Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справка по решениям в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, которые вступают в силу с 1 января 2015 года

1. С 1 января 2015 года тариф страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22% + 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. При этомдополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда) увеличится по Списку №1 до 9%, по Списку №2 и «малым спискам» до 6%.

Для работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, дополнительный тариф в зависимости от установленного по ее результатам класса условий труда может быть снижен. Так, взамен установленных дополнительных тарифов с 1 января 2014 года применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный   8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый   0,0 процента
Оптимальный   0,0 процента

2. С 1 января 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составит 670 000 рублей. С 1 января 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование составит 711 000 рублей.

3. С 1 января 2015 года вступит в силу федеральный закон, распространяющий обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В настоящее время иностранные граждане имеют право на получение пособий по этому виду обязательного социального страхования только после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Данным федеральным законом работающим иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, предоставляется право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации за период не менее шести месяцев. Кроме того, устанавливается обязанность работодателей уплачивать за таких работников страховые взносы в ФСС России в размере 1,8 % от начисленных в их пользу выплат и иных вознаграждений в рамках трудовых правоотношений.

4. С 1 января 2015 года вступит в силу федеральный закон, которым увеличивается с 15 до 18 лет возраст тяжелобольных детей, в случае ухода за которыми родителям выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за более продолжительный период, чем это установлено общими правилами. Речь идет о детях-инвалидах, детях с ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями, а также о случаях, когда болезнь ребенка связана с поствакцинальным осложнением.

Сейчас в случае ухода за такими детьми пособие по временной нетрудоспособности выдается по особым правилам. Так, в случае ухода за ребенком-инвалидом за весь период лечения ребенка в амбулаторных или стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в году. В случае ухода за ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период стационарного лечения. А при болезни ребенка, связанной с поствакцинальным осложнением, и при злокачественных новообразованиях – за весь период лечения ребенка в амбулаторных или стационарных условиях. Однако такие правила действуют только до достижения ребенком возраста 15 лет. Если ребенку уже исполнилось 15 лет, законодательством предусмотрена выплата пособия только за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в году, и только при амбулаторном лечении ребенка. Данный федеральный закон предусматривает распространение установленных норм по условиям и продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности на случаи ухода за тяжелобольными детьми в возрасте от 15 до 18 лет.

5. С 1 января 2015 года вступит в силу федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.

В этих целях для организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, будет установлена нулевая ставка налога на прибыль. Также в 2015 году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 168,5 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора или частного эксплуатанта в сферу соцобслуживания. Уже приняты поправки в закон о концессионных соглашениях, что сделало возможным заключать концессионные договоры для объектов социального обслуживания.

По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатное получение социальных услуг. Федеральным законом об основах соцобслуживания населения предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи, в том числе инвалидов, семей, в которых есть ребенок-инвалид, людей без определенного места жительства.

Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.

Кроме того, планируется создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между различными территориями. Также предусмотрено формирование единых минимальных социальных стандартов социальной помощи по всей стране и примерного перечня социальных услуг. Они будут утверждаться Правительством России и могут быть уточнены на уровне региона.

6. С 1 января 2015 года начнется реализация первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ №1618-р от 25 августа 2014 г. была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Этот ключевой документ определяет направления развития социального института семьи до 2025 года, закладывает основы для повышения качества ее жизни.

Приоритетом будет переход от политики поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к политике обеспечения семейного благополучия и поддержания социальной устойчивости семьи.

Планируется, что реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: 2015-2018 годы и 2019-2025 годы.

Первый этап (2015-2018 годы) планируется реализовывать в соответствии с федеральным планом реализации Концепции. Предусмотрено создание механизмов реализации Концепции, ее нормативное правовое обеспечение. В субъектах РФ будет проводиться дальнейшее совершенствование программ, направленных на улучшение положения семей. На втором этапе (2019-2025 годы) будет продолжена реализация мероприятий по стабилизации семейного благополучия.

Итогом реализации Концепции должна стать сформированная к 2025 году система мер, которая позволит семье чувствовать себя уверенной и защищенной от различных рисков.

7. С 1 января 2015 года будут проиндексированы все виды пособий семьям с детьми, в том числе единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. В соответствии с федеральным бюджетом их размер увеличится на 5,5 %.

С 1 января 2015 года размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличится до 14,5 тысячи рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, будет равен 2,7 тысячи рублей - по уходу за первым ребенком, 5,4 тысячи рублей – по уходу за вторым и последующими детьми.

В 2015 году также планируется увеличение пособий, которые выплачиваются в рамках социального страхования. Так, максимально возможная сумма пособия по беременности и родам, которое выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работающей женщины, составит в 2015 году 49,7 тысячи рублей за полный календарный месяц. Это пособие выплачивается работающим женщинам суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка.

Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемого в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица, увеличится до 19,9 тысячи рублей.

Кроме того, будет увеличен размер материнского капитала. С 1 января 2015 он составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

8. С 1 января 2015 года в полную силу начнут использоваться новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан.

Вступил в силу приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы разработаны новые классификации и критерии установления инвалидности, где конкретизированы степени выраженности нарушений функций организма, оценка которых с учетом международного опыта производится в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов. Это дает возможность устанавливать инвалидность на основе объективных нормативно установленных критериев.

Такой подход к установлению инвалидности был отработан в ходе пилотного проекта в трех субъектах Российской Федерации (Тюменская обл., Удмуртская Республика, Республика Хакасия) в 2012 году, поддержан как экспертным сообществом, так и общероссийскими общественными организациями инвалидов.

9. С 1 января 2015 годана 7,4 процента повышается минимальный размер оплаты труда. МРОТ составит 5965 рублей.

10. С 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования – так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году с каждым годом.

Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.

Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.

Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

С 1 января 2015 года заработает информационная система «личный кабинет застрахованного лица» в части предоставления содержащихся на его индивидуальном лицевом счете сведений. В рамках данного электронного сервиса каждый застрахованный сможет узнать:

o кто является его страховщиком по формированию пенсионных накоплений;

o сумму страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченную работодателем за застрахованное лицо;

o общие сведения о порядке формирования пенсии в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

o вариант выбора пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

11. С 1 января 2015 года вступает в силу закон, направленный на стимулирование притока рабочей силы в регионы, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. С целью повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривается предоставление финансовой поддержки работодателям для привлечения работников в размере 225 тыс. рублей на человека (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).

12. В 2015 году продолжится реализация закона о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Это, в том числе, центры социальной помощи, поликлиники, больницы, медицинские центры, школы, детские сады, библиотеки, театры.

Проведение независимой оценки предусматривает несколько этапов. Органы исполнительной власти на федеральном, региональном и при необходимости на местном уровнях должны сформировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания соцуслуг. В их состав войдут представители общественных организаций, включая общества по защите прав потребителей, а также экспертного сообщества.

Общественные советы сформируют перечни оцениваемых организаций, определят требования для отбора организации-оператора, которая будет исследовать общественное мнение. На основе полученной информации от потребителей общественные советы проведут оценку качества оказания услуг, в том числе по таким критериям, как доброжелательность и компетентность персонала, удовлетворенность качеством оказания услуг, время ожидания предоставления услуги.

Результаты независимой оценки будут размещаться в сети Интернет на сайтах учреждений и органов власти, а также на сайте bus.gov.ru в разделе «Независимая система оценки качества».

 

 

Характеризуя уровень социальных гарантий, В.В. Путин акцентирует внимание на достигнутом в последние годы уровне социальных гарантий. Причем в России он более высокий, чем в странах с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. «В последние годы, - пишет он, - расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза, а в доле ВВП – с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008-2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличились пенсии и другие социальные выплаты». А как не согласиться с постулатом, что эффективность социальной политики должна измеряться «мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем». Констатируя имеющиеся достижения в этом направлении, кандидат в президенты РФ, тем не менее, не скрывает, что «наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива». Среди проблем, которые пока еще не удалось решить, В.В. Путин выделяет затруднения граждан при реализации своих профессиональных знаний, значительную дифференциацию доходов населения, неадаптированность социальной среды к выросшим запросам населения и наконец, необходимость кардинального повышения эффективности социальных расходов. Анализируя социальную составляющую экономики, российский премьер подчеркивает, что «люди разного призвания – предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» – должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста». Каждому инженеру, агроному, экономисту, дизайнеру, любому специалисту необходимо дать возможность строить свою профессиональную карьеру. Нужно, чтобы труд учителей, врачей, ученых и работников культуры, составляющих костяк «креативного класса», оплачивался достойно. Вот как выражает свое мнение на этот счет Владимир Путин: «Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие – все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок». При этом он предупреждает, что оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Одновременно премьер подчеркивает неэффективность механического повышения зарплаты всем и каждому, без учета профессиональных качеств работника. Рост же базового уровня оплаты должен сочетаться с увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат. Говоря о высшей школе, В.В. Путин отмечает, что с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов до размера средней зарплаты по региону. В течение 2013-2018 годов средняя зарплата этой категории работников постепенно будет доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением среди студентов и выпускников. Аналогичным образом намечено постепенно повышать заработную плату преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов. Для врачей и научных работников целевой ориентир к 2018 году будет такой же, как для преподавателей вузов – 200% от средней зарплаты по региону. Не менее значительна проблема квалификации и социального самочувствия рабочих. По мнению кандидата в президенты РФ, уже миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. По его словам, «сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка, квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности». Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо, утверждает В.В. Путин, внутри рабочих профессий построить социальные лифты, воссоздать рабочую аристократию, довести ее к 2020 году минимум до трети численности квалифицированных работников. Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных кадров. Автор привлекает внимание к категории работников, которым сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения, таким как слабослышащие, слабовидящие и другие. «В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать, найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места», - отмечает В.В. Путин. Рассматривая проблемы предпринимательства и людей, связанных с бизнесом, он подчеркивает, что в российском бизнесе уже есть много людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, которые осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса. Шансом для молодой бизнес - элиты в наступившем десятилетии он называет управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Значительное внимание в статье уделено вопросам пенсионного обеспечения и социальной помощи нашим гражданам. Около 60% семей в России получают от государства выплаты и льготы. Росли и будут расти пенсии. Значительное внимание на протяжении последних лет уделялось укреплению семьи, поддержке при рождении второго и последующих детей. Введение материнского капитала позволило повысить рождаемость. Несмотря на это, многодетные семьи, где по трое – четверо детей, сталкиваются с определенными трудностями. «Абсолютно нетерпимо, - указывает Владимир Путин, - когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию – национальная задача на предстоящие 3-4 года». Премьер выступает против повышения пенсионного возраста, одновременно призывая учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста. Каждого, кто, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. В самое ближайшее время необходимо, подчеркивает он, предусмотреть такую возможность. Кроме того, В.В. Путин считает необходимым проводить совершенно новую пенсионную политику для среднего класса: «Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решение, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства. Это предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы». Важное место в статье отводится анализу состояния образования и культуры. По мнению автора, система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Но и отказываться от своего главного достижения – доступности образования – Россия не будет. Это, на мой взгляд, очень важно, и особенно для нашего региона. Владимир Путин подробно останавливается на первоочередных национальных задачах. В течение ближайших четырех лет должны быть ликвидированы очереди на детские сады. Необходимо обеспечить социальное равенство в получении образования. Речь здесь идет о том, что в ряде крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. «В таких школах, - пишет он, - почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». По мнению В.В. Путина, дети не должны быть заложниками социального и культурного статуса своих семей. Важное внимание должно быть уделено развитию системы дополнительного образования, которая сегодня потеряла большую часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Значительно пострадала такая значимая и важная сфера, как детский спорт. Необходимо, считает В.В. Путин, вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства. К 2018 году доля школьников, вовлеченных в дополнительные программы, должна составлять 70-75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе. Нуждаются в серьезном обновлении школьные программы, а также методы работы школы. Необходимо обеспечить доступность для каждого школьника 5-6 профилей обучения, развивать традиционно сильные в России математические школы в университетах и РАН, сделать математическое образование лучшим в мире. Стипендиальное обеспечение - важная острая тема, волнующая миллионы российских студентов. В.В. Путин предлагает прибавить к существующей стипендии 5 тыс. рублей в месяц и довести стипендию до уровня прожиточного минимума, выплачивая ее тем, кому она реально необходима, и тем, кто хорошо учится. При этом сохраняется практика выделения именных стипендий и спец грантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и науке. Автор четко обозначил свою позицию по отношению к ЕГЭ. По его мнению, система ЕГЭ нуждается в совершенствовании. «В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах». Кандидат в Президенты РФ однозначно высказывается по поводу предложений снижения приема в вузы. Они, по его мнению, не учитывают настроя молодежи получить высшее образование, настроя конструктивного, ценного для общества. «Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда». Надо, отмечает В.В. Путин, вернуть престиж и высокое качество высшего образования. «Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы вместе с другими развитыми странами уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. Теперь необходимо последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов». Автор считает необходимым навести порядок в системе высшего образования. У нас еще много вузов, которые не дают качественное образование, – это прямое нарушение права человека на получение добротных знаний. Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, должны быть присоединены к сильным университетам. Важной является задача восстановления престижа прикладных квалификаций. Для обучения этим профессиям необходимо создать специальные центры. В этом плане профилей и колледжи должны стать многопрофильными центрами, где обучение будут вести по широкому набору программ. Говоря о проблемах культуры, В.В. Путин отмечает, что внимание к культуре в прошедшее десятилетие было недостаточным. «В результате мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом, число музеев и театров выросло, а количество их посещений – упало». В этих условиях, считает он, необходимо обеспечить доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям, во-вторых, культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей, в-третьих, должно расти финансирование культуры через систему грантов и различных стипендий и, четвертое, необходимо создание общенациональных каналов, посвященных классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы, каналы «детской классики». Анализируя состояние здравоохранения, Владимир Путин отмечает, что пациенты не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг, имеются недочеты в организации, не всегда люди ответственно относятся к состоянию своего здоровья. Решение этих проблем В.В. Путин видит в необходимости повышения уровня профессиональной квалификации врачей, в улучшении амбулаторного лечения, развитии отечественной фармацевтической промышленности, повышении ответственности каждого за свое здоровье, формировании, особенно у подрастающего поколения, здорового образа жизни. Важный для России вопрос – и обеспечение граждан жильем. Хотя с советского времени показатель вырос на 40%, но, в сравнении с развитыми странами, выглядит очень скромно. В качестве мер по решению этого вопроса Владимир Путин предлагает, во-первых, снижать стоимость строительства за счет снижения цен на строительные материалы, во-вторых, вводить в экономический оборот большое количество земельных участков, снижать цены на ипотеку, создавать цивилизованный рынок арендного жилья. Значительное внимание в статье уделяется вопросам сохранения России. «На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами». Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народ сбережения - население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом, историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет». Для решения этой задачи В.В. Путин предлагает в первую очередь поддержку многодетных семей. В дополнение к тому, что говорилось ранее о мерах по преодолению бедности, связанной с рождением третьего ребенка, он выдвигает специальную программу по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми. Кроме того, для решения демографических проблем Россия нуждается в очень взвешенной миграционной политике. «Нужно, - пишет В.В. Путин – обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год». Он рекомендует снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России хотели бы поступать в наши профессиональные учебные заведения. Статья В.В. Путина охватывает все сферы социальной политики. В ней обозначены существующие проблемы в социальном секторе и пути их решения. Реализация тех мер, о которых говорит автор, по нашему мнению, приведет к качественному и заметному изменению ситуации в социальной сфере. Источник: <a href='http://center-yf.ru/data/stat/Socialnaya-politika-Rossii.php'>Социальная политика России</a>

 

 

Социальная политика в России

19 Июн 2014 | Автор: Вадим | Комментариев нет»

ПЛАН

 

1. Понятие, сущность и виды государственной социальной политики.

2. Направления социальной политики в России.

3. Показатели результативности государственной социальной политики в России.

Список литературы.

 

1. Понятие, сущность и виды государственной социальной политики.

 

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и Охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта, группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем, в деятельности государства.

Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства—это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).

3. Общество всегда стоит перед выбором—рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу - степени вмешательства государства в социальную сферу - претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменение акцентов в политике, затрагивающей его интересы.

 

2. Направления социальной политики в России.

 

Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по приспособлению доходов населения к росту потребительских цен в условиях инфляции.

Система индексации может быть охарактеризована рядом критериев. Индексация может быть упреждающей и последующей—в зависимости от отношения к срокам повышения цен. Она может быть автоматической и полуавтоматической. При автоматической индексации производится повышение доходов, пропорциональное индексу цен, при полуавтоматической - доходы увеличиваются только на часть прироста индекса цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в индустриально развитых странах в 60 - 70-х годах. Обычно индексация осуществляется как на общенациональном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий (через коллективные договора). Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких доходов. Индексация используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

Законодательной основой проведения индексирования доходов в Российской Федерации служит закон «Об индексации доходов и сбережений граждан» от 24 октября 1991 г. В нем в качестве объектов индексации выступают доходы в форме оплаты труда, пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба при трудовом увечье. Процент индексации по указанному закону должен быть обратно пропорционален размерам доходов (выше для низких доходов, ниже для более высоких). Она должна проводиться ежеквартально при росте потребительских цен свыше 6%.

Однако на практике правительство не пошло по пути системной автоматической индексации, предусмотренной законом. Оно использовало одно из его положений - о возможности применения различных способов возмещения потерь населения от инфляции путем разовых компенсаций населению с фиксированными доходами. Это единовременные периодические повышения минимальной заработной платы, ставок и окладов работников бюджетной сферы, а также пенсий и пособий социальным иждивенцам - старикам, инвалидам и детям. Эти повышения мало связаны с ростом цен, возмещают его небольшую часть, а нередко (для пенсий) вообще выступают в виде единой для всех компенсации, искажающей законные соотношения величины пенсионных пособий.

Социальная защита населения. Критически важный элемент государственной социальной политики - технология социальной защиты населения. Социальная защита населения - это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.

Эти меры реализуются с помощью определенных правовых методов (социальные законы), организационных рычагов (органы управления социального блока, в первую очередь Министерство труда и социального развития РФ) и финансовых средств (государственный бюджет и фонды социального страхования).

Существующие в мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь. Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица. Роль обязательного социального страхования в настоящее время огромна: средства на него составляют суммы не меньшие, чем расходы на социальные цели всего государственного бюджета. За этот счет содержатся более 90% пенсионеров, покрываются 60% медицинских расходов, практически 100% расходов на трудоустройство и поддержку безработных. Наблюдающийся кризис затронул и социальное страхование, источники которого в виде фондов заработной платы, облагаемых страховыми тарифами, ограничены известными отрицательными тенденциями.

В соответствии с законодательством о социальном страховании сформированы четыре государственных внебюджетных фонда: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и занятости. Они суверенны, отделены от бюджета, самостоятельно управляются, их бюджет и тарифы взносов утверждаются законодательной властью - Государственной Думой РФ.

Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она носит сугубо конкретный, временный характер, оказывается при наличии признаков, определенных законом: определенный возраст, доход и т. п. Предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества. Социальная помощь оказывается людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постороннем уходе и т. п.).

Проблема состоит в том, как использовать различные виды социальной помощи, направить ее тем, кто в ней действительно нуждается, упростить ее оказание.

В настоящее время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. чел. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символическая. Если в развитых странах среди действительно нуждающихся распределяется 50 - 60% социальной помощи, то в России эта доля не превышает 20%.

 

3. Показатели результативности государственной социальной политики в России.

 

За годы экономических реформ реальный уровень душевых доходов населения сократился вдвое. Несмотря на стабилизацию реально располагаемых денежных доходов в 1996 г. на уровне предыдущего года и рост реальной заработной платы за 1996 г. на 5%, тенденцию к падению реальных доходов населения переломить не удалось, и в 1997 г. она возобновилась. При этом надо иметь в виду, что статистические данные показывают величину начисленной, а не фактически выплаченной заработной платы.

Другим показателем острого социального кризиса является растущая дифференциация доходов населения. Одним из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов служит децильиый коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (индекс Джини). Этот показатель характеризует степень неравномерности распределения населения по уровню дохода. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределение доходов в обществе. За годы реформ децильный коэффициент вырос в России с 4,5 в 1991 г. до 13,0 в 1996 г., а индекс Джини повысился с 0,260 до 0,375.

Какова же оптимальная степень неравенства в сегодняшних условиях России и чем она обусловливается? В рамках постоянного мониторинга социально-экономического положения семей, проводимого Госкомстатом РФ и Министерством труда и социального развития РФ, были сделаны соответствующие расчеты. Они показали, что оптимальный (или естественный) уровень дифференциации денежных доходов населения в целом по Российской Федерации в 1,7 раза ниже фактического. Это означает, что при стабилизации социально-экономических процессов, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий, активизации государственной политики на рынке труда и др. естественный фон дифференциации (по децильному коэффициенту) должен составлять на среднероссийском уровне не более 10 раз.

Что касается факторов, обусловливающих дифференциацию, то, по имеющимся оценкам, она на 40% связана с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 57%—с дифференциацией доходов за счет предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Высокая дифференциация доходов за счет предпринимательской деятельности и собственности, в принципе, является нормальным свойством рыночной экономики. Крайне негативное отношение к ней в России объясняется отсутствием равных и «прозрачных» условий участия в процессах приватизации на всех уровнях в ходе колоссального перераспределения доходов, созданной трудом многих поколений собственности и возможностей для развития среднего и мелкого бизнеса, а также некоторыми особенностями складывающейся дифференциации.

Особенностями дифференциации доходов населения России, угрожающими социальной стабильности и чреватыми угрозой для будущего нации, сегодня являются:

резкая и беспрецедентно быстрая концентрация доходов у сравнительно узкой прослойки высокодоходного населения. По данным на ноябрь 1997 г., 20% населения с наиболее высокими доходами располагали 46,5% совокупного объема денежных доходов населения, а 20% с наиболее низкими доходами - лишь 6,3%.

рост разрыва в доходах высоко- и низкодоходных слоев населения, при этом, главное, основная масса населения сосредоточена в низкодоходных группах. Поэтому проблема преодоления неоправданного неравенства доходов в России в значительной степени сводится к проблеме ликвидации или хотя бы сокращения бедности населения;

большая доля детей среди низкодоходных групп населения. По материалам выборочного обследования Госкомстата РФ, проведенного в 1996 г., дети составляли 29,5% всех обследуемых, в то же время их доля в низшей 20%-й группе равнялась 43%, в следующей—33% (то есть 76% детей находились в двух низших доходных группах);

углубление региональной дифференциации уровня жизни населения, неравномерный (в региональном плане) ход реформ заметно увеличил существовавшие в социалистический период территориальные социальные контрасты. Если принять величину совокупных доходов на члена семьи в среднем по Российской Федерации в 1996 г. за 100, то в Москве она составляла 298, в Тюменской области — 203, в Республике Саха (Якутия) — 190, в Камчатской области—173. В то же время совокупный доход на члена семьи по отношению к среднему значению по Российской Федерации равнялся в Псковской и Владимирской областях 63, в Ивановской—52, в Московской—60, в Республике Калмыкия—43, в Дагестане — 34, в Карачаево-Черкесской Республике — 47, в Кабардино-Балкарской—54. Различия в доходах населения являются главной причиной региональных контрастов в уровне жизни, вместе с доходами эти различия определяют и такие показатели, как обеспеченность работой и жильем.

Изменения качества населения. Снижение жизненного уровня привело к серьезным изменениям в качестве населения. По некоторым важнейшим социальным индикаторам Россия оказалась за порогом допустимого (потребление белка животного происхождения и алкоголя, масштабы суицида и дебильности населения), за последние четыре года ожидаемая продолжительность предстоящей жизни снизилась до 65 лет. Сегодня по мировой шкале продолжительности жизни Россия занимает место между Египтом и Бразилией. Она самым серьезным образом отстает по этому показателю от развитых индустриальных стран.

Анализ динамики и отдельных индикаторов уровня и качества жизни населения России можно дополнить глобальными показателями, используемыми в международных сопоставлениях. Одним из таких показателей социального развития, рассчитываемых ООН, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Индекс развития человеческого потенциала характеризует динамику уровня жизни населения в широком контексте условий жизнедеятельности. Сущность этого индикатора сводится к определению среднего из показателей, измеряющих здоровье, уровень образования, совокупный объем ресурсов на потребление и накопление, и представляется в виде условного коэффициента. В качестве обобщающего измерителя здоровья принят показатель «ожидаемая продолжительность жизни», в качестве измерителя культурного уровня «среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше», третье слагаемое интегрального показателя измеряется валовым внутренним продуктом на душу населения.

Из 174 стран, ИРЧП которых рассчитывается экспертами ООН, в 1992 г. Россия занимала 52-ю позицию и входила в группу 63 государств, отнесенных к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. За годы реформ Россия откатилась на 25—30 лет назад по величине данного показателя и фактически покинула группу развитых государств.

Данные социологических обследований и. различные экспертные оценки показывают, что примерно пятая часть населения успешно справляется с задачами адаптации к новым условиям. Половина—на протяжении ряда лет с трудом решает свои материальные проблемы, а доля тех, кто вынужден отказываться не только от предметов первой необходимости, но и от ряда первоочередных вещей и продуктов, не только не сокращается, но и растет. По данным одного из последних представительных обследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале 1998 г., материальное положение своей семьи оценили как «очень плохое и плохое» 54% всех опрошенных по сравнению с 48% в 1995 г.

Значительное снижение жизненного уровня основной части населения актуализировало проблему бедности. Эта проблема в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле она универсальна и повсеместно является объектом пристального внимания.

В мировой практике четко прослеживаются три основных подхода к определению и измерению бедности: абсолютный, относительный и субъективный. Абсолютная концепция бедности базируется на установлении минимума средств существования—индивиды, не имеющие дохода, обеспечивающего установленный минимальный набор потребительских благ, относятся к категории бедных. В соответствии с относительной концепцией бедности бедным признается тот, чей доход не позволяет жить в рамках признанного и преобладающего в данном обществе стандарта потребления. Поскольку дифференциация благосостояния свойственна любому обществу, то, согласно данной концепции, бедность будет существовать всегда. Концепция субъективной бедности основана на исследовании мнения населения о минимальном доходе для полноценной жизни.

Каждая из концепций, взятая в чистом виде, обладает недостатками, серьезно затрудняющими ее использование в качестве исходного пункта измерения бедности. Поэтому статистическая практика пошла по пути комбинирования нескольких концепций. Так, в государствах Европейского союза определяются два порога бедности - 40% и 60% от уровня средних доходов взрослого населения. По методике Международной организации труда (МОТ), к бедным относится население, уровень доходов которого составляет от 1/2 до 2/3 среднего по стране.

Российский подход к измерению бедности базируется на абсолютной концепции, при этом используются некоторые элементы относительного подхода. Черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, который рассчитывается на основе нормативно-статистического метода: минимальная потребительская корзина складывается из натурального набора продуктов питания, в котором учтены диетологические требования, обеспечивающие минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат бюджетам низкодоходных семей. На практике величина прожиточного минимума в России рассчитывается по специально утвержденной методике Министерства труда в целом по РФ и по всем регионам, а его законодательной основой является Закон о прожиточном минимуме, принятый в 1992 г.

Основным индикатором на макроэкономическом уровне, характеризующим распространение бедности, является доля населения с душевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. Согласно данным за 1997 г., каждый пятый россиянин (20,5% населения) находился за чертой бедности, то есть имел доход менее 400 руб. (прожиточный минимум в 1997 г. составлял 412 руб., в том числе для трудоспособного населения - 462 руб. пенсионеров—290 руб., детей—415 руб.). Новым для Россия явлением стало образование «социального дна» - у 1 - 11% населения доходы не обеспечивают даже стоимости минимального продуктового набора.

Бедность - явление многоплановое. Помимо экономических и политических измерений, она является и политическим понятием, которое реализуется и модернизируется в ходе политической борьбы. В условиях массового снижения жизненного уровня, растущей дифференциации, усиливающегося несоответствия реальности потребительским ожиданиям и т.п. бедность в обществе ощущается в большей степени, чем она реально существует.

Мировая практика показывает, что существуют две стратегии государственной помощи бедным: гарантирующая и не гарантирующая минимальный доход на уровне черты бедности. В первом случае доход ниже черты бедности является достаточным основанием для того, чтобы претендовать на социальное пособие, размер которого определяется исходя из стремления полностью покрыть разницу между фактически полученным доходом и прожиточным минимумом.

В России душевой доход ниже установленного прожиточного минимума является необходимым, но далеко не достаточны» условием для получения социального пособия, а сам размер этих пособий не обеспечивает гарантии дохода на уровне минимальной потребительской корзины. Размер всех минимальных социальных выплат никак не связан со стоимостной оценкой черты бедности и намного ниже бюджета прожиточного минимума.

В октябре 1997 г. Федеральным Собранием РФ был принят новый закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», где поставлена задача поэтапного повышения минимальных размеров оплаты;труда и минимальной пенсии по старости до величины прожиточного минимума; декларирована цель предоставления государственной социальной помощи семьям (или одиноким гражданам), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации; изменен порядок формирования и оценки потребительской корзины.

Идеология формирующейся в России государственной социальной политики учитывает стоящие перед страной задачи в социальной сфере и экономические условия их реализации. Предполагается:

постепенный отказ от патернализма в социальной сфере и разработка системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечиваемых государством;

усиление роли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг;

повышение эффективности функционирования социальной сферы и качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкуренции;

дифференциация социальной политики по регионам и ее муниципализация.

 

Список литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.

2. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.

3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита» – Пресс,1997.

4. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – М.: «Республика», 1998.

5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.

6. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.: «Проспект»,1998.

7. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 24. Методика расследования убийств | Воронеж

Date: 2015-06-11; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию