Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТП 8. Основные политические идеологии. Роль идеологии в современном политическом процессе





Идеология – относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, кот создает основу для организованной полит деят-ти независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение политической действительности.

Идеология (Алексеева) – недопускающая споров интерпретация концепций (зафиксированная, неоспариваемая, принимаемая на веру). Нет единого определения. Есть 2 наиболее общих тенденции в подходе к проблеме идеологии: 1) уделяется внимание проблеме истинного и ложного знания, идеология при этом рассматривается как иллюзия и искажение реальности (Гегель, Маркс, Маркузе); 2) социологический характер, внимание на функции идей в социальной жизни.

Основные функции политической идеологии: овладение общественным сознанием, внедрение в него собств критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах обществ мнения предлагаемым ею целям и задачам полит развития. При этом полит идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

Идеология – набор стереотипов, ей присуща иррациональная эмоциональная составляющая. Приходит через чувства, а не через голову.

Консерватизм – конец XVIII – начало XIX, антибуржуазная аристократическая реакция на Франц революцию. Выдвигает в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов гос-ва и полит процедур, а также сохранение стабильности и преемственности как залогов устойчивого развития общества.

Представители - Жозеф де Местр, де Бональд (континентальное, реакционное направление консерватизма), Э. Бёрк (англо-американское, умеренное).

Образующие принципы:

  1. Преемственность, эволюционность, традиционные ценности, порядок – человеческий род мудр, не нужно ничего пересматривать.
  2. Несовершенство человека и ограниченные возможности разума. Роль индивида сведена к минимуму, он стоит ниже общества.
  3. Общество – продукт органического соц-историч развития, единый организм. Это не площадка для экспериментов и произвольного конструирования.
  4. Неизбежность и благотворность обществ иерархии – врожденное неравенство людей, значимость авторитета «естественной аристократии». Сдержанное отношение к идее свобод для неразумных масс.
  5. Собственность священна и важна сама по себе.

Неоконсерватизм – (70-е гг, Белл, Бзежинский) приспособил традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития зап общества и стал ответом на эконом и ориентационный кризис в общественном мнении, кот поставил под сомнение многие ценности европейской цивилизации. Возврат к laissez-faire.

Характеристики - традиционные приоритеты семьи и религии, соци стабильность, базирующаяся на моральной взаимоответственности граждан и гос-ва, уважение права и недоверие к чрезмерной демократии, идея ответственности индивида, кот может рассчитывать на свои силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения, гос-во должно стремиться к сохранению целостности общ-ва, к обеспечении индивиду необходимых жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов граждан общества, усиление управления обществом, снижение уровня эгалитаризма.

Либерализм – (XVII-XVIII А. Смит. Дж. Локк). Эпоха буржуазных революций, становление рыноч отношений, борьба с феодализмом.

  1. Свобода индивида во всех сферах жизни общ-а. Ограничена законом в разумных пределах (Общественный договор).
  2. Индивидуализм, рационализм, толерантность и плюрализм – главные эконом, полит и соц принципы взаимодействия.
  3. Правовое и полит равенство, равенство возможностей. Высокая ценность успеха. Вознаграждение разное, зависит от таланта, усердия и везения. Меритократия.
  4. Участие в политике через различные формы представительства. Подозрительное отношение к гос-ой власти.
  5. Общество предельно иерархично. Согласие и конституционализм.

НО: Дм. Милль «О свободе» - идея превентивности, возможность вмешательства в жизнь других людей, если их деятельность несет прямую угрозу.

Неолиберализм (после 2МВ Дж. Роулз, Р. Даль) - справедливость как важнейшее достоинство полит системы, правительство должно ориентироваться на моральные принципы и ценности, идея консенсуса управляемых и управляющих, необходимость участия масс в полит процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений, плюралистические формы организации и осущ=ия власти. Ценность корпораций. Идея welfare state. Есть противоположные взгляды, отрицающие соц направленность деятельности гос-ва.

Либертаризм (Хайек («Дорога к рабству»), Нозик («Анархия, государство и утопия)) – попытка возвращения к классическому либерализму. Экономоцентричное направление в соврем консерватизме, основ на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Сокращение до минимума гос вмешательства в соц-эконом сферу (любое полит планирование ведет к полит диктатуре) и полный отказ гос-ва от участия в проблемах, связанных с соц справедливостью и равенством. Критика плюрализма - способен сформировать механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства. (Рейган, Тэтчер).

Социализм (XVIIIв.Роберт Оуэн, Шарль Фурье) – реакция на развитие индустриального капитализма. Идеология рабочего промышленного класса. Цель – ликвидация классового раскола. Утопия.

  1. Оппозиция капитализму. Люди – члены коллектива. Вместо конкуренции сотрудничество, вместо индивидуализма коллективизм.
  2. Равенство – гарант стабильности общества, дает свободу.
  3. По факту: ограничение свободы, вмешательство во внутренние дела гос-ва.
  4. Замена частной собственности и рыночных отнош коллективной собственностью.

Классический марксизм (XIXв. Маркс, Энгельс) – радикально-революционное течение в идеологии социализма. Материалистическое понимание истории. Неприятие капитализма из-за отчуждения рабочего от продукта труда. Классовая борьба ради искоренения частной собственности. Пролетарская революция и достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного прогресса.

Ортодоксальный коммунизм (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао) – оф. Идеология социалистических режимов, радикализированная постулатами о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и т.д.

Ревизионистский марксизм (Каутский, Бернштейн) – идеологическая основа для западной социал-демократии. Возможность мирного перехода к социализму, отвержение классовой борьбы.

Реформистский социализм – идея возможности постепенной интеграции рабочего класса в капиталистическое обществе при улучшении материальных условий пролетариев.

Неомарксизм (Дьёрд Лукач, Адорно, Маркузе, Фромм) – гуманизм и теоретические проблемы человека. Европа 60-70-гг. Альтернатива Ортодоксальному. Ищут ошибки Маркса. Интерес – надстройка.

Вульгарный марксизм (КПРФ) – упрощение идей Маркса в популистских целях.

Фашизм (Лист, Муссолини, Гитлер) - праворадикальное полит движение отрицающее как либеральные, так и социалист ценности. Всё для гос-ва-нации, кот контролирует все сферы жизни общества во главе с вождем. Шовинизм, антисемитизм, расизм, агрессивность во внешней политике. Ценность порядка, никакого равенства.

Анархизм (У.Годвин «Исследования о политической справедливости (1793)», М. Штитнер «Единственный и его способность» (1845), П.Прудон «Что такое собственность», «Философия нищеты» (1840), М. Бакунин «Государственность и анархия» (1873)) – достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами. Антигос-ая позиция – все чиновники воры, возможен экстремизм. Собственность – кража. В наши дни принимает форму маргинальных движений, действующих в союзе с либертаристами, антиглобалистами и экологами. Алексеева – как правило, после анархизма приходят олигархические режимы и все сворачивается.

Коммунитаризм – ведущая роль общины. Помесь либерала с консерватором. Основополагающие принципы – Мораль, религия, уровень менталитета.

 

Date: 2015-06-11; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию