Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль результатов физ-оздоровительной работы в дошк учр

38.Оздоровительный режим реб в семье. Сотрудничество дс с семьями воспитанников позволяет установить единство требований к физич вос­пит детей.Отрицательно действуют на личность реб и на его нервную систему разногласия в подходах взрослых.В организации работы по взаимодействию с семьями воспитан­ников пед коллектив дошк учр. на­правляет свое внимание на решение задач здоровьесбереже-ния, которое предусматривает:психологич комфорт в семье;соблюдение эколого-гигиенич условий;оптимальную двигат активность в соответствии с возрастом реб;распорядок дня,отвечающий индивид и возраст­ным особенностям детей.В интересах реб необходимо прежде всего поднять культуру семейных отношений,исключить из жизни родителей те проявления в поведении,кот явл асоциальными (алкоголизм,тунеядство,курение).В силу своей подражатель­ности дети усваивают родительские стереотипы поведения.Пе­дагог должен ежедневно обмениваться с родителями информа­цией о здоровье и самочувствии реб.Для знакомства с семьей воспитанника используются следу­ющие методы:беседы с родителями,анкетирование родителей,посещение семьи. Домашние задания по физич культуре —это вариатив­ные физич упр,кот дети выполняют дома каждый день в течение определенного срока (1—2 недели).Задания на определенный срок имеют дифференцированный характер и предлагаются некоторым детям с учетом состояния их здоровья,уровня двигат развития.Это могут быть упражнения лечебной гимнастики (комплекс корригиру­ющих упр для профилактики плоскостопия,заболеваний верхних дых путей,нарушений обмена веществ и т.д.),подготовит упр,способствующие освоению техники движений основных видов,спортивных упр и игр.Текст домашнего задания,сопровождаемый рисунками и спец методич-ой литературой,помещается в уголок для родителей.Важно организовать контроль за выполнением дифференц-ных домашних заданий,поощрять детей за старание и приобр-ные навыки.

39.Использование тренажеров и тренажерных устройств с целью развитий физ качеств у д дошк возр. Технические средства —тренажеры и тренировочные устрой­ства (мини-батут,велотренажер,гимнастический роллер,бегу­щая дорожка,тренировочный каркас)-обеспечивают вы­полнение спортивных упр с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.К тренажерам и тренировочным устройствам,используемым в работе с дошк,предъявляются следующие требова­ния:небольшие габариты и масса,простота в обращении,эсте­тичность,возможность дозирования нагрузки,соответствие ан­тропометрическим и функциональным особенностям детей.Тренажеры и тренировочные устройства придают обычным за­нятиям физкульт более эмоц,привлекательный и совершенный характер.Знание полного объема средств физич воспит поможет педагогу:отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных оздоровительных задач;осуществлять целенаправленную разработку новых ком­плексов и систем физич упр;составлять многообразные сочетания из средств различ­ных видов.Все средства физич воспит должны использоваться комплексно.Это обеспечит их разностороннее воздействие на организм реб и позволит успешно решать задачи физич воспит.

40.Обоснование необходимости проведения физкульт минуток,формы и методика их организации в дс. Физкультминутка используется с целью приостановления развивающегося в процессе учебных занятий торможения в ко ре головного мозга, предотвращения развития острого хрони­ческого умственного утомления. Она дает разрядку умственно­му и эмоциональному напряжению,улучшает восприятие учеб­ного материала на занятиях малоподвижного характера.Продолжительность непрерывного внимания ограничива­ется в дошкольном возрасте в среднем 8—12 мин.Кроме того, ребенок не может долго сохранять заданную позу:малыши со­храняют ее в течение 1,5—2мин, старшие—3—4мин.Основные признаки утомления— нарушение недавно сформированных умений и координации мелких движений, примитивные мани­пуляции,повышенная раздражительность.Физкультминутка может сопровождаться текстом (стихи известных поэтов,потешки), который позволяет ребенку вы­полнять разнообразные движения.При произнесении текста нужно следить, чтобы выдох дети производили, проговаривая слова первой строки текста, а вдох — до начала следующей.Тогда после физкультминутки дыхание ребенка будет спокойным и ровным.Хорошо,если содержание стихотворного текста со­четается с темой занятия.Роль физкультминутки может выполнять подвижная игра,пальчиковая или дыхательная гимнастика.Переключение детей на данные виды деят значительно улучшает их самочувствие.

41.Приемы регулирования физ нагрузки на физкульт занятии. Под физич нагрузкой понимается величина воздействия одного упр или занятия в целом на человеч организм.Физич нагрузка харся изменением функцио­нальных показателей деятельности организма.Одним из таких показателей явл пульс.По изменению частоты пульса можно проследить физич нагрузку,кот дети испытывают в процессе занятий.В вводной части число ударов пульса увеличи­вается на 10-15%,в основной части-на 30-40%,в заклю­чительной уменьшается,приближаясь к исходной величине.Период макс физич нагрузки приходится на конец основной части занятия,при проведении подвижной игры. Психич нагрузка. Разучивание новых упр требу­ет от детей напряженного внимания,оптимальной возбудимости нервной системы.самая большая психич наг­рузка приходится на начало основной части занятия.Учитывая это,нужно предусматривать сочетание новых упр с разу­ченными. Эмоц нагрузка. Физич упр,проводимые в игровой,соревновательной форме и в хорошем темпе,вызывают у детей положительные эмоции и повышают работоспо­собность организма.Занятия следует проводить бодрым тоном,поддерживать ра­достное настроение при обучении упр,вызывать желание выполнять задания как можно лучше.При проведении физкульт занятия с детьми дошк возр необходимо наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха.Отдых в процесс занятия может быть активным и пассивным.Активный отдых предполагает переключение с предыдущей деят,вызвавшей некоторое утомление,на другую деят.Пассивный отдых–характерен относительным покоем,исключающим активную двигат деят.Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций реб,предупреждает естественно развивающееся утомление.

42.Комплексная оценка состояния здоровья дошк.Группы здоровья,их характеристика. Комплексная оценка состояния здоровья достигается ис­пользованием 5 признаков:уровень гармоничности физич развития;резервные возможности основных физиологич сис­тем;уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;наличие или отсутствие хронических заболеваний;уровень волевых и ценностно-мотивационных установок.В соответствии с этими показателями дети подразделяются на 5групп здоровья:здоровые дети с нормальным физич и психич развитием и нормальным уровнем функций;здоровые дети,у кот отсутствуют хронические забо­левания,но имеются функциональные и некоторые морфологич отклонения,а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям;дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;дети с хроническими заболеваниями в состоянии субком­пенсации со сниженными функциональными возможностями организма;дети с хроническими заболеваниями в состоянии деком­пенсации со значительно сниженными функциональными воз­можностями организма (проходят лечение и оздоровление в спец мед учр).

43.Организация самост. двигательной деятельности детей с учетом индивид. особенностей их двигат. активности. Помимо организованных занятий по физич культуре в режиме дня в дс значительное место занимает са­мост двигат деят детей. Она возникает по инициативе реб и проходит под наблюдением взрослого.К характеристикам двигат активности относятся та­кие параметры,как уровень двигат активности и двига­т тип.Выделяются 3 уровня двигат активности: высокий (для детей характерны высокая подвижность,хо­роший уровень развития основных видов движений,богатый двигат опыт);-средний (д имеют хороший уровень физич подго­товленности,им свойственно уравновешенное поведение,умение сосредоточиваться и быть внимательными при выполнении двигат заданий,но иногда отмечается слабая техника движений);низкий (малоподвижные д,у кот наблюдается от­ставание показателей развития основных видов движений и физич качеств от возрастных нормативов,общая пассивность,застенчивость).Под двигат типом понимается набор индивид двигат особенностей,присущих данному реб.Для каждого реб характерен свой тип двигат актив­ности.Выделяются следующие двигат типы:взрывной (д предпочитают быстрые,непродолжитель­ные движения);циклический (д склонны к длительным, монотонным движениям — лыжи,бег);пластический (д предпочитают мягкие,плавные дви­жения);силовой (д предпочитают силовые нагрузки).Одним из основных методов руководства двигат активностью явл создание условий для многообразной самост двигат деят детей.Задачи дифференцированного руководства самост двигат деят заключ в повышении двигат активности у одних и корректировке ее содержа­ния (чередование интенсивных движений с менее интенсивны­ми,сознательное управление своими действиями) у других.

44.Воспитание дошк. в процессе занятий физич. упр. (формирование мотивов двигат. активности) Мотивация— это активное состояние,направленное на удовлетворение потребности путем организации определенно­го целенаправленного поведения.Изучая мотивы двигат активности детей дошк возр,ученые установили,что д действуют чаще под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний,выбор вида физич упр часто обу­словлен случайными внешними обстоятельствами(подражание сверстнику,природные условия,спортивная база).В про­цессе занятий мотивы изменяются,преобразуются в зависи­мости от разных причин:возраста реб,личности педагога,условий проведения занятия,физкульт инвентаря.Иногда двигат поведение дошк определяется потребностью совместно выполнять двигат задание,подражать окружающим,общаться со сверстниками.В дина­мике двигат интересов детей существенна и половая Дифференциация.Для мальчиков занятия физич упр с возрастом приобретают все большее значение,а у девочек наблюдается обратная картина:к 5годам жела­ние выполнять физич упр отодвигается на вто­рой план,к 6 — на 4место из всех видов образова­тельной деятельности.Структура мотивов двигательной активности у дошк-ков следующая: на первом месте — игровой, на втором—здоровья,силы,красоты,на третьем — учебный,на четвертом — похвалы,на пятом - принуждения.

45.Контрольные упражнения для определения уровня развития физ.качеств у дошк. Диагностика физич подготовленности осуществляется с помощью спец контрольных упр-тестов Быстрота изучается по показателям бега на 10 и 30 м,Дети с высокого старта бегут до флажка,кот размещаемся на 2 м дальше финишной линии.Для изучения скоростнохиловых способностей применяются прыжки и метание.Прыжок в длину с места выполняется в за­полненную песком яму.Определение дальности метания производится на асфальто­вой дорожке шириной 3 м и длиной 15 м.Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении.Качественные показатели техники движения:исходное по­ложение вполоборота к направлению метания;наличие замаха;перенос центра тяжести на расположенную сзади полусогну­тую ногу во время замаха;перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;энергичный бросок с последую­щим сопровождением предмета (мяча) рукой. Ловкость определяется временем, атраченным на выполне­ние челночного бега (3 раза по 10 м).Он проводится по прямой дорожке с двумя поворотами.Для изучения выносливости используется бег на длинную дистанцию.Он проводится в удобном для реб темпе.Фиксируется расстояние,кот реб преодоле­вает до момента перехода на ходьбу.Уровень физич подготовленности определяется как средний,если в большинстве тестов получены средние показате­ли;высокая физич подготовленность предполагает боль­шинство показателей выше средних и отсутствие низкого резуль­тата;наличие большинства показателей ниже среднего свиде­тельствует о низком уровне физич подготовленности.

46.Документы,регламентирующие организацию физ. воспит. д. в РБ. Закон «О физич культуре и спорте»,«Инструкция о физич воспит де­тей в учр,обеспечивающих получение дошк образования»,инструктивно-методическое письмо «Об органи­зации работы и оплате труда руководителя физич воспи­т дошк учр»,«Образовательный стандарт дошк образование.Готовность к школе.Образователь­ная область "Физич культура"».Закон «О физич культуре и спорте»(29 ноября 2003 г.)«Инструкция о физич воспит детей в учр,обеспечивающих получение дошк образования»(10 июня 2006 г.)Инструктивно-методическое письмо «Об организации рабо­ты и оплате труда руководителя физич воспит до­шк учр»(30 июня 2006 г.)Итоги работы дошк учр по физич воспит детей регламентируются документом«Образова­тельный стандарт.Дошк образование.Готовность к школе.Образовательная область "Физич культура"»(12 сентября 2000 г.).

47.Коррекция отклонений,имеющих место в физ развитии дошк. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки явл правильное и своевременно начатое физ. воспит,в кот особое внимание уделяется равно­мерному развитию и укреплению мышечного аппарата.Различают активную и пассивную коррекцию.При ак­тивной коррекции сочетают спец корригирующие и общеразвив упр. Пассивная коррекция предусматривает корригирующие воздействия без активно­го участия реб (массаж,корсеты,положение лежа).Коррекционные занятия проводятся 2—3 раза в неделю руководителем физич воспит.Они проходят по такой же схеме,что и традиционные физкульт заня­тия,однако решают как общие,так и спец лечебно-оздоровительные задачи. К общим задачам относятся:нормализация трофиче­ских процессов;создание благоприятных условий для увеличе­ния подвижности позвоночника,правильного расположения частей тела;выработка общей и силовой выносливости мышц туловища;повышение уровня физич работоспособности. Спеце задачи направлены на коррекцию каж­дого вида нарушения осанки:сутуловатости,круглой спины,кругловогнутой спины,плоской спины,плосковогнутой спины.Спец упр чередуются с дых и упр на расслабление.Включаются приемы само­массажа с разнообразными вспомогательными средствами (роликовые массажеры,массажные дорожки,массажные мя­чи),кот используются в сочетании с физич уп­р.На коррекционных занятиях необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия:наличие гладкой стены без плинтуса,что позволяет ре­б,встав спиной к стене,принять правильную осанку,имея 5 точек соприкосновения (затылок,лопатки,ягодицы,ик­роножные мышцы и пятки),и ощутить правильное положениесобственного тела в пространстве;наличие в зале большого зеркала,чтобы реб мог ви­деть себя в полный рост,формируя и закрепляя зрительный об­раз правильной осанки.В основе профилактики плоскостопия лежит:укрепление мышц,сохраняющих свод;ношение рациональной обуви;ограничение нагрузки на нижние конечности.задачи использования коррекционных упр:исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода,устранение пронации пятки);укрепление мышц,формирующих свод стопы;формир-е навыка правильной ходьбы.

48.0рганнзация туристических прогулок и походов с детьми дошк возр. Туристический поход предусматривает выполнение высоких физич нагрузок,связанных с длительным передвижением по маршруту.Он организуется с детьми стар. дошк. возр. Туристическая прогулка предполагает кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некот элементарными туристическими навыками.Проводятся турис­тические прогулки с детьми мл и ср дошк возр.Общая закономерность туризма—повышение выносливости,развитие силы,ловкости,закалка организма.В туристических походах решаются следующие задачи:оздоровительные-закаливание организма,укрепление иммунитета к простудным и инфекционным заболеваниям,эмоц-психич оздоровление организма;спортивно-тренировочные—физич тренировка,обу­чение преодолению естественных препятствий;познавательные—изучение родного края;развлекательные-игры,соревнования,конкурсы;практические—сбор ягод,цветов и т.п.Время проведения похода регламентируется режимом дня.Целесообразно проводить его в первой половине дня;длитель­ность—до 2—2,5 ч.Чаще всего туристические походы органи­зуются в летний период.Педагог перед походом тщательно изучает дорогу,предусматривает передвижение детей по узкой дорожке,пологому склону и т.п.В поход каждый реб берет рюкзак,в кот должны быть фляжка с водой,яблоко,коврик для сидения.Педагог обязательно берет с собой мед аптечку.Туристический поход состоит из 3 частей:1)дорога до места стоянки;2)отдых и игры на стоянке;3)обратная дорога.Группу дошк(10—15 чел)сопровождают 2 взрослых (могут привлекаться родители).Через 20—25мин пути устраивается кратковременный отдых.

49.Особенности формирования осанки дошк.Показатели правильной осанки. Показатели правильной осанки. Осанка —индикатор здоровья реб.Формиров осан­ки происходит в течение всего периода роста.Уже к концу пер­вого года жизни у реб образуются 4 естественных изгиба позвоночника:шейный и пояснич­ный—выпуклостью вперед (лордоз), грудной и крестцово-копчиковый—выпуклостью назад (кифоз) Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым,еще на этапе внутриутробного развития.Физиологич,т.е. правильные,изгибы позвоноч­ника придают ему большую прочность и сопротивляемость,де­лают более стойким к силовым воздействиям извне,увеличивают объем грудной клет­ки и таза,что важно для развития таких органов,как сердце,легкие,матка.Четкие,естественные изгибы позвоночника об­разуются у детей к ст дошк возр (6—7лет).Окончательное формиров физиологич изгибов поз­воночника заканчивается в подростковом возрасте.Характерные особенности нормальной осан­ки детей дошк возр:прямое положение головы и позвоночника;горизонтальный уровень надплечий и углов лопаток;плавный переход линии грудной клетки в линию живота;ноги разогнуты в коленных и тазобедрен­ных суставах;изгибы позвоночника выражены слабо.

50.Спортивные игры в дс(баскетбол,бадминтон).Баскетбол. Из элементов игры в баскетбол с дошк целесообразно изучить технику игры без мяча,а также технику владения мячом. Техника игры без мяча состоит из следующих эле­ментов:стойка баскетболиста,перемещение по площадке,оста­новки,повороты.Под техникой владения мяч ом понимается рацио­нальное выполнение ловли,передачи,ведения мяча,бросков в корзину.На первых этапах важно научить реб правильно держать мяч:на уровне груди,обеими руками,согнутыми в лок­тях,кисти рук лежат сзади-сбоку мяча,пальцы широко расстав­лены.Реб учится ловить мяч двумя руками,примерно на уровне груди.Он выпрямляет слегка расслабленные руки на­встречу мячу,захватывает его пальцами,гасит скорость полета,притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста.Мяч не следует долго задерживать в руках,а надо быстро пере­дать его партнеру.Дошк учат передавать мяч двумя руками и одной рукой от плеча.Передача мяча двумя руками осуществляется из стойки баскетболиста.Правила игры:игрок может сделать с мячом не более 3шагов,дальшедолжно выполняться ведение мяча;нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения;запрещается отнимать мяч у игрока,толкать его,держать за одежду. Бадминтон. Для игры в бадминтон необходимы ракетка и волан.Ракетки лучше использовать цельнометаллические ти­па «Ласточка».Деревянные ракетки неприемлемы для до­шк:они тяжелые,громоздкие,неудобные для обхвата рукой.Волан может быть пластиковый.Перьевой волан менее прочный и стоит значительно дороже.Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана,подача).Прежде всего нужно научить детей правильно держать ракетку. Педагог показывает,как это следует делать. Отбивание волана осуществляется разными способами:от­крытой стороной ракетки снизу Подача в бадминтоне выполняется снизу.Волан при подаче не выбрасывается,а свободно выпускается из пальцев руки.В момент удара волан находится ниже пояса реб.В бадминтон дети могут играть на небольших площадках.Когда они овладеют навыками отбивания и подачи волана,то организуется игра через сетку(сетка шириной 60 см натягива­ется на высоте 1,3 м).

51.Физкультурное образование дошк(система элементарных физ знаний,методика их формиров. у д). В основе физ.знаний лежат(трудолюбие,мировоззрение,здоро­вый образ жизни),позволяющие целенаправленно кор­ректировать представления реб об окр мире и за счет этого изменять свое поведение.Объем физ. знаний:о своем физич состоянии,средствах воздействия на него.Дети получают знания и представления о признаках здо­ровья (хорошая осанка,хорошее настроение,аппе­тит,сон,ничего не болит),знакомятся с признаками заболевания (высокая температура,озноб,боли в горле,голов­ная боль,насморк,потеря аппетита,покраснение глаз);простейших правил сохранения и укрепления здоровья,правил самодисциплины.Дети узнают о том,как нужно забо­титься о здоровье:соблюдать режим дня(вовремя ложиться спать,есть в одно и то же время,чередовать занятия с отды­хом);закаляться (гулять в любую погоду,устанавливать про­стейшую зависимость соответствующей одежды от состояния погоды,принимать душ,спать с открытой форточкой);есть по­лезные продукты защищаться от микробов(не пить на улице,мыть руки с мылом,есть только мытые овощи,есть и пить только из чистой посуды,закрывать рот платком при чи­хании);выполнять гигиенич процедуры,соблюдать гигиену одежды и обуви;о предметах,связанных с выполнением гигиенич процедур (носовой платок,расческа,полотенце,одежда,зуб­ная щетка);некот приемах первой помощи в случае ушибов (об­работка мелких царапин,наложение повязок);физич упр,их назначении,способах ис­пользования.Дети знакомятся с основными элементами техни­ки физ.упр.,связанных с работой крупных групп мышц;правилами безопасности при выполнении физ.­упр. на спортивных снарядах;получают знания о правилах подвижных и спортивных игр;правилах гигиены до и после выполнения физич упр,простейших правилах самост занятий физкульт;своем организме(строение скелета,значение мышц,стро­ение и деятельность головного мозга,сердца,органов дыхания);своих физич возможностях (физич подготов­ленность,реакция организма на физич нагрузку).В ст дошк возр дети получают знания,формирующие представления об олимпизме.Их знакомят с программой,символикой,традиционными ритуалами Олим­пийских игр,знаменитыми олимпийцами современности.

52.Характеристика двигательной активности д.Оценка уровня двигат. активности реб. Помимо организованных занятий по физич культуре в режиме дня в дс значительное место занимает са­мостя двигат деят детей. Она возникает по инициативе реб и проходит под наблюдением взрослого.К характеристикам двигат активности относятся та­кие параметры,как уровень двигат активности и двига­т тип.Выделяются 3 уровня двигат активности: высокий (для детей характерны высокая подвижность,хо­роший уровень развития основных видов движений,богатый двигат опыт);-средний (дети имеют хороший уровень физич подго­товленности,им свойственно уравновешенное поведение,умение сосредоточиваться и быть внимательными при выполнении двигат заданий, но иногда отмечается слабая техника движений);низкий (малоподвижные д,у кот наблюдается от­ставание показателей развития основных видов движений и физич качеств от возрастных нормативов,общая пассивность,застенчивость).Под двигат типом понимается набор индивид двигат особенностей,присущих данному реб.Для каждого реб характерен свой тип двигат активности.Выделяются следующие двигат типы:взрывной (д предпочитают быстрые,непродолжитель­ные движения);циклический (д склонны к длительным,монотонным движениям—лыжи,бег);пластический (д предпочитают мягкие,плавные дви­жения);•силовой (дети предпочитают силовые нагрузки). Задачи дифференц-ного руководства самост двигат деят заключ в повышении двигат активности у одних и корректировке ее содержа­ния(чередование интенсивных движений с менее интенсивны­ми,сознательное управление своими действиями) у других.

 

53.Содержание и виды физкульт мероприятий,проводимых во время каникул. Физ.досуг проводится во всех возраст. груп­пах д/с 2 раза в месяц.Длительность его колеблется от 20 до 40 мин. в зависимости от возраста детей.Организуется физ. досуг на игровой или спортивной площадке,а также на природе в дни,когда нет физ­. занятий.Содер-е физ. досуга—знакомый дошк двигат материал:иг­ровые задания,п/и,игры-эстафеты,загадки,стихи и песни физкультурной тематики.При планировании досуга ставятся задачи закрепления и совершенствования движений. Мл. дошк. возр. Задачи досуга—обогатить малышей яркими впечат­лениями,доставить радость от собственных движений.С этой целью используются занимательные сюжеты:«В гос­ти к гномам»,«Зимушка хрустальная» и др.В досуг могут включаться сюрпризные моменты. В сред. груп. д побуждаются к самост выполнению двигат заданий,в развлечения вклю­ч элементы соревнования.Их содержание строится на ос­нове двигат опыта реб. Ст.дошк. учатся проявлять инициа­тиву и самост,творчески использовать в игр-ой ситуации имеющийся двигат опыт.можно проводить досуг в сюжетной фор­ме с введением сказочного героя или без него.Досуг может быть посвящен разным видам спорта с включением в его содер­жание спортивных игр и спортивных упр. Физкульт праздник —массовое мероприятие показа­тельного и развлекательного характера,кот организуется и проводится с детьми ст. дош. возр.Тема праздника может быть разнообразной:«Мы—будущие олимпийцы»,«Будем спортом заниматься»,«Зимняя карусель»,«Маленькие лыжники» и др.При разработке программы физ. праздника сле­дует придерживаться опред-го порядка его проведения:открытие,парад участников,поздравительные выступления ко­манд,массовая часть с участием всех детей и присутствующих взрослых (командные соревнования,пигры,игры-аттракционы,спортивные игры по упрощенным правилам,двигат загадки и др.),сюрпризный момент (появление сказочных героев,волшебных предметов),окончание праздни­ка—подведение итогов,награждение участников (коллектив­ные награды).В программе праздника обязательно предусмат­ривается чередование движений с отдыхом,во время кот дети наблюдают за выступлениями других участников.Ст дошк могут принимать участие в подготовке атри­бутов к празднику,поделок для украшения зала,спортивной площадки.

Средства и методы физ воспит.д.средства:движения и физ. упр,выступающие в фор­ме целостного двигат режима;гигиенич факторы;природные факторы;технические средства (тренажеры и тренировочные устрой­ства).Метод—это способ практических действий чела,на­правленных на достижение поставленных целей.наглядные методы:1.показ упр, Он должен быть образцовым,побуждаю­щим к подражанию,необхо­димо хорошо организовать детей и создать условия для наблю­дения. Когда упр.демонстрируется перед разомкнутой колонной,то впереди должны стоять дети меньшего роста.Если педагог демонстрирует упр. во время движения детей,то он должен идти им навстречу,а если в кругу—то сто­ять рядом с детьми.Обычно упр.демонстрируется не один раз.Показ всегда сочетается с объяснением.К пока­зу следует привлекать и детей.2.наглядные пособия.рисунки,фо­тографии,диафильмы,слайды.Пособия должны быть просты­ми и красочными.Дети рассматривают их в свободное от заня­тий время.3.зри­тельным ориентирам (предметы,игрушки,разметка пола).Словесные методы активизируют мышление реб.,способствуют созданию более точных зрительных представ­лений о физ.упр. 1.Объяснение раскрывает детям суть упр.Оно должно быть кратким,конкретным,доступным,образным и соответ­ствовать уровню развития детей 2.Рассказ используется с целью пробуждения у детей интереса к занятиям физич культурой.3.Беседа проводится в форме вопросов и ответов и помогает выяснять интересы детей,а также степень усвоения ими техни­ки физ. Упр. или правил подв-ой игры.Она может проводиться до занятия,на занятии или после него.4.Оценка опред. качество выполнения упр. деть­ми,играет ориентирующую и стимулирующую роль и дается детям с учетом сегодняшних успехов в области двигат деят по сравнению с прежними достижениями.5.команда состоит из 2 частей: предварительной и исполнительной.«Равняйсь!»,«Кругом!»,«На месте шагом марш!» и другие пода­ются только детям ст дошк возр6.Распоряжение понимается словесное указание педа­гога,кот не имеет определенной формы,но связано с вы­полнением детьми упр или других действий.(«К дереву — бегом!»).7.Указания могут быть использованы для уточнения задания,напоминания о том,как действовать,для предупреждения ошибок. Пpактические методы применяются для создания мышечно-двигат представлений о физич упр и закрепления двигат навыков.1.повторение 2.Игровая формаприменяется для закрепления двигат навыков.3.Соревновательная форма

55.Индивидуальная работа с детьми,имеющими разный уровень двигат. активности. Дети с высоким уровнем двигат активности {гиперпо­движные) составляют в группе незначительную часть.Они на­ходят возможность двигаться в любых условиях.Деят гиперподвижных детей не целенаправленная,мало мотивиро­ванная.Движения у них достаточно простые,но темп выполне­ния высокий, часто отмечается неловкость,дискоординация,несформированность мелкой моторики и навыков самообслу­живания (трудности с застегиванием пуговиц,завязыванием шнурков и т.п.),нарушения эмоц сферы.Руководство двигат активностью таких детей должно заключ не в ограничении их подвижности,а в сосредоточении внимания на движениях.Важно научить реб управ­лять своими движениями,предлагать ему двигат зада­ния,требующие сдержанности,точности двигат дей­ствий.Полезны все виды метания,ловли,передачи мяча,общеразвив упр,выполняемые на ограниченной площади опоры,акробатические упр.В занятиях фи­зич упр важно чередование интенсивных движений с менее интенсивными. Дети со средним уровнем двиг активности отлича­ются наиболее ровным и спокойным поведением,равномер­ной подвижностью на протяжении всего дня.При хороших условиях они самост активны.Движения их обычно достаточно развитые,уверенные,целенаправленные,четкие.Двигат активность таких детей не требует от взрослых знаний особых приемов руководства,так как в ней явно про­сматривается саморегуляция.Особого внимания педагога требуют дети с низким уровнем двиг активности {малоподвижные). Их характеризует общая вялость,пассивность,быстрая утомляемость.В противо­положность подвижным детям,меющим найти пространство для игр,малоподвижные дети стараются уйти в сторону,чтобы никому не мешать,выбирают деят,не требующую ак­тивных движений.Они робки в общении,не уверены в себе,не любят игры с движениями.Малая подвижность—фактор рис­ка для здоровья и развития реб,она объясняется разными причинами:нездоровьем,отсутствием условий для движений,отрицательным психологич климатом,слабыми двига­т умениями или тем,что реб уже приучен к мало­подвижному образу жизни,что особенно тревожно.

56.Дозирование физкультурной нагрузки на физ занятии с учетом состояния здоровья детей. дети в д/с подразделяются на 5 групп здоровья:.здоровые д с нормальным физич и психич развитием и нормальным уровнем функций;2.здоровые д,у кот отсутствуют хронические забо­левания,но имеются функциональные и некоторые морфоло­гические отклонения,а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям;3.д с хроническими заболеваниями в состоянии компен­сации с сохраненными функциональными возможностями ор­ганизма;4.д с хроническими заболеваниями в состоянии субком­пенсации со сниженными функциональными возможностями организма;5.д с хроническими заболеваниями в состоянии деком­пенсации со значительно сниженными функциональными воз­можностями организма (проходят лечение и оздоровление в спец мед учр).В дошк учр дети, имеющие 2,3 и 4-ю груп­пы здоровья,нуждаются в индивид подходе на физ­культ занятии,более пристальном наблюдении мед работников при организации закаливающих мероприя­тий.На занятии для детей,ослабленных болезнью,не рекоменду­ется резкое увеличение или уменьшение физич нагрузки,бег должен постепенно переходить в ходьбу,во время бега сле­дует избегать внезапных остановок Во время выполнения общеразвив упр при изменении положения тела,особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наоборот,у ослабленных болезнью детей наблюдается боль­шой подъем пульса,нарушается кровоснабжение мозга и мо­жет возникнуть головокружение.Поэтому при подборе исход­ных положений следует соблюдать принцип постепенности:сначала предлагать детям упр в положении лежа, за­тем — сидя и в конце—стоя.С осторожностью нужно включать в комплекс наклоны и повороты.При этом необходимо сле­дить за общим состоянием реб (признаки физич утомления—учащенное дыхание,покраснение кожи лица и шеи,слабость,потливость).уменьшают количество повторений интенсивных движений,особенно как прыжки,элементы акробатических упр(«березка»,«кораблик»,«велосипед»,«ласточка»),ограничивают участие в подвижных и спортивных играх (баскетбол,футбол,хоккей),играх-эстафетах. Для ослабленных детей установлено следующее время возобновления выполне­ния физ.упр. в зависимости от перенесенной болезни:ангина (катаральная,фолликулярная,лакунарная)—через 6-7 дней.Необходимо соблюдать осторожность во время заня­тий зимними видами спорта (лыжи,коньки) и плаванием в свя­зи с опасностью охлаждения тела;аппендицит—через 14—15 дней.Сохраняется осторож­ность в занятиях упр,требующими напряжения сердечно-сосудистой системы;бронхит острый (инфекционный)- через 6-8 дней.Сле­дует остерегаться резкого охлаждения дых путей при выполнении физич упр;воспаление легких (катаральное и крупозное)-через 12-14 дней.грипп (тяжелые формы)— через 10—12 дней.Необходимо соблюдать щадящий режим нагрузок,особенно в упр,требующих напряжения сердечно-сосудистой системы,из­ бегать переохлаждения;корь—через 14—16 дней.Если были изменения в деятель­ности сердца,то исключаются(сроком до полугода) упр на выносливость, силу и упр,связанные с натуживанием;отит (острый)—через 14—16 дней.Запрещаются занятия плаванием,а также упр,кот могут вызвать голо­вокружение (резкие повороты,вращения,кувырки);скарлатина—через 30—40 дней.Физич нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно.Если были изме­нения в деят сердца,то исключаются (сроком до полу­ года) упр на выносливость,силу и упр,свя­занные с натуживанием;дифтерия—через 30—35 дней.Необходим систематиче­ский контроль за деят сердца,постепенное повыше­ние нагрузки на занятиях.

57.0сновы безопасности при выполнении детьми физ упр. Предупреждение травматизма на физ. занятиях должно заключ в его устранении Использование средств.Во избежание травматизма на занятиях физ. упр.и необходимо:продумать организацию и методику проведения физкуль­т занятий;соблюдать санитарно-гигиенич состояние мест заня­тий;пользоваться только исправным оборудованием и инвен­тарем;следить за соответствием одежды и обуви условиям заня­тий и выполняемым упр;постепенно повышать физич нагрузку;учитывать индивид особенности и возможностидетей;не позволять детям самовольно переносить тяжелое обору­дование.Страховка детей и помощь им при выполнении физ. упр. позволяют не только успешно решать задачи овла­дения техникой движений,но и избегать травм. страховка - готовность педагога своевре­менно оказать помощь исполнителю упр в случае не­удачной попытки.Для этого необходимо:знать технику физич упр и понимать осо­бенности его структуры;правильно выбирать место расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами уп­р.;не осуществлять страховку,стоя на каком-либо предмете;обязательно применять страховку на начальных этапах ос­воения упр.В спортивном зале и на спортивной площадке необходимо соблюдать правила техники безопасности. Физкульт зал должен быть достаточно просторным,светлым,хорошо проветриваемым.Температура воздуха долж­на находиться в пределах 17—18°С,относительная влажность—40-55%.Для обеспечения этих параметров рекомендуется про­водить занятие при открытой фрамуге,в перерывах между за­нятиями осуществлять сквозное проветривание.Для осуществления контроля за воздушным режимом на внутренней стене физкульт зала на высоте 1 м от пола следует повесить термометр.Освещенность физкульт зала должна соответствовать установленным санитарно-гигиенич нормам.Осветительная аппаратура должна обес­печивать равномерный рассеянный свет.Все розетки и электровыключатели должны быть закрыты,плафоны электроосве­щения и окна—зарешечены.Цветовое оформление физкульт зала не должно быть слишком ярким.К оборудованию,кот пользуются дети,предъявляются следующие требования:все оборудование должно быть надежно закреплено,а по­собия и предметы установлены и размещены с учетом их пол­ной безопасности и устойчивости,исключающей возможность падения;размеры оборудования должны соответствовать антропо­метрическим показателям реб (длина тела в положении стоя,сидя,длина ног,рук,объем грудной клетки);на занятиях используется только исправное и безопасное оборудование;Для физкульт занятий на территории дс должна быть оборудована физкульт площадка. Размеры и форма ее Почва должна быть ровной и утрамбо­ванной,кустарник,кот ограждает площадку,—аккуратно подстрижен.Покрытие на физкульт площадке может быть травяное или почвенное.Нельзя размечать площадки ка­навками,устраивать на них деревянные или кирпичные бров­ки.Не менее чем на 2 м вокруг площадок не должно быть стол­бов,заборов,деревьев,кот могут оказаться причиной травм.Беговые дорожки должны иметь ровное покрытие без бугров и впадин.За линией финиша дорожка должна продол­жаться не менее чем на 5—8 м.Прыжковую яму необходимо за­полнить взрыхленным песком на глубину не менее 40 см.На групповых площадках отводится место для проведения подвижных игр и физич упр.На участок выносит­ся также спортивный и физкульт инвентарь (велоси­педы,санки,лыжи,коньки,самокаты,мячи,скакалки,обру­чи),побуждающий детей к разнообразной двигат де­ят.Заведующий дошк учр ежегодно знако­мит руководителя физич воспит с правилами техники безопасности.

58.Комплексное оздоровление детей в условиях дошк учр. Гигиенич факторы включ общий режим труда,отдыха и питания,гигиену одежды,обуви,физкульт обо­рудования,помещения,площадки и т.д.Они повышают эф­фективность воздействия физич упр на орга­низм реб.В зависимости от усло­вий окр среды изменяются состав упр и па­раметры применяемых нагрузок (объем,интенсивность);пол­ноценное и своевременное питание способствует развитию костной и мышечной систем.гигиенич факторы нормализуют работу всех органов и систем,способствуют осуществлению цели и задач физического воспитания только при условии пол­ного физиологического и психологического комфорта реб. При использовании природных факторов в системе физи­ческого воспитания детей необходимо убедиться в их экологичности. Природа — среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный эффект дает только экологически чистая природа. (заня­тия в лесопарке), и как самостоятельные средства оздоровле­ния и закаливания организма (воздушные ванны, водные про цедуры). Наиболее эффективными видами специального зака­ливания физиологи признали контрастные водные и воздуш­ные процедуры, которые дополняют естественное закалива­ние.

59.Профессиональная характеристика руководителя физ воспит дошк.учр. Специалист по физич воспит должен знать:цели и обязательные компоненты личностно ориентиро­ванного образования дошк;основные составляющие системы физ. воспит. детей;современные программы и технологии физ. вос­пит. и развития реб. дошк возр;условия и содер-е здорового образа жизни детей в до­шк учр;закономерности формиров двигат навыков и развития двигат способностей детей;многообразие индивид различий дошк и закономерности индивид-дифференцированного подхо­да в процессе их обучения;содержание пед контроля физич вос­пит;основы легкой атлетики и биомеханики;законодательные акты РБ в области об­разования,физкультуры и спорта;нормативно-правовые и прог­раммно-методические документы по дошк образова­нию,правам реб;основы трудового законодательства;пра­вила охраны жизни и здоровья детей.Специалист по физич воспитдолжен уметь:понимать индивид реб;владеть методами пед диагностики и объек­тивно оценивать состояние здоровья,особенности физич и двигат развития детей;определять для каждого реб «зону ближайшего раз­вития»;создавать щадящий режим для ослабленных детей;предугадывать эффективность применения оздоровитель­ных личностно ориентированных технологий;осуществлять процесс физич воспит системно,определяя пед целесообразные средства,методы и приемы работы;создавать благоприятный психологич климат на за­нятиях физич упр;прогнозировать развитие сотрудничества с родителями воспитанников;владеть правильной техникой выполнения и показа физи­ч упр;владеть важными психофизиологич качествами —двигат памятью,восприятием пространства,точностью зрительного восприятия,пространственной точностью дви­жений;осуществлять профессиональную самооценку собствен­ной деятельности.Реализация профессиональных знаний и умений находит воплощение в профессионально значимых функциях руково­дителя физич воспит:исследовательской,конструк­тивной,организаторской,коммуникативной и функции само­совершенствования.

60.Характеристика физ-оздоровительной среды дошк учр. К физкульт-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относятся:утр гимнастика,физкультминутки,по­движные игры и физич упр на прогулке,гимнас­тика после сна,домашние задания по физич культуре.Пед стратегия организации образовательной среды дошк учр,обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошк возр,предоставляет возможность реб или взрослому,любому участнику образовательного процесса,по-другому взглянуть на окружающий мир,проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности.Образовательная среда создает условия для проявления творчества во всем:в решении задач,в совместной деятельности,а также в переживании новизны полученного результата.Создание образоват среды явл важнейшим условием реализации здоровьесберегающих технологий. образовательная среда должна не только предоставлять возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, ворческом саморазвитии,сформировать у чела объективную самооценку. Основными требованиями к образов среде явл непрерывность и преемственность,принятие реб дошк возр и включение его в активную развивающую и познават деят.Пед стратегия организации образоват среды требует от педагогов дошк образоват учр новых умений и знаний,но конечный результат такой работы намного эффективнее,чем работа в привычном формате.

 

1.История создания и основные направления развития «Теории и методики физ.воспит. д.дошк.возр».Отечественная теория физ. воспит д дошк возр. формировалась на основе многих наук о челе (педагогика,теория и методика физ. воспит,анатомия и физиологии,медицина,гигиена,биология,психология и т.д.).Попытка создания теории физ. воспит д дошк возр была предпринята в 20-е гг. XX в.В практике работы д/с применялись многие положения общей системы физ. вос­пит.Напр,цель и задачи физ. воспит. людей разного возраста связывались с подготовкой к труду и защите Родины.В развитие теории и практики физ. воспит. до­шк огромный вклад внесли работы Гориневского,Чулицкой,Аркина,Метлова,Леви-Гориневской,Озерецкого и др.Особенно успешными в развитии теор.физ. воспит дошк можно назвать 50—80-е гг. XX в.В этот период были проведены исследова­ния,определившие базис теории и методики физ. воспит. детей.Концептуально значимыми явились исследова­ния,по проблеме раз­вития движений детей (Быкова,Леви- Гориневская) было показано значение этого вида работы, определены норма­тивы физической подготовленности (для детей 4—7 лет).Известный ученый Кенеман раскрыла закономерно­сти, методы и приемы успешного обучения детей двигатель­ным действиям. Под ее руководством в 1968г. был создан учеб­ный курс «Теория и методика физ воспит д дошк возр». Большой вклад внесли в 1970—1980гг. специалис­ты НИИ дошк воспит.(Кистяковская,Осокина,Вавилова,Удалая),исследова­телями Украины (Вильчковский,Шалыгина),Арме­нии (Аракелян), Белоруссии (Ермакова,Карма-нова,Шишкина),Латвии (Лайзане),Литвы (Рауцкис).В результате были уточнены задачи в области физ. воспит. детей,предложены новые обучающие мето­дики,созданы учебно-методические пособия по физре.Обучение детей спортивным упр. и играм вызвало научный интерес.Были разработаны методики и сис­темы занятий по обучению дошк плаванию (Осокина),ходьбе на лыжах(Голощекина),катанию на коньках (Пустынникова),освоению элементов спор­тивных игр (Адашкявичене,Гришин).Значительное число научных исследований было посвящено подвижным иг­рам.Идея внедрения подвижных игр в практику работы до­шк учр получила развитие в работах Аркина,Кенеман.В практике утвердилась ежедневная утренняя гимнастика,широкое применение нашли различные виды активного отдыха,физ.минутки. Опытным путем определялись оптимальные физ нагрузки для д на занятии,на основании чего были разрабо­таны методические рекомендации по содержанию занятий,их структуре,специфике проведения в разных возрастных группах.В практику внедрялись различные виды физ заня­тий,в том числе нетрадиционные:с включением многократных беговых упр,с целевой установкой на формирование вы­носливости (Фролов),комплексные с элементами речевой,ху­д и др. видов деятельности(Глазырина).Пед исследованиями(Сендек,Осокина,Шишкина,Рунова,Вильчковский)были определены возрастные суточные нормы продолжительности и объема двигательной активности (в условных шагах), формы ее организации, методы руководства.Критериями отбора индивид методов работы яви­лись показатели физ. подготовленности дошк (Шебеко),типологические особенности высшей нервной деятельности детей (Карманова), степень двигательной ак­тивности ребенка (Рунова,Шишкина).В 1984г. сотрудниками НИИ дошк.вос­пит была создана типовой программы «Физич культу­ра в Д/с. 2.Система физ. воспит:цель,задачи,средства. Система физ воспит — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов,взаимодействие кот способ­ствует физ совершенствованию людей. Общая цель всей системы физ. воспит. — форми­рование физ. культуры личности. Специфической целью физ. воспит. дошк явл содействие воспитанию здорового,физически развитого реб,владею­щего доступными его возрасту двигательными умениями и на­выками,знаниями о физич культуре,обладающего спо­собностью управления собой.Цель определяет задачи физ. воспит.Решение оздоровительных задач направлено на охрану жиз­ни и укрепление здоровья детей,совершенствование функций организма,повышение общей активности и работоспособно­сти. закаливания,укрепления опорно-двига­тельного аппарата,формиров правильной осанки,укреп­ления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоско­стопия,гармоничного развития всех мышечных групп,разви­тия физ способностей,помогающих реб овладеть жизненно важными двигательными навыками. Образовательные задачи предусматривают формиров двигательных навыков и освоение физ знаний.К концу дошк возр реб должен уметь выпол­нять различные движения:ходить,бегать,прыгать,ловить,ме­тать,лазать разными способами,ходить на лыжах,скользить по ледяным дорожкам,ездить на велосипеде, кататься на коньках. Воспитательные задачи направлены на формирование лич­ности ребенка средствами физ культуры.Средства ф.в. движения и физ упр.,выступающие в фор­ме целостного двигательного режима;гигиенич факторы;природные факторы;технические средства. 4.Развитие личности дошкольника средствами физич. культуры(самооценка,творчество).В исследовании Бершедовой формир самооценки дошк осуществлялось в процессе спортивных занятий через игровую деятельность,путем ее целенаправленного усложнения и обогащения за счет введения учебных задач и действий спортивной направленности.В эксперименте широ­ко использовались подводные и спортивные игры,в котсамооценка д,выражающаяся в осознании собственной двигательной актив­ности,ее сильных и слабых сторон.В исследовании Петрушиной формиров самооцен­ки на физкульт занятии проходило успешно в условиях,обеспечивающих непосредственное участие д в оценочном процессе.Реб осуществляет самооценку с опорой на ана­лиз своей деятельности,ее способов и результатов.Абсолютно новое видение и осмысление в работах отече­ственных и зарубежных авторов приобрела проблема усвоения детьми двиг. материала с позиции культуротворческой деятельности.Физ куль­тура является для реб не системой готовых,застывших,окончательно сложившихся элементов,а открытой для измене­ния структурой.Процесс культуроосвоения считается творче­ским.Степаненкова - применение разнообразных комбинаций движений в подвижных играх активизирует твор­чество д,способствует использованию физ упр в качестве средства решения двигательных задач и ос­новного фактора их выразительности.При ведущей роли педа­гога д привлекаются к составлению вариантов игр,учатся самост их организовывать.Наивысшим уровнем дет­ского творчества явл придумывание новых подвижных игр по сюжету знакомых худ произведений.Твор­ческая направленность игровой деят-ти д определя­ется продуманной эмоционально- образной методикой руко­водства игрой.Задача состоит в том,чтобы постепенно форми­ровать у д эмоц положительное отношение к иг­ровым образам,чувство сопереживания и творческое соуча­стие в игровой ситуации.В последние годы в технологию развития творческих спо­собностей дошк активно включаются методы психо­физического тренинга — погружение в атмосфе­ру,условия,среду. 3.Роль белорусских ученых в создании современной системы физ. воспит. д дошк. возр.Основные направления научных исследований.В развитие теории и практики физ. воспит. до­шк огромный вклад внесли работы Гориневского,Чулицкой,Аркина,Метлова,Леви-Гориневской,Озерецкого и др.Особенно успешными в развитии теор.физ. воспит дошк можно назвать 50—80-е гг. XX в.В этот период были проведены исследова­ния,определившие базис теории и методики физ. воспит. детей.Концептуально значимыми явились исследова­ния,по проблеме раз­вития движений детей (Быкова,Леви- Гориневская) было показано значение этого вида работы, определены норма­тивы физической подготовленности (для детей 4—7 лет).Известный ученый Кенеман раскрыла закономерно­сти, методы и приемы успешного обучения детей двигатель­ным действиям. Под ее руководством в 1968г. был создан учеб­ный курс «Теория и методика физ воспит д дошк возр». Большой вклад внесли в 1970—1980гг. специалис­ты НИИ дошк воспит.(Кистяковская,Осокина,Вавилова,Удалая),исследова­телями Украины (Вильчковский,Шалыгина),Арме­нии (Аракелян), Белоруссии (Ермакова,Карма-нова,Шишкина),Латвии (Лайзане),Литвы (Рауцкис).В результате были уточнены задачи в области физ. воспит. детей,предложены новые обучающие мето­дики,созданы учебно-методические пособия по физре.Обучение детей спортивным упр. и играм вызвало научный интерес.Были разработаны методики и сис­темы занятий по обучению дошк плаванию (Осокина),ходьбе на лыжах(Голощекина),катанию на коньках (Пустынникова),освоению элементов спор­тивных игр (Адашкявичене,Гришин).Значительное число научных исследований было посвящено подвижным иг­рам.Идея внедрения подвижных игр в практику работы до­шк учр получила развитие в работах Аркина,Кенеман.В практике утвердилась ежедневная утренняя гимнастика,широкое применение нашли различные виды активного отдыха,физ.минутки. Опытным путем определялись оптимальные физ нагрузки для д на занятии,на основании чего были разрабо­таны методические рекомендации по содержанию занятий,их структуре,специфике проведения в разных возрастных группах.В практику внедрялись различные виды физ заня­тий,в том числе нетрадиционные:с включением многократных беговых упр,с целевой установкой на формирование вы­носливости (Фролов),комплексные с элементами речевой,ху­д и др. видов деятельности(Глазырина).Пед исследованиями (Сендек,Осокина,Шишкина,Рунова,Вильчковский)были определены возрастные суточные нормы продолжительности и объема двигательной активности (в условных шагах), формы ее организации, методы руководства.Критериями отбора индивид методов работы яви­лись показатели физ. подготовленности дошк (Шебеко),типологические особенности высшей нервной деятельности детей (Карманова), степень двигательной ак­тивности ребенка (Рунова,Шишкина).В 1984г. сотрудниками НИИ дошк.вос­пит была создана типовой программы «Физич культу­ра в Д/с. 5.Создание теории и методики подвижных игр. Подвижная игра — это эмоц окрашенная, созна­тельная,активная деятельность д, харся ре­шением двигательных задач и выполнением игровых правил.Возникновение игр подвижного характера,уходит корнями в далекое прошлое. Исторически у каждо­го народа накапливались свои национальные игры.Они вовле­кали в активную двигательную деятельность целые группы иг­рающих,проводились,на улице,благодаря чему становились важным средством оздоровления.Научно обоснованные взгляды на исполь­зование подвижных игр в пед процессе изложены в системе физ образования Лесгафта.Он рассм-л п\и как упр,посредством кот ребготовится к жизни.Разнообразие подвижных игр с давних пор при­водило исследователей к необходимости группировать их,клас­сифицировать. по принципу организации детей — игры одиночные и командные; возрастному принципу — для младшего, среднего и стар­шего дошк.возр.; видам движений — игры сбегом,прыжками,равновесием,метанием,лазаньем; двигательным способностям — развивающие скоростно-силовыеспособности,быстроту,выносливость,ловкость; степени интенсивности движений - большой,средней и малой подвижности; особенностям содержания — подвижные игры с правила­ми,сюжетные и бессюжетные;элементы спортивных игр(баскетбола,футбола,хоккея,бадминтона и т.д.).В первой мл гр проводятся игры с простым и доступным сюжетом.Герои игр хорошо известны детям(кошка,мышки,птички).Во вт мл гр п/и игры от­личаются несложным сюжетом и простыми правилами,но дви­жения,кот в них включаются,становятся более разнооб­разными(взобраться на куб,подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.).В ср. дошк. возр. игры имеют развернутые сюжеты,определяющие содержание дви­жений и характер взаимоотношений играющих.Значительное место занимают игры,в кот действия персонажей соответ­ствуют реальной действительности.В стар. дошк. возр. увеличивается количество игр,в кот нет образов,правила игр усложняются. 8.Классификация общеразвивающих упражнений.Требования к составлению комплексов. ОРУ направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, форми­ров правильной осанки, укреплению опорно-двигательно­го аппарата, улучшению дыхания. В основу классификации общеразвив упр положены различные признаки:анатомический (упр для рук и плечевого пояса,туловища и шеи,для ног);направленное воздействие на физич качества (гиб­кость,ловкость,быстроту и т.д.);направленное воздействие на различные системы организ­ма (сердечно-сосудистую,дыхательную);по преимущественному развитию свойств психики (наразвитие внимания,мышления,ориентировки в пространстве).Применяются следующие исходные поло­жения:для ног — основная стойка (пятки вместе,носки врозь);стойка ноги врозь(на ширине ступни,на ширине плеч);стойка ноги врозь,правая или левая впереди;стойка ноги скрестно(правая перед левой или наоборот);стойка ноги сомкнуты(носки и пятки вместе);стойка одна ступня продолжение другой;для рук—руки внизу;руки вперед;руки вверху;руки на по­яс;руки к плечам;руки перед грудью;руки за спину;руки за го­лову; руки в стороны;руки назад.Упр. могут выполняться из положения сидя,а так­же лежа на полу при различных положениях ног (согнутых,прямых).Положения сидя:ноги врозь (ноги вместе);углом;на пятках;согнув ноги;в группировке;согнув ноги скрестно.Положения лежа:на спине;на животе;правым (ле­вым) боком;кольцом (тело прогнуто,руки отведены вверх-на­зад с захватом согнутых ног).требования:упр. должны быть доступны детям,необходим последовательный переход от простых упр. к более сложным;упр. должны воздействовать на все группы мышц;необходимо чередовать упр. для различных мы­шечных групп,иначе быстро наступает утомление местного ха­рактера;нагрузка должна постепенно возрастать;в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упр., упр. для формирования осанки и стопы.
6.Типы,структура,содержание физ.занятий.Взаимосвязь различных частей занятия. Физкульт.занятие —основная форма организованно­го обучения детей физ.упр. и тренировки систем и функций организма.В физ. занятии различают две стороны:содержа­ние и структуру. Содержание занятия составляют:физ. упр.,перечень кот представлен в программе физ вос­пит д;деят д по выполнению доступных им видов физ упр;деят педагога,на­правленная на организацию выполнения детьми физ. упр. Структура занятия— это взаимосвязанное и последова­тельное расположение во времени всех элементов содержания занятия.Физ. занятие принято делить на 3 части:подго­товительную,основную и заключительную. Задачи подгот-ной части —организация д,создание благоприятного эмоц состояния,концентрация внимания на предстоящих физ. упр.,а также постепенная функциональная подготовка организма к выполнению физич нагрузки в основной части.Содержание подгот части сост упр,хорошо освоенные детьми на предыдущих эта­пах работы.Это могут быть разнообразные построения,пере­строения,различные виды ходьбы и бега,танцевальные дви­жения,упр корригирующего характера,а также зна­комые детям подвижные игры.В основной части:гармоничное развитие всех мышеч­ных групп,формир-е двигательных умений и навыков,приобретение физ. знаний,развитие физ. способностей,содействие личностному росту реб (форми­рование самосознания, эмоц-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности), закаливание организма реб. Первыми в основной части выполняются ОРУ, затем следуют упр. в основных дви­жениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упр. в равновесии). Заканчивается основная часть п/испособы организации:фронтальный,групповой или индивид Типы-занятие учебно-тренировочного характера решает задачи общей физ. подготовки д (занятия с использованием тренировочных устройств,тренажеров,спортивных снарядов.)-сюжетное занятие(строится по сюжету сказки,рассказа).-игровое занятие состоит из серии подвижных игр, кот последовательно решают основные задачи занятия.-тематическое занятие посвящено конкретному виду спортивных игр (баскетбол,футбол,бадминтон) или спортивных упр(лыжная подготовка,плавание,катание на велосипеде,роликовых,обычных коньках).-комплексное (интегрир-ое). 15.Эколого- гигиенические условия дошк учр. Гигиенические факторы включают общий режим труда, отдыха и питания, гигиену одежды, обуви, физкультурного обо­рудования, помещения, площадки и т.д.Они повышают эф­фективность воздействия физических упражнений на орга­низм ребенка. В зависимости от усло­вий окружающей среды изменяются состав упражнений и па­раметры применяемых нагрузок (объем, интенсивность); пол­ноценное и своевременное питание способствует развитию костной и мышечной систем и т.д. гигиенические факторы нормализуют работу всех органов и систем,способствуют осуществлению цели и задач физического воспитания только при условии пол­ного физиологического и психологического комфорта ребен­ка.При использовании природных факторов в системе физи­ческого воспитания детей необходимо убедиться в их экологичности.Природа — среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный эффект дает только экологически чистая природа. (заня­тия в лесопарке), и как самостоятельные средства оздоровле­ния и закаливания организма (воздушные ванны, водные про цедуры). Наиболее эффективными видами специального зака­ливания физиологи признали контрастные водные и воздуш­ные процедуры, которые дополняют естественное закалива­ние. 11.Понятие о двигательных умениях и навыках.Закономерности их формирования у д. дошк.возр. Двигат умения — степень владения двигат действием, кот харся сознательным управле-м движе-м. Двигат. навык — автоматизированное упр движением, характеризующееся прочностью и надежностью исполнения.Черты двигат навыка:высокая быстрота действия, чрезвычайная прочность и надежность.Физиологической основой формиров двигат навыка явл образование системы временных связей в ко­ре больших полушарий мозга В этом процессе различаюттри стадии.Стадия I — иррадиация процесса возбуждения в коре го­ловного мозга. На этой стадии д знакомятся с новым движе­нием. У них наблюдается неуверенность при его выполнении,лишние движения,напряженность мускулатуры. В обучении движениям на данной стадии решаются след. задачи: ознакомить д. с новым движением, создать о нем целостное представление, начать разучивать движение в общих чертах.Важнейшим фактором,определяющим эффективность обуче­ния двигат действию на I стадии, явл.зрительное восприятие изучаемого движения. На на­чальном этапе обучения движению целесообразно сопровож­дать показ доступными для дошк словесными указа­ниями.Стадия 2.Эта стадия харся уточнением наметившейся с-мы условных двига­т рефлексов,устранением излишнего мышечного на­пряжения.Образов-е двигат-го навыка на этой стадии происходит волнообразно.Постепенно происходит уточнение и совер­шенствование двигат умений, На данной стадии детям доступны осознание выполнения упр,их анализ и оценка.Одна из основных причин расстройства двигат навыка на II стадии — длительность перерыва между за­нятиями,во время кот недостаточно закрепленный в коре головного мозга динамический стереотип угасает.Стадия Ш — стабилизация навыка,закрепление и дальней­шее совершенствование двигательного действия.Движения ре­б становятся точньми,свободными и раскованными.Он мо­жет применять двигат навык в различных условиях. 21.Этапы обучения д двигательному действию(этап начального углубленного разучивания,закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия). На первом этапе происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять движе­ние в общих чертах. С учетом этого ребенку предъявляют ми­нимальные требования, которые помогают ему овладеть осно­вой движения. Частота повторений нового движения в занятии Должна быть максимально допустимой (не менее 8—12 раз). Впоследствии она снижается до 5—6. На втором этапе физическое упражнение разучивает­ся углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от сложности движения, двигательного опыта детей. Разученные движения периодически повторя­ются (1—1,5 недели).На третьем этапе обеспечивается совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается на­вык и формируется способность самостоятельно применять двигательное действие в играх и в жизни. Если движение не ра­зучено на занятии, то не следует включать его в игру, так как в игровой обстановке дети спешат выполнить правила игры, за­бывая о деталях техники движения. Продолжительность третьего этапа зависит от уровня физической подготовленности, состояния здоровья де­тей и многих других факторов. 18.Методика оценки физической нагрузки,моторной плотности физкульт занятия.Эффективность физкульт занятия можно оценить путем анализа его количественных и качественных характерис­тик.Для получения количественных характеристик занятия ис­пользуется построение физиологич кривой, качественных — пед анализ занятия.Физич нагрузка определяется по динамике пульса. Правильное построение занятия с достаточной степенью на­грузки харся учащением пульса после вводной части не менее чем на 20%, после общеразвив упр — не менее чем на 45—50, после обучения основным движениям—не менее чем на 25, после подвижной игры — до 70%. В конце за­нятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня либо на 15—20% превышает его. Низкие нагрузки не дают оздорови­тельного эффекта. Пульс принято считать в течение 10 с и умножать результат на 6. После занятия по полученным данным вычерчивается график.На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса.В обучающем занятии физиологич кривая,двухвершинная (пик возбудимости пульса приходится на общеразвив.упр,подвижную игру),в занятиях тренировочного характера или занятиях, проводимых на воздухе, она отражает постепен­но нарастающую нагрузку и имеет зубчатое плато (незначи­тельное повышение и снижение частоты пульса,связанное с выполнением двигат заданий разной степени интенсив­ности).Успех решения оздоровительных задач физкульт за­нятия зависит от рационального темпа занятия, т.е. от правиль­ного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за активностью детей на занятии можно о
<== предыдущая | следующая ==>
Расчет индекса бюджетных расходов | Введение. Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент

Date: 2015-06-11; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию