Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть. Понятие политической власти





Власть - чрезвычайно широкое понятие, которое можно, в связи с этим, рассматривать в нескольких смыслах.
1. В самом широком смысле под властью понимается любое внешнее принудительное воздействие на человека, любая его зависимость от чего-либо. Над человеком может осуществлять власть, как природа, так и общество, как деньги, так и другой человек.
2. Говоря о социальной власти необходимо отметить, что в нее входит не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое вытекает из воздействия одного человека на другого или одной группы людей на другую. Социальная власть может быть разнообразной: экономической, духовной, а также - политической. Властные отношения пронизывают все сферы общества: семью, трудовой коллектив, учебное заведение, государственное учреждение, компанию подростков и т.д. Б. Рассел (1872-1970) сказал, что "Власть является фундаментальным понятием социальной науки, точно так же, как, энергия является фундаментальным понятием физики".
3. Политическая власть как разновидность социальной власти.
4. Власть, выражающаяся в форме права и существующая благодаря ему. В своем развитом виде такая форма власти должна быть определяющей в правовом государстве ("власть закона").
Власть как социальный феномен есть присущее обществу волевое отношение между людьми, возникающее в результате структуризации, иерархизации и неравенства. Власть определяет общественные отношения с точки зрения их организации, управления и подчинения. Подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее, умнее, опытнее или является начальником. В любом случае в основе подчинения лежит неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное) или неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.д.).
Власть имеет своего субъекта, осуществляющего власть, и объекта, в отношении которого осуществляется власть, ибо властные отношения выражаются в соподчиненности. Для осуществления власти необходимо, чтобы субъект власти не только мог, но и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Средства и возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями называется ресурсом власти. Ресурсы могут быть принудительными, утилитарными и нормативными (статусными). Но одних ресурсов недостаточно для осуществления власти. Необходимо, чтобы он имел значимость для объекта власти. То есть необходима мотивация властного взаимодействия со стороны как субъекта, так и объекта (моральные побуждения, эгоистические амбиции и т.д.).
Формы осуществления властных полномочий различны: самая примитивная и грубая форма - это насилие, принуждение, угроза, наказание; затем - авторитет, когда власть осуществляет себя, опираясь на фанатизм, слепую веру людей в какие-либо мифы, утопии или идеологии, или с опорой на моральный авторитет - это власть заслуженная и свободная во всех отношениях. Что касается власти, основанной на фанатизме - то она поддерживается лишь невежеством людей. В современном обществе власть выполняет функции руководства и контроля через специальные организации и институты.
Существуют различные концепции возникновения власти: религиозная и светская, милитарная и договорная и др. Функционирование человеческого коллектива на всех этапах развития общества невозможно без осуществления властных отношений. К историческим типам власти можно отнести семейно-родовую, племенную, княжескую, государственную и правовую. Уже в первобытной родовой общине властное регулирование было необходимым условием выживания. Однако такая власть не отделялась от ее источника, а значит, носила негосударственный характер, выступает в качестве общественной. Таким образом, первоначально власть была коллективной, стихийной и неинституциализированной. Выделяется особая статусная группа, осуществляющая политическую власть в обществе. Патримониальные, т.е. основанные на личных или родственных связях, отношения внутри правящей статусной группы начинают формализовываться и закрепляться в нормативных актах. Шел процесс создания различных органов, организаций, учреждений, специализировавшихся на решении тех или иных, управленческих задач (дружина, затем народное ополчение и армия). Важным этапом в становлении государства было отделение функции управления обществом от функции обслуживания личных нужд правителя. Концентрация усилий должностного лица на управленческих задачах потребовала создания соответствующих служб, которые из временных исполнителей поручений правителей превращались в постоянно действующие органы. Характер данных органов и учреждений определялся конкретными историческими условиями, традициями, культурой народов в ожесточенной политической борьбе между различными силами, претендующими на право осуществлять государственную власть в обществе. По мере увеличения размеров социального организма возрастала и сложность осуществления властных отношений, возникла необходимость в их институциализации, шел процесс политогенеза, завершившийся созданием, как государства, так и политической системы общества в целом. Только с появлением государства власть отчуждается от общества, приобретая политический характер.
Таким образом, политика и политическая сфера общества возникли не сразу, не вместе с обществом, но позднее. Это время - время возникновения института власти, государства, имущественного и социального неравенства и дифференциации. Нормальное функционирование человеческого коллектива на всех без исключения этапах его развития невозможно без осуществления властных отношений. По мере увеличения размеров социального организма возрастает и мера сложности в регулировании поведения и взаимодействия людей, возрастает в связи с этим и роль властных отношений. В доклассовую эпоху человеческой истории не было необходимости создавать особую систему организации (институт) власти. Родовой строй обходился властными отношениями, которые строились на личном авторитете, убеждении, страхе, традициях и обычаях, мифологических нормах и т.д. Вместе с возникновением дифференцированного общества возникла потребность в усилении и качественном преобразовании властных отношений в определенную систему. Так возникло государство, осуществлялся переход от родоплеменного деления к территориальному.

Можно выделить следующие пути политогенеза:
1) аристократический (через сакрализацию родоплеменной верхушки, сосредоточение в одних руках и светской и духовной власти);
2) плутократический (объединение отдельными лицами, выделяющимися богатством или авторитетом, многих сторонников);
3) военный (превращение военного руководителя в единоличного правителя, а дружины и приближенные - в привилегированную аристократическую прослойку), когда на смену военно-демократическому народовластию приходит военно-иерархическая олигархия.
Согласно Вл. Соловьеву "Государство существует не для того, чтобы на земле был рай. Государство нужно для того, чтобы на земле не было ада". Государство - это, прежде всего организатор социального порядка. Оно дает необходимый минимум общественной жизни, наполнить же ее добром, истиной и красотой - задача духовная, которая должна входить и в задачи политические. Политика в этой связи направлена на гармонизацию различных экономических и социальных противоречий, возникающих в обществе в связи с его дифференциацией. Политика тогда - искусство возможного. В дифференцированном обществе интересы индивидов и социальных групп (классов) не совпадают, поэтому функционирование общества оказывается невозможным без специально организованной силы - государства. Однако эта сила сразу попадает в руки тех, кто традиционно или в силу сложившихся обстоятельств оказались на верхнем этаже социальной и имущественной иерархии. Итак, можно сделать вывод о том, что политика появляется вместе с государством и организуется вокруг него. С этой точки зрения политика - это искусство овладения, удержания и использования государственной власти. Но это не должно быть самоцелью.
Итак, политика - это сфера социальной жизни, сложившаяся в обществе по мере возникновения, развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий.
Политическая (государственная) власть характеризуется тем, что она:

  • институциональна (организации, учреждения, аппарат), осуществляется принудительно государством, его учреждениями,
  • носит всеобщий характер, т.е. распространяется на все общество,
  • суверенна и легитимна (морально и законодательно оправдана),
  • обладает волей, дееспособностью, осуществляет руководство и управление, организацию и контроль,
  • обладает собственным субъектом (носителем власти) и монополией правотворческой деятельности.

Таким образом, политическая власть отличается своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Политическая власть должна быть не только законной (легальной, т.е. соответствующей закону), но и легитимной, предполагающей фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны. Легитимизация - это признание гражданами законности власти на основе моральных принципов и ценностей, разделяемых членами данного общества. Исключительно легитимной должна быть власть в правовом государстве. В целом можно выделить три типа легитимности или власти:
1) Традиционная - основывается на уважении к традициям, обычаям и культурным ценностям (наследственная монархия). И в демократических государствах сохраняется зачастую данный институт, для большей легитимизации власти.
2) Харизматическая - вера в личность лица. его чрезвычайные способности или безусловный моральный авторитет.
3) Рациональная легитимность - основывается на признании правомерности, справедливости и разумности законов, на которых основывается власть. Здесь харизма с лица переходит на законы и конституцию, которая должна быть свята и, в своей основе неизменна. Этот тип легитимности может заключать в себе в снятом виде и другие виды легитимности, и в развернутом виде составлять правовое государство.
Власть, осуществляемая государством, является осью политики. Вместе с тем в обществе существует борьба за право осуществлять власть, поэтому сферу политики можно также рассматривать как область конкуренции и даже конфликтов.

Date: 2015-06-11; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию