Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы стилистики и их соотношение





Основные разделы стилистики:

1. Стилистика текста – изучает текст как явление языкового употребления во всей сложности его внутренней структуры и в неразрывной связи неязыкового содержания и его языкового выражения.

2. Разновидности употребления языка (функциональная стилистика)

Раздела по Горшкову:

1. Стилистика языковых единиц
2. стилистика текста
3. стилистика разновидностей употребления языка
4. практическая стилистика – вопросы правильности употребления языка.
У Виноградова: стилистика текста, стилистика речи, стилистика художественной литературы.

9. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология
современного русского языка.

Эмоционально-экспрессивная – об оценке, отношении: хорошо или плохо. Например, вдохновение – нейтральное, чаяние – книжное, но несут положительную окраску.
Слова с ярким коннотативным значением, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозво н, разгильдяй
Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.
Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

10. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеоло­гия современного русского языка.

Функционально-стилистический –

а) диалогическая (спонтанная речь) - разговорный стиль отсюда, неточность, приблизительность высказывания:

- территориальный диалект

- полудиалект, слова, смешанные с диалектами

- арго, жаргон, сленг – социальный и профессиональный диалекты

- просторечные – грубоватый язык города

- общий разговорный язык

б) монологическая речь

по Щербе:

монолог – литературное произведение в зачатке:

- официально-деловой

- научный

- публицистический

- церковнославянский

- язык художественной литературы

Геополитика, реформа, тотальный – слова из сферы политики.

Ниже подписавшиеся – из официально-деловой.

Научные термины должны обозначать одно: дифтонг, этимология, помета.

Нет жесткой границы между словами из разного окраса и стиля слов. Одно и то же слово может быть использовано как термин: перкуссия – в медицине, в музыке.

Значение выражения не складывается из значения слов – бить баклуши

 

11. Стилистические ресурсы морфологии современного русского язы­ка (общий обзор).

Важнейшую часть стилистического рассмотрения составляют синонимические средства языка.
А. М. Пешковский, который пишет о грамматических фактах: "Изучаться и сравниваться грамматические синонимы, т. е. значения слов и словосочетаний, близкие друг к другу по их грамматическому смыслу"

Рассматривает вопрос о синтаксических и несинтаксических формах (формах словоизменения и словообразования).
О первых он пишет: "Поскольку же рассматривается синонимика синтаксических форм, стилистический выбор автора крайне ограничен. Морфологические синонимы этого типа в нашем языке все наперечет. Вот они: 1) сыра — сыру, 2) в лесе — в лесу, в кр'ови — в кров'и, 3) аптекари — аптекаря, 4) добрый — добр".
Надо заметить, что этот перечень явно не полон. Без затруднений можно присоединить еще ряд пар, например: 1) песок — пески, 2) сыплются листья, сыплется лист, 3) не закрыл трубу — трубы, 4) ехать полем — по полю, 5) швырять камни — камнями (пример самого Пешковского), 6) легче — более легко, 7) чистейший — самый чистый, 8) принеси — принести — принес бы, 9) приди он — пришел бы, 10) люблю читать — люблю чтение и т. д. Все же, действительно, таких синонимов немного.

Различия прилагательных с этими суффиксами идут по нескольким направлениям:
1) Чисто смысловая разница сводится к тому, что -оват- очень отчетливо выражает ослабленность, незначительность качества, тогда как -еньк- указывает на недостаточную четкость в установлении качества. Так, сероватый по сравнению с серый только слабоокрашенный в серый цвет, а серенький не столько слабоокрашенный, сколько неопределенный или неясно различаемый серый цвет (серенъкий = что-то вроде серого). Но все же смысловое различие между ними незначительно.
2) Эти суффиксы резко различны по эмоциональной окраске: -оват- относится к суффиксам, не выражающим эмоциональной окраски; -еньк- принадлежит к суффиксам субъективной оценки и обычно выражает ласкательность. Это обусловливает то, что прилагательные с суффиксом -еньк- не получают доступа в строго деловую и научную речь: Микстура имеет сладковатый (не сладенький) вкус.
Существительные. Категория рода. Некоторые названия профессий, не имеют «женского» варианта. Формы типа генеральша, докторша, проффесорша – разговорные и обозначают жен генерала, доктора и профессора. Ели же эти форму употребляются для обозначения доктора-женщины – это уже просторечие. Другие наименования лиц по роду занятий издавна имеют соотносительные формы мужского и женского рода (повар – повариха, ткач – ткачиха).

Формы родительного и предложного падежей единственного числа и именительного падежа множественного числа сущ. Мужского рода (сахара – сахару, чая – чаю, в отпуске – в отпуску, Учители –учителя).

Прилагательные. Притяжательные на –ов, -ин сейчас сократились в количестве (бабушкин, братов) и приобрели разговорный характер. В общем употреблении для обозначения принадлежности – конструкции с родительным падежом (автомобиль отца, платье сестры). Формы сравнительной степени: синтетические (светлее. Темнее) – общеупотребительны, аналитические (более светлый) – книжный характер. Синтетические с приставкой по- (посветлее) – разговорный оттенок. Формы превосходной степени: аналитическая (самый светлый) – общеупотребиельна, синтетическая (светлейший) – книжный характер, экспрессия.

 

12. Стилистические ресурсы синтаксиса современного русского языка (общий обзор).
Богатая синтаксическая синонимия русского языка открывает широкие стилистические возможности. Проявляется это в том, что одну и ту же мысль можно выразить не только разными по стилю конструкциями, но и несколькими способами в пределах каждого стиля: Ей было грустно. Она грустила. Она чувствовала грусть (нейтр.) – Грустно ей было! (разг.).

(Он нуждается в лечении (книжн.) – Ему надо лечиться (нейтр.) – Полечиться бы ему надо! (разг.));

гораздо чаще она включает две противопоставленные позиции, каждая из которых может быть заполнена несколькими вариантами.
Экспрессивно-стилистическая окраска характерна для разговорной, художественной, публицистической речи и совершенно недопустима в речи научной и официально-деловой.
Типы предложений: повеств, восклиц, вопросит.

Повествовательные предложения наиболее универсальны.

Восклиц. предложения экспрессивны. Они употребляются преимущественно в разг. языке и в языке худ. лит-ры.

Вопросит. предложения характерны для диалога => разг. языка + худ. лит., публиц. Разговорное употребление риторического вопроса часты в худ. лит-ре.
Вопр. предложения употребительны и в научном стиле.

Полные предложения свойственны всем разновидностям лит. языка, неполные – всем разновидностям разг. языка (драматургии).

Безличные и неопределенно-личные предложения употребляются главным образом в разг. языке и языке худ. лит-ры. Инфинитивные предложения также являются достоянием прежде всего разг. языка. Они в большинстве случаев экспрессивны. Номинативные предложения употребляются преимущественно в языке худ. лит-ры, публиц. стиле. Простые и сложные предложения могут быть соотнесены с разг. и лит. языком.

Традиционно считается, что простые предложения преобладают в разговорном языке, а сложные более свойственны литературному.

Бессоюзная связь – язык худ. лит-ры. Союзная связь свободно используется в худ. лит-ре, но типична для научного и офиц-делового стиля. Из двух способов союзной связи – сочинения и подчинения – первый более принадлежит разговорному языку, второй – литературному. Разные виды придаточных предложений.

Наиболее стилистически значимы те случаи, когда автор сознательно выстраивает такой порядок слов, который наиболее способствует выразительности и изобразительности фразы. На первое место обычно помещены слова, наиболее важные в смысловом отношении. Использование нормативного порядка слов характерно для языка худ. лит-ры (причем в поэзии порядок слов еще более свободен, чем в прозе).

 

13. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы рус­ского языка.

Со стороны звучания в словесном выражении важно благозвучие (эвфония)отсутствие неудобопроизносимых, режущих слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста.

У Пушкина: «Бывало, какой бы барин сердитый не был…» – «Бывало, барин, какой бы…»

Звукоподражание – подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы и звукам, возникающим в результате деятельности человека. Крики животных и птиц, различные шумы: мяу, гав, му, бе, ку-ку, ку-ка-ре-ку, буль-буль, тук-тук и т.д. Есть сущ-е и глаголы, звуковой облик которых соотносится со звуками природы: гром, грохотать, журчать и т.д.
Звуковой символизмспособность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также многочисленные эмоции. (Ломоносов в «кратком руководстве к красноречию»: а – способствует изображению великолепия и большого пространства, пространства, я –приятность, е, и – нежность, ласка, р – произношение звонкое и стремительное, изображение вещей громких, сильных, о,у, ы –страшные и сильные вещи) (Пушкин – брожу ли я вдоль улиц шумных – ударные у – чувство печали, задумчивости).

Определенные приемы словесной инструментовки:

а ) аллитерация (повторение согласных),

б) ассонанс (повторение гласных),

в) звуковые повторы (повторение сочетаний звуков, – вдали, в долине играют Грига),

г) звукопись (чтобы повторение звукосочетаний соответствовало изображаемому настроению).
Ритм
– постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных – слогов ударных и безударных.

Ритм – может отражать состояние. Из чего образуется ритм: ритм зависит от типов предложений (простое или сложное), протяженности (короткое или длинное), восклицание или вопросительное

Интонация – повышение или понижение основной высоты голоса, а также изменение силы, тембра и длительности звучания при произнесении фраз или стихотворных строк.

Ритмико-интонационный рисунок прозы зависит от типов используемых предложений, от наличия / отсутствия риторических вопросов, восклицаний, обращений, от протяжности предложений, от количества слогов в синтагмах. (Рассказы Бунина «Убийца» и «Обреченный дом» - в первом ритм и интонация спокойиные, уравновешенные, а во втором – намеренно неровные, отражающие волнения, эмоциональное напряжение рассказчика).
«Убийца» Бунина: «Чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской». «Обреченный дом» Бунина: «Линючие стены, ржавая вывеска над витриной…» Для ритма и интонации Обреченного дома важен риторический вопрос, восклицание, предложения длиннее, чем в Убийце.

 

Date: 2015-07-01; view: 2489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию