Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объяснение нового материалаВосприятие материала идет через слуховой и зрительный каналы. Слуховой канал задействован у учащихся при слушании объяснения учителя и при беседе с учителем. Зрительный — при работе с доской и учебными пособиями. Подача нового материала состоит из следующих звеньев. Во-первых, это создание проблемной ситуации: по возможности учитель должен вызвать интерес к теме; наиболее естественно такой интерес можно вызвать, показав, что существуют языковые факты, которые учащиеся нс в состоянии объяснить исходя из имеющихся у них знаний. За созданном проблемной ситуации следует подготовка к восприятию новой темы через се обозначение (произнесение вслух и записывание на доске) н разъяснение терминов. Главным этапом является раскрытие сущности изучаемой темы, понятия или правила. При этом желательно задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти, так как согласно исследованиям психологов учащимися средних классов с первого раза запоминается только 12% нового материала. Завершается объяснение нового материала обучением применению знаний на практике: учитель предоставляет ученикам алгоритм рассуждения. образец разбора. Осознание учащимися нового материала предполагает применение специальных методов. Для преподнесения знаний в готовом виде (догматические, или объяснительно-репродуктивные методы) используется слово учителя и самостоятельный анализ учениками текста учебника. Слово учителя — это развернутое высказывание учителя па уроке. При объяснении нового материала слово учителя является запланированным и должно быть логичным, мотивированным и доступным в понимании. Анализ текста учебника при объяснении нового материала является не основным, но важным методом работы. Учащиеся должны уметь самостоятельно освоить новый материал по нс насыщенному подробными разъяснениями источнику. Учитель контролирует эту работу, опрашивая учеников и выясняя, в полной ли мере воспринят материал, ясны ли термины, осознаны ли примеры. Чтение учебника как первичный канал восприятия нового материала в большей мере оправдано при изучении орфографико-пунктуационных тем. Необходимость такого метода работы возникает практически у каждого ученика при пропуске занятия по болезни. Анализ текста учебника как основной метод получения знаний заложен в комплексе 3, где отсутствует теоретический материал, не включенный в какое-либо упражнение и нс сопровожденный заданиями. Теоретический материал представлен в виде упражнений с пометой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Учащимся предлагается прочитать текст, ответить на вопросы, пересказать текст. Такой метод преподнесения знаний обусловлен заявленной авторами речевой направленностью учебного комплекса 3. Представляется, что роль слова учителя, а также эвристических методов получения знаний в данном комплексе недооценена. В большом количестве случаев учитель, выбравший догматический путь объяснения нового материала, комбинирует методы слова учителя и анализа текста учебника. Ученикам предлагается в процессе объяснения нового материала рассмотрен, иллюстрации учебника, прочитать определение или правило, рассмотреть примеры. Для объяснения нового материала помимо догматического пути возможет путь эвристически й, при котором ученик принимает активное участие в получении нового знания. Методами такого пути при объяснении нового материала являются беседа с учителем и самостоятельный анализ языкового материала. (14 ВОПРОС) Беседа с учителем отличается от слова учителя тем. что она предполагает не монолог учителя, а диалог учителя и учеников, строящийся обычно в форме вопросов и ответов. Различают три типа бесед: сообщающая, эвристическая и воспроизводящая. Сообщающая беседа характеризуется тем, что учитель излагает новый материал, который учащиеся способны проиллюстрировать примерами из уже изученного материала или опираясь на собственное владение языком. Так, например, сообщающая беседа может быть широко применена при изучении лексикологии, поскольку учащихся можно активно привлекать к толкованию значений слов и фразеологизмов, к подбору примеров устаревших и новых слов и подобным темам. Эвристическая беседа состоит в том, что учитель в определенной последовательности задает вопросы, отпеты на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам и формулировкам. Воспроизводящая беседа, как и эвристическая, имеет вопросно-ответную форму, но применяется на этапе закрепления и повторения материала. При подготовке вопросов к эвристической и воспроизводящей беседе учитель должен руководствоваться следующими принципами: вопрос должен быть четко сформулированным, не допускающим двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов, не подсказывающим ответа своей формулировкой, не предполагающим однословного положительного или отрицательного ответа.(КОНЕЦ14) Анализ языкового материала, как и беседа, относится к разряду эвристических методов и состоит в наблюдении над языком. Наблюдение над языком — один из этапов (обычно начальный) в процессе изучения языкового явления, который заключается в том, что ученики в соответствии с заданием учителя отбирают из текста какие-либо языковые реалии, видоизменяют текст в соответствии с поставленной учителем задачей, описывают произошедшие грамматические изменения и выполняют подобные задания. Так, например, если поставить перед учениками задачу преобразовать какое-то повествовательное предложение-сообщение в побуждение или вопрос, то они могут самостоятельно сделать вывод о языковой специфике побудительных и вопросительных предложений. Наблюдение над языком может помочь и в формулировании определений и правил, но оно должно быть тщательно продумано и организовано, выводы учеников должны быть скорректированы и повторены учителем. Выбор метода в каждом конкретном случае зависит от двух факторов: 1) характера материала: абсолютно новый или очень сложный материал должен быть объяснен учителем; 2) уровня и индивидуальной особенности класса. Главным требованием к урокам объяснения нового материала является сознательное усвоение изучаемого материала. Чтобы этого добиться и помочь учащимся сделать очередной шаг в изучении родного языка. необходимо тщательно разъяснять вводимые термины и понятия. При этом вполне оправданно познакомить учащихся с этимологией или переводом лингвистического термина, что привлечет их внимание, а значит, останется в памяти.. На начальном этапе изучения какой-либо темы вполне допустимо минимизировать формулировки и правила либо расчленять их. Например, изучая тему «Составное именное сказуемое», логично после общей характеристики этого типа сказуемого сначала отработать способы выражения приименной части, а затем обратиться к способам выражения именной. Примеры, иллюстрирующие новый материал, должны быть четкими и убедительными (и, добавим, «чистыми» и ясными для самого учителя). Лнтипрнмером может являться приводимое в типовом учебнике для 5 класса слово подберезовик, как образованное приставочно-суффиксальным способом при помощи приставки под- и суффикса -ик. Дискуссия по поводу производящей основы - берез - или - березов - неминуема, при том что пример, безусловно, чистый. В учебнике для 6 класса учебно-методического комплекса 3 дан следующий образец морфемного разбора: обо-дран-н-ые, что просто является ошибкой. И, наконец, последнее замечание в связи с подачей нового учебного материала: новизна сообщаемого материала должна быть поступательной, без работы вхолостую. «Топтание» на одном месте приведет к снижению активности учеников, а от их активности в восприятии знаний зависит успех работы учителя.
|