Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар на тему: Финансовая Система Украины

1.Сущность понятия финансовая система.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

По своему организационному строению финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которые входят в систему управления.

Финансовая система состоит из сфер и звеньев. Каждая сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений, а звено – их обособленную часть.

В экономически развитых странах выделяют два типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, наряду как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют права это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании.

2. Назщначение и специфические признакми сфер и звеньев финансовой системы.

Сферы Финансовой системы:

1. Сфера финансов субъектов хозяйствования – отражает движение денежных потоков предприятий: негосударственных предприятий коммерческой и некоммерческой деятельности, общественных объединений и учреждений.

2. Сфера государственных финансов – отражает централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет, внебюджетные фонды (фонды целевого назначения) и государственный кредит; а также – децентрализованные – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

3. Сфера международных финансов – отражает отношения, которые складываются на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых институтов.

4. Сфера финансового рынка – охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара и представляет собой механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, между участниками бюджетного процесса, некоторыми международными финансовыми институтами.

5. Страхование – это обособленная сфера финансовой системы, которая отражает экономические отношения, состоящие в создании за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использование его для возмещения потерь, возникших в результате стихийного бедствия и других неблагоприятных случаев, а также для предоставления помощи граждан в случае разных кризисных ситуаций.

6. Финансы населения – это сфера финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, финансовыми ресурсами которых является оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, финансовыми ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

Звенья Финансовой системы:

Звенья финансовой системы отражают обобщенную часть финансовых отношений.

По организационному строению финансовые системы разных стран, как правило, отличаются друг от друга, но имеют ряд общих характеристик:

- каждое звено финансовой системы имеет присущие ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и свои направления и методы их использования;

- каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

- между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, каждое звено может успешно функционировать при условии совершенства и эффективности системы в целом;

- финансовая система государства достигает наибольшей эффективности только тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого их звеньев.

Звенья финансовой системы:

1. В сфере государственных финансов выделяются такие звенья как:

- государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использовании централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Кроме того, он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Верховной Радой Украины.

- внебюджетные фонды – это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налога. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования.

-государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно-свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Средства привлекаются путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейский обязательств и других государственных ценных бумаг.

- финансы предприятий включают те же финансовые отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования.

2. К сфере международных финансов относятся:

- валютный ранок – особенная сфера экономических отношений, которая связана с осуществлением операций (купля, продажа, обмен) с иностранной валютой и платежными документами в валюте, с формированием спроса и предложения на иностранную валюту.

- финансы международных организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом организации.

- международные финансовые институты представляют собой надстройку над совокупностью национальных финансовых систем.

3. По форме ресурсов финансовый рынок делится на два звена:

- рынок денег – это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных денежных средств (сроком до 1 года);

- рынок капиталов – это рынок ценных бумаг и средне- и долгосрочных кредитов и других кредитных инструментов.

Эти звенья могут быть объединены как в кредитный рынок, так и в рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок – это процесс привлечения средств в денежной форме на условиях возвратности, срочности и платности.

Рынок ценных бумаг – это особая сфера рыночных отношений, где благодаря продаже ценных бумаг осуществляется мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов предпринимательской деятельности.

Вывод:

Основными принципами выделения сфер и звеньев финансовой системы являются:

- наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

- функциональное назначение каждого звена, обеспечивающее финансирование затрат на достижение специфических целей хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

- единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП), и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

Таким образом, основное внимание в системе управления финансами сосредоточено на государственном бюджете. Это естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и области финансовых отношений не имеют соответствующих органов управления. Финансы субъектов хозяйствования управляются финансовыми службами, которые имеются в их организационной структуре.

3. Управление Финансовой системой, субьекты управления финансами в Украине и их функции.

Финансовая система представляет собой довольно сложный механизм. Эффективность ее функционирования зависит от двух определяющих факторов. Во-первых, от отлаженности финансовых отношений в обществе. В основе этого лежит прежде выбор правильной и целесообразной для данной страны финансовой модели, которая стимулирует производителя и общество. Кроме того, очень важным фактором является действенность финансового механизма, а также четкое финансовое законодательство. Без этих предпосылок целенаправленно управлять финансами практически невозможно. Во-вторых, эффективное функционирование финансовой системы зависит от организации управления ею.

Управление финансами, как и любой другой системой, включает две основные составляющие: органы управления и формы и методы управленческой деятельности. В мировой теории и практике широкое признание получил финансовый менеджмент как наука об управлении финансовой деятельностью. Содержание финансового менеджмента определяется функциями управления: разработка стратегии, планирование тактики реализации стратегии, организация выполнения разработанных планов, учет и контроль.

Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и учреждениями.

Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

- Выработка основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

- Организация бюджетного процесса, составления проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

- Осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

- Организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установления правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

- Организация функционирования рынка государственных ценных бумаг;

- Обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, междунар одними организациями и финансовыми институтами;

- Организация и осуществление финансового контроля в стране.

Субьекты Управления Финансами в Украине:

Субъектами управления финансами являются те организационные структуры, которые осуществляют это управление (финансовые отделы предприятий, финансовые государственные органы, налоговые администрации). Рассмотрим подробнее эти структуры.

Основными задачами финансовой службы предприятия являются: обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций; выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками. Для своевременного выполнения денежных обязательств финансовые службы создают оперативные денежные фонды, формируют резервы, используют финансовые инструменты привлечения денежной наличности в оборот предприятия. Финансовый отдел предприятия определяет способы и методы финансирования затрат. Финансовая служба предприятия выполняет следующие функции: планирование; финансирование; инвестирование; организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; организация материального стимулирования, разработка систем премирования; выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения; страхование.

Финансовые государственные органы выполняют функции распределения и перераспределения денежных средств через централизованные фонды, а также функции финансового контроля. Основными финансовыми государственными органами в Украине являются Министерство финансов Украины, Государственная налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба Украины, Национальный банк Украины и другие.

Методы и формы государственного управления финансами

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

финансовое регулирование;

общее управление

стратегическое управление

оперативное управление;

финансовый контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Во время планирования субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов, направления их эффективного использования. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, а результатом - составление финансовых планов.

Финансовое прогнозирование – это обоснование финансовых планов, расчет финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Общее управление финансами в соответствии с Конституцией Украины возложено на высшие органы государственной власти - Верховную Раду Украины, Президента, Кабинет министров Украины.

Стратегическое управление - это общее управление финансами. Оно заключается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление осуществляется высшими органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, Администрацией Президента Украины, Кабинетом Министров Украины. К сфере непосредственного государственного управления относятся лишь государственные финансы.

Оперативное управление финансами представляет комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе оперативного анализа финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регулирования, складывания и выполнения финансовых планов. Оперативное управление - это главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов Украины, финансовых управлений (отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых служб предприятий и организаций.

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. С одной стороны финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

4. Роль Финансовой системы в обеспичении условий экономического роста государства.

Развитие общественно-экономических отношений в Украине подтверждает необходимость по возможности скорейшего решения проблемы финансовой стабилизации - основы общегосударственной стабилизации и выхода из экономического кризиса.

Понятно, что это - работа не одного года, но она должна быть до конца обоснованной, должна учитывать возможные отрицательные следствия и предусматривать цивилизованное их устранение, быть одновременно последовательной и перспективной и, что не менее важно - понятной всем субъектам общественно-экономических отношений.

Стабилизация в обществе и постепенный экономический рост требует проведения активной финансовой политики и обеспечение функционирования стабильной финансовой системы. При решении указанных проблем и, прежде всего, относительно получения доходов бюджета и обеспечение финансирования общегосударственных расходов, необходимо бороться не со следствиями, а с причинами возникновения и разрастание отрицательных явлений в обществе.

Сегодня основой для снятия финансового напряжения и урегулирование экономических интересов становится принятие указов Президента. Понятно, что это вынуждено мероприятие, поскольку Верховной Радой Украины не принят целый ряд законодательных актов по вопросам финансовой политики.

Необходимо осуществить реформирование финансовых отношений в стране и сформировать национальную финансовую систему. Это вызвано, прежде всего, тем, что в условиях формирования рыночных отношений финансы наполняются новым содержанием, их роль и значения возрастают, а функциональные возможности расширяются как во времени, так и в пространстве. Финансы как объективная экономическая категория по своему смыслу в условиях рынка должны выполнять регулирующую и стимулирующую функции, а не только фискальную, как до сих пор практикуется. Это основные функции финансов, которые нуждаются в детальном анализе, совершенном изучении и разработке необходимых финансово-правовых норм регулирования финансовых отношений и дальнейшего развития.

Финансы одновременно выполняют и контрольную функцию. Не претендуя на полную поддержку своих взглядов, укажу: функциональные возможности финансов в процессе регулирования и стимулирование общественно-экономического развития довольно большие. Однако сегодня они в практике используются частично и остаются нераскрытыми. Это одна по причине того, что в Украине продолжает ухудшаться финансовое состояние ряда предприятий, регионов, государства в целом, а расчетно-платежная дисциплина достигла критического состояния.

Подготовил:

Учебное Заведение: ДонПЭК (Донецкий Промышленно-экономический Колледж)

Подпись:

2012 г.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Структуры головного мозга, обеспечивающие различные функциональные состояния организма | 

Date: 2015-07-17; view: 312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию