Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Безопасности и охране труда на автомобильном транспорте 13 page│ │тель от │ │ │технический │ │технический│технический │ │технический │технический│ │ │ │ │замерзания │ │ │этиловый │ │этиловый │этиловый │ │этиловый │этиловый │ │ │ │ │ │ │ │0,2 л для │ │0,2 л │0,2 л │ │1 л │1 л │ │ │ │ │ │ │ │ЗИЛ-431410 с│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │системой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │КамАЗ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └───┴───────────┴───────────┴───────────┴────────────┴───────────┴───────────┴──────────────┴──────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
5.3. НОВЫЕ МАСЛА, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ
┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐ │ Двигатель │ Масло │ │ ├──────┬────────────────────────────────┬────────┤ │ │Группа│ Марка │Стандарт│ ├────────────────────────┼──────┼────────────────────────────────┼────────┤ │ГАЗ-5203, -5204 │Б │М-8Б или М-8А │ГОСТ │ │ │ 1 │ 1 │10541-78│ ├────────────────────────┼──────┼────────────────────────────────┤ │ │УАЗ-451М, ЗИЛ-130, -131,│В │М-8В или М-8Б │ │ │-375 │ 1 │ 1 1 │ │ ├────────────────────────┼──────┼────────────────────────────────┼────────┤ │ЯМЗ-236, -238 │В │М-10В - летом, М-8В - зимой, │ГОСТ │ │ │ 2 │ 2 2 │8581-78 │ │ │ │М-6з/10В - всесезонно │ │ ├────────────────────────┼──────┼────────────────────────────────┤ │ │КамАЗ-740 │Г │М-10Г - летом, М-8Г - зимой,│ │ │ │ 2 │ 2к 2к │ │ │ │ │М-6з/10В - заменитель │ │ └────────────────────────┴──────┴────────────────────────────────┴────────┘
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
Для системы гидроусилителя рулевого управления применяют всесезонное масло марки "Р" (ТУ 38-101179-71) или летом - масло индустриальное 20, зимой - масло веретенное АУ (ГОСТ 1642-75).
5.4. Специальные жидкости
Охлаждающие жидкости. Применяемые для автомобильных двигателей охлаждающие жидкости должны иметь высокую температуру кипения, большую удельную теплоемкость и низкую температуру замерзания. Они должны образовывать минимальную накипь. Вода обладает наибольшей удельной теплоемкостью, а температура ее кипения достаточно высока. В систему охлаждения следует заливать только мягкую воду, не содержащую механических примесей (песок, глина, торф, водоросли и т.п.). Наибольшей мягкостью обладает дождевая и талая снеговая вода. Жесткая вода, содержащая растворы различных солей, обладает характерным признаком быстро смывать мыло. В результате применения жесткой воды в системе охлаждения происходит образование большого количества накипи на внутренних поверхностях водяной рубашки и трубок радиаторов, что ухудшает теплопроводность и сужает каналы для прохода воды. Лучшим способом смягчения воды является ее кипячение с добавлением каустической соды в количестве 5 - 10 г, хромпика в количестве 30 - 60 г, тринатрийфосфата - 3 - 4 г на каждые 10 л воды. Жидкости с низкой температурой замерзания применяются для заполнения системы охлаждения в зимнее время во избежание ее размораживания. К таким жидкостям относятся смеси из этиленгликоля и воды. Этиленгликолевая жидкость выпускается двух марок: "40" и "65" (ГОСТ 159-52). Маркировка жидкости показывает, при какой температуре она замерзает. Жидкость марки "40" светло-желтого цвета, состоит из 53% этиленгликоля и 47% воды. Температура ее замерзания - -40 °C, удельный вес - 1,072 при -20 °C. Она предназначается для автомобилей, эксплуатируемых в районах с умеренно низкой температурой в зимнее время. Жидкость марки "65" оранжевого цвета, состоит из 66% этиленгликоля и 34% воды; температура замерзания -65°, удельный вес при -20 °C - 1,0863. Она выпускается для автомобилей, эксплуатируемых в условиях низких температур окружающего воздуха. Низкозамерзающая жидкость для системы охлаждения, представляющая собой смесь светло-голубого цвета на основе этиленгликоля и воды в различной концентрации, получила название "Тосол" и широко распространена в розничной торговле. Этиленгликолевая жидкость с удельным весом менее 1,01 и более 1,09 для применения непригодна. Этиленгликолевые жидкости ядовиты, и поэтому при обращении с ними следует соблюдать меры предосторожности. При заправке системы охлаждения этиленгликолевой жидкостью нельзя засасывать ее ртом, допускать утечки через неплотности в системе охлаждения, учитывая большой коэффициент объемного расширения этиленгликоля. Для уменьшения коррозийного воздействия этиленгликолевой жидкости на металл в нее на каждый литр добавляют по 2,5 - 3,5 г динатрийфосфата и 1 г декстрина. Если при эксплуатации автомобиля произошло понижение уровня жидкости в радиаторе, то следует доливать только воду, так как этиленгликоль не испаряется.
Жидкости для гидравлических систем
Для системы привода гидравлических тормозов применяются специальные смеси, обычно называемые тормозной жидкостью. Наибольшее распространение получили спирто-касторовые и этиленгликолевые тормозные жидкости. Спирто-касторовая тормозная жидкость (БСК) розового цвета, состоит из касторового масла (53%) и бутилового спирта (46%). Эта жидкость стабильна, она обладает хорошими смазочными свойствами и обеспечивает долговечность деталей гидравлического привода тормозов. Недостатком ее является резкое повышение вязкости при понижении температуры, вследствие этого ее не рекомендуется применять при температуре ниже -25 °C. Этиленгликолевая тормозная жидкость (ГТЖ-22) зеленого цвета, обладает меньшей вязкостью и может применяться при низких температурах, вплоть до -60 °C. Однако она не обладает хорошими смазочными свойствами, что сказывается на увеличении износа ряда деталей гидравлического привода тормозной системы. В связи с этим при применении этиленгликолевой жидкости рекомендуется перед сборкой тормозной системы погружать металлические детали в касторовое масло для образования на них защитной пленки. В настоящее время для гидроприводов тормозов промышленность выпускает специальные жидкости желтого цвета марок "Нева", "Томь" и "Роса" с антикоррозийной и другими добавками. Они применяются на всех машинах, имеющих гидравлический привод тормозов, за исключением автомобилей "Волга" и УАЗ-469 выпуска до 1980 г. Их химический состав близок к тормозной жидкости ГТЖ-22. Тормозные жидкости применяются также для гидропривода сцепления. Все тормозные жидкости ядовиты, поэтому требуют мер предосторожности при обращении с ними. Жидкости для гидравлических усилителей и подъемных механизмов применяются следующие: летом - масло индустриальное 12 (ГОСТ 1707-51), зимой - трансформаторное масло (ГОСТ 985-56). Перед заливкой масло должно быть тщательно отфильтровано. Для подъемных механизмов автомобилей самосвалов применяют индустриальные масла 12 и 20.
Жидкости для амортизаторов
Для заполнения гидравлических амортизаторов применяются смеси минеральных масел. В состав этих смесей входят трансформаторное и турбинное масло. Кроме того, может применяться веретенное масло АУ. Зимой при температуре воздуха ниже -40 °C рекомендуется применять для амортизаторов приборное масло МВП (ГОСТ 1805-51) или масло АМГ-10 (ГОСТ 6794-53).
5.5. ПРИЧИНЫ ПЕРЕРАСХОДА И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Экономия горючего достигается за счет предотвращения потерь при заправке баков машин, а также в результате технически грамотной эксплуатации материальной части и высокого мастерства вождения машин. Экономия возможна только на исправной и правильно отрегулированной машине. 1. Потери горючего и масел при заправке машин могут быть в результате пролива, утечки и ухудшения качества нефтепродуктов из-за обводнения или загрязнения, поэтому нужно строго соблюдать правила заправки машин горючим. При наличии механизированной заправки применять ведра, канистры и другой подобный инвентарь для заправки не следует, так как при этом неизбежны проливы, загрязнение и обводнение нефтепродуктов. Перед заправкой машин горючим и маслом нужно убедиться в исправности заправляемых систем (баков, картеров). Шприцовку узлов трения следует проводить после работы машины, пока эти узлы не остыли. Для заправки машин должны применяться горючее и масла только предусмотренных сортов. Причем их качественные показатели должны соответствовать ГОСТу или техническим условиям на данный продукт. Запрещается: - применять горючее не по назначению; - наливать горючее и масла в грязную, неисправную или не имеющую плотных и надежных пробок тару; - смешивать горючее, масла и смазки различных сортов при заправке или сливе из баков и картеров машин. 2. Основным фактором, оказывающим влияние на расход горючего, является техническое состояние машины: - при увеличении пропускной способности главного жиклера карбюратора на 10% (против наивыгоднейшего режима) расход бензина автомобилем увеличивается на 5 - 7%; - неисправность экономайзера, сопровождающаяся подачей дополнительного количества бензина, повышает расход его на 10 - 15%; - неплотная посадка игольчатого клапана увеличивает расход бензина на 6 - 8%; - нагар в камере сгорания и накипь в системе охлаждения увеличивают расход горючего на 5 - 7%; - при неправильной установке угла опережения подачи топлива в дизельных двигателях непроизводительный расход топлива может достигать 15 - 20%; - если не работает одна форсунка, перерасход топлива может составлять для различных двигателей 8 - 25%; - если не работает одна свеча у четырехцилиндрового двигателя, перерасход бензина достигает 15 - 25%, а если не работают две свечи - до 60%. Для того, чтобы получить экономию дизельного топлива, следует периодически контролировать и при необходимости регулировать угол опережения подачи топлива, равномерность подачи топлива по цилиндрам, давление впрыска и распыл топлива, а также минимально устойчивые и максимально допустимые обороты. Очень важным обстоятельством, влияющим на расход горючего, является легкость хода автомобиля. При появлении в силовой передаче или ходовой части дополнительных сопротивлений увеличивается расход горючего. И, наоборот, - хороший выбег свидетельствует об исправности агрегатов и механизмов шасси, позволяет экономить горючее. Несвоевременная смазка подшипников опорных катков и шарнирных соединений тяг управления, неправильная регулировка механизмов силовой передачи вызывает значительный расход мощности двигателя на преодоление трения в этих механизмах и узлах, а это приводит к повышенному расходу топлива гусеничными машинами. По мере износа двигателя экономичность его начинает снижаться, однако даже машины, имеющие большой пробег, при тщательной регулировке агрегатов и узлов могут давать экономию горючего. 3. На расход масла влияют техническое состояние двигателя и условия эксплуатации машины. На новом обкатанном двигателе расход масла минимальный. Но по мере износа поршневых колец и поршневых канавок, подшипников и шеек коленчатого вала расход масла увеличивается. Сокращается срок службы масла из-за несвоевременной промывки или замены фильтрующего элемента. Нарушение нормального теплового режима двигателя приводит к перерасходу масла. При этом происходит преждевременное ухудшение качества масла. С увеличением числа оборотов коленчатого вала расход масла возрастает, поэтому необходимо стремиться водить машины на повышенных передачах при оптимальных оборотах коленчатого вала двигателя. Если в двигатель залито масло выше уровня, то, кроме прямого перерасхода масла, происходит интенсивное ухудшение его качества вследствие быстрого нагарообразования. Если в двигатель залито недостаточно масла, трущиеся детали быстрее изнашиваются, а масло быстрее загрязняется. Необходимо следить за герметичностью всех узлов, содержащих масло. При обнаружении утечки масла нужно установить причину и принять меры к восстановлению герметичности. 4. В целях экономии горючего и масел при эксплуатации автомобилей необходимо: - систематически регулировать тормоза и схождение передних колес, а также поддерживать нормальное давление в шинах; - периодически удалять нагар из камер сгорания, нагар и смолистые отложения из трубопроводов и глушителя, а также накипь из системы охлаждения; - поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, особенно в осенне-зимний период; - пользоваться средствами, облегчающими пуск двигателя при низких температурах; - постоянно контролировать работу маслоочистителей; - поддерживать нормальную работу топливной аппаратуры; - своевременно сменять масло в двигателе и смазку в силовой передаче и подшипниках колес. При техническом обслуживании автомобилей с карбюраторными двигателями следует проверить: - правильность установки угла опережения зажигания; - исправность поплавка карбюратора, плотность прилегания запорной иглы к седлу клапана и уровень топлива в поплавковой камере; - чистоту контактов прерывателя-распределителя и величину зазоров между ними; - состояние изоляции электропроводки; - легкость пуска двигателя и работу его при резком изменении числа оборотов коленчатого вала. В дизельных двигателях проверять: - правильность установки угла подачи топлива; - исправность форсунок; - состояние центробежного регулятора ограничителя оборотов. Важнейшим фактором экономии горючего является умелое вождение машин. Овладение техникой вождения позволяет водителю экономить до 20 - 25% горючего. В понятие "техника вождения" входит умение водителя выбирать нужную скорость движения в различных погодных и дорожных условиях, поддерживать наиболее выгодный тепловой режим двигателя, своевременно обнаруживать и устранять в пути возникшие неисправности.
ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ПРАВИЛЬНО И АККУРАТНО ОФОРМЛЕННЫЕ ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ
Экономия горючего подсчитывается сопоставлением фактического расхода горючего с расходом по норме. Из достигнутой за квартал экономии горючего вычитается пережог, допущенный за этот же квартал. Экономия горючего, достигнутая за один квартал, не может перекрывать пережог горючего, допущенный в другом квартале. Экономия горючего, достигнутая одной машиной, не может перекрывать пережог, допущенный другой машиной. За экономию горючего водителю выплачивается денежное вознаграждение.
Раздел 6. УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО АВТОТРАНСПОРТУ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЕЕ ВЕДЕНИЮ
6.1. ТАБЕЛЬ (ПЕРЕЧЕНЬ) ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО АВТОТРАНСПОРТУ
В первичную учетно-отчетную документацию по автотранспорту входит комплект различных документов, основными из которых являются: лимитная справка на штатное содержание машин; сведения о фактическом наличии транспортных средств; распоряжения и основания на получение новой техники; документы о наличии оборотного фонда агрегатов; материалы на списание автомобилей, аккумуляторов, автошин и пр.; технические паспорта машин; путевые листы; документы на приобретение запасных частей и автоимущества; ведомости учета получения и выдачи нефтепродуктов; техническая документация по планированию эксплуатации и учету работы машин, аккумуляторов, автошин; документы о работе по безопасности дорожного движения; приказы о внутреннем порядке и распорядке работы автопарков (гаражей, стоянок машин), об осмотрах техники и итогах работы автомобильных хозяйств за полугодие и год и другие. Часть указанных документов ведется и хранится в бухгалтериях, другая часть - у руководителей или лиц, назначенных ответственными за автотранспорт.
6.1.1. Учетно-отчетная документация, ведущаяся на предприятиях и в учреждениях с наличием транспортных средств до 4-х единиц (Вариант)
Лимитная справка на содержание штатной техники (выдается предприятиям, учреждениям и организациям культуры вышестоящими органами ежегодно и является документом, разрешающим содержание указанного количества машин); оборотная ведомость; карточки учета основных материальных средств (Приложение 1), в которых на оборотной стороне должны вестись, кроме всего прочего, понумерной учет автомобильных шин, дата их установки на автомобили с показанием спидометра на день установки, номера актов о списании автошин с указанием их номеров, а также марка аккумуляторной батареи, год ее выпуска, когда она установлена на автомобиле (дата и год, показание спидометра на день установки аккумуляторной батареи); материалы на получение (покупку) и списание машин, аккумуляторов, автошин, агрегатов; документы на получение и расходование горюче-смазочных материалов; журнал учета выдачи и движения путевых листов (Приложение 12); путевые листы (новые и отработанные за последние 3 года); приказ об организации содержания, хранения, обслуживания и использования транспортных средств; книга учета технического обслуживания и ремонта машин и расхода запасных частей (Приложение 4); акты передачи машин водителям (Приложение 5); наряд на использование машин (Приложение 6); журнал учета предрейсового инструктажа водителей (Приложение 15); журнал учета предрейсового медицинского осмотра водителей (Приложение 7); журнал выхода и возвращения машин (Приложение 8); журнал учета дорожно-транспортных происшествий, поломок и несчастных случаев (Приложение 9); технические паспорта машин; схема основных маршрутов движения автотранспорта предприятия (учреждения) культуры; журнал учета опломбирования спидометров и их приводов (Приложение 17); приказ об организации эксплуатации автотранспорта и обеспечению его безаварийного использования; документы, отражающие работу по выполнению требований приказов и циркулярных писем, поступивших из вышестоящего органа, по вопросам автотранспорта; документы, отражающие работу с водителями по безопасному вождению машин.
6.1.2. Учетно-отчетная документация, ведущаяся на предприятиях и в учреждениях с наличием транспортных средств от 5 до 14 единиц (Вариант)
Лимитная справка на содержание штатной техники; оборотная ведомость; книга индивидуального учета автомобильной техники (Приложение 3); карточки учета основных материальных средств (Приложение 1); распоряжения на получение новой техники; материалы по списанию машин, агрегатов, автомобильных шин и пр.; журнал учета выдачи и движения путевых листов (Приложение 12); отработанные путевые листы за последние 3 года; документы на закупленные запасные части и автоимущество и их выдачу; документы на получение и расходование горюче-смазочных материалов; акты документально-материальных ревизий автомобильного хозяйства; приказ об организации содержания, хранения, обслуживания и использования транспортных средств (вариант приказа - Приложение 13); годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение 14); месячные планы эксплуатации и ремонта (Приложение 14); карточка учета эксплуатации машины (Приложение 2); книга учета технического обслуживания, ремонта машин и расхода запасных частей (Приложение 4); наряды на использование машин (Приложение 6); журнал выхода и возвращения машин (Приложение 8); акты передачи машин водителю (Приложение 5); журнал учета предрейсового инструктажа водителей (Приложение 15); журнал учета предрейсовых медицинских осмотров водителей (Приложение 7); журнал учета дорожно-транспортных происшествий, поломок и несчастных случаев (Приложение 9); журнал учета нарушений правил дорожного движения (Приложение 16); план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (Приложение 10); журнал учета опломбирования спидометров и их приводов (Приложение 17); документы о работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (технические конференции, собрания, инструкторско-методические занятия и т.п.); копии донесений о дорожно-транспортных происшествиях (Приложение 18); схема основных маршрутов движения автотранспорта предприятия (учреждения) культуры; технические паспорта машин; путевые листы; карточка учета работы автомобильной шины (Приложение 11); карточка учета работы аккумуляторных батарей (Приложение 20); ведомость пономерного учета автошин; приказ о создании комиссии общественного контроля за безопасностью движения и отчетные документы о ее работе; документы, отражающие работу по выполнению требований приказов и циркулярных писем, поступивших из вышестоящего органа, по вопросам автотранспорта; документы, отражающие работу с водителями по безопасному вождению машин.
6.1.3. Учетно-отчетная документация, ведущаяся на предприятиях и в учреждениях с наличием транспортных средств от 15-ти единиц и более (Вариант)
Ведется вся документация, указанная в пункте 6.1.2, и дополнительно: книга оперативного учета автомобильной техники (Приложение 23); книга учета работы и зарядки аккумуляторных батарей (Приложение 21); книга осмотра (проверки) машин должностными лицами (Приложение 19); сводная ведомость основных; показателей работы подвижного состава (приложение 24 - не приводится); приказы об итогах эксплуатации автотранспорта за полугодие (год).
6.1.4. Учетно-отчетная документация, ведущаяся в министерствах культуры автономных республик, управлениях культуры край(обл)исполкомов, главных управлениях культуры Мосгорисполкома, Ленгорисполкома и Мособлисполкома, на предприятиях, в учреждениях и организациях республиканского (РСФСР) подчинения (Вариант)
Книга оперативного учета автомобильной техники на всех предприятиях, в учреждениях и организациях (Приложение 23); сводная ведомость основных показателей работы подвижного состава (приложение 24); перспективный план снабжения предприятий, учреждений и организаций новой автомобильной техникой; сводная ведомость наличия и штатной положенности автомобильной техники для предприятий, учреждений и организаций; приказ о создании комиссии общественного контроля за безопасностью движения и отчетные документы о ее работе; приказ об организации эксплуатации автотранспорта и безопасного его использования (установочный, программный, охватывающий все вопросы, касающиеся организационных мероприятий по планированию, содержанию, хранению, обслуживанию и использованию автотранспортных средств. Он является основным документом, всесторонне определяющим порядок эксплуатации и ответственность должностных лиц по обеспечению безопасного его использования. На его основании в подведомственных подразделениях культуры издаются свои приказы с учетом указанных требований, местных условий и возможности выполнения мероприятий в каждом отдельном случае. Приказ переиздается ежегодно); Журнал учета дорожно-транспортных происшествий по всем подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям (Приложение 9); документы по списанию автомобильной техники; план контроля работы автотранспорта подчиненных автохозяйств и оказания им помощи; план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на год (Приложение 10); документы, отражающие выполнение требований приказов и циркулярных писем, поступивших из Министерства культуры РСФСР, по вопросам автотранспорта.
|