Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние состава и удельной поверхности пород на их сорбционные свойства





 

Размер зерен пород, мм Сорбционная емкость в см3/кг
СН4 С2Н6 C3H8 i-C4H10 n-C4H10
Глина монтморилонитовая
0,25-0,5 0,5-1,0 2-3 3-5 5-8 23,0 17,4 11,0 9,8 10,8 32,5 21,8 21,0 21,0 17,6 43,0 35,0 35,0 33,0 30,8 68,7 51,0 41,0 34,6 31,1 50,4 61,0 59,0 53,0 51,5
Глина каолинитовая
0,25-0,5 2-3 5-8 4,9 3,4 0,7 9,3 12,0 11,7 36,7 21,2 19,6 20,0 26,0 24,4 41,0 30,0 25,8
Известняк органогенный
0,25-0,5 0,5-1,0 2-3 5-8 8,6 11,1 10,3 8,7 32,7 0,1 2,5 5,4 42,4 0,6 3,0 1,9 26,2 15,5 13,2 17,2 35,2 42,0 33,4 22,2
Известняк органогенный увлажненный (2,5%) воды)
0,25-0,5 0,5-1,0 2-3 3-5 5-8 4,5 7,5 6,2 5,3 4,2 9,0 5,5 8,5 7,5 8,1 10,5 9,3 10,3 8,9 8,0 5,8 11,6 9,4 6,9 8,3 12,6 10,7 8,7 9,4 9,1
 
Песок воздушно-сухой
0,25-0,5 8,5 8,7 9,2 5,6 9,2
Песок увлажненный (1% воды)
0,25-0,5 1,3 4,4 7,3 3,9 4,6
Песчаник глинистый
0,25-0,5 2-3 - - 10,6 5,6 5,8 18,3 18,9 19,2 22,0 30,5 23,7
Известняк белый, воздушно-сухой
0,25-0,5 2-3 5,8 0,9 3,4 1,5 - - 4,0 3,6 4,8 4,1
Доломит воздушно-сухой
0,25-0,5 2-3 - - 1,3 0,2 4,6 0,8 5,7 3,3 11,0 9,0
                 

Сорбционная емкость уменьшается в ряду глины - песчаники - известняки – пески (рис.29). Монтмориллонитовые глины, отличающиеся повышенным количеством активных центров, способны поглощать метана в 12 раз больше, чем каолинитовые.

 

 

Рис. 29. Влияние литологического состава пород на их сорбционную способность: а - Северный Устюрт: 1 - монтмориллонитовая глина, 2 - известняк органогенный, 3 - песчаник глинистый; б - Московская синеклиза: 1 - глина каолинитовая, 2 – песок, 3 - известняк

 

Опыты с парами легкокипящих (н- пентан, изопентан, н -гексан) жидких при нормальных условиях УВ, которые являются постоянными спутниками свободных, водорастворенных и рассеянных УВГ, дополняют полученную картину (табл.14). Так, сорбция изопентана ниже, чем н-пентана, а н-гексана выше, чем н -пентана, что находится в соответствии с данными для искусственных сорбентов. Хотя сорбционная способность глин по отношению к парообразным УВ в 2-3 раза выше, чем карбонатов, однако трещиноватые органогенные разности последних способны к значительной их концентрации, видимо благодаря повышенному количествумикропор и микротрещин. Характерно, что породы хорошо удерживают указанные УВ - степень их десорбции (определявшаяся путем "откачки" с применением высокого вакуума) весьма низкая (см. табл. 14).

При сорбции газообразных углеводородов из разбавленных азотом смесей (содержание азота 98-99%) отмечается аналогичная картина, в ряду глины - алевролиты - известняки из одной и той же смеси газа сорбция каждого индивидуального УВ уменьшается. Весьма важен вопрос об отдаче (десорбции) породами адсорбированных УВГ. Опыты на тех же модельных образцах показали, что количество десорбируемых углеводородов зависит от их содержания в породе (прямая зависимость) и характера последней. Коэффициент извлечения (отношение количества десорбируемого и адсорбируемого углеводорода) наименьший у глин, наибольший - у песчаников, алевролиты и известняки занимают промежуточное положение. Общее количество извлекаемых УВ из глин - 20-35% от количества адсорбированных УВ, из песчаников - 72-94%, из известняков – 33-66%. Минимальные коэффициенты получены для бутанов и пентанов при их извлечении из глин.

Таблица 14

Date: 2015-06-12; view: 771; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию