Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все конспекты выполнить в этой тетради (3 конспекта)





Глава 5. Дидактически основы уроков.

Глава 6. Выразительное чтение (конспект)

Глава 7. Теория литературы в 5-7 классах.

Глава 8. Работа над планом.

Глава 9. Система занятий по языку

Глава 10. Система письменных работ

 

 

Методическая система Василия Васильевича Голубкова (1880-1968 гг.)

Он принадлежит к числу авторитетнейших отечественных методистов-словесников. Преподавательскую деятельность начал до революции и принял активное участие в создании новой отечественной школы.

1912г. – «Письменные работы в младших классах средней школы»

1913г. – «Пособие для ведения устных и письменных сочинений»

Дек.1916-янв.1917 года – первый всероссийский съезд преподавателей русского языка (доклад)

1923год – литературно-художественная хрестоматия «Город и деревня»

1938 год - учебник «Методика преподавания литературы» (7-е последнее издание вышло в 1963 году). Содержится материал по 5-ти разделам

1. Общие принципы

2. Литературное чтение

3. История литературы в старших классах старшей школы

4. Внеклассная и внешкольная работа по литературе

5. Вопросы планирования и оборудования

1946 год – статья «Теоретические основы методики литературы в средней школе», «Преподавание литературы в дореволюционной школе»

1950 год – «Литературное чтение в школе»

Работы о художественном мастерстве русских писателей-классиков – Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.П.Чехов

1963 год – проблема психологического обоснования изучения литературы в средней школе.

 

 

Методические принципы Голубкова не потеряли значения до настоящего времени и остаются в поле зрения современной методики.

Голубкову принадлежит заслуга создания систематического курса методики преподавания литературы, он первым из методистов литературы был удостоен ученой степени доктора наук, первым избран член-корром а в последствии действительным членом академии педагогических наук РСФСР.

 

 

ГЛАВА I. Об основах методики.

Первое дидактическое правило – обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству.

Второе дидактическое правило – учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявленные им учителем требования, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе.

Третье дидактическое правило – искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом узнается нечто новое.

Четвертое дидактическое правило – диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой.

Глава IV. Уроки.

Народные сказки и «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкина.

Само слово «сказка» ясно говорит, что сказка сказывается (так же как «песня поется»). Сказку «Царевна - лягушка» учитель должен суметь рассказать своему классу без особого предисловия. Дома дети перечитывают сказку и готовятся ее рассказывать. Но прежде, чем выслушать сказку от учащихся, учитель обращает их внимание на ее язык. Идет беседа о том, что в сказке все такое, «что ни вздумать ни взгадать, ни пером описать». Учитель объясняет смысл постоянных эпитетов, учащиеся отыскивают их в тексте. Это упражнение ставит перед учащимися вопрос о том, что сказку нужно передать особым языком, так, как она хранится в народной среде.

Следует рассказывание сказки. Могут рассказывать сперва трое: 1) Женитьба Ивана –царевича, 2) Василиса Премудрая, 3) Иван-царевич в поисках за Василисой Премудрой.

Рассказ проверяется, исправляется. Попутно вводится понятие о синонимах сказки (ни вздумать ни взгадать; приуныла, запечалилась).

После первого пересказа должен следовать анализ сказки. Учитель проверяет знания детей о фольклоре и углубляет их. Но основная цель беседы - понимание данной конкретной сказки.

В ней именно показано обычное для народного создания соединение обиды, убожества с умом и красотой. Лягушка – она же красавица, Василиса Премудрая. Таково же противоречивое состояние Ивана – царевича: над ним смеются, он унижен женитьбой на квакушке, но он же достигает и великого счастья. Почему народ сочувствует именно этим героям? Потому что они умны, добры, настойчивы, потому что обиженный и оскорбленный избывает свою беду, достигает счастливой жизни.

Здесь показана идея связи человека с природой, мысль о подчинении животных человеку.

Учитель выделяет своими вопросами те места сказки, где появляются за одну ночь пироги, а потом ковры. Учащиеся вспоминают другие сказки с аналогичными чудесами. Затем учитель обращает внимание на отношение Ивана – царевича к животным и на помощь этих животных в борьбе Ивана-царевича со злом (Кащеем бессмертным)

Уяснив путем беседы характер героев, поняв идейный смысл сказки в целом, мы рассказываем теперь сказку полностью, начисто, что выполняется одним из учеников.

Дома учащиеся должны прочитать сказку «Морозко». В ней тоже страдает невинно гонимое существо (падчерица), в ней тоже торжествует добро над злом. В классе учитель, бегло коснувшись сказки, выслушивает ее от одного из учеников. И класс затем читает и усваивает хрестоматийную статейку «Сказочники и сказочницы», которая дополняет и оформляет уже проведенную беседу о значении сказки.

Сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне».

На данную сказку дается три урока.

Первый:

Сказка не является для пятиклассников новинкой, поэтому первую часть они могут прочитать дома. В классе они кратно передают содержание прочитанного. На этом же уроке прочитывается вслух вторая часть сказки, которая пересказывается в той же манере: кратно, но с сохранением элементов художественной речи

Третью часть учащиеся читают дома. Им предлагается заметить в этой части все, что показывает злобу царицы, и все, что свидетельствует о добрых качествах царевны. Таким образом делаются заготовки для итоговой беседы о героях сказки.

Второй:

Начинается не с характеристики героев (к которым дети готовились), а с продолжения сказки, что более естественно. Учитель заканчивает сказку сам, читая классу вслух четвертую ее часть. Дети слушают с закрытыми книгами.

Когда сказка прочитана целиком, начинаем беседу по сказке.

 

 

Вопросы для беседы:

-Кто из героев вам понравился?

-Почему же они вам понравились? Что в них хорошего?

-Припомните из сказки все то, что показывает добрый нрав царевны.

-Какова царица-мачеха? Найдите ее характеристику вначале сказки.

Тут же проводится сопоставление сказки Пушкина с народной сказкой «Морозко».

К следующему уроку дети готовят чтение по ролям.

Третий:

Чтение по ролям, учитель исправляет, останавливает внимание на языке сказки.

Дома дети учат наизусть два-три обращения (к солнцу, к месяцу, к ветру).

Необходимо обратить внимание детей на обращения. Отмечаем место обращения – в начале, в середине, в конце предложения, осмысливаем знаки препинания. Учимся писать и говорить.

 

ГЛАВА VI. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

I. В системе литературного чтения чтение выразительное занимает видное место. Стремясь довести произведение до сознания учащихся, учитель старается прочитать его перед классом как можно ярче, эмоциональнее, художественнее, выразительнее. Прежде чем разбирать произведение, нужно его прочитать, нужно, чтобы оно воплотилось в звуке голоса музыкально и логически.

Говоря об идейно-тематической стороне чтения, о его эмоциональной силе, мы говорим о воспитательной стороне работы на уроках литературы и в связи с этим о дисциплине на наших уроках.

Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной стиль прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, оно должно быть громким, четким, ясным.

Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания.

Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.

Учащиеся должны прийти к выводу, что выразительно прочитать – это значит подать голосом идею и тему произведения. В классе читается и разбирается «Железная дорога»; учащиеся пришли к мысли, что Некрасов показывает в стихотворении трудную жизнь народных масс, показывает сочувственно, показывает эксплуатирующую верхушку – генерала и подрядчика, показывает всю их наглость и грубость; показывает отношения двух враждебных сил в настоящем (финал стихотворения) и в будущем («да не робей за отчизну любезную…»). Учащиеся поняли все это, читая, отвечая на вопросы, работая с текстом. Такая задача, как идейно-эмоциоанальное раскрытие текста решается общим разбором произведения, подсказывается чтением учителя и закрепляется чтением учащихся.

Первая и основная задача преподавателя литературы – истолкование внутреннего содержания произведения, выявления темы, предмета изображения, и главное – выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение).

Кроме уроков всестороннего литературного анализа и произношения произведения целиком, необходимо уделять время, хотя бы 5-6 часов в год, на специальные занятия техникой произношения.

РАБОТА СО ЗВУКАМИ. Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией.

Задача речи: развитие фонетической четкости.

Для целей орфографии, орфоэпии и дикции хороши произведения устной произведения устной народной поэзии; загадки; пословицы; скороговорки. Эти малые формы художественной речи показывают высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз.

Дети:

1. Учатся четкому и звонкому произношению

2. Вслушиваются в звуки и слоги

3. Проходят школу художественной фонетики.

Работа над звучащим словом дает резонанс на всех следующих ступенях общения с художественным словом.

Умелый учитель на уроках выразительного чтения повысит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии синтаксису.

Ученик должен не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха.

Первый вид упражнений:

- восприятие звука

- произнесение звуков

Цель: четкое воспроизведение звука как звукосочетания, четкое воспроизведение звукового звена в его художественно-звуковой функции.

Наблюдения за художественным словом должны закрепляться собственным творческим опытом.

Такие темы учат подростка:

- слышать звуки природы, города, человека

- ценить в литературе ее музыкальную, звуковую силу.

ВВЫДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Класс.

1. Учитель пишет на доске предложение

2. Ставит один вопрос за другим

Такие упражнения нужно повторять и приучить учащихся слышать логическое ударение.

В предложении может быть не одно логическое ударение: «а низ горы деревней был, кривился крыш корою». Можно разобрать на одном стихотворении. Например: «Утро» Никитина. Потренировав учащихся на простейших примерах, можно показать случаи сложных расстановок ударения, например «Кавказ» А.С.Пушкина.

Работа над логической акцентировкой стоит в теснейшей связи с работой над паузой.

Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки, воспитывать в детях чувство ритма.

Другая форма остановки среди строк – это цезура, ритмический перелом строки в середине, прием проходящий в некоторых стихотворениях из строки в строку.

Стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, приучающие детей к мерным хореям, ямбам, дактелям, перебиваются свободными строками басен Крылова.

Чтение басен приучает к:

1. Более свободной расстановке пауз

2. Беглой перекличке голосов в диалоги.

3. Введению многочисленных вопросительных и восклицательных интонаций.

Date: 2015-06-11; view: 1332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию