Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия(вступительный экзамен в аспирантуру)
Философия (любовь к мудрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных (мировоззренческих) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. «Познание сущного, вечного и непреходящего» (Платон); «Исследование причин и принципов вещей» (Аристотель); «Мыслящее рассмотрение предметов» (Гегель); «познание того, что есть» (Фейербах); «Раскрытие разумом вселенской истины» (Бердяев). Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики. Но всегда существовали вопросы традиционно философские: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?» (Кант). Предмет философии (3 основные темы философского знания):
Специфика философского знания:
Структура философии:
Эта структура четко просматривается не в каждом философском учении может быть акцентуация. Но в историческом процессе развития философии определенно выявились ее ориентированные на человека «узлы» мировоззренческих размышлений: бытие, познание, ценность, социальное действие.
Вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, восходит к глубокой древности и является одной из основных тем философского знания. При этом:
Философия ищет ответы на вопросы: что такое человек и какова его сущность, в чем смысл его жизни, свободен он или несвободен, может ли влиять на ход событий, существует ли прогресс общества, есть ли его объективные законы, что такое истина, красота, добро, справедливость?
Духовные истоки – мифы и научные знания. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки – способы их реализации. Философские представления о мире обнаруживаются уже в 6-5вв. до н.э. в Китае, Индии, развитых странах Средиземноморья, особенно в Древней Греции. Как целостный феномен философия является, в первую очередь, созданием древних греков. Как философы древние греки превосходили и китайцев и индийцев. Именно здесь философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с культурой и религией, именно здесь появились первые профессиональные философы. Философия Древней Индии и Китая. В Ведах и Упанишадах (12-7вв. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке, целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма). Религиозно-философские учения того времени имели в основном этическую направленность: буддизм (освобождение от страданий путем нирваны, исключающей какие-либо желания), школа Чарвака (единственная реальность – материя, цель жизни - наслаждение). Наибольшее распространение в Китае получило конфуцианство – этико-политическое учение Конфуция (6-5вв. до н.э.). Главные принципы: взаимность, человеколюбие, сдержанность и осторожность в поступках. На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством (управление колесницей: император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами»). Как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют. Даосизм – учение Лаоцзы о священном Дао: все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао), человек должен следовать естественным законам, высшие добродетели: недеяние и молчание, смирение, сострадание, незнание. Античная философия. Древняя Греция и Рим (7 в. до н.э.-6 в.н.э.).
Таким образом, начинают складываться основные философские направления. Средневековье (5-12вв.) Развивалась преимущественно в лоне теологии. Основные направления: апологетика (защита и обоснование христианской веры с помощью доводов, обращенных к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм был вытеснен теоцентризмом: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения (следствие: идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов). Человек – персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носитель человеческой личности – душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли – причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики (методы: суммарный обзор, комментарии, цитирование). В центре диспутов – вопрос о соотношении веры и знания. Тертуллиан: концепция чистой веры, «Верю, ибо абсурдно». Аквинский: вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств. Еретические учения: Скотт (о двух истинах веры и разума; Буридан (о свободе воли и ее относительной детерминированности); номинализм и реализм (о соотношении вещей и понятий о них); Оккам (об опыте как о мериле истинности понятий). Таким образом, период Средневековья не был периодом застоя философской мысли. Вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы. Возрождение (15-16вв.): сдвиг в сторону антропоцентризма. Понимание человека как творческой личности. Доминирующий аспект – эстетическое. Гуманизм (самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, благополучие). Новое время (16-19). Развивалась под влиянием математики и механики. Культ разума, вера в прогресс и неограниченные возможности человека. Два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм): чувства и опыт – источники знания. Разум –с систематизатор чувств; рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц): источник знания – мысли и понятия, присущие уму от рождения или предрасположения ума. Апофеоз рационализма – немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель). Постклассическая философия – диалектический материализм (Маркс, Энгельс). Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую стороны философии. 4 главных философских школы. В Англии, США, Скандинавии доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В Германии – стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.
При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду:
Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, система взглядов на объективный мир и место в нем человека, совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию. Не может быть стандартным, всегда индивидуально, субъективно. Всегда отличается от научной картины мира, которая устраняет субъектность (в формуле нет Ньютона), т.е. ориентирована на максимальную объективность. Структура мировоззрения:
Многостороннее взаимодействие Ф. и Р. мировоззрений прослеживается на всех этапах истории. В отличие от религии философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.
Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание. Фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного. В истории философии понятие субстанции возникло в связи с попытками античных философов объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего вызывали стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. Для античных философов – субстанция – вещество из которого состоят все вещи, но не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа – единая неделимая основа мира, первоначало всего сущего. Субстанция – то, что не нуждается для своего объяснения в другом. Ионийская философия (7-6вв.) пыталась свести бесконечное многообразие видимого мира к одному общему конкретному началу: Фалес – к воде; Анаксимен – к воздуху; Гераклит – к огню. Однако тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку ионийской школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего. Анаксимандр – апейрон – бесконечная неопределенная и беспредельная, непрерывно меняющаяся субстанция. В поисках более адекватного описания мира следующее поколение натурфилософов приходит к признанию множественности начал: Эмпедокл – огонь, вода, воздух и земля, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой; Анаксагор пошел еще дальше, его гомеомерии («семена» всевозможных веществ) так же качественно разнообразны, как и вещества природы. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Атомистическая концепция просуществовала более 20 веков и позволила объяснить множество природных процессов. Она выходит за рамки только вещного, субстратного толкования материи, содержит идею общности свойств и физического строения материи.
Диалектика (веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Искусство достижения философских истин. Ее основы заложены в античной философии, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей. Идея их неразрывной связи сформировалась еще в рамках мифологического мировоззрения (Осирис – Сет; Инь - Ян) и была принята античными философами. Гераклит: противоречие – движущий принцип возникновения и гибели в природе (враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу (тж милетские материалисты, пифагорейцы)). Но термин диалектика еще не применялся. Изобретателем диалектики Аристотель считал Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества: если верить практическим данным и чувствам, то мир множественен, и в нем есть движение; если же верить уму, то выходит, что мир один, един и целокупен, и он покоится, в нем нет движения. Термин «диалектика», скорее всего, впервые применил Сократ. Этим термином он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. 3 этапа спора: дисквалификация себя и собеседника; ирония; рождение мысли. У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. Хотя Платон и определял истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» он обосновал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия, оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению. В отличие от Платона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С ее помощью люди посредством умозаключений формируют правдоподобные положения. Это положения, касающиеся нравственности (следует ли повиноваться больше родителям или законам, если они не согласуются друг с другом) или природы (вечен мир или нет). По Аристотелю, при рассуждениях о таких проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика с мнением. В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики (Зенон, Хрисипп): наука правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов.
Атомистика – учение о дискретном, прерывистом строении материи из атомов и других частиц. К выводу о том, что материя состоит из атомов, древнегреческие философы пришли благодаря апориям и парадоксам элеатов: состоит ли единое из многого? Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма 0+0+0+… не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья, т.е. конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей. А это невозможно, значит, мир один, един и целокупен, а, значит в нем нет движения, ибо движение – это изменение положения вещей. Чувства же и практика говорят об обратном. Невыносимое положение вещей для впечатлительного грека. Выход нашли Левкипп (ок.500-ок.440) и Демокрит (ок.460-ок.370) – основоположники атомистического материализма. Ввели понятие атома («нерассекаемое», «неразрезаемое») – наименьшей, далее неделимой частицы. Атомов бесчисленное множество, они вечны и отличаются друг от друга формой, величиной, положением и порядком – абстракция. Их нельзя видеть, можно только мыслить. Пространство, в котором двигаются атомы – небытие, пустота. Непознаваема. Познаваемо только бытие. Двигаясь в пустоте, атомы соединяются, образуя тела, доступные восприятию. Различия в числе, весе и взаимном расположении атомов в телах – причина всего разнообразия мира. Звук, цвет, вкус и т.д. атомам не присущи, существуют лишь условно, «не по природе самих вещей». Атомистика объяснила множество явлений природы (движение – прохождение определенного числа атомов пространства – амер за определенное число атомов времени - хрононов), но не объяснила социальные и духовные явления. Итак, механистическая картина мира по Демокриту: целое, равное сумме частей, а движение атомов и их столкновения, вызванные механистической необходимостью, являются причиной всего сущего. Скорость движения атомов – величина постоянная. Отождествлял причинность с необходимостью и отрицал случайность (результат незнания, непонятая необходимость – черепаха на голову в пустыне). Отсюда вывел законы причинности и достаточного основания: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости». Возможно, первым установил эти законы Левкипп. Сохранился один текст. Демокрит – отец детерминизма – учения о причинно-следственных связях. Если все изменения в мире обусловлены, то в мире, природе нет свободы – теоретическая основа фатализма. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Не распространял концепцию фатализма на мир социальных и духовных отношений: человек свободен в мире, который сам себе соорудил. Эпикур (341-270 до н.э.): все состоит из атомов. Скорость их движения – величина относительно постоянная, но возможны спонтанные (внутренне обусловленные) «отклонения» атомов от прямолинейных траекторий. Отсюда, более глубокий взгляд на соотношение необходимости и случайности по сравнению с механистическим детерминизмом Демокрита. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускает наличия раз и навсегда установленных законов. Боги тоже состоят из атомов, но особых.
Платон (428/427-347). Диалектика (греч. – веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Термин «диалектика», скорее всего, впервые применил Сократ. Этим термином он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. Важнейшей частью философии Платона является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе": "Единое" – основа всякого бытия, которое само по себе лишено к.-л. признаков, не имеет частей, т.е. ни начала, ни конца, не занимает к.-л. пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т.е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы", вещей (т.е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление. "Ум" является бытийно-световым порождением "единого"-"блага". Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: "ум" интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция "ума" завершается космологической концепцией. "Ум" есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщённости, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот "ум" воплощён в "космосе", а именно в правильном и вечном движении неба. "Мировая душа" - объединяет "ум" и телесный мир. Получая от "ума" законы своего движения, "душа" отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения."Ум" бестелесен и бессмертен; "душа" объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение "мировой души". Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с "душой". Смерть тела есть переход его в другое состояние. "Идеи" - это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу "космоса", что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. "Космос", который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец ("парадигму"), прекраснее всего. Материя - лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы "восприемница" и "кормилица" идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще к.-л. физическая стихия; материя - это не сущее, сущее же - только идея. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только "присутствует". Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или "участвует" в нём. Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как едино-раздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Такой всеобщей целью является благо в "Государстве", "Филебе", "Горгии" или красота в "Пире". Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает "совокупным видением" наук, "видит всё сразу". Хотя Платон и определял истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» он обосновал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия, оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению.
Сократ (ок.470-399) – ученик, а затем и критик софистов (Протагор 490-420, Горгий ок.480-ок.380) – представители греческого Просвещения, популяризовали знание, распространяя среди своих учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и естественной наукой. Первые профессиональные философы, получающие гонорары за обучение. В 5в. до н.э. в большинстве греческих городов – демократический строй, велико влияние отдельного человека на государственные дела, политическому деятелю необходимо доказывать свое превосходство не силой, а красноречием, умом, хитростью, знанием психологии собеседника и толпы, чтобы склонить на свою сторону как можно больше сограждан. Софисты как раз и обучали тех, кто хотел участвовать в политической жизни города: грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, логике, психологии. Главным их искусством было искусство слова. Софистика – искусство спора. Выработали нормы литературного греческого языка. При такой практически-политической направленности интереса натурфилософские проблемы отступили на второй план. В центре – человек и его психология, проблемы познания. Сократ не оставил ни одной записи, не признавал текстов, т.к. мышление и его записанный результат нетождественны. Результат всегда ложен. В этом диалектика софистов – вчерашние высказывания о предмете сегодня уже неточны, т.к. предмет изменился. В своей философии на первое место ставит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное. «Познай самого себя». От других существ человека отличает душа – способность осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Постоянная мысль Сократа — о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, «все так делают» — то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное — всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло — всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье. Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.
Аристотель (384-322) охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике") он подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, принимал 4 причины:
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути и главной причине бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Движение есть переход чего-либо из возможности в действительность. 4 рода движения:
Всякая реально существующая единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как "материя" и как "форма". Медь есть "материя" по отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению к физическим элементам соединением которых является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т.о., последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи". Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал "энтелехией". Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. В учении о познании и о его видах Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение ", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категорическим силлогизмом (правило-особенное-вывод). Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды - категории, к которым сводятся остальные роды сущего.
Космос для древнего грека не просто Вселенная, а гармоничный мир, организованная Вселенная, окружающая человека, поэтому человек прекрасно себя чувствовал в Космосе, где все достаточно четко скомпоновано и подчиняется законам красоты. Отсюда образцы искусства (олицетворение гармонии человека и мира). Греческая философия – подытоживание и осмысление великой культуры (там, где нет культуры, нет философии). Причем, и климат, и природа, благоприятные для жизни, способствовали ее возникновению (удивление перед открытым вокруг себя). В отличие от других народов, греки никогда не падали ниц перед богами, не было бездны между богами и людьми, греки чувствовали свое божественное происхождение, колоссальные силы. Родственные силам богов. Раз Космос – это гармоническое, организованное целое. То и человек как часть Космоса – гармоническое, организованное целое. Античная философия синкретична, для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В ней не производится обстоятельное расчленение мира на мир природы и мир человека. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос, т.е. она космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в т.ч. и человека. Философское понимание взаимоотношений человека и Космоса, места человека в жизни изменялось с течением времени.
Философская мысль Средневековья уходит своими корнями в религии монотеизма, и именно с ними связано развитие европейской и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по своей сути теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее является для него не природа, как в античные времена, а Бог. Философия развивается, в основном, в рамках теологии. В основе средневековой философии – идея творения; гносеологии – идея откровения, отсюда – всесторонняя зависимость философии от теологии. Вера (ит.) – «то, что обеспечивает истину», личностное самоопределение человека, часть его внутреннего мира. Разум – способность включения готовых понятий в процесс преобразования ради познания, которая ориентируется на нравственные и художественные ценности. Устремлен на развитие субъекта. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничто актом своей воли, благодаря всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира (креационизм), т.е. есть одно начало – Бог, все остальное – его творение. Бог вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит, является источником всего сущего. Сотворенный мир – несамостоятелен, существует благодаря Богу, а значит непостоянен, изменчив, преходящ. Бог недоступен познанию, но открывает себя человеку в Библии, толкование которой и есть основной путь богопознания. Таким образом, знание о несотворенном божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, ключ к такому познанию – Вера, а сотворенный мир (хотя и не до конца) постижим с помощью разума. О степени его постижимости средневековые философы вели споры. Теология признает веру неотъемлемым свойством человеческой души, благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму., знанию. Августин Блаженный Аврелий (354-430): «Без веры нет знания, нет истины». Ансельм Кентерберийский (1033-1109): вера должна быть выше разума, следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована (развил онтологические доказательства бытия Бога, выдвинутые Августином: у всех людей есть понятие о боге как о совершенном существе, которое не могло возникнуть, если нет совершенного существа в действительности. Следовательно, Бог существует.) Абеляр Пьер (1079-1141): сделал попытку примирить веру и знание, частично разграничив их сферы. У него «Бог» и «Природа» - близкие понятия (пантеизм), а божественная деятельность подчинена идее необходимости, в отличие от Августинианского представления о произвольном характере божественного руководства миром. Фома Аквинский (1225/1226-1274): основной принцип – гармония веры и разума. Разум способен рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры. Доказательства существования Бога:
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) – идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов. Реализм в средневековой философии - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для котоpoгo реальна лишь единичная вещь, а универсалия - общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия - основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia). В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вида: крайний реализм, считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и номинализм, реализм в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный реализм. Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях - "идеях", которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское - как крайний Р., аристотелевское - как умеренный. Платоновский Р., переработанный в 3-4 вв. н.э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал "идеи" как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как "первая субстанция" пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума. Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Ливийского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко:
Универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуализации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Средневековый реализм (как и унаследовавший его установки классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания. Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) – философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т. е. именами отд. единичных "сущностей" - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени "человек" - имена "Пётр", "Павел", "Анна", "Мария" и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей "как целому", а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называются ещё иначе универсалиями. Универсалии, согласно номинализму - это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): "...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень - универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) - универсалии, т.е. имена, общие многим вещам; представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей". Истоки Н. восходят к античности. Его первые представители в ранней античности - Лнтисфен и Диоген Синопский, противники "мира идей" Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней - Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье номинализм выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви - номинализм был осуждён Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (де Серешаль), логики (Пётр Испанский, Оккам, Буридан). Тогда же номинализм начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем).
В философии эпохи Возрождения (15-16вв) два центра философских изысканий – Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков (теоцентризм) к Новому времени (антропоцентризм). Основные идеи:
|