Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Своеобразие культуры в советский периодСтр 1 из 4Следующая ⇒ Следует отличать два понятия: советская культура и культура советского периода. Другими словами, не все культурные достижения этого времени можно однозначно назвать советскими. Невозможно весь многозначный и многослойный массив культуры свести к воспеванию вождей и светлого будущего. В это время невероятно наивная, утопическая вера в советские идеалы одних соседствовала с скептицизмом и драмой жизни других. Кричащая противоречивость была свойственна как всей системе, так и составляющим её элементам. Духовное, творческое, живое сочеталось в ней с тоталитаризмом, с горами фальшивых дифирамбов, причём в самых разных жанрах и разном исполнении. Об этом официальном искусстве красноречиво говорит предсмертная исповедь А. Фадеева: «В ЦК КПСС. Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы – в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих…Литература – это святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа…С каким чувством свободы и открытости мира входило моё поколение в литературу, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и ещё могли бы создать! Нас…уничтожали, идеологически пугали и называли это – «партийностью». И теперь, когда всё можно было исправить, сказалась примитивность, невежественность – при возмутительной дозе самоуверенности – тех, кто должен был всё это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных…Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, лож и клевета, ухожу из этой жизни…»[1]. В культуре советского периода невозможно не заметить наряду с культурой разрешённой, культуру инакомыслия, культуру запрещённую и выдворенную за рубеж по политическим мотивам. Истинная духовность, обращение к национальным живительным истокам, общечеловеческие ценности – вот что являлось проявлением настоящей культуры, которая трагедийно, потом и кровью прорывалась через бескрайнюю политизацию, классовость и забвение. В культуре советского периода присутствует свойственное русской культуре, невероятно настойчивое стремление к идеалу. Оно выразилось в неистовой вере в рай на земле, нацеленности на мировую революцию и «светлое будущее». Со всем этим нередко сочетался поиск лучшей общественной организации, размышления о крестьянской доле, жертвенность во имя всё того же иллюзорного идеала и многомиллионный вклад в спасения мира от фашизма. Исконно русской чертой советского периода являлся безусловный приоритет общественного над личным, при забвении прав человека. Сюда же, к традиционным русским особенностям отнесём склонность народа к сакрализации власти, которая на почве советского атеизма трансформировалась в веру в вождя-пророка, в партию, коммунизм. Более того, народные ожидания, вера и обожание, направленные к светлому образу вождя, очень напоминают упования народа на царя-батюшку. Как и до революции, культура была устремлена либо в прошлое, либо в будущее, оперируя антонимами: «революция» – «контрреволюция», «они» – «мы», «наши – не наши». А настоящее, насущные потребности конкретного человека остаются без внимания. По этому поводу Н.Бердяев утверждал: «Большевизм гораздо более традиционен, чем это принято думать, он согласен со своеобразием русского исторического процесса»[2]. Также, следует отметить, что в советский период усиливается межнациональное взаимодействие народов, входивших в состав СССР. При этом государство продолжило и даже усилило свою политику просветительства по отношению к менее цивилизованным народам империи. Конечно, такая политика имела свои далеко неальтруистические цели. Она должна была способствовать сглаживанию культурных и национальных противоречий. Но именно благодаря данной политике у отдельных народов были сформированы свои кадры научной и творческой интеллигенции. Советский период – это крупный и неоднозначный отрезок истории. Поэтому культуру данного периода следует рассматривать поэтапно. Всё это время происходила борьба двух тенденций: этапы тоталитаризма и косности структуры сменялись этапами относительной демократизации и плюрализма.
|