Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура современной психологической науки





Психология как наука,ее объект и предмет.

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Структура современной психологической науки.

Современная психология представляет собой весьма современной разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связан­ных с различными областями практики.

основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические про­блемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда..

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания челове­ка.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Юридическая психология рассматривает психологические вопро­сы, связанные с реализацией системы права.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган­ды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

 

Психология спорта рассматривает психологические особенно­сти личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры трени­рованности и мобилизационной готовности спортсмена, психоло­гические факторы, связанные с организацией и проведением со­ревнований.

Психология торговли выясняет психологические условия воз­действия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особен­ности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследаег вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуще­ствлении научного открытия и т.д.).

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­чества (в области литературы и искусства) и эстетического вос­приятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять пси­хологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных пси­хических процессов и психологических качеств личности разви­вающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взросло­го человека, геронтопсихологию.

Психология аномального развития, или специальная психоло­гия, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию

Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычле­няется еще один ряд отраслей психологической науки, объеди­няемых понятием социальная психология.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значитель­ную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весь­ма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различ­ным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохра­няют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию — с техникой, через педагоги­ческую психологию — с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятель­ность, намечается сближение социальной психологии и психоло­гии труда.

 

Date: 2015-07-01; view: 1326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию