Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прием реэкрального следования





 

Второй прием, о котором пойдет речь в этой главе, имеет в экральном анализе значение для анализа символических образов, посредством исследования ответных эмоций.

Реэкра-следование представляет собой поиск ассоциативной связи между воспоминанием и чувством, которым оно наполнено. Переключение внимания осуществляется здесь противоположно экральному следованию. Данный прием провоцирует у человека эмоции различными образами, символического характера.

Воспоминание об одном и том же у двух разных людей может вызывать неодинаковые чувства. Одному человеку нравиться пейзаж, другому нет. Глядя на один предмет, мы, зачастую, по-разному к нему относимся.

Такое явление существует и у животных. Но, как и в случае, описанном в предыдущей главе, данная реакция у них носит автоматический характер. Если, к примеру, возникший визуальный или иной образ не внушает животному доверия, оно тут же ретируется, не пытаясь глубоко вникать в происходящее. Но на этот раз не эмоция провоцирует у него образ, а наоборот, ассоциации способствуют чувственному реагированию, которое проявляется в бегстве. Этот механизм понять легко. От быстроты принятия решения зависит жизнь живого существа в дикой природе.

У человека процесс формирования эмоций по отношению к увиденному и услышанному, чаще всего, связан с размышлениями. Ему необходимо исследовать стрессор. Понять суть явления. Только после этого будет принято осознанное решение.

Эмоции, при этом включаются в процесс человеческого познания. Они характеризуют наиболее общее наше отношение к происходящему, возможно, эволюционно обусловленное. Но вывод отталкивается от логического умозаключения. Этим люди отличаются от большинства животных.

Хотя, иногда, и человек уподобляется примитивным существам. Тогда он реагирует мгновенно и необдуманно. В этом случае место имеет своеобразный эмоциональный «атавизм». В критических ситуациях думать некогда. Обстоятельства подобны условиям дикой природы. Однако необдуманные действия не могут быть оправданы никакими обстоятельствами, если речь идет о разумной природе мышления.

При нормальном протекании психического процесса, реэкра-следование использует логические приемы: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстрагирования и обобщения. Эмоции в этом случае представляют собой невербальный «банк данных» наиболее общих понятий.

Наши чувства всегда возникают в ответ на уже сформированные образы-символы и указывают их принадлежность к определенному классу. При этом мы как бы понимаем место нового воспринятого нами образа в ассоциативной цепи прежних воспоминаний.

Если, например, человек увидел незнакомое ему живое существо, он анализирует его уже известными ему раньше частями. Общее впечатление будет выражаться эмоциями, связанными с символическим значением каждого воспринятого элемента. Так части тела, напоминающие опасное насекомое, вызовут у него отвращение или даже страх, какие-то «детские черты» в форме и движениях тела животного, могут спровоцировать чувство жалости.

Далее произойдет анализ опасности, интереса и других факторов, связанных с целым существом. Только соотношение всех показателей активности и подвижности разных модальностей позволяет мозгу человека синтезировать эмоцию, которая и выразит его внутреннее отношение к данному объекту.

Тем не менее, не следует путать реэкра-следование с ассоциированием эмоций. Глядя на картину художника или игру актера на сцене, мы переживаем не реальные эмоции, а только ассоциации пережитых раньше чувств. В этом случае происходит проецирование уже известных эмоций на воспринимаемые образы (пусть даже мысленные).

Карл Гросс, в этой связи, отмечал активную роль воображения и фантазии в формировании чувственных представлений путем внутреннего подражания им. Однако здесь не идет речь о реальных переживаниях человека по поводу настоящего времени и событий. Он лишь представляет себе: «как бы это все могло быть».

Но если картина, на которую мы смотрели, вдруг сорвется с петель и начнет падать на голову, то возникнет страх, имеющий прямое отношение к происходящему, не связанный с воображением или фантазией. Последний случай является примером реэкрального следования, непроизвольного характера. Данный механизм представляет собой автоматическое сознание, возникшее на основе не только опыта, связанного с подобными примерами опасности, но и генетической памяти реагирования на падающие предметы. Такой опыт включается по крайней необходимости и активизирует все внутренние резервы человека. Действительность важнее, чем рассуждения о ней. Следовательно, путать эмоции и их ассоциации нельзя. В противном случае чувство реальности легко можно утратить.

Реэкра-следование всегда предполагает эмоционально окрашенные состояния, возникающие в ответ на сложившуюся, в определенный момент обстановку, к которой есть реальный интерес. Тогда образы способствуют синтезу новых абстрагированных переживаний, в виде чувств, которых раньше могло и не быть, во всяком случае, в таких же качественных проявлениях.

Так, например, в общении с незнакомым человеком, у нас постепенно формируется к нему эмоциональное отношение, свободное от ассоциаций, связанных с другими людьми.

Однако если говорить о реэкра-следовании, не просто как о спонтанном механизме восприятия, а как о приеме экрального анализа, то он позволяет осознанно формировать эмоции в ответ на символически обусловленные ассоциации. В этом случае его можно использовать для исследования сути явления, анализируя связь возникающих эмоций с образами восприятия. Это чем-то напоминает анализ «свободных ассоциаций», применяемый в психоанализе.

Однако здесь особое значение уделяется не синтаксической последовательности неосознанных образов пациента, а их семантическому содержанию, выраженному в качествах эмоциональных переживаний этого человека. Для экрального анализа важнее не следование одной ассоциации из другой, например, образа собаки в ответ на воспоминание о начальнике по работе, а эмоциональное отношение к каждому образу в отдельности. В данном случае ассоциация собаки может означать что-то оскорбительное или наоборот символизировать дружбу. Разницу будет определять лишь эмоция данного человека и динамика ее качественных изменений.

Однако и здесь возможны ошибки в анализе человеческого отношения к происходящему. При выполнении данного приема нас интересует эмоция, которая отражает содержание всего воспринимаемого символа, а не отдельных его частей или применений.

Чтобы осуществить реэкра-следование, нужно вначале сосредоточиться на каком-то образе. Далее необходимо убрать критическое отношение к нему. Следует, как бы созерцать объект, без анализа его отдельных признаков. Теперь внимание можно переключить на эмоцию. Данное чувство и будет выражать семантическое содержание воспринятого образа. Если после этого проанализировать эмоцию. Выявить ее качества и их значение, то прояснится причина нашего отношения к данному объекту.

Например, дерево, растущее на опушке леса, может содержать под собой эмоциональное отражение грусти, если обратить внимание на его одинокое расположение, но если созерцать его безотносительно, то само дерево способно символизировать для нас радость жизни и процветания. Поэтому реэкра-следование образа не должно привязываться к отдельному признаку. Данный прием осуществляется по отношению к целому образу объекта. Тогда эмоция отразит содержание всего символа, а не разрозненных его частей. Этим в практическом применении реэкра-следование и отличается от ассоциирования эмоций, о котором упоминалось выше.

Если экра-следование, описанное выше, позволяет переключить внимание с неосознаваемой эмоции к символическому ее содержанию, то реэкра-следование дает возможность вернуться к истоку, самому переживанию и понять экзистенциальное значение образа для конкретного субъекта. Этот прием сочетается с эмпатией. Экра-аналитик используя его во время эмоционального контакта, как бы чувствует роль образа так же, как сам клиент.

Возможно из-за того, что психоанализ в процессе исследования «свободных ассоциаций» пренебрегает реэкра-следованием, связь между символами может пониматься психологом, анализирующим их, неправильно.

Более того, для изучения всех процессов чувственных переключений у человека понимание логической связи между эмоциями и образами недостаточно. Не следует забывать, что эмоция лишь результат деконцентрации ощущений. Поэтому важно знать не только эмоционально-ассоциативные связи, но и их значение в рефлексии ощущений.

Только изучив степень комфортности, внутренней локализации источника раздражения, мышечного напряжения, возникающего на фоне того или иного переживания, можно окончательно разобраться в отношении человека к происходящему.

Для этого тоже используются эти и другие приемы экрального анализа, имеющие логическое построение.

 

Date: 2015-07-01; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию