Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок выполнения индивидуального задания по первому модулюСтр 1 из 11Следующая ⇒ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
Пермь
Учебно-методические указания к выполнению индивидуального задания по дисциплине «Экономика» / Сост.: Третьякова Е.А., Буторина О.В., Осипова М.Ю., Климова Е.К., Пепеляева А.В.; Перм. нац. исслед. политехн. ун–т – Пермь, 2015. – 40 с.
Учебно-методические указания к выполнению индивидуального задания по дисциплине «Экономика», составленные коллективом авторов, ободрены на заседании методической секции кафедры и утверждены на заседании кафедры «Экономика и финансы» от «__» ___________ 2015 г., протокол № ___. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПЕРВОМУ МОДУЛЮ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ». 5 Порядок выполнения индивидуального задания по первому модулю.. 6 Структура и оформление аналитического отчета по первому модулю.. 9
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ВТОРОМУ МОДУЛЮ «МИКРОЭКОНОМИКА». 11 Порядок выполнения индивидуального задания по второму модулю.. 12 Структура аналитического отчета по второму модулю.. 14 В заключении. 14 Критерии оценки индивидуального задания по второму модулю.. 15
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТРЕТЬЕМУ МОДУЛЮ «МАКРОЭКОНОМИКА». 17 Порядок выполнения индивидуального задания по третьему модулю.. 18 Структура аналитического отчета по третьему модулю.. 19 В заключении. 20 Критерии оценки индивидуального задания по третьему модулю.. 21
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 23
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изучение дисциплины «Экономика» нацелено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции: «Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности» В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: · знать: - основные экономические законы, понятия и категории; - основные этапы развития экономической науки и основные научные школы; - основные экономические показатели, в том числе для оценки эффективности результатов деятельности на микро- и макро- уровнях; - основные микро- и макроэкономические модели; - основные методы исследования экономических процессов; - цели и методы государственного регулирования экономики;
· уметь: - осуществлять поиск статистической и научной экономической информации; - рассчитывать основные экономические показатели, в том числе для оценки эффективности результатов деятельности на микро- и макро- уровнях; - решать типовые экономические задачи на микро- и макро- уровнях;
· владеть - навыками систематизации и обобщения экономической информации; - навыками применения экономических методов исследования на микро- и макро- уровнях; - навыками представления результатов исследования в форме отчета или доклада
Выполнение индивидуальных заданий по модулям 1-3 позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, сформировать необходимые умения и навыки, позволяющие работать с экономической литературой, проводить исследования на микро- и макро- уровнях экономики, формулировать выводы, представлять и защищать результаты проведенного исследования.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПЕРВОМУ МОДУЛЮ Выполнение индивидуального задания по первому модулю «Введение в экономическую науку» предусматривает самостоятельное ознакомление обучающегося с текстом научной статьи по актуальной экономической проблеме, опубликованной в периодическом издании, и проведение анализа ее содержания по предлагаемому плану. Выполнение задания позволяет сформировать: - умения по поиску научной экономической информации, теоретическому анализу полученных данных; - умения критически оценивать и обобщать теоретические положения; - навыки по систематизации и обобщению экономической информации; - навыки самостоятельного выполнения аналитической работы; - навыки представления результатов исследования в форме отчета; - навыки публичного выступления, участия в дискуссии, защиты научных идей, предложений и рекомендаций. Результаты работы должны быть представлены обучающимся преподавателю в форме письменного отчета для проверки и последующей защиты. Аналитический отчет по результатам проведенного теоретического исследования должен представлять собой самостоятельную законченную работу, написанную лично автором, свидетельствующую об умении обучающегося работать с литературой, обобщать и анализировать материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении первого модуля дисциплины. Рекомендуемый объем отчета – три страницы печатного текста без приложения. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях.
Порядок выполнения индивидуального задания по первому модулю Выполнение индивидуального задания по первому модулю осуществляется в несколько этапов. Этап первый – выбор научной статьи. Он осуществляется студентом самостоятельно либо из предложенного преподавателем списка статей, либо индивидуально, исходя из сферы научных интересов обучающегося. Для ознакомления с содержанием статьи в печатном виде обучающемуся необходимо обратиться в читальный зал библиотеки ПНИПУ, оформить требование и получить необходимое периодическое издание. Для ознакомления с содержанием статьи в электронном виде обучающемуся необходимо зарегистрироваться на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru, в каталоге журналов оформить поисковый запрос и получить электронный доступ к файлу статьи. Печатный вариант (ксерокопия) статьи в обязательном порядке прилагается к работе. Этап второй – ознакомление с текстом статьи и проведение анализа ее содержания по рекомендуемой схеме: 1. определение области исследования («микроэкономика» - изучает деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств; «макроэкономика» - изучает национальную экономику в целом; «наноэкономика» - изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов, мотивацию и факторы поведения отдельного социального индивида; «мезоэкономика» - предполагает исследование особенностей функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном или отраслевом разрезе; «мегаэкономика» - исследует мирохозяйственные связи, различные формы международных экономических отношений; 2. формулировка актуальности исследования. Если решаемая в научной статье задача востребована наукой или народным хозяйством в данный момент, то описанное в статье исследование считается выполненным на актуальную тему. Актуальность темы исследования обусловлена: восполнением каких-либо пробелов в науке; дальнейшим развитие проблемы в современных условиях; авторской точкой зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; обобщением накопленного опыта; суммированием и продвижением знаний по основному вопросу; постановкой новых проблем с целью привлечения внимания общественности; 3. выделение цели научного исследования. Цель исследования, поставленная в работе, - это то, к чему стремится автор в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию научной статьи. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.. Цель должна формулироваться четко, ясно, конкретно, чтобы можно было зафиксировать ее достижение. Кроме того, цель должна быть одна, а исследовательских задач, которые конкретизируют общую цель, может быть несколько; 4. определение объекта исследования. Объект исследования - это определенная область реальной действительности, сфера общественной жизни (социально-экономической, организационно-экономической и т.д.), явление или система, на которое направлена исследовательская деятельность автора статьи. Объект исследования всегда шире, чем его предмет; 5. определение предмета исследования. Предмет исследования – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет исследования детализирует то, что именно будет исследоваться в объекте исследования. Например, если объектом исследования является экономическая система, то предметом исследования могут быть ее структура, взаимодействие ее элементов, различные свойства или закономерности развития; 6. выделение и классификация методов исследования, примененных в научной статье. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности; совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; 7. формулировка значимости данной статьи в направлениях исследования современной экономической науки с точки зрения научной новизны, теоретической и практической значимости. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования: сделано (научное открытие; обогащение новыми фактами и т.п.), разработана (научная концепция, новая научная идея и т.п.), предложены (оригинальная научная гипотеза, спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме; нетрадиционный подход и т.п.); доказана (несостоятельность устаревшей идеи, позиции, концепции; перспективность изложенной системы и т.п.); установлена (перспективность использования новых идей в науке и практике; наличие закономерностей неизвестных связей, зависимостей и т.п.); введены (новые понятия, изменены трактовки старых понятий; новые термины и т.п.); опровергнуты (устоявшееся мнение; известная позиция, распространенная трактовка и т.п.). Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в экономической науке: результативно использованы (комплекс базовых методов исследования: анализ, синтез, обобщение и др.; корректные методы обработки информации т.п.); убедительно изложены (аргументы, идеи, доказательства и т.п.); полно описано (элементы теории, аксиомы, гипотезы, факты, тенденции, стадии, условия и т.п.); полно раскрыты (существенные проявления теории: противоречия, несоответствия; возможности; трудности; выявлены новые проблемы и т.п.); доказательно изучены (связи данного явления с другими; генезис процесса; внешние и внутренние противоречия, факторы, причинно-следственные связи и т.п.). Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику: очерчены (сфера теории на практике; в области реальной жизни; пределы и перспективы практического использования теории в практике и т.п.); создана (нормативная или прогнозная); даны (рекомендации для более высокого уровня организации деятельности; предложения по дальнейшему совершенствованию и т.п.); определены (регламентирующие нормы и требования …); охарактеризованы (специфические признаки явления, процесса и т.п.); обоснованы (методические рекомендации по теме исследования и т.п.). При формулировке значимости исследования, представленного в научной статье, нужно ответить на два вопроса: что является результатом исследования (он может быть научным или прикладным): тенденции, закономерности, принципы, правила, концепция, модель, методика, метод, способ, подход, система критериев и показателей, требования, характеристики, проектное решение, алгоритм, положение, регламент, план, инструкции …) и для чего решается поставленная задача (повышения, снижения, обеспечения, оптимизации, оценки, улучшения, совершенствования). Этап третий – подготовка аналитического отчета. Письменный отчет представляет собой свободное изложение мнения автора. Рекомендуется при написании последовательно придерживаться схемы второго этапа (пп.1-7). Этап четвертый – защита индивидуального задания. Защита отчета проводится в виде беседы по содержанию работы в сроки, обозначенные преподавателем (в часы консультаций или в дополнительно назначенное время, отведенное для контроля самостоятельной работы студентов). Оценка за индивидуальное задание выставляется только после защиты отчета.
|