Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия





Литература

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1992.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Дегуманизация искусства. М., 1991.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

 

Проблемы, связанные с культурно-исторической динамикой, многообразием культур и форм социального опыта, подробно рассматривались в курсе культурологии. В курсе философии будет уместно вспомнить некоторые методологические проблемы культурологии: особенности линейной концепции исторического развития (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс) и теории культурно-исторических типов (Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби). В целях конкретизации анализа можно рассмотреть любую из концепций. Философско-культурологическая модель исторического развития человечества Карла Ясперса строится на основе линейной схемы истории. Однако Ясперс стремился избежать строго объективного объяснения истории мировой культуры исходя из исторической необходимости, исключающей человека как духовно-преобразующий фактор собственного бытия. Единство мировой истории и культуры определяется, по Ясперсу, фундаментальным отношением человека к миру - философской верой в разумность мира. Именно на этой духовной основе человек преобразует собственную природу, окружающий мир, духовно преодолевая биологическую конечность и естественную (природную) обусловленность. Осознание человечеством общности судьбы и веры, высших духовных ценностей - есть реальная сила, способная предотвратить ядерную войну или экологический катаклизм, то есть реально-практически объединить человечество.

Построение модели универсальной истории человечества традиционно считалось компетенцией философии истории. В XX веке сформировался принципиально иной подход к пониманию задач философии истории. Предметом аналитической философии и методологии истории является само историческое знание. Центральный вопрос аналитической философии истории - какова сущность формы сознания, создаваемой историком, например, исследуя причинность истории, аналитик стремится выяснить, как употребляется историками понятие "причина". Вопрос о форме представления истории отнюдь не узко специальный вопрос исторической науки. Проблема объекта знания и познания - проблема философская. Каким образом дан объект ("историческая реальность") субъекту? Ведь история - это буквально то, чего уже нет. Реальная история дана в форме культурных предметов, знаков, несущих в себе смысл и значение. Задача историка - обнаружение памятников истории: текстов, предметов культуры, быта и тому подобное и интерпретация, понимание их исторического смысла и значения. Историческое значение воссоздает не просто "то, что было", но жизненный мир, мир ценностей, мировоззренческих установок определенной культуры и понимает отдельное историческое событие в этой соотнесенности.

Социология - наука, изучающая общество как систему, закономерности ее функционирования и развития, возникла в XIX веке. Теоретический идеал социологии - научное познание общества, объясняющее исходя из принципов объективные причины обусловленности событий. Философская проблема, с которой сталкивается социологическое исследование, - это проблема обоснования объективности своего предмета. Социальная реальность - сложное переплетение и взаимопереходы объективного и субъективного. Например, вступление в брак для каждого человека - свободный и сознательный шаг, однако сам институт брака - вполне объективная социальная реальность, доступная научным способам описания и объяснения. Социология представляет общество как систему, обладающую сложной структурой - относительно устойчивыми подсистемами и их соотношением.

Социологические школы (направления) различаются по выбору предмета изучения. В основе структурно-функционального подхода лежит принцип целостности и интеграции социальной системы. Частные социологические явления объясняются исходя из функций, которые они выполняют в рамках целого. Социологи интеракционистской ориентации (теории "совместного действия") исследуют процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и изменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения. "Понимающая" социология учитывает то, что социальная реальность неотделима от процесса ее осмысления. Каким образом в сознании возникает, конституируется социальная реальность? Прослеживаются процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивида, до высокогенерализованных конструкций социальных наук. Сфера идеального - сфера идей, мнений, традиций, норм, мировоззренческих установок, научных теорий и тому подобное также может рассматриваться как объективная сфера со своими закономерностями функционирования.

 

Date: 2015-07-01; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию