Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность царя. Приход к власти





Лекция 25. Внешняя политика Петра I.

Основные понятия:

Верфь; господаря.

 

Текст лекции.

 

Личность царя. Приход к власти.

Дни регентства Софьи были уже сочтены. В селе Преображенском, под Москвой, куда Софья отправила семейство Нарышкиных, подрастал «второй» венчанный на царство монарх — Петр I. До поры до времени Петр не вмешивался в дела государства и не претендовал на власть. Предоставленный самому себе да своему учителю Никите Зотову, который учил его считать, писать и читать в основном книги религиозного содержания, Петр свободное время отдавал потешным играм, которые все более увлекали его. В Преображенском Петр стал собирать в свои «потешные», как говорили тогда, войска сверстников. Это были в основном такие же, как он, мальчишки, любившие играть в войну. Среди них — и дети знатных людей, дворяне, и выходцы из простых семей, которые чем-то приглянулись Петру. Оказался там и сын придворного конюха Александр Меньшиков – веселый, находчивый, смелый. Он особенно сблизился с царем. Вскоре «потешные» солдаты были сформированы в два батальона. Они имели свое командование, казну, несли свою «потешную» службу. Их игра постепенно превращалась в настоящие маневры с оружейной и пушечной стрельбой, со штурмами специально возведенных для этого крепостей. Так началось формирование будущих петровских гвардейских полков — Преображенского и Семеновского (по названию деревень, где они были расквартированы.Взрослея, Петр все чаще бывает в немецкой слободе, сходится с интересными людьми — военными, инженерами, дипломатами. Там он походя продолжает свое образование, которого ему так недоставало в детстве, при дворе учится арифметике и геометрии, баллистике и военному делу. Он схватывает знания буквально налету, поражая окружающих своей энергией, любознательностью, способностями. Однако жизнь Петра проходила вдалеке от двора, от большой политики. Лишь изредка его привозили в Кремлевский дворец на официальные речи с иностранными послами, сажали на трон. И тогда он понимал все несоответствие между своей реальной жизнью и своим царским положением и достоинством. Все дела в государстве продолжала вершить Софья и ее приближенные.

Ему шел уже семнадцатый год. Его женитьба на юной красавице Евдокии Лопухиной, на чем настояла мать Петра. Часто после официальных церемоний между братом и сестрой вспыхнули острые перепалки. Сталкивались два неукротимых, честолюбивых характера. Между ними начиналась борьба за власть. Постепенно перевес склонялся в сторону Петра. Чувствуя, что Софья рано или поздно должна будет отдать власть.

Летом 1693 г. со своими соратниками он отправляется в Архангельск единственный, но, увы, замерзающий на долгую зиму русский порт в устье Северной Двины. Очарование моря, страсть к мореходству, строительство настоящего «большого» флота неодолимо тянуло его на Север. Для него это путешествие стало вторым после Немецкой слободы «открытием» Европы. В Архангельске стояли на рейде английские, голландские, немецкие торговые суда. Ожили расположенные здесь иностранные конторы и склады. Город наполнился разноязыким европейским говором Петр запросто заходил в дома к зарубежным торговцам, шкиперам, матросам, кораблестроителям, посещал корабли, выходил на яхте в открытое море. Он был потрясен всем увиденным. С этих пор море, морское дело все больше захватывают его. В нем укореняется подлинный культ флота. В Архангельске он заказывает голландским специалистам построй к корабля, а на местной верфи закладывает два первых русских фрегата. В 1694 г. умерла Н. К. Нарышкина. Петр тяжело переживал ее смерть. Заперся в палатах и несколько дней не выходил к людям, не желая показать свою слабость.

2. Азовские походы. «Великое посольство».

Царю надо было решать безотлагательно старые российские проблемы. Союзники по антитурецкой лиге требовали от России активных действий. Пришлось готовиться к войне.

В отличие от правительства Голицына Петр не хотел ограничиться лишь выполнением союзнических обязательств. Его манила перспектива сокрушения векового врага России — Крымского ханства и овладения берегами Азовского и Черного морей. Петр начинал первую настоящую войну в своей жизни.

Из 52 прожитых лет 32 года он проведет в войнах. Его юношеские увлечения переросли в большую политику и определили судьбу страны на четверть века.

Весной 1695 г. на юг двинулись две русские армии: дворянская конница под руководством Б. П. Шереметева вместе с запорожскими казаками — в низовья Днепра, где стояли турецкие крепости; армия под командованием Ф. Лефорта, Ф. А. Головина и П. Гордона — по суше и по Дону на Азов. С этой армией шел сам царь. Он командовал бомбардирской ротой под именем Петра Алексеева. Шереметев внезапно обрушился на турецкие крепости в низовьях Днепра, овладел двумя из них и две разрушил.

Другая армия, быстро достигнув Азова, три месяца осаждала крепость, но безрезультатно. Неудача заставила Петра действовать более разумно и решительно. Он подчинил армию одному командующему — генералиссимусу А. С. Шеину, а сам всю осень, зиму и весну провел в разъездах, готовя армию и флот к новому походу. Петр широко открыл двери для иноземных инженеров — подкопных мастеров, пригласил с Запада корабельных плотников. К началу 1696 г. у России появился свой южный флот: в Москве построили 22 галеры и 4 брандера и в разобранном виде доставили их на Дон. Близ Воронежа тысячи согнанных сюда работных людей соорудили 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов. Петр с топором в руках целые дни проводил на верфи. В апреле 1696 г. русские суда появились под Азовом, закрыли устье Дона и блокировали крепость с моря.

Турецкий флот не смог подойти на помощь. После артиллерийского обстрела и нескольких штурмов, в которых участвовал сам Петр, турки сдали Азов. Это был первый большой успех молодого царя. Для опоры нового флота была заложена крепость и гавань Таганрог.

Петр привел в движение и старую крепостническую систему. Он ввел новые налоги на строительство флота, приказал провести насильственную мобилизацию населения для обживания Азова и строительства Таганрогской гавани. Тысячи крестьян согнали в воронежские леса на постройку флота. Бежавших возвращали в оковах, клеймили раскаленным железом. Подлый народ (низы общества) был для царя лишь инструментом в осуществлении задуманного Победы на юге и захват Азова были крупным военным успехом России, но войне с Турцией не было видно конца. Союзники России действовали вяло, а потом и вовсе начали мирные переговоры с Турцией. Их внимание было приковано к предстоящей борьбе за испанский трон, поскольку стало известно, что дни бездетного короля уже сочтены.

В 1697 г. Петр решил снарядить посольство на Запад для выяснения перспектив создания антитурецкой лиги. К тому же ему очень хотелось побывать в Европе, познакомиться с ее промышленностью, военным делом, культурой, обычаями европейцев. Петр надумал также пригласить в Россию военных специалистов, мастеров корабельного дела, капитанов, матросов, специалистов горнорудного дела, а также закупить для армии и флота современное оружие и оборудование.

Посольство было названо Великим и состояло из 250 человек. Петр значился в нем под именем урядника-волонтера Петра Михайлова. Это был первый в истории России выезд царя за рубеж. Великое посольство тщетно пыталось склонить западные страны к активизации действий против Турции. Петр вел то тайные, то полуофициальные переговоры с их властями, но все было безуспешно.

Много времени царь проводил, занимаясь совсем не посольскими делами. В Голландии он плотничал на верфях Саардама, в Амстердаме посетил театр и Анатомический музей, в Гааге побывал на заседании Генеральных штатов (парламента), в Англии наблюдал за работой парламента, посетил Королевское общество, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию, несколько раз встречался с великим ученым И. Ньютоном. На английских верфях Петр постигал профессию инженера-кораблестроителя, учился артиллерийскому искусству и получил сертификат артиллериста.

Результаты деятельности Великого посольства оказались впечатляющими. В Россию были приглашены более 800 мастеров разных специальностей. Петр и его сподвижники многому научились, увидели достижения европейской цивилизации. В восторге Петр писал: Если бы не был царем, то желал бы быть адмиралом велико-британским. Возвращаясь в Россию, Петр был охвачен всепоглощающей мыслью превратить свою страну в такую же развитую, просвещенную и сильную державу, как многие европейские страны. Однако русский царь либо враждебно, либо равнодушно отнесся к европейским демократическим традициям — парламенту, системе народного представительства, выборам. Свобода личности, гражданские свободы, свобода предпринимательства — эти понятия остались для него чуждыми, а именно они лежали в основе европейского прогресса. Он же видел себя российским самодержцем. Будучи в Европе, Петр отчетливо понял, что европейские державы не намерены выполнять союзнические обязательства по борьбе с Турцией. В их расчеты вовсе не входило усиление России. Тогда Петр взял курс на мирное урегулирование дел с Турцией и повернул свои взоры на север. Прорыв к Балтийскому морю находился в сфере российской политики еще со времен Ивана III. Теперь же союзниками России могли стать Польша, Бранденбург, Дания и Саксония. Они испытывали сильнейшее давление Швеции, захватившей огромные территории по берегам Балтики. Петр увозил с собой из Европы тайную договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции.

На обратном пути царь узнал о восстании четырех стрелецких полков. После взятия Азова стрельцов разослали по разным городам, они взбунтовались и двинулись в Москву — к своим семьям и промыслам. Их знаменем по-прежнему являлась царевна Софья, а в случае ее отказа занять трон они рассчитывали на 8-летнего сына Петра — царевича Алексея.

Петр устремился в Россию, но уже в Польше получил известие о том, что мятежники разбиты и началось следствие. В Польше он встретился с королем Августом II, который был одновременно и королем Саксонии, договорился с ним о военном союзе против Швеции и лишь после этого поспешил на Родину. Вернувшись в Москву в августе 1698 г., Петр прямиком направился в Преображенское и обрушился на мятежных стрельцов. Он считал, что дознание проводилось поверхностно, поэтому заново начал следствие. Всю осень в Москву доставляли уже сосланных стрельцов, в застенках шли допросы с пытками. Установив связь восстания с происками царевны Софьи, Петр повелел постричь ее в монахини. Более 2 тыс. стрельцов казнили, около 200 человек повесили напротив кельи Софьи. Царь вместе со своими соратниками принимал личное участие в казнях.

 

Date: 2015-06-11; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию