Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема З. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения





Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972. Т. 1,2.

Августин. Исповедь. М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История философии в кратком изложении. М., 1991.

Коплстон Ф.Ч. История философии. М., 1997.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник '88.

М., 1988.

 

Основные черты средневекового типа мысли формировались в идейной полемике с эллинистической мыслью 1 - 4 вв. В период патристики (учений «отцов церкви») складывается синтез античного философского наследия с новым христианским содержанием. Основная трудность этого процесса — совмещение античного объективизма с христианской идеей абсолютности личности.

Средневековая мысль проникнута идеей абсолютной личности. Абсолютная личность безусловно объективна, но эта объективность противостоит человеку не только как сверхчеловеческое начало, но и как человеческое лицо. Мир в целом обретает центр в лице Абсолюта, причем Абсолют, личность, Бог трансцендентен (запределен) миру и человеку. Происходит онтологический раскол мира на Творца и тварный мир. В основе средневековой онтологии лежит принцип креационизма - творения мира из ничего. Бог не только сотворил мир, но и продолжает своим всемогуществом поддерживать его бытие, тварный мир несамостоятелен. Онтологический раскол порождает трагизм средневекового миросозерцания, антиномичность мысли. Отношения между Богом и человеком, бытием и «ничто» формируют идею личности человека, ставшую впоследствии доминантой западно­европейского стиля мышления.

Христианская онтология обуславливает и специфическую трактовку познания. Основой познания является откровение: в акте личной милости Бог открывает человеку тайны мира. Поэтому знание есть истолкование церковных догматов и текстов авторитетов церкви. Процесс познания - это школа истолкования (отсюда и сам термин, обозначающий средневековую философию периода расцвета - схоластика). Доминирующим принципом доказательства является принцип апелляции к словам авторитетных текстов, поэтому в средневековой мысли преобладает логика. Именно схоласты осуществили философское образование Европы и создали философскую терминологию, которой мы до сих пор пользуемся. Все сказанное и характеризует теоцентризм средневековой философии.

В целях конкретизации общей характеристики философии Средневековья следует рассмотреть полемику номинализма и реализма в средневековой схоластике, а также предложенный Фомой Аквинским синтез проблемы универсалий (общих понятий).

Интенсивное развитие торговли и гражданской жизни в городах северной и средней Италии к концу XIV в. порождает новый тип мировоззрения, ознаменовавший эпоху Возрождения. Необходимость секуляризации прежде всего экономической и политической жизни обуславливает интерес итальянских мыслителей к гуманитарной сфере. Средневековой корпоративности (сословному традиционализму) итальянские гуманисты противопоставляют индивидуальное достоинство, самоценность личности. В средневековом представлении человеческая личность подчинена сверхличному закону и в своей деятельности выражает не собственную уникальность, но всеобщий нравственный эталон. В эпоху Возрождения изменяется акцент в традиционном постулате христианской антропологии: человек-образ и подобие божественной творческой активности. Достоинство че­ловека - в его свободной воле, реализующейся в художественной и гражданской деятельности. Так в эпоху Возрождения формируется антропологическая ориентация философской мысли.

В целях более детального ознакомления с философией эпохи Возрожде­ния можно рассмотреть философию Николая Кузанского как наиболее богатую в философском отношении.

 

Date: 2015-07-01; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию