Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разделы стилистики и их соотношениеОсновные разделы стилистики: 1. Стилистика текста – изучает текст как явление языкового употребления во всей сложности его внутренней структуры и в неразрывной связи неязыкового содержания и его языкового выражения. 2. Разновидности употребления языка (функциональная стилистика) Раздела по Горшкову: 1. Стилистика языковых единиц 9. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология 10. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка. Функционально-стилистический – а) диалогическая (спонтанная речь) - разговорный стиль отсюда, неточность, приблизительность высказывания: - территориальный диалект - полудиалект, слова, смешанные с диалектами - арго, жаргон, сленг – социальный и профессиональный диалекты - просторечные – грубоватый язык города - общий разговорный язык б) монологическая речь по Щербе: монолог – литературное произведение в зачатке: - официально-деловой - научный - публицистический - церковнославянский - язык художественной литературы Геополитика, реформа, тотальный – слова из сферы политики. Ниже подписавшиеся – из официально-деловой. Научные термины должны обозначать одно: дифтонг, этимология, помета. Нет жесткой границы между словами из разного окраса и стиля слов. Одно и то же слово может быть использовано как термин: перкуссия – в медицине, в музыке. Значение выражения не складывается из значения слов – бить баклуши
11. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (общий обзор). Важнейшую часть стилистического рассмотрения составляют синонимические средства языка. Рассматривает вопрос о синтаксических и несинтаксических формах (формах словоизменения и словообразования). Различия прилагательных с этими суффиксами идут по нескольким направлениям: Формы родительного и предложного падежей единственного числа и именительного падежа множественного числа сущ. Мужского рода (сахара – сахару, чая – чаю, в отпуске – в отпуску, Учители –учителя). Прилагательные. Притяжательные на –ов, -ин сейчас сократились в количестве (бабушкин, братов) и приобрели разговорный характер. В общем употреблении для обозначения принадлежности – конструкции с родительным падежом (автомобиль отца, платье сестры). Формы сравнительной степени: синтетические (светлее. Темнее) – общеупотребительны, аналитические (более светлый) – книжный характер. Синтетические с приставкой по- (посветлее) – разговорный оттенок. Формы превосходной степени: аналитическая (самый светлый) – общеупотребиельна, синтетическая (светлейший) – книжный характер, экспрессия.
12. Стилистические ресурсы синтаксиса современного русского языка (общий обзор). (Он нуждается в лечении (книжн.) – Ему надо лечиться (нейтр.) – Полечиться бы ему надо! (разг.)); гораздо чаще она включает две противопоставленные позиции, каждая из которых может быть заполнена несколькими вариантами. Повествовательные предложения наиболее универсальны. Восклиц. предложения экспрессивны. Они употребляются преимущественно в разг. языке и в языке худ. лит-ры. Вопросит. предложения характерны для диалога => разг. языка + худ. лит., публиц. Разговорное употребление риторического вопроса часты в худ. лит-ре. Полные предложения свойственны всем разновидностям лит. языка, неполные – всем разновидностям разг. языка (драматургии). Безличные и неопределенно-личные предложения употребляются главным образом в разг. языке и языке худ. лит-ры. Инфинитивные предложения также являются достоянием прежде всего разг. языка. Они в большинстве случаев экспрессивны. Номинативные предложения употребляются преимущественно в языке худ. лит-ры, публиц. стиле. Простые и сложные предложения могут быть соотнесены с разг. и лит. языком. Традиционно считается, что простые предложения преобладают в разговорном языке, а сложные более свойственны литературному. Бессоюзная связь – язык худ. лит-ры. Союзная связь свободно используется в худ. лит-ре, но типична для научного и офиц-делового стиля. Из двух способов союзной связи – сочинения и подчинения – первый более принадлежит разговорному языку, второй – литературному. Разные виды придаточных предложений. Наиболее стилистически значимы те случаи, когда автор сознательно выстраивает такой порядок слов, который наиболее способствует выразительности и изобразительности фразы. На первое место обычно помещены слова, наиболее важные в смысловом отношении. Использование нормативного порядка слов характерно для языка худ. лит-ры (причем в поэзии порядок слов еще более свободен, чем в прозе).
13. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы русского языка. Со стороны звучания в словесном выражении важно благозвучие (эвфония) – отсутствие неудобопроизносимых, режущих слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста. У Пушкина: «Бывало, какой бы барин сердитый не был…» – «Бывало, барин, какой бы…» Звукоподражание – подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы и звукам, возникающим в результате деятельности человека. Крики животных и птиц, различные шумы: мяу, гав, му, бе, ку-ку, ку-ка-ре-ку, буль-буль, тук-тук и т.д. Есть сущ-е и глаголы, звуковой облик которых соотносится со звуками природы: гром, грохотать, журчать и т.д. Определенные приемы словесной инструментовки: а ) аллитерация (повторение согласных), б) ассонанс (повторение гласных), в) звуковые повторы (повторение сочетаний звуков, – вдали, в долине играют Грига), г) звукопись (чтобы повторение звукосочетаний соответствовало изображаемому настроению). Ритм – может отражать состояние. Из чего образуется ритм: ритм зависит от типов предложений (простое или сложное), протяженности (короткое или длинное), восклицание или вопросительное Интонация – повышение или понижение основной высоты голоса, а также изменение силы, тембра и длительности звучания при произнесении фраз или стихотворных строк. Ритмико-интонационный рисунок прозы зависит от типов используемых предложений, от наличия / отсутствия риторических вопросов, восклицаний, обращений, от протяжности предложений, от количества слогов в синтагмах. (Рассказы Бунина «Убийца» и «Обреченный дом» - в первом ритм и интонация спокойиные, уравновешенные, а во втором – намеренно неровные, отражающие волнения, эмоциональное напряжение рассказчика).
|