Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольных работ





Тема 1. Язык и речь. Речевое общение.

1. Язык как знаковая система. Функции языка.

2. Язык и речь. Коммуникативные качества речи.

3. Речевое общение.

4. Понятия «культура речи». Коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

5. Задания.

6. Литература.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «язык» и «языковые знаки». Напишите о+9* языке как знаковой системе, его функциях и формах существования.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «речь». Напишите о формах существования речи, об отличиях речи от языка и о коммуникативных качествах речи.

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «речевое общение», «речевое событие», «дискурс», «речевая ситуация» и «речевое взаимодействие». Напишите о роли речевого общения в жизни человеческого общества, об основных единицах речевой коммуникации и их значении, о функциях речевого общения и этапах речевой деятельности в процессе коммуникации.

Дайте определение понятий «коммуникатор»(адресант), «рецепиент»(адресат) и «коммуникативный кодекс». Напишите об организационных принципах речевой коммуникации и ее постулатах, сформулированных в работах Дж. Остина, Дж. Р. Серля, П. П. Грайса, Г. Сакса, Дж. Н. Лича и др.

4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «культура речи». Напишите о коммуникативном и этическом аспектах культуры речи, а также о критериях хорошей речи.

5. Задания.

1. (выберите один вариант ответа)

Условия, в которых происходит речевое общение – это речевая (-ое) …

1) деятельность

2) взаимодействие

3) ситуация

4) событие

2. (выберите один вариант ответа)

Отметьте высказывания, наиболее предпочтительные в ходе деловой беседы:

1) Я могу этого добиться…

2) Я считаю…

3) Это невозможно.

4) Вы не находите, что…

3. (выберите один вариант ответа)

Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:

1) младшие по возрасту – старших

2) член делегации – ее руководителя

3) младший по должности – старшего

4) женщина – мужчину

4. (выберите один вариант)

В отличие от качества языка одним из основных качеств речи является ее …

1) пассивность

2) динамичность

3) абстрактность

4) социальность

6. Литература.

5. Введенская Л. А., 2008. С. 46 – 58, 69 – 71, 90 – 210.

6. Максимов В. И., 2010. С. 9 – 39, 52 – 81.

7. Сидорова М. Ю., 2008. С. 7 – 20, 43 – 44, 69 – 70, 158 – 173.

8. Черняк В. Д., 2010. С. 13 – 17, 424 – 438.

 

Тема 2. Литературный язык – высшая форма национального языка.

1. Национальный язык. Формы его существования и его разновидности.

2. Литературный язык, его функции и признаки. Формы существования.

3. Языковая норма. Ее роль в становлении и развитии литературного языка. Особенности функционирования русского языка в конце XX – начале XXI века и их воздействия на речь.

4. Словари и речевая культура.

5. Особенности функционирования русского языка в конце XX – начале XXI века и их воздействии на речь.

6. Задания.

7. Литература.

1. Используя справочную и учебную литературу, дайте определение понятия «национальный язык». Напишите о разновидностях национального языка, их особенностях, а также о взаимодействии литературного языка с нелитературными разновидностями национального языка.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «литературный язык». Напишите о его признаках, устной и письменной формах, о книжной и разговорной речи, а также об истории становления и развития русского литературного языка от Древней Руси до современности.

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определения понятия «норма литературного языка». Напишите о ее признаках и роли языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

4. Используя учебную и справочную литературу, напишите о разновидностях словарей и их роли в речевой культуре.

5. Используя учебную и справочную литературу, напишите о месте русского языка среди мировых языков и его функциях в современном мире, а также об особенностях функционирования русского языка в конце XX – начале XXI века, о плюсах и минусах современной речи.

6. Задания.

1. (выберите один вариант ответа)

В системе русского литературного языка отсутствует..... уровень.

1) грамматический

2) стилистический

3) фонетический

4) лексико-семонтический

2. (выберите один вариант ответа)

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «релятивный», «пролонгировать»?

1) толковым словарем русского языка

2) орфоэпическим словарем

3) орфографическим словарем

4) этимологическим словарем

3. (выберите один вариант ответа)

Укажите предложение с грамматической ошибкой

1) Четверо ножниц лежало на столе.

2) Мы жили в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги и в двадцать пять верстах от большого торгового села.

3) Нас у матери шестеро, а у соседа трое детей.

4) Он вспомнил и описал сто сорок три человека.

 

7. Литература.

1. Введенская Л.А.,2008.С.3-45,50-56,71-77,517-528.

2. Максимов В.И.,2010.С.10-11,268-269,275-292.

3. Сидорова М.Ю.,2008.С.37-44.

4. Черняк В.Д.,2010.С.10-21,23-34,424-439.

Тема 3. П роизносительные нормы современного русского литературного языка.

1. Основные понятия орфоэпии. Изменение произносительных норм в связи с развитием литературного языка.

2. Стили произношения.

3. Орфоэпические нормы.

4. Акцентологические нормы.

5. Задания.

6. Литература.

 

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определения понятий «фонетика», «орфоэпия», «произносительная, орфоэпическая и акцентологическая нормы». Напишите о влиянии развития литературного языка на произносительные нормы.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определения понятий «полный и неполный стили произношения» и охарактеризуйте их. Напишите о связи произносительного стиля со стилем языка, а также об особенностях книжного, нейтрального и просторечного стилей произношения

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «редукция гласных звуков», «закон редукции», «законы оглушения и уподобления согласных звуков». Напишите о произношении гласных и согласных звуков в потоке речи, о сложностях в их произношении, а также о диалектных и просторечных чертах в орфоэпии.

4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «акцент» (ударение). Напишите об особенностях ударения в русском языке и его функциях, о вариативности ударения, о сложностях в определении места ударения и их причинах, а также о трудных случаях произношения слов, принадлежащих к разным частям речи.

5. Задания.

1. (выберите один вариант ответа)

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) ходатайствовать, шофер, донельзя

2) ножны, планер, некролог

3) туфля, юродивый, безудержный

4) отгул, озимые, реквием

2. (выберите один вариант ответа)

1) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф ` э]ра

2) гри[п], орхи[д`э]я, а[фэ]ра

3) гри[пп], орхи[д`э]я, а[фэ]ра

4) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф` о]ра

3. (выберите один вариант ответа)

Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой:

1) живой труп

2) очевидное-невероятное

3) отменный негодяй

4) экспонаты выставки

4. (выберите несколько вариантов ответа)

Укажите, в каких случаях паронимы дружеский – дружественный употреблены правильно:

1) Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.

2) Дед Шукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.

3) Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти не приветлив.

4) Чувствуя большое, дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.

5. (выберите один вариант ответа)

Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить.

1) души не чаять

2) яблоку негде упасть

3) яблоко раздора

4) положа руку на сердце

6. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008, с. 71 – 77, 80 – 89, 501 – 503.

2. Максимов В. И., 2010, с. 268 – 269, 364 – 367.

3. Сидорова М. Ю., 2008, с. 43 – 44, 56 – 58.

4. Черняк В. Д., 2010, с. 22 – 38, 39 – 84.

 

Тема 4. Морфологические нормы современного русского литературного языка.

1. Основные понятия морфемики и словообразования.

2. Словообразовательные нормы современного русского литературного языка.

3. Основные понятия морфологии.

4. Морфологические нормы современного русского литературного языка.

5. Задания.

6. Литература.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определения понятиям «морфема», «словообразование» и «способы словообразования». Напишите о видах морфем и их функциях.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятию «словообразовательные нормы». Напишите о трудностях при образовании существительных, прилагательных, глаголов, наречий, о способах образования аббревиатур, об их разновидностях и значении в устной и письменной речи.

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятиям «морфология», «части речи», «знаменательные и служебные части речи», «модальные слова», «междометия». Перечислите знаменательные и служебные части речи.

4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятию «морфологические нормы речи». Напишите о трудностях, возникающих при употреблении имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, предлогов и союзов.

5. Задания.

1. (выберите один вариант ответа)

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляг на кровать

2) скучаю по вам

3) три девушки

4) сорок граммов

2. (выберите один вариант ответа)

Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Маша – большая сластена.

1) средний

2) общий

3) женский

4) мужской

3. (выберите один вариант ответа)

Укажите неверныйвариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им. п.)

Заявление подано от…

1) Константина Живаго (Живаго)

2) Натальи Седых (Седых)

3) Антонины Венда (Венда)

4) Олега Мицкевич (Мицкевич)

 

6. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008, с. 71 – 78.

2. В. И. Максимов, 2010, с. 268 – 269, 367 – 371.

3. Сидорова М. Ю., 2008, с. 43 – 44, 47 – 51, 55 – 56.

4. В. Д. Черняк, 2010, с. 22 – 38, 85 – 145.

 

 

Тема 5. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

1. Основные понятия синтаксиса.

2. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

2.1. Словосочетания. Трудные случаи их построения.

2.2. Простое предложение. Сложности их употребления в речи.

2.3. Сложные предложения. Трудности их использования в речи.

2.4. Прямая и косвенная речь. Сложности перевода прямой речи в косвенную.

3. Задания.

4. Литература.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятиям «синтаксис», «словосочетания», «предложения», «простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение» и «сложная синтаксическая конструкция», «прямая и косвенная речь».

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятию «синтаксические нормы». Напишите о типичных ошибках в построении словосочетаний, о нарушениях в употреблении в речи простых и сложных предложений, о трудностях, возникающих при переводе прямой речи в косвенную.

3. Задания.

4. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008. С. 504 – 506.

2. Максимов. В. И., 2010. С. 268 – 269, 372 – 376.

3. Сидорова М. Ю., 2008. С. 43 – 44, 51 – 55.

4. Черняк. В. Д., 2010. С. 22 – 34, 146 – 169.

 

5. Задания.

1. Выберите подходящий вариант согласования сказуемого с подлежащим.

А. К больному сыну (пришел – пришли) в больницу отец с матерью.

Б. Кошка с котятами (спряталась – спрятались) под стол.

В. Растениям одинаково (необходимо – необходимы) как влага, так и тепло солнечных лучей.

Г. С тех пор (прошло – прошли) уже не семь, а целых десять лет.

Д. Сын или дочь (поможет – помогут) вам донести вещи.

2. Допишите окончания.

А. Две (неравн…) части.

Б. Отремонтированы три (мастерск…).

В. Приобретены четыре (нов…) компьютера.

Г. Две (пят…) луны.

3. Определите, правильно ли употреблены причастные обороты.

Напишите правильный вариант.

 

А. Только спустя год родители узнали об инциденте из письма своего

сына, произошедшем еще осенью.

Б. Проявленная инициатива студентами оказала помощь декану.

В. Очередной детектив уже поступил в продажу, написанный

Марининой.

Г. Позднее, только в третьей главе, мы узнаем о статье, в которой

Раскольников коснулся вопроса о преступлении, написанной за

полгода до происходящих событий.

 

4. Исправьте ошибки в употреблении причастий.

А. В газете сообщалось о театре, откроющем новый сезон пятого

октября.

Б. Чтобы ответить на вопрос, обратимся к двум историческим

личностям, изображенных в романе.

В. Одной из главных проблем, выдвигаемая в романе, - это

становление личности.

Г. На этот вопрос ответит конференция, состоящаяся в январе.

Д. Вручите поездку гражданину Громову, проживаемому по

указанному адресу.

Е. Дорога была покрыта проваливающим снегом.

5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

А. Не чувствуя усталости, наш путь к вершине продолжался.

Б. Обращаясь к подчиненному, шефу никогда не приходило в

голову, что перед ним такой же человек.

В. Описывая красоту русской природы, писателем отмечаются

особенности средней полосы России.

Г. Читая произведения русской классики, меня охватывает чувство

гордости за отечественную литературу.

Д. Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого, у

меня испортилось настроение.

6. Исправьте ошибки, укажите их причину.

А. Автор пытается вникнуть, осознать суть проблемы.

Б. Согласно распоряжения заведующего кафедры составлен

список дежурств.

В. Мы согласились о том, что это единственно правильное

решение.

Г. В газетах появилась рецензия об этом фильме.

Д. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

Е. Приведенные примеры говорят за возможность применения

нового метода.

Ж. С помощью и в сотрудничестве с местными органами власти мы

озеленим наш район.

5. (выберите один вариант ответа)

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.

2) Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.

3) Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

4) На Венере день и ночь продолжаются по сто семнадцать земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.

6. (выберите один вариант ответа)

Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Это упражнение делают, стоя на вытянутых носках.

2) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

3) Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице.

4) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.

 

 

Тема 6. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

1. Основные понятия орфографии и ее значение в речевом общении.

2. Орфографические нормы современного русского литературного языка.

3. Основные понятия пунктуации и ее функции в речевой коммуникации.

4. Пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

5. Задания.

6. Литература.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятиям «орфография» и «принципы русской орфографии». Напишите о морфологическом, фонетическом и традиционном принципах русской орфографии, а также о ее важности в речевом общении. Расскажите о реформах русской орфографии в XVIII – XX веках и их значении.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «орфографическая норма», «орфографическое правило», «орфограмма», «орфографическая ошибка». Напишите о знаниях, умениях и навыках, необходимых для применения орфографических правил, об орфографических словарях и их роли в соблюдении орфографических норм, а также о трудных случаях правописания.

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «пунктуация», «пунктуационные знаки» (знаки препинания) и «принципы русской пунктуации». Напишите о грамматическом, смысловом и интонационном принципах русской пунктуации, а также об истории знаков препинания в русском языке и их функциях.

4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятиям «пунктуационная норма», «пунктограмма», «пунктуационное правило» и «пунктуационная ошибка». Напишите о знаниях, умениях и навыках, необходимых для применения пунктуационных правил, а также о трудных случаях русской пунктуации.

5. Задания.

1. (выберите один вариант ответа).

Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква А.

1) заг..рать, прик..саться, ср..внение, ог..рок

2) Р..стислав, откл..няться, уг..реть, пол..г

3) доск..кать, изл..ожение, з..ря, тв..рить

4) попл..вок, р..стение, сл..гаемое, оз..рять

2. (выберите один вариант ответа).

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.

1) (не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа

2) (не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье

3) (не) взрачный, (не) рад встречи, трава (не) скошена

4) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить

3. (выберите один вариант ответа).

Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой.

2) У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

3) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

4) Он прошел в горячих точках огонь, и воду.

4. (выберите один вариант ответа).

Отметьте предложение, где выделенные слова выделяются или отделяются запятыми.

1) НЕ ЗНАЯ ПРОШЛОГО невозможно понять подлинный смысл настоящего и будущего.

2) В семье брата она чувствовала себя КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ.

3) И ДНЕМ И НОЧЬЮ кот ученый все ходит по цепи кругом.

4) Ко мне вошел молодой офицер с лицом СМУГЛЫМ И ОТМЕННО НЕКРАСИВЫМ.

6. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008, с. 71 – 77, 504 – 506.

2. Максимов В. И., 2010, с. 268 – 269, 284 – 291.

3. Сидорова М. Ю., 2008. С. 28 – 33, 58 – 62.

4. Черняк В. Д., 2010, с. 23 – 34, 177 – 233.

 

Тема 7. Лексические и стилистические нормы современного русского литературного языка.

1. Лексические нормы современного русского литературного языка.

1.1. Основные понятия лексики и ее значение в речевом общении.

1.2. Лексическое значение и сочетаемость слов

1.3. Синонимы, антонимы и омонимы.

1.4. Паронимы, плеоназмы и тавтология.

1.5. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки

1.6. Субстандартная лексика.

1.7. Заимствования в русском языке.

2. Стилистические нормы современного русского литературного языка.

2.1. Основные понятия стилистики и ее значение в речевой коммуникации.

2.2. Стилистически окрашенная лексика.

3. Задания.

4. Литература.

1. Лексические нормы современного русского литературного языка.

1.1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «лексика», «лексема», «полисемия», «однозначные и многозначные слова», «семантика» (лексическое значение). Напишите о значении лексики в речевом общении.

1.2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятиям «лексическая норма» и «сочетаемость слов». Напишите о расширении сочетаемости слов в современной речи, а также о трудностях, возникающих при построении сочетаний слов.

1.3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», «омофоны» и «омографы». Напишите о функциях и трудностях в использовании синонимов и антонимов в речи, о причинах возникновения омонимов в русском языке и сложностях употребления их в речи.

1.4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «паронимы», «паронимия» и «парономазия». Напишите о причинах возникновения паронимов и о трудностях в употреблении их в речи.

1.5. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «заимствования». Напишите о причинах и истории проникновения иноязычных слов в русский язык, а также о трудностях в использовании их в речи.

1.6. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «фразеология», «идиома» (фразеологизм), «крылатые слова», «пословицы» и «поговорки». Напишите об их особенностях и функциях, а также о трудностях в использования их в речи.

1.7. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «субстандартная лексика», «просторечие», «жаргон» и «сленг». Напишите о причинах их распространения в русском языке конца XX - начала XXI века, об особенностях, а также о трудностях использования субстандартной лексики в речи.

2. Стилистические нормы современного русского литературного языка.

2.1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «экспрессия», «экпрессивность», «стилистически окрашенные лексические единицы языка» (слова), «функциональная стилистика», «эмоционально-окрашенные слова» и «эмоционально-оценочные слова». Напишите о сферах употребления функционально-стилистически окрашенных слов, их функциях и основных разновидностях.

2.2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «стилистическая норма» и «стилистическая ошибка». Напишите о разновидностях стилистических ошибок.

3. Задания.

1. (выберите один вариант ответа).

Определите, к какому типу лексики относятся выделенные слова:

Кошка и люди

Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты. Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.

- Нету, - говорят. – Жить можно.

- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: Жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Ее тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно.

(М. М. Зощенко)

1) диалектные

2) просторечные

3) жаргонные

4) общеупотребительные

2. (выберите один вариант ответа).

Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

2) У Владимира шел пот градом.

3) Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

4) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

3. (выберите один вариант ответа).

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в словосочетании

1) экспонаты выставки

2) отменный негодяй

3) свободная вакансия

4) практика работы

 

4. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008, с. 71 – 77, 78 – 81.

2. Максимов В. И., 2010, с. 268 – 269, 275 – 283.

3. Сидорова М. Ю., 2002, с. 43 – 47.

4. Черняк В. Д., 2010, с. 23 – 34, 234 – 319.

 

Тема 8. Функциональные стили современного русского литературного языка.

1. Общая характеристика функциональных стилей.

2. Разговорно-обиходный стиль.

3. Публицистический стиль.

4. Официально-деловой стиль.

5. Язык рекламы.

6. Научный стиль.

7. Литература.

8. Задания.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «стиль языка». Напишите о разновидностях и функциях стилей, а также о том, что их объединяет и различает.

2. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «разговорно-обиходный стиль». Напишите о его функциях, сфере употребления, характерных признаках, письменных и устных жанрах, а также об языковых особенностях текстов данного стиля.

3. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «публицистический стиль». Напишите о его функциях, сфере употребления, основных признаках, письменных и устных жанрах, а также об языковых особенностях текстов данного стиля.

4. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «официально-деловой стиль». Напишите об основных признаках официально-делового стиля, его функциях, подстилях, письменных и устных жанрах, а также об языковых особенностях текстов данного стиля. Охарактеризуйте особенности служебно-делового общения и его виды, деловую и речевую этику, а также методику подготовки и проведения деловых бесед, совещаний, переговоров, презентаций и способы оценки их результативности.

5. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «реклама». Напишите о ее функциях, основных признаках, разновидностях рекламных текстов, а также об их композиции и языковых особенностях.

6. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятия «научный стиль». Напишите о его функциях, сфере употребления, основных признаках, подстилях, письменных и устных жанрах, об языковых особенностях текстов данного стиля, а также о видах компрессии научного текста.

 

7. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008. С. 59 – 68.

2. Максимов В. И., 2010. С. 73 – 93, 210 – 240, 303 – 360.

3. Сидорова М. Ю., 2008. С. 69 – 157.

4. Черняк В. Д., 2010. С. 320 – 380.

8. Задания.

1. (выберите один вариант ответа).

Определите стиль речи.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что нужно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в создании поэта люди…всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или… о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, те проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко!

(В. Г. Белинский)

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) художественный стиль 3) публицистический стиль

2) разговорный стиль 4) научный стиль

2. (выберите один вариант ответа).

Для текстов научного стиля не характерно (-а)…

1) логическая последовательность изложения

2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов

3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей

4) научная фразеология

3. (выберите один вариант ответа).

Укажите основные характеристики публицистического стиля.

1) понятийная точность, подчеркнутая логичность, терминологичность

2) социальная оценочность, экспрессивность, информативность

3) минимум требований к форме выражения мыслей

4) предельная точность, не допускающая разночтений

4. (выберите один вариант ответа).

В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

1) амплитуда, локальный, следовать

2) климат, хроника, журнал

3) эскалация, форум, почин

4) доложить, ответчик, взыскание

 

Тема 9. Основы ораторского искусства.

1. Понятие об ораторском искусстве. История его развития. Виды красноречия.

2. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех.

3. Логико-композиционное построение публичного выступления.

4. Словесное оформление публичного выступления.

5. Невербальные средства коммуникации, используемые оратором.

6. Оратор и его аудитория.

7. Задания.

8. Литература.

 

1. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «ораторское искусство», «риторика», «красноречие». Напишите об истории развития риторики от античности до наших дней, о видах красноречия, русском риторическом идеале и основных видах публичной речи по содержанию и целевой установке.

2. Используя учебную и справочную литературу, напишите об основных этапах подготовки публичного выступления, о различных способах произнесения речи, их достоинствах и недостатках, о факторах, определяющих успех публичного выступления и о критериях его оценки.

3. Используя учебную и справочную литературу, напишите о методах преподнесения материала в публичном выступлении, о его логичности и аргументированности и их роли в достижении цели публичной речи, а также о типологии аргументов, правилах и приемах логичного построения выступления, о последовательности эффективной аргументации.

4. Используя учебную и справочную литературу, напишите о роли тропов и фигур речи, а также фразеологизмов и афоризмов в достижении эффективности публичного выступления.

5. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «мимика», «поза», «жестикуляция». Напишите о роли невербальных средств в речи оратора.

6. Используя учебную и справочную литературу, дайте определение понятий «контакт со слушателями», «интеллектуальное и эмоциональное сопереживание». Напишите об их роли в установлении эффективной коммуникации между оратором и аудиторией, о главных показателях взаимопонимания между говорящим и слушающими, о приемах привлечения и поддержания внимания аудитории, а также восстановления утраченного внимания. Охарактеризуй те индивидуальные типы ораторов и этику публичных выступлений.

7. Задания.

1. (выберите один вариант ответа)

К жанру академического красноречия не относится…

1) лекция вузовская, школьная

2) приветственное слово

3) научный доклад

4) научный обзор

5) научное сообщение

6) научно-популярная лекция

7) агитаторское выступление

2. (выберите один вариант ответа)

Определите способ изложения материала в тексте.

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане – движение, температурный режим вод, - являются не истощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт. ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

1) концентрический

2) дедуктивный

3) ступенчатый

4) индуктивный

3. (выберите один вариант ответа)

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.

Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.

В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.

Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

1) Г,А,Б,В, параллельная

2) В,Б,А,Г, последовательная

3) В,Г,А,Б, параллельная

4) Б,Г,В,А, последовательная

4. (выберите один вариант ответа)

Укажите последовательность этапов подготовки к публичному выступлению:

1) выбор темы

2) написание текста

3) составление плана

4) первичное знакомство с необходимой литературой

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

1) 3, 4, 1, 2 2) 1, 4, 3, 2

3) 4, 3, 1, 2 4) 1, 2, 4, 3

5. (выберите один вариант ответа)

Презентационная речь должна содержать некоторые выводы, призыв к действию, рекомендации – в этом заключается суть принципа…

1) целенаправленности

2) усиления

3) результативности

4) последовательности

 

 

8. Литература.

1. Введенская Л. А., 2008. С. 163 – 301.

2. Максимов В. И., 2010. С. 94 – 151, 162 – 195.

3. Сидорова М. Ю., 2008. С. 158 – 190.

4. Черняк В. Д., 2010. С. 381 – 423.

 

В. С. Могилевская

Методические рекомендации для студентов первого курса ВиЗО по подготовке к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»

Уважаемые студенты I курса ВиЗО!

В 2011 – 2012 учебном году вы изучаете курс «Русский язык и культура речи» и сдаете зачет в июне 2012 г. Учебный план I курса ВиЗО предусматривает лекции (2 часа) и 70 часов самостоятельной работы по курсу РЯ и КР.

Преподаватели кафедры иностранных и русского языков подготовили рабочую программу, вопросы для зачета, планы подготовки к нему и тест, контролирующий результаты вашей самостоятельной работы.

К зачету каждый из вас должен подготовить доклад в письменной форме по одному из вопросов зачета. Объем доклада – 3 – 4 страницы, набранные на компьютере либо 6 – 8 страниц (формат А4), написанных от руки. При подготовке доклада используйте литературу, указанную нами либо имеющуюся у вас.

Ваш ответ на зачете – это краткое изложение содержания доклада (аннотация) в течение 3 – 5 минут. Аннотация должна быть оформлена в печатном или письменном виде. Доклады и аннотации вы сдаете на кафедру Ин и РЯ (ауд. 401) за три дня до начала занятий по русскому языку и культуре речи. Контрольный тест, определяющий допуск к зачету, вы получаете после лекции по РЯ и КР и сдаете его за два дня до зачета.

Желаем вам успеха в работе над курсом РЯ и КР.

Преподаватели кафедры Ин и РЯ.

 


[1] В дальнейшем указанные пособия обозначаются: Введенская Л. А.., 2008; Проскурякова И. Г., 2002, 2003; Максимов В. И., 2010; Черняк В. Д., 2010; Сидоров М. Ю., 2008.

[2] В методических указаниях к контрольным работам справочная литература указываться не будет.

Date: 2015-06-11; view: 515; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию