Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Политическая сфера общества





Основные понятия: власть, политическая власть, легитимная власть, лоббизм, политика, политическое участие, политическая культура, политический процесс, государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, абсолютная монархия, конституционная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия, президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика, форма территориально-государственного устройства, унитарное государство, централизованное унитарное государство, децентрализованное унитарное государство, федерация, конфедерация, правовое государство, политическая система общества, гражданское общество, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, закон разделения властей, политические партии, партийные системы, выборы, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

 

1. Политика и власть как социальные явления. Политическая система общества

2. Теория государства. Гражданское общество и государство

3. Теория разделения властей

4. Политический режим

5. Выборы и избирательный процесс

1. Проблемы политики, политической жизни выдвинулись на одно из первых мест среди многих вопросов современности. Воздействуя на все стороны общественных отношений, формируя социально-политическую обстановку, политическая жизнь выступает фактором социального прогресса или застоя.

Ключевым понятием, которое позволит осмыслить всю систему политических отношений, является понятие «власть».

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни. Означает форму социального воздействия, когда субъект власти навязывает свою волю объекту и побуждает действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая –основана исключительно на авторитете. Пример, родительская власть в семье, власть неформальных лидеров в коллективе.

Политическая власть - это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства и правоохранительных учреждений.

Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.

Функции политической власти:

1)обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций;

2)управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп;

3)поддержание целостности и единства общества.

Политическая власть обычно реализуется как легально-официальная, представленная в виде формализованных структур (институты, органы, аппарат власти). Однако, она может быть и нелегальной (неформальной, неофициальной). Это власть влиятельных лиц, группировок, скрытых от глаз общественности – лоббизм (от англ. «лобби»-кулуары, коридоры).

Лоббизм - это разновидность закулисной политики, особый механизм воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев, групп или отдельных лиц.

Скрытность механизмов лоббирования, его нелегальность создают почву для политической коррупции, злоупотреблений властью.

Политика (от греч. «государственные или общественные дела») – это способ организации общества с помощью власти или по поводу власти, отношения управления обществом, процесс достижения и поддержания целостности и единства общества и одновременно - противостояние и борьба интересов разных социальных групп.

Выделяют разные формы политики. Критерием такого выделения служат разные основания. Например, масштабы политики. По этому критерию выделяются - политика внутренняя, внешняя, мировая, региональная. По субъектам политики выделяют политику государства, партии, отдельного лица. По сферам жизни - экономическая, социальная, межэтническая, культурная, экологическая, демографическая, военная и т.д.

Как институт воздействия на общество политика выступает одновременно и наукой, и искусством.

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс.

Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, региона, города.

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.

Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новы, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.

Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения.

Возникновение государства и новой системы регуляции социальных отношений показало полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства института публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт государство.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К функциям политики возможно отнести:

1. поддержание и укрепление целостности общества;

2. разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

3. авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

4. предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

5. обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Необходимым компонентом политической жизни общества является политическое участие граждан. Это – вовлеченность в той или иной форме человека или социальной группы в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления. Политическое участие может служить средством достижения определенной цели, либо удовлетворение чувства гражданственности.

Политическое участие позволяет выявить конкретную роль гражданина, отдельных социальных групп и слоев общества в политике.

Равное право на политическое участие – это разумеется, неотъемлемый компонент демократического строя. Участие в политике и политической жизни - это личный выбор каждого человека. В демократическом обществе политическое участие является свободным, инициативным.

С понятием политическое участие тесно связано понятие политическое поведение. Оно выражает определенные нравственные позиции, нормы, оценки, служит средством самореализации, самовыражения участников политического процесса. Политическое поведение может быть активным либо пассивным, организованным либо стихийным, конструктивным и деструктивным.

На формирование политического поведения влияет ряд факторов: тип политического режима и состояние экономики, их стабильность или кризисное состояние, политическая культура общества и личности, возраст человека, его статус, образование, уровень дохода и др. Поведение обуславливают и чисто психологические факторы, такие как мышление, восприятие, установка, суждение, убеждения. Политическое поведение в значительной мере влияет на формы, масштабы и конкретные результаты социально-политических изменений в обществе.

Формы участия индивида и социальных групп в политических действиях различны и многообразны.

Реализация политики непосредственно массами в известной степени возможна лишь на микроуровне участием индивидов и социальных групп в политических действиях (демонстрации и митинги, забастовки). Участие же масс в большой политике фактически ограничено лишь правом выбора лидера.

С политическим участием связана и политическая культура, которая в обобщенном виде понимается, как способ взаимодействия людей в сфере власти характеризуется отношениями между правящей (элитой) и неправящей (рядовыми гражданами) частью населения, а также отношениями между людьми, входящими в эти части политического сообщества. Основными компонентами политической культуры являются, политическая компетентность, политическая включенность, политическая приверженность.

Политика организуется и реализуется внутри политической системы общества.

В настоящее время существует много определений данного понятия. В целом можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляющаяся система общества,компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами,обеспечивая стабильность общества и определенную дисциплину на основе использования государственной власти.

В структуре политической системы выделяются такие подсистемы, как институциональная (организации, учреждения), нормативная - (нормы правовые и моральные, политические традиции). Функциональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством), идеологическая (взгляды).

Выделяются четыре главные группы элементов политической системы:

- политическая организация (институты);

- политические отношения;

- политические и правовые нормы;

- политическое сознание и политическая культура. Политическая организация включает: государство, партии,

массовые общественные организации и движения.

В зависимости от степени участия в политической жизни эти институты делятся на группы:

а) собственно политические: к ним относятся - государство, политические партии. Их характерный признак - прямая связь с политикой и воздействие на нее.

Задача - формирование и осуществление внутренней и внешней политики, политическое и идеологическое воздействие на классы и слои, существующие в обществе.

б) не собственно политические организации - профсоюзы, кооперативные организации. Характерный признак - возникают и развиваются в силу экономических и др. причин. Прямой целью создания и функционирования не выступает политика. Задача - действуют в производственной, социальной, бытовой, культурной и других сферах жизни общества, не ставят задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект - например, добровольные общества (нумизматов, филателистов и т.п.) Характерный признак: возникают и функционируют на основе личной склонности и интереса тех или иных людей к занятию определенной деятельностью. Присутствуют как объект воздействия на них со стороны государства, партий.

Немаловажным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политический процесс.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, силы, доминирующие при данной политической системе, регулируют политические отношения.

К числу элементов политической системы общества относятся политическое сознание и политическая культура. Формируясь под влиянием социальной и политической практики, являясь ее отражением, представления, ценности, установки участников политической жизни оказывают воздействие на их поведение. В процессе управления и руководства обществом важно учитывать политические настроения масс.

Функции политической системы:

1. определение целей и задач общества;

2. защита существующей экономической и социальной системы;

3. мобилизация ресурсов общества в соответствии с интересами его правящих слоев;

4. контроль за распределением ценностей;

5. интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей;

6. охрана правопорядка и поддержание общественной дисциплины.

Классификация политических систем многообразна и дается по разным основаниям. Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире.

1. Англо-американская система характеризуется секуляризованной (освобожденной от церковной опеки) политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость гражданской и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегуляции. Реализуется принцип разделения властей и четко определены их функции.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей общие корни. Для них характерно сосуществование и взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и объединения функционируют в границах конституционных норм. Такие политические системы существуют во Франции, Германии, Италии.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Резко расходящаяся политическая ориентация всех звеньев системы порождает необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Власть в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации под контролем государства. Господствует идеология правящей партии, политическая активность носит разрешительный характер.

2. Центральным институтом политической системы является государство.

Термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле под государством понимается страна (общество, народ), расположенная на определенной территории и представляемая органом высшей власти. В узком смысле слова под государством понимается организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

Государство обладает рядом важнейших признаков:

1) отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, наличие профессиональных управленцев;

2) суверенитет – верховная власть на определенной территории;

3) территория – определенное в своих границах пространство, в границах которого действуют полномочия государства;

4) монополия на легитимное применение физического принуждения: только государство имеет законное право на использование насилия по отношению к гражданам – в случае нарушения ими установленных законов;

5) правотворчество – только государство имеет право издавать законы, обязательные для всего населения. Это право необходимо государству для выполнения своих функций – управления, обеспечения безопасности, оказания социальной помощи гражданам и т.д.

Государство появляется в результате разложения родо-племенного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государство;

- возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;

- завоевание одних народов другими;

- демографический фактор – рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

- психологический фактор;

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства.

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий источник суверенитета, организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

В современном мире существуют две формы правления – монархия и республика.

В монархии источником суверенитета является наследный монарх.

Монархии подразделяются на абсолютные, конституционные, которые в свою очередь делятся на дуалистические и парламентские.

В абсолютной монархии (Саудовская Аравия, Катар, Оман) вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит наследственному монарху.

В конституционной монархии полномочия главы государства ограничены. В зависимости от степени ограничения полномочий монарха принято различать две разновидности конституционной монархии – дуалистическую и парламентскую.

В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко и др.) законодательная власть принадлежит парламенту, а монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (назначение и смещение правительства, право отлагательного вето в отношении законов парламента), выполняет ряд внешнеполитических функций.

В парламентских монархиях монарх выполняет сугубо представительские функции (Япония, Швеция) либо, формально сохраняя за собой определенные полномочия, пользуется ими только в результате инициативы правительства (Бельгия, Дания, Великобритания, Испания, Нидерланды и др.). В парламентских монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, который формирует правительство. Если формальным главой государства является монарх, то фактическим – премьер-министр.

В республике источником суверенитета является народ, а высшие органы государственной власти избираются гражданами.

В современном мире существуют три основные разновидности республиканского правления:

1. Президентская республика (США) в которой,

- президент избирается на всеобщих выборах и не зависит от Конгресса США, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;

- правительство формируется президентом;

- президент является главой всей федеральной исполнительной власти;

- вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Президент имеет право вето на законы, принятые Конгрессом США;

- президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами;

- президент представляет страну в международных отношениях и подписывает международные договоры;

- Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом США, и любой указ, изданный президентом;

2. Парламентская республика (Германия, Австрия, Греция, Индия и др), в которой:

- президент является конституционным главой государства. Формально, согласно конституции, президент наделен такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента, представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом.

- главой исполнительной власти является премьер-министр (канцлер), который имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики;

- премьер и правительство подотчетны парламенту и могут быть отправлены в отставку в случае вынесения им вотума недоверия;

- президент не ответственен за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка.

3. Полупрезидентская республика (Франция, Португалия, Турция, Финляндия и др.):

При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характеристика – это двойная ответственность правительства – перед президентом и пред парламентом.

- президент – глава государства;

- президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом и поддержанные правительством;

- при определенных обстоятельствах президент может распускать парламент и назначать новые парламентские выборы;

- президент является верховным главнокомандующим;

- правительство формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте.

Форма территориально-государственного устройства это элемент формы государства, отражающий его территориальную структуру, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. В современном мире существуют три формы территориально-государственного устройства – унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство (Франция, Великобритания, Египет, Швеция, Дания, Италия, Испания и др.) имеет следующие характеристики:

- унитарное государство представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц (департаменты во Франции, провинции в Италии, графства в Швеции) не обладающих собственной государственностью;

- в унитарном государстве существует единая конституция и гражданство;

- все органы государственной власти действуют на основе единых правовых норм;

- правительство и центральная администрация обладают значительным контролем над местными властями.

Существуют две разновидности унитарных государств – централизованные и децентрализованные.

Централизованные (Великобритания, Швеция, Дания и др.):

- могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность органам местного самоуправления;

- средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральной власти.

Децентрализованные (Франция, Италия, Испания):

- крупные регионы обладают широкой автономией от центральной власти;

- самостоятельно решают переданные им органами центральной власти вопросы, хотя и остаются в финансовой зависимости от центра.

Федеративное государство (США, Канада, Австралия, Бразилия, Индия, Германия, Австрия, Бельгия, Россия) имеет следующие характеристики:

- федеративное государство состоит из отдельных объектов (штатов, земель, субъектов федерации и т.д.), но представляет собой единое целостное государство;

- субъекты федерации имеют собственные территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости;

- субъекты федерации фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерация союз суверенных государств.

- суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав;

Современное государство – это правовое государство. Первая отличительная черта правового государства – верховенство правового закона. Это значит, что властные функции в таком государстве осуществляются на основе законов, а сами законы являются правовыми. Второй отличительной чертой правового государства является реальность прав и свобод личности. Между публичной властью и подвластными ей индивидами устанавливается правовая форма и правовой характер взаимоотношений. Третья отличительная черта правового государства принудительное ограничение самой государственности власти. Для этого используются следующие механизмы:

- разделение властей, их взаимное сдерживание и контроль друг за другом;

- санкции в отношении властей в случае выхода их за пределы своей компетенции (контроль конституционности);

- тщательное соблюдение процессуальных норм. Это существование гарантии от неправомочных и незаконных распоряжений и действий в отношении граждан со стороны исполнительной власти.

Правовое государство и гражданское общество - два самостоятельных субъекта существования и деятельности, представляющее вместе с тем неразрывное целое. Одна часть не может существовать без другой.

Гражданское общество - это социальное пространство,в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга,так и от государства индивидов. Это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства общественных институтов и отношений, призванные обеспечить условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных и коллективных интересов и потребностей.

Гражданское общество - это не только институты, но и система отношений. Поэтому его невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм и ценностей.

Функции гражданского общества:

1) интегративная – гражданское общество объединяет людей в группы и общности на принципах свободы и добровольности.

2) инструментальная - достижение целей общностей и групп общества.

3) воспроизводящая - обеспечение воспроизводства социальной жизни.

4) регулятивная - контроль за поведением людей посредством системы норм и санкций.

5)коммуникативная - достижение взаимопонимания между противоречивыми и разнонаправленными интересами и устремлениями людей в обществе.

Гражданское общество обладает рядом признаков:

-независимые от государства и друг друга индивиды, объединения, институты;

-автономные от государства источники доходов;

-многообразие форм собственности при обязательном доминировании частной в рамках рыночной экономики;

-структурированность общества и преобладание среднего класса;

-материальная основа - развитое индустриальное и постиндустриальное общество;

-естественно-исторический характер формирования гражданского общества;

-постоянная изменчивость, открытость и внутренняя противоречивость;

-укорененность демократических ценностей;

-неразрывность с правовым государством.

В нынешнем понимании, гражданское общество состоит из отдельных индивидов, личностей, являющихся его основным элементом.

В качестве других элементов выступает семья, различные производственные объединения и организации, определяющие многообразие форм собственности; классы, этнические, религиозные и другие социальные группы; политические партии и общественные организации; ассоциации, творческие союзы. Но само наличие этих элементов не является свидетельством того, что данное общество является гражданским. Принципиально важно создание необходимых условий, обеспечивающих их самостоятельность и независимость от политической власти в той степени, которая определена демократическими законами страны.

Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом - о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т.д., а во втором - о ее политических правах. Гражданское общество предполагает разграничение прав человека и гражданина.

Следует отметить, что на Западе и в нашей стране условия формирования гражданского общества различны. На Западе, где механизм взаимодействия гражданского общества и государства развился в целостную структуру, можно выделить два его основных элемента. Первый - это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе. Связующим звеном здесь являются партии, причем одна их часть действует в рамках гражданского общества (классовые партии), а другая - в рамках государства (парламентские фракции). Второй - специфические институты представительства интересов - конституционные комитеты и комиссии, в работе которых участвуют представители групп и объединений по интересам. Однако само состояние гражданского общества в странах Запада не дает оснований утверждать, что найдена идеальная модель, застрахованная от социальных кризисов.

Если государство может быть демократическим и антидемократическим, то для гражданского общества характерна лишь демократическая форма его существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства.

Государство обеспечивает права гражданина, гражданское общество - права человека. Гражданское общество возможно только в условиях демократии, нуждается в рыночных отношениях и частной собственности. Так же неотъемлемые черты гражданского общества - открытость, плюралистичность мнений. Оно изменчиво и динамично.

3. Разделение властей - основополагающий принцип правового государства, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) с целью недопущения сосредоточения слишком сильной власти в одних руках, учета интересов народа, государства.

В течение многих столетий обсуждался вопрос о единстве и разделении властей.

Единство власти как господство класса рабовладельцев и безраздельная власть фараонов, императоров сложилось еще в Древнем мире, утвердилось в средние века, в период абсолютной монархии, где вся полнота власти принадлежала королю.

В новое время с требованием единства власти, но с других позиций, выступали наиболее прогрессивные представители буржуазии. Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо отстаивал концепцию единой верховной власти, суверенитета народа, считая разные формы (законодательство, управление, суд) лишь проявлением этого суверенитета. Взгляды Руссо были поняты и поддержаны марксистами. В.И. Ленин полагал, что парламентские институты все больше превращаются в пустые говорильни, за спиной которых усиливаются исполнительные структуры. Разрыв с буржуазным парламентаризмом позволял рабочему классу прямо и непосредственно выражать свою волю, проводить в жизнь интересы пролетариата.

Сложную историю имеет и концепция разделения властей.

Тезис о разделении властей был выдвинут идеологами молодой прогрессивной буржуазии в борьбе против произвола королевского абсолютизма.

Обычно эту концепцию связывают с именем Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Политическую свободу он определяет как "право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане". Следовательно, свобода достижима лишь в том государстве, где все отношения опосредованы правом. Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они могли бы взаимно сдерживать друг друга. Государство может обезопасить себя от нарушений законности посредством разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом основное назначение законодательной власти - выявить право и сформулировать его в виде законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых властью законодательной. Судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц", тогда как обе другие регулируют общие дела государства. В силу этого свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от четкого функционирования судебной власти. Законодательная власть играет главную роль: она создает законы, а две другие власти лишь исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер.

Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в Конституции США 1787 г.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеет свою специфику. Общим для всех демократических государств является правило, по которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Законодательная власть основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

Носителем законодательной власти выступает парламент.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое решает вопросы хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта населения. Особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты. Отличительная черта этой власти в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно "за закрытыми дверями". При отсутствии системы сдержек исполнительная власть была бы безконтрольной. Ее сдерживание достигается регулярной подотчетностью и ответственностью перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью, исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, представляющие самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, направления ее развития оказывают воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, обеспечение и защиту прав и свобод личности. Суд не должен являться репрессивным органом, он должен пресекать правонарушения, быть защитником права. Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд).

Исторический опыт показывает, что теория разделения властей не может быть реализована в виде непроницаемых перегородок между различными сферами деятельности государства. Она осуществима как общий принцип, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.

4. Реализация власти и политики в государстве осуществляется посредством определенного типа политического режима.

Политический режим(от лат.regimen - управление)- это совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти,общества(народа)и личности(гражданина).

Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия общественного мнения, процедур отбора и выдвижения руководителей, правящих групп, состояния законности и ее реальной силы в обществе, особенности политической культуры и политических традиций.

В политологической литературе принято выделять демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Перечислим их характерные черты.

При тоталитарном политическом режиме (от лат. totalis - весь, полный, целый), который в политологии выделяется в качестве самостоятельного, характерны:

- всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра политического и идеологического института - партии;

- политические права и свободы граждан формально зафиксированы, но реально отсутствуют. Законы защищают интересы государства;

- легальная политическая оппозиция отсутствует, в стране признается право на существование правящей партии;

- существует цензура, запрещены призывы к изменению основ политического строя;

- полиция, армия, спецслужбы, наряду с функциями обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества, выполняют карательные функции;

- в обществе функционирует только официальная идеология, правящая партия прилагает усилия по ее внедрению. Власть поддерживается абсолютным большинством населения. Религия и церковь отделены от государства, но находятся под его контролем;

- экономика также находится под контролем государства;

- формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле ограничены.

Для авторитарного политического режима (от лат. autorinas - устанавливающий режим личной власти), который по своим признакам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, характерно:

- наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка, в ее руках исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть;

- политические права и свободы граждан значительно ограничены;

- законы преимущественно на стороне государства;

- государство лишь терпит легальную оппозицию, стараясь сузить возможности для ее действия;

- в стране может быть несколько партий, но они играют несущественную роль. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются по закону. В некоторых странах политические партии отсутствуют;

- существует цензура, в целом средства массовой информации сохраняют лояльность по отношению к правящей системе;

- полиция, армия, спецслужбы выполняют не только функции обеспечения правопорядка, но и карательные функции;

- в обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейно-политические течения, лояльно относящиеся к правящему режиму. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под его контролем и в целом поддерживает правящие классы;

- устойчивая поддержка власти в обществе основана не только на насилии, но и на том, что многие разделяют официальную идеологию, поддерживают существующее правление. Гражданское общество может существовать, но сильно зависеть от государства;

- в экономике большой государственный сектор жестко регулируется, существует частный сектор. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

- нормы морали носят преимущественно консервативный характер;

- права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

При демократическом политическом режиме:

- власть разделена на исполнительную, законодательную и судебную;

- граждане обладают правами и свободами, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Большое внимание уделяется правам личности;

- легальная оппозиция пользуется теми же политическими правами и свободами, что и находящееся у власти большинство;

- функционирует многопартийная система, при которой партии могут меняться у власти на законных основания, в результате выборов;

- средства массовой информации свободны от цензуры и могут критиковать власти, не призывая к насильственному свержению существующего строя, поскольку это запрещено законом;

- действия армии и спецслужб, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества, ограничены законом;

- в обществе отсутствует одна официальная идеология. Идейные течения противостоят друг другу в условиях плюрализма, сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства. Государственная власть носит светский характер;

- граждане свободно выражают мысли и позиции. Возможен раскол общества на противостоящие друг другу политические силы;

- наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

- дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали, ему часто сопутствует высокий уровень преступности и другие негативные явления;

- права национальных меньшинств соблюдаются. Демократический режим покоится на принципах демократии, что в переводе с греческого означает народовластие. Примеры прямого народовластия в Античном мире и в древнем Новгороде являются скорее исключением. В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом демократия может реализовываться в двух видах: репрезентативной (представительной) и непосредственной.

Политические партии играют важную роль в условиях демократии, выполняя функции своеобразного механизма обратной связи между государством и гражданским обществом. Без института политических партий невозможно представить существование демократического политического процесса.

В обобщенном смысле, политическая партия - это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными интересами и идеями.

В политической системе партии выполняют ряд функций. Главные из них формулируются следующим образом:

1. Определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся выявить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных действий.

2. Выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

3. Мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности. Однако здесь их значение уменьшается, и эту функцию все больше берут на себя средства массовой информации.

4. Формирование правящей элиты и состава правительства. Эта функция имеет сегодня центральное значение.

5. Оппозиция власти. Если программа партии и ее кандидаты не найдут на выборах должной поддержки со стороны избирателей, партия уходит в оппозицию власти.

6. Политическая коммуникация – поддержание политического диалога с обществом.

7. Политическое рекрутирование – выдвижение кандидатов в правительственные органы власти.

Типы политических партий

В современной политологии существуют различные типологии политических партий. В зависимости от оснований можно выделить следующие типы политических партий.

1. В зависимости от характера членства, основным направлениям деятельности, организационного постоянства, руководства, местоположения власти принято различать массовые и кадровые партии.

 

Массовые партии Кадровые партии
1. многочисленность 2. представляют собой централизованные организации с уставным членством 3. между членами партии существует тесная и постоянная связь     4. основная деятельность имеет преимущественно идеологический или воспитательный характер; активно участвуют в избирательном процессе 5. во главе таких партий находятся профессиональные политики 1. немногочисленность 2. партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей 3. отсутствие механизма официального принятия в партию, отсутствие строго определенного статуса члена партии 4. действуют преимущественно в период предвыборных кампаний   5. руководство осуществляется небольшим числом профессиональных политиков, а власть в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

2. Одна из наиболее распространенных типологий дифференцирует партии в зависимости от их политико-идеологической ориентации, от их места в политическом спектре. Выделяют: центристские партии (партия власти), правые (консерваторы и либералы), левые (социал-демократы и коммунисты), ультраправые (национал-социалисты и фашисты), ультралевые (анархисты).

Правые – это представители консервативно-либеральной идеологии и сторонники политического клерикализма. Они выступают за достаточно осмотрительное реформирование сложившихся социальных институтов, структур и норм поведения с учетом ценностных установок прошлого.

Левые – выступают с критикой капиталистического общества и ищут путь его эволюционного или революционного изменения.

Ультраправые – ключевые приоритеты – национализм, расизм, вождизм и культ насилия.

Ультралевые – сторонники достижения равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве индивидов и групп.

Центристы – партия власти, стремящаяся к достижению в обществе согласия, умеренности во всем и компромисса. Установление в обществе социальной справедливости.

Совокупность политических партий, их взаимосвязь образуют партийную систему. Поэтому, партийные системы выражают устойчивые связи и взаимоотношения партий как друг с другом, так и с государством и другими политическими институтами. В своей совокупности эти связи и взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

В современной политической науке существуют многочисленные типологии партийных систем. Большинство их авторов в качестве основания классификации партийных систем используют количественный критерий – т.е. количество партий, ведущих борьбу за власть и имеющих шансы принять участие в формировании и деятельности правительства.

М. Дюверже различает двухпартийные и многопартийные системы.

При двухпартийной системе одна из партий завоевывает на выборах абсолютное большинство голосов избирателей, что позволяет ей сформировать и контролировать однопартийное правительство.

При многопартийной системе ни одной из партий не удается завоевать на выборах большинство голосов избирателей, поэтому партии вынуждены заключать между собой временные коалиции с целью формирования многопартийного правительства.

Дж. Сартори предлагает другую, более детализированную, типологию партийных систем:

- однопартийная система

- система с партией, осуществляющей гегемонию

- система с преобладающей партией

-двухпартийная система

-многопартийная система ограниченного плюрализма

-многопартийная система крайнего плюрализма

Различат партийные системы и по иным основаниям, так в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; с позиции господствующих социальных ценностей – социалистические и буржуазные; в зависимости от характера отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные.

5. Достаточно значимое место в политическом процессе занимают выборы.

Выборы – это процесс формирования органов власти посредством избрания депутатов представительных институтов власти и руководителей институтов исполнительной власти, органов судебной власти волеизъявлением граждан, осуществляемым путем голосования.

Выборный процесс, составляющий сердцевину демократического политического процесса, складывался исторически, постепенно и явился закономерным результатом долгого и противоречивого процесса поиска лучшей модели формирования и функционирования демократии, правового государства.[1]

Выборы, будучи механизмом политического развития общества, позволяют осуществлять в соответствии с конституцией трансформацию политической системы в направлении поиска оптимального политического курса. Общим признаком демократических выборов являются принципы – общепризнанные положения как ценности, делающие выборы механизмом неформального представительства.

1. Принцип выборности – призван обеспечить одно из важнейших прав человека – право голоса.

2. Принцип всеобщности – все граждане имеют право на активное в качестве избирателей и пассивное в качестве кандидатов участие в выборах.

3. Равное избирательное право – в законодательный орган избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общее электоральное решение.

4. Принцип непосредственности выборов – избиратели прямо (без посредников) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти.

5. Принцип состязательности – участие в выборах конкурирующих партий, движений, кандидатов, представляющих различные слои населения

6. Тайное голосование – этот принцип обеспечивается различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателя.

7. Принцип общественного контроля за выборами – присутствие при голосовании и подсчете голосов наблюдателей.

8. Принцип равенства возможностей в предвыборной борьбе – различие материальных возможностей не может предоставить кому-либо из кандидатов преимущества.

Механизм выборов определяется избирательной системой, закрепленной в законе, а также сложившейся в стране политической системой. Наибольшее распространение в период становления института выборности получили два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

В основе мажоритарной системы лежит принцип абсолютного большинства. В пропорциональной – распределение мест в представительных и иных органах власти в соответствии с количеством полученных голосов по партийным спискам.

Выборы ограничены сроком их проведения, состоят из конкретных процедур и включают в себя следующие основные этапы: объявление выборов, официальное опубликование списков избирательных округов, формирование избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку их выдвижения, регистрация кандидатов, предвыборная агитация, составление списка избирателей, подготовка к голосованию, голосование, наблюдение за голосованием, подсчет голосов, установление результатов голосования, определение результатов выборов, объявление о результатах выборов и их опубликование. Выборы могут быть признаны недействительными или несостоявшимися при констатации оговоренных законом условий.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика политической сферы в сравнении с другими сферами жизни общества?

2. Назовите основные цели и функции политики как общественного явления.

3. Определите сущность политической власти и ее основные источники.

4. Каково соотношение между гражданским обществом и государством?

5. Покажите взаимосвязь между главными структурными элементами политической системы общества.

6. В чем состоит основное, наиболее существенное различие между такими политическими институтами, как государство, политические партии и общественно-политические организации?

7. Что понимается под политической культурой общества?

 

 

Date: 2015-06-11; view: 719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию