышление...есть нечто противоположное односторонности,

пристрастности, партикулярности, провинциализму, специализации. Тот, кто

пользовался утопическим методом, должен был смотреть на жизнь

«синоптически» и видеть ее как единое целое, не как случайную смесь, но как органическую и все более организованную систему, равновесие между

составными частями которой непременно следует сохранить - как и в любом

живом организме, - чтобы обеспечить ей условия для развития и постоянного совершенствования». [это ведь отличие утопии от реформизма!!! Утопия затрагивает зачастую все сферы общества (а Бэкон?), реформы – лишь отдельные социальные сферы. Но само общество совсем необязательно – все человечество].

· Это классификация выводится из особого способа освоения мира, который может быть осмыслен эмоционально и рационально. Отсюда и классификация утопий - эмоциональные и рациональные утопии. [насколько это корректно?]

· К эмоциональным утопиям мы будет относить те утопические

проекты, которые находят свое отражение в мифологии, религии,

художественной литературе и народном фольклоре. В них осуждается

социальная действительность, но скрыться от нее можно лишь в мечтах,

поскольку в этом типе утопий не объясняется настоящее и будущее. Кроме

того, в них ничего не говорится о том, как можно достичь этого

совершенства. И поэтому такие утопии не требуют борьбы за их

осуществление. К рациональным утопиям относятся политические,

теоретические и официальные, т.е. утопии, выраженные и представленные

в политических программах, памфлетах, официальных документах,

социально-политических и экономических трактатах. В них предполагается

призыв к действиям, осуществлению идеального общественного состояния. [страшно некорректная классификация!!!]

· [для выяснения соотношения утопии и религии мне нужно сравнить списки их функций. У религии социально-критическая функция есть не всегда. Надо это обязательно сделать! Религия – неподлинная, отчужденная, утопия?=)]

· [марксизм: нельзя исповедовать идеал, если не пробил его исторический час? Или люди ставят себе такие цели, которые в состоянии достичь? Футурология и прогностика: от информ. Обратной связи чудом удалось спасти отношения по поводу средств производства]

· Но что свойственно утопическому сознанию,

то это, прежде всего выход за границы не только действительного, но и

возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития

существующего мира. «Временные каузальные связи предшествующего с

последующим, - пишет Е. Черткова, - не имеют для нее никакого значения.

Утопия — это идеальное, совершенное общество, устроенное согласно

человеческому разуму и воле, а не естественный продукт исторического

развития, или, в терминологии Ф. Хайека, это «сознательный» порядок в

противоположность порядку «спонтанному». Поэтому место каузальной

зависимости занимает идеальное долженствование. Причинность заменяется

рациональностью. Будущее в утопии предстает не как продолжение

настоящего, а как его альтернатива. Собственно говоря, утопия по самому

своему замыслу несовместима с настоящим, она всегда – вызов существующему».

· [Но для решительного действия ценностное должно быть напряжено, эмоционально-волевая дуга ]

· Конструирование проектов, направленных на улучшение и радикальноеизменение социальных структур общества, включают обычно рационализированные средства и методы для воплощения замьюла утописта.

· Например, по мнению Оуэна, человек, находясь в тех условиях, которые

он создал для себя сам, в силу своего неразумения, не может выйти из

порочного круга, влекущего его в бездну гибели. За преступления,

совершенные им по незнанию, в большей степени несет ответственность не он сам, а среда и воспитание. Опираясь на данное положение в деле воспитания и формирования человеческого характера, утописты, в конечном счете,

снимали с личности всякую ответственность. Поскольку каждый обычный

человек с детства получает ложные сведения об окружающем его мире,

воспитывается на противоразумных законах, поэтому он не понимает своего

собственного блага. РЬменения существующего положения вещей можно

достичь только путем воспитания принципиально нового человека, другими

словами, путем формирования нового сознания, новой воли. Человеческий

разум способен устанавливать истинные законы, не противоречащие развитию

общества и природы. Вывести людей из порочного круга зависимости от

существующих ложных общественных законов, порождающих нищету, зло,

насилие, порочных людей способны люди просвещенные, уже воспринявшие

истину, люди с более развитым сознанием. Именно они должны передать ее

тому преобладающему большинству, которое еще находится в

невежественном состоянии. Утописты верили в то, что настанет момент,

когда на земле не будет существовать человека, не способного воспринимать

истину. В мире воцарится добро и счастье.

· Разложив перед собой пространственные, временные элементы, утопист

Date: 2015-07-01; view: 1018; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию