Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнос: определение и типология. Этнические процессы





Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Психологический склад - это так называемый этнический характер, понимаемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л.Гумилев, В.Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает три типа - род, племя, народ.

Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательности: сначала - род и племя как кровно-родственный производственный коллектив с территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и психологией кровных связей; затем - народность как патриархальная мелкотоварная общность государственного типа с таможенными границами, с письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой; наконец - нация как экономическая общность промышленного типа, не разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой, связанной с распространенными идеологиями.

Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса единым типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объединения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судьбы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из них - определение нации. В первом случае она рассматривалась как этническая общность; во втором - как политическое явление, означающее согражданство. Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем миром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становится нацией, когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Великой французской революции 1789 года сначала во французском и английском, а затем и в других языках, и в международном праве утверждается этатистское толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках, отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран Восточной Европы, сохранились оба ее значения - этатистское и этническое. Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке.

В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят существенные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т.е. этнические процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этноса. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания.

По своей направленности этнические процессы делятся на преобладающие в современном мире процессы этнического объединения и процессы этнического разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние культур, двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разделение - путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтеграцию, сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют этнические контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряжено с конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики, идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса (этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии этноса, его языка и культуры, а другая (этнофобия) - признание исключительности своего этноса и враждебности к иным народам. В полиэтничном обществе государство не может быть этническим. Главные сферы действий этноса - язык и культура, а государство лишь оказывает свою помощь этим сферам.

Литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебн. пособие. М., 1998.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 11, 12.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 10.

Социальная сфера не исчерпывается классами, сословия­ми, слоями, группами и т. д., начиная от самых первичных звень­ев (семьи, трудовых коллективов, территориальных и соседских общин) и завершая общностями самого высокого и опосредован­ного характера, вплоть до народа и человечества в целом. Важ­нейший и неотъемлемый элемент социальной сферы - социаль­но-этнические общности (этнос - греч. ethos - народ). Национальные и межнациональные отношения являются весьма чувствительным барометром общественной жизни, улав­ливающим самочувствие общества, народа, человека. В условиях стабильного и спокойного развития государства климат межнацио­нальных взаимоотношений и национальная идентификация лю­дей естественны и органичны. Они, как дыхание здорового чело­века, работа его кроветворных органов. В период же смут и соци­альных катаклизмов, государственных потрясений национальный вопрос становится весьма взрывчатым фактором, дестабилизи­рующим общественную и политическую обстановку в стране, в ее отдельных регионах.

Сегодня проблема этнического (национального) и религи­озного (конфессионального) оказалась в эпицентре решения во­просов упрочения российской государственности, экономических реформ, социально-политических преобразований, развития культуры и образования.

Прежние понятия и представления, сама теория нацио­нальных отношений требует основательных корректив. С ростом этнического и исторического самосознания встают вопросы о кри­териях национальной идентификации, о понимании национализ­ма и интернационализма, границ самоопределения, потенциала национально-культурной автономии, форм национальной самоор­ганизации в основных сферах жизнедеятельности, общественных отношений и духовной сфере. Все это выводит на необходимость более глубоких и основательных определений базовых понятий: этнос, суперэтнос, субэтнос, нация, народ.

Первой и специфически человеческой формой социально-этнической общности людей, пришедшей на смену первобытной орде, стал род. Род - кровнородственное объединение сравни­тельно небольшой группы людей, связанных коллективным тру­дом, совместной защитой общих интересов, общностью языка, нравов, традиций, верований и обычаев.

Объединение нескольких родов составляет племя - новый тип этнической общности и социальной организации людей в пе­риод доклассового общества. Для него характерны наличие об­щей территории, общность экономической жизни, взаимопомощь соплеменников, общий язык, общность происхождения и кровно­родственные связи.

Образование союзов племен, усиление межплеменных хо­зяйственных и культурных связей, доминирование не кровнород­ственных, а территориальных связей, формирование частной собственности и классовых отношений, государственности, рас­ширение экономических и политических связей с другими этниче­скими образованиями - все эти признаки характеризуют народность. Уже как более устойчивую и широкую социально-этническую общность с ярко выраженным своеобразием культур­но-языковой и, в целом, духовной жизни.

Уникальным социально-историческим образованием в со­циально-этнической структуре общественной жизни являются на­ции. Именно нации, наряду с большими империями и широкими социальными классами, в настоящее время являются могучими системами, деятельность которых ощутимо определяет ход исто­рических процессов, жизнь и судьбу миллионов людей [4]. Нация- это особый тип этноса. Это исторически сформировавшаяся, крупная, ус­тойчивая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием, традициями и пе­реживанием единства исторической судьбы.

Нации, как и другие социально-этнические общности, сле­дует отличать от рас. Все люди, живущие на Земле, составляют единый человеческий биологический ряд. Однако они различают­ся между собой по второстепенным физическим особенностям - цвету кожи, волос, разрезу глаз, форме головы и т. д. Различие между расами носит внешний характер. В своей же человеческой, духовной сущности все расы равны. Их деление на выс­шие, низшие, полноценные, неполноценные не научно несостоятельно, антиисторично, бесчеловечно.

Этнос по своему генезису и существу является историче­ским духовно-социально-природнымфеноменом. Природность этноса заключается в том, что он органично вплетен, слит с оп­ределенной природной средой, экологической нишей и ареалом своего обитания, имеет общую территорию проживания и своей деятельности. Земля, на которой мы живем, это обитель истории, священное место рождения и последнего упокоения, по Ильину, «не только мастерская, но и око народа к Богу».

Социальность этноса выражается в том, что это прежде всего сообщество и содружество людей, определенный социаль­ный организм, члены которого находятся не столько в борьбе, сколько в единстве своей социальности, в объективной взаимо­зависимости и общности коренных интересов, общности самой исторической судьбы народа.

Духовность этноса определяется и выражается в нацио­нальном духе, национальном характере, национальной идее, на­циональной ментальности, в мировоззренческих началах и нрав­ственных основаниях, в его культуре, языке, искусстве и литера­туре, наконец, в религиозных верованиях. Духовность выражает­ся в целом в национальном сознании и самосознании народа, в устойчивости его развития (этноним), в исторической памяти, традициях, патриотизме, долге, гордости. Можно говорить даже о целой эмоционально-чувственной сфере национального подсоз­нания.

По глубоким и проницательным суждениям Н.А.Бердяева, «национальность - таинственна, мистична, иррациональна». И все попытки ее рационального постижения ведут к неудачам: ос­тается некий неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуальности. Нацио­нальность - сложное историческое образование. Она формиру­ется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связала свою судьбу, это результат духовно-культурного процесса, который созидал ее не­повторимый духовный лик. Воспроизведем некоторые из его суждений. Че­ловек входит в человечество через национальную индивидуаль­ность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может пе­рескочить через целую ступень своего бытия. От этого он обед­нел бы и опустился бы. Национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек: в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные.

Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев, но нельзя желать, чтобы исчезли с лица земли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур. Культура всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качест­ве восходящая к общечеловечности. Совершенно не националь­ной, отвлеченно-человеческой, легко транспортируемой от наро­да к народу является наименее творческая, внешне техническая сторона культуры.

Все творческое в культуре носит на себе печать нацио­нального гения. Даже великие технические изобретения нацио­нальны, и ненациональны лишь технические применения великих изобретений, которые легко усваиваются всеми народами. Даже научный гений, инициативный, создающий метод - национален (Дарвин, Гельмгольц, Менделеев).

Национальное и общечеловеческое в культуре не может быть противопоставлено. Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества. В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через свое индивидуальное он проникает в универсальное. Например, Ф.М.Достоевский - русский гений, национальные образы запечатлены на всем его творчестве. Он раскрывает миру глубины русского духа. Но са­мый русский из русских - он и самый всечеловеческий, универсальный. Через русскую глубину он раскрывает глубину всемир­ного, всечеловеческого.

Судьба наций и национальных культур должна свершаться до конца. Нивелирующая цивилизация уродлива. Таким образом каждый народ вплетает в разноцветное полотно истории свой сюжет, свой этнический орнамент, свой неповторимый рисунок.

В жизни общества и каждого человека большое значение имеет нация. В понимании ее существуют разные точки зрения. До недавнего времени общепринятой у нас была точка зрения марксизма, главным признаком нации признававшая общность экономической жизни.

На Западе широко распространен полити­ческий подход. Нация рассматривается как согражданство, соци­альное сообщество граждан, составляющих государство. Данный подход продуктивен в международных отношениях. Государства - нации составляют ООН. В этом смысле употребляются понятия «национальный интерес», «национальная безопасность». Но это мало что проясняет в случае многонациональных государств. Бо­лее того, отождествление нации с сообществом граждан государ­ства может вести к игнорированию реальных проблем нацио­нального развития и межнациональных отношений, провоциро­вать межнациональные конфликты.

Сугубо материалистический (как экономический, так и госу­дарственный) подход в понимании нации не раскрывает ее суть. Играя важную роль в жизни нации, особенно на стадии ее ста­новления, экономика и государство не являются определяющими в существовании нации. Многочисленные факторы свидетельст­вуют, что в рамках единого государства вести общую экономиче­скую жизнь на протяжении длительного времени могут люди раз­ных национальностей. Было единое государство - СССР и еди­ная советская экономика, но не было единой советской нации. Так же не возникла единая российская нация. С другой стороны, многие нации, по разным причинам не образовавшие либо утра­тившие свою государственность и общность экономической жиз­ни, даже оказавшись разбросанными по всему миру, сохрани­лись. Наиболее показательны здесь евреи, веками рассеянные по всему свету в диаспоре. Миллионы русских, оказавшихся в результате разрушения СССР оторванными от России, не пере­стали быть русскими.

Главное в нации не общая экономика и не единое государ­ство, и, конечно же, не отметка в паспорте и не кровь. В основе нации лежат духовные источники. Она является носителем, фор­мой существования духовности данного народа. Зачастую духов­ность отождествляется с умственной и эстетической деятельно­стью: ходишь в театр, посещаешь выставку, интересуешься жи­вописью, читаешь книги - живешь духовной жизнью. Но это дале­ко не так. В жизни гений и злодейство зачастую сопрягаются. Но злодейство даже гения - это всегда признак и проявление безду­ховности. С другой стороны, общепризнана высокая духовность в прошлом безграмотного, в основном, российского крестьянства. Она оплодотворяла творчество русских писателей и деятелей культуры XIX в., искавших и находивших в народной духовности высшие ценности и ответы, на терзавшие их вопросы устройства жизни.

Духовность - это жизнь народа во всем многообразии ее проявлений в соответствии с требованиями нравственности. Это этический уровень бытия, воля к самосовершенствованию, ори­ентация на высшие идеалы. Наиболее зримыми проявлениями духовности являются культура и язык. Мы узнаем нацию по музы­ке, по картинам, по архитектуре и литературе, по устному народ­ному творчеству, по государственным и общественным формам организации жизни народа, по быту, костюму и т. д. Эти формы проявления духовности имеют важное значение в понимании на­ции, но, видимо, не они имеют решающее значение в определе­нии ее сути. Можно привести достаточно примеров, когда нацио­нальное самоопределение сохраняется в условиях сильно ослабленного либо даже полностью утраченного культурного и языкового единства народа. С другой стороны, при внешне сохра­няющихся признаках нации - совместная экономическая жизнь, единая государственность, культура и язык - происходит угаса­ние нации, утрачивается осознание ее самоценности нарастают внутринациональные озлобленность и конфликты, преступность и угроза гражданской войны. Такие примеры тоже многочисленны.

С началом нынешних преобразований в России в литерату­ре стала широко распространяться негативная оценка нацио­нального самосознания как «эмбриона тоталитаризма». С этим решительно нельзя согласиться. Без национального самосозна­ния нет нации. Нация обнаруживает себя прежде всего в нацио­нальном самосознании, ядром которого является чувство национальной общности, неразрывного единства со своим народом, его историей, культурой и судьбой. Это чувство напрямую связано со сферой подсознательного и потому является крайне прочным и устойчивым. Национальное самосознание проявляется в патрио­тизме, в осознании своей личной ответственности за судьбу сво­его народа, в национальной солидарности, в осознании нацио­нальных интересов и в стремлении максимально содействовать их реализации, в чувстве национальной гордости и национально­го достоинства. Элементом национального самосознания являет­ся национальная идеология, которая выражает осознание места нации в мире, видение ее будущего, формулирует национальную идею.

Основные характеристики русского национального характе­ра и русско-национального самосознания сказались самым непо­средственным образом на судьбе России. Духовность русской нации обладает рядом особенностей. Многочисленные войны, которые русские вели на протяжении всей своей истории с много­численными врагами за право на существование, породили объ­ективную необходимость жесткой централизации всей общест­венной жизни. В этих условиях патриотизм отождествлялся с без­граничной верой и безусловной преданностью верховной власти, готовностью по первому ее требованию идти на любые жертвы, довольствоваться немногим, устойчиво ограничивать свои по­требности. В этих условиях сформировались неразвитая бытовая культура и беспрекословный характер русского патриотизма. По­следний препятствовал выработке навыков самостоятельного мышления и способности к самоорганизации, и самодисциплине. Этим объясняется поразительная доверчивость русского челове­ка. Он очень уязвим, легко поддается идеологической обработке, нуждается в поводырях, быстро меняет их вместе с социальными ценностями и ориентирами. Это делает его легкой добычей раз­личного рода демагогов и политических авантюристов. При ослаблении государства, его либерализации в обществе усилива­ется дезорганизация. Лишенный государственной опеки, русский человек во многом оказывается беспомощным и становится жертвой агрессивности других народов. Об этом свидетельствуют процессы во многих бывших республиках СССР, где, составляя значительную часть населения, русские становятся объектом дискриминации.

Трудный исторический путь России сформировал природ­ную пластичность русского человека, стремление находить об­щий язык со своими иноплеменными соседями, устанавливать с ними дружеские отношения.Он никогда не стремился получить за их счет какие-то выгоды для себя. Напротив, делился с ними сво­им последним достоянием. На эту черту русского национального характера обращал внимание Ф. М. Достоевский. В своей речи, посвященной памяти А. С. Пушкина, он подчеркнул, «что стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только - стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».

На практике это зачастую вело к утрате собственных на­циональных ориентиров и погоне за какими-то наднациональны­ми химерами, будь то пролетарский интернационализм или об­щечеловеческие ценности. Как правило, это сопровождалось на­циональным самоуничижением, самобичеванием и самоотрица­нием, национальным мазохизмом. Отмеченная черта, усиленная низкой бытовой культурой, формировала чувство национальной неполноценности и подобострастия перед заграницей. Это осо­бенно проявилось в среде образованной части общества, и при­вело к формированию многочисленной прозападно настроенной интеллигенции, которая питалась западными идеями и рассмат­ривала Россию как полигон для их апробирования, как своего ро­да экспериментальную площадку. Национальные особенности и даже интересы России при этом в расчет не принимались. «За­падники», по сути, превращались в антинациональную силу, пи­тавшуюся тем не менее определенными сторонами противоречи­вого русского духа.

Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, пре­емницей Союза ССР. Большинство народов на территории Рос­сии сложились как этнические общности, коренные и государствообразующие народы при объединяющей роли русского народа. Они образуют уникальное единство и многообразие, соединенное общностью истории и судьбы на своей земле, многовековой духовной традицией, стремлением к воплощению общенациональ­ной идеи, высших идеалов справедливости, нравственности и братства народов.

Date: 2015-06-11; view: 848; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию