Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация функций таможенных пошлин





 

На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков товаров аналогичных производимым в России. Многие их них по техническим и ценовым параметрам превосходят отечественных производителей. Этим и объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции. Российские производители не могут достойно конкурировать с иностранными аналогами, а, следовательно, они должны быть защищены государством по средствам таможенного тарифа, а именно - таможенных пошлин, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на отечественный рынок.

Объем импорта товаров в 2009г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против 267,100 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%)

Рис. 1. Доля импортных товаров на Российском рынке, %.

 

Как видно из рисунка 1 рост импорта в 2008г. наблюдается по всем направлениям - от пищевых продуктов до продукции машиностроения. По оценкам, в 2008 году доля импортных продуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц - более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доля импорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доля импорта во внутреннем потреблении превысила половину. Импорт подрывает основы и многих других отраслей. Так, эксперты предрекают "закат отечественного производства" многих видов медицинского оборудования. Если в 1999 году доля отечественной продукции на нашем фармацевтическом рынке составляла 46 процентов, то сегодня она сократилась почти вдвое.

Доля импортной текстильной продукции на российском внутреннем рынке составляет 75% от общего объема рынка, что способствует вытеснению продукции отечественной текстильной и швейной промышленности дешевой импортной. Доля зарубежных поставщиков возросла по продукции пищевой промышленности с 37 до 40%, деревообрабатывающей – с 26 до 28, металлургической упала – с 34 до 22%, а по продукции химической промышленности – осталась на прежнем уровне (66%). Несколько выросла доля импорта на рынках товаров легкой промышленности – с 57 до 61%, и существенно, с 36 до 52%, – на рынках машин и оборудования. Отечественное производство обеспечило 75% прироста объемов рынка продовольствия, 74 – продукции лесопереработки и 80% – металлопродукции. Импорт закрыл 63% прироста потребностей в продукции легкой промышленности, 67 – химической и 55% – машиностроения. Ситуация на внутрироссийском рынке спортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позиций крупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет 40-65%), развитием региональных рынков, Доля цветов российского производства составляет чуть более 8% от общего объема продаж, остальная часть приходится на импорт. В 2009 г. видна тенденция к снижению доли импортной продукции по отношению к отечественной, но она все равно остается высокой, это угрожает экономической безопасности России. (рис. 1)

Так как, доля импортной продукции не должна превышать 20 %. У нас же она остается в среднем на уровне 40 %, по некоторым отраслям (продовольственные товары и древесина) они колеблются в районе 20 %, но, например, по продукции химической промышленности и текстиля они крайне высокие 66% и 71 %. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров не может быть признан нормальным. Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения.

Таким образом, необходима защита отечественных производителей со стороны государства, в том числе и при помощи таможенных органов. Так как сегодня большое количество импортной продукции не дает отечественному производителю развиваться.

Таблица 1

Соотношения адвалорных, специфических и комбинированных ставок таможенного тарифа РФ 2008, 2009 годах.

  Количество товарных позиций в Таможенном тарифе Доля в Таможенном тарифе (%)
      2009/2008, %    
Всего 11 368 11 165 98,2 100,0 100,0
0% 1 258 1 196 95,1 11,1 10,7
Адвалорные 5% 3 394 3 316 97,7 29,9 29,7
Адвалорные 10% 1 680 1 652 98,3 14,8 14,8
Адвалорные 15% 2 293 2 235 97,5 20,2 20,0
Адвалорные 20%     103,9 6,8 7,2
Специфические     71,6 3,0 2,2
Комбинированные 1 611 1 660 103,0 14,2 14,9

 

Проанализировав Таможенный Тариф 2007г., можно определить, что Таможенный Тариф состоит из 11165 товарных позиций. Большинство ставок ввозных таможенных пошлин является адвалорными 9203 (82,4 %); 1660 ставок (14,9 %) – комбинированными и 247 (2,2 %) – специфическими. По сравнению с 2008 г. количество ставок сократилось на 203 штуки, что составило 98,2 % от 2008 г. Из таблицы видно, что 34,8 % от общего числа адвалорных пошлин составляют 15-20% что говорит об их явной протекционистской функции, они устанавливаются на те товары, производство которых в РФ находится на достаточно высоком уровне, и которые нуждаются в государственной защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Доля адвалорных ставок в таможенном тарифе 2007г. очень высока (85%), и начисляются они на такие товары как сырье, материалы, продовольствие, различные средства и вещества, многие виды готовых изделий и оборудования, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты. Защитная роль адвалорных пошлин заключается в установлении более высоких процентных ставок на импортируемые товары, производство которых хорошо развито в нашей стране, или низких (иногда нулевых) процентных ставок на те товары, производство которых слабо развито или вообще отсутствует в Российской Федерации.

10,7 % от адвалорных пошлин составляют пошлины ставка которых 0%, говорит о достаточно высокой стимулирующей роли адвалорных пошлин. Нам необходимо стимулировать ввоз товаров необходимых для развития отечественного производства. Это те товары защита которых не требуется, так как их производство в России находится на низком уровне. Но они нам необходимы для развития экономики. Доля адвалорных пошлин со ставкой в размере от 5-10% - 44,5 %, это говорит о том что на сегодняшний день главная функция адвалорных пошлин – фискальная.

Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве случаев не изменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальными пошлинами в размере от 20 до 100%. В разделах Таможенного тарифа XIV "Жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы..." и XIX "Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности" преобладающей ставкой является 20 % (в 100 % случаев от общего количества), а в разделе V «Минеральные продукты» - 5% (99% от общего количества), что объясняется спецификой товаров, включенных в эти разделы, и тем самым реализуется защитная функция пошлин.

 

Таблица 2

Структура импорта по видам ставок ввозных таможенных пошлин в 2008, 2009 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)

  Объемы импорта, млрд. долл. США Доля в объеме импорта, %
      2009/2008, %    
Всего 214,9 134,5 62,6 100,0 100,0
0% 49,5 30,5 61,6 23,0 22,7
Адвалорные 5% 45,9 28,8 62,7 21,4 21,4
Адвалорные 10% 27,7 19,0 68,6 12,9 14,1
Адвалорные 15% 25,4 17,6 69,3 11,8 13,1
Адвалорные 20% 7,3 5,1 69,9 3,4 3,8
Специфические 4,2 2,4 57,1 2,0 1,8
Комбинированные 54,1 29,2 54,0 25,2 21,7

 

Если рассмотреть структуру импорта в млрд. долл., можно сделать вывод, что большую долю занимают товары ввезенные по ставкам пошлин выполняющим фискальную функцию (35,6%). Товары ввезенные по 0 ставкам составили 22,7 % от общего импорта, но сократились по сравнению с 2008 г. на 48,4%. Количество товаров облагаемых пошлинами 15-20% (выполняющих защитную функцию) ввезено на территорию РФ на сумму 23,7 млрд. долл., что составляет 16,9 % от общего импорта. Таким образом, в Россию продолжают ввозиться товары предоставляющие угрозу отечественным производителям, несмотря на высокую ввозную пошлину, хотя объем их снижается (по сравнению с 2008 г. на 27,5 %).

 

Таблица 3

Объем отгруженных товаров собственного производства по отдельным видам экономической деятельности РФ, млрд. руб.[1]

Виды экономической деятельности 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Добыча полезных ископаемых          
в том числе:          
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых          
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических          
Обрабатывающие производства          
в том числе:          
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака          
текстильное и швейное производство          
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 19,7 24,7 29,5 34,4 33,7
обработка древесины и производство изделий из дерева          
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность          
производство кокса и нефтепродуктов          
химическое производство          
производство резиновых и пластмассовых изделий          
производство прочих неметаллических минеральных продуктов          
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий          
производство машин и оборудования          
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования          
производство транспортных средств и оборудования          
прочие производства          

 

Анализируя данные таблицы 3 можно сделать вывод, что в России наибольшую долю в структуре производства составляют полезные ископаемые, на втором месте пищевые продукты, товары металлургического производства и готовые металлические изделия, кокс и нефтепродукты. Наименьшую долю в структуре занимают такие товары как: изделия из дерева, товары текстильного и швейного производства, кожа, изделия из кожи, обувь.

Для труб, бульдозеров, тракторов, швейных машин, ткани всех видов, трикотажа, масла растительного характерен повышенный рост производства и высокая стабильность.

Производство таких товаров как электроэнергия, газ, минеральные удобрения, вагоны грузовые, автобусы, автомобили, металлорежущие станки, велосипеды, стиральные машины, холодильники и морозильники, деловая древесина, пиломатериалы, кирпич, стекло оконное, водка и ликероводочные изделия, сахар-песок, рыбопродукты росло на протяжении последних 3-х лет. Рост следующих товаров: уголь, нефть, прокат, сталь, чугун, волокна и нити химические, синтетические смолы и пластмассы, сода каустическая, вагоны пассажирские был средним, но стабильным.

Основываясь на статистических данных, все товары можно условно поделить на две группы:

1. товары, производство которых в нашей стране высокое или стабильное (металлические изделия, прокат черных металлов, трубы, бульдозеры, тракторы, металлорежущие станки, швейные машины, клееной фанере, ткани всех видов, трикотаж, масло растительное, зерноуборочные комбайны, телевизоры, молочные продукты, колбасные изделия, сыры, рыбопродукты;

2. товары, уровень производства которых пониженный (средний). К ним относятся пиломатериалы, синтетические смолы и пластмассы, сода каустическая, кузнечно-прессовые машины, цемент, сборные железобетонные конструкции, обувь, изделия из кожи, масло животное, мука. Слабым ростом (или даже падение) характеризуются следующие: электроэнергия, газ, минеральные удобрения, вагоны грузовые, автобусы, автомобили, велосипеды, ДСП, ДВП, целлюлозно-бумажная продукция, стиральные машины, холодильники и морозильники, деловая древесина, пиломатериалы, кирпич, стекло оконное, водка и ликероводочные изделия, сахар-песок, яхты, гребные лодки, мясо, крупа).

Так же мы видим, что в настоящее время существует 4 крупные отрасли в Российской экономики, это пищевая и машиностроительная, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажное. Которые требует особого государственного внимания, и защиты от чрезмерной иностранной конкуренции. Так же можно выделить группу со средним уровнем производства, но возможным дальнейшим развитием, к которой относятся: текстильное и швейное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство готовых металлических изделий и производство электрооборудования. И производства, которые незначительно развиты в нашей стране и ориентированы во основном на вспомогательные функции обеспечения локального спроса. Это производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство оборудования.

Рассмотрим таможенные ставки на товары основных отраслей промышленности. Средняя ставка в таможенном тарифе 2007 г. на продукцию пищевой промышленности, составляет 13,96%, что говорит о не достаточной защищенности отечественного производителя, следует подумать о более высоких ставках на данный вид продукции, что бы поддержать отечественное производство. На продукцию машиностроительного производства средняя пошлина составляет 13,48%, Правительство РФ, активно поддерживает данную отрасль, однако она нуждается в инвестициях, так как нужна модернизация оборудования и введение новейших технологий, для повышения конкурентоспособности конечного продукта производства данной отрасли. Производства лесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, так же требуют поддержки государства и усиления защиты, так как средние ставки составляют 15,37% и 11,14% соответственно. А отрасль нуждается в срочной модернизации, что бы выпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Государство должно привлекать как можно больше инвестиции в эти отрасли, для обновления износившегося оборудования и для диверсификации производства, что усилить конкурентоспособность данных отраслей и поможет экономики России перестроиться на производство высококачественной готовой продукции, а не на сырье и полуфабрикаты. Средняя ставка на сельскохозяйственную продукцию составляет 13,35, что недостаточно для оптимальной защиты продукции от импортной конкуренции.

 

Таблица 4

Средние цены по основным группам товаров на мировом и отечественном рынках, в рублях

  Средние мировые цены, руб Средние потребительские цены по РФ отечественного производителя, руб Средние потребительские цены импортных товаров, руб
2008г 2009г 2008г 2009г 2008г 2009г
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) 136,5 142,3 174,86 185,60 162,5 171,5
Мясо птицы свежее и мороженое 81,3 93,7 99,94 103,01 94,7 98,1
Рыба свежая и мороженая 48,69 56.64 85,6 95,5 82,5 94,3
Масло сливочное и прочие молочные жиры 75,96 93,3 175,54 191,68 123,5 131,7
Цитрусовые плоды 42,3 52,1 51,20 57,63 48,3 52,1
Кофе 88,56 96,9 97,43 117,90 91,5 103,6
Злаки 10,80 17,6 27,22 25,97 21,3 23,5
Изделия и консервы из мяса 94,1   54,03 60,29 121,65 124,5
Сахар белый 17,2 19,8 23,07 33,02 25,5 31,2
Обувь кожаная, за пару     1904,47 2190,48 1505,45 2100,34
Комбинированные холодильники-морозильники, за шт.     14579,32 18940,77 13546,45 16987,45
Телефонные аппараты для сотовых сетей или других беспроводных сетей связи, за шт. 4260,35 4050,47 6700,35 6530,23 6400,55 6230,37
                 

 

Анализируя данные таблицы 4, мы видим что мировые цены практически на все товары ниже отечественных, причем иногда более чем в 1,5 раза (злаки, кофе, масло). Цена этих же товаров на внутреннем рынке хоть и значительно выше мировых, но все же ниже отечественных. Производство этих товаров в России достаточно развито, но они не могут конкурировать с дешевой импортной продукцией, следовательно необходимо увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на эти товары и попытаться снизить издержки их производство. Так же желательно снизить ставки на ввозное оборудование, так как основные фонды отечественных предприятий изношены, и им необходима закупка нового оборудования, с целью ускорения производства и снижения себестоимости.

В целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обострения конкуренции со стороны импортируемых товаров повышены ставки ввозных таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг); повышены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины (коды ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)- 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) – 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг - здесь мы видим явную защитную функцию ввозных таможенных пошлин.

Для повышения конкурентоспособности отечественной свиноводческой отрасли в 2009 г были увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных свиней (коды ТН ВЭД 0103 91, 0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

Меры по повышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включали в себя не только повышение, но и при необходимости – снижение ввозных таможенных пошлин. В частности, обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых в России. Данная мера является частью системных решений по поддержке российских авиаперевозчиков. Она позволит отечественным компаниям не потерять свои позиции, оставаясь конкурентоспособными на мировом рынке, используя самолеты иностранного производства на равных условиях с зарубежными конкурентами, пока российские производители не могут удовлетворить все потребности отечественных авиакомпаний.

Также в целях обеспечения благоприятных условий для развития российского производства был принят ряд решений, направленных на расширение сырьевой базы, повышение степени загрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса (отмена ввозных пошлин на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое в России).

Примером комплексного подхода к формированию конкурентных позиций российских производителей являются меры по стимулированию производства телевизионной техники. Наряду с обнулением ввозных пошлин на плазменные и жидкокристаллические экраны, были повышены ставки пошлин на готовые плазменные и ЖК-телевизоры. Также введены нулевые ставки пошлин на интегральные схемы для производства телевизоров. Экономия от применения нулевых ставок на данные комплектующие для российских производителей телевизоров в январе-июле 2009 г составила более 6 млн. долл., что оказало положительное влияние на снижение себестоимости и, соответственно, повышение конкурентоспособности.

В 2009г. методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышения конкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальной составляющей экспортного обложения, тактика установления вывозных пошлин основывалась на том, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели бы к снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере рынков сбыта. Более того, в отношении ряда товаров в качестве антикризисной меры были отменены экспортные пошлины, что привело к увеличению их ценовой конкурентоспособности на внешних рынках в условиях глобального кризиса.

Важной мерой по поддержке отечественных нефтепроизводителей и экспортеров явилось принятие федерального закона от 3 декабря 2008г. N234-ФЗ, предусматривающего переход на ежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сокращение срока введения в действие ставок. Данные изменения в законодательстве позволили снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании в условиях снижения цен на нефть на мировых рынках.

Как показывает анализ современной структуры российского импорта, она достаточно далека от оптимальной. Пока наш импорт четко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд. Значительное место в нем занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. Потребительский характер российского импорта проявляется достаточно четко.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды пошлин: специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины. В отличии от обычных таможенных пошлин особые пошлины вводятся только при условии проведения специальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояния соответствующей отрасли и срок их действия ограничен. Особые пошлины уплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Если возникновения существенного ущерба связанно с ввозом на таможенную территорию РФ товаров по искусственно заниженным ценам, по применяются антидемпинговые пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. В случае, когда товар ввозиться по нормальным не заниженным ценам и в его отношении не использовались субсидии, но этот импорт явно наносит существенный ущерб отрасли отечественной экономики, применяются специальные пошлины.

Временная специальная и специальные пошлины не применяются в отношении товаров, помещаемых под следующие таможенные режимы: магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, транзит, переработка товаров под таможенным контролем, свободная экономическая зона, свободный склад, реимпорт, перемещение припасов, условия которых предусматривают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и неприменение мер экономической политики.

В настоящее время в России специальной пошлиной облагаются: трубы из черных металлов, происходящие из Украины; варенные конфеты, тоффи и карамели, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь; крахмал картофельный, крахмал кукурузный, за исключением крахмала, ввозимого из стран – участников Таможенного союза; сахарный сироп, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь; компрессоры, используемые в холодильниках, кроме используемых в гражданской авиации, за исключением компрессоров, ввозимого из стран – участников Таможенного союза.

 

Таблица 5.

Товары, на которые установлены протекционистские пошлины

Код товарной группы Наименование позиции Преобладающая ставка пошлины
  Мясо и пищевые мясные субпродукты 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг – 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг
  Сахар и кондитерские изделия из сахара 270 долларов США за 1000 кг
  Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия 15%
  Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус   20%; 100%, но не ме- нее 2 евро за 1 л
  Удобрения 10%
  Пластмассы и изделия из них: - изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие изделия для закупорки, из пластмасс   10, 20%
  Изделия из кожи 20, но не менее 1,9 евро за 1 кг
  Древесина и изделия из нее: - изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные 15%   20%
47,48 Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; Бумага и картон 15%
  Специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки 20%
61,62,63 Предметы одежды; прочие готовые текстильные изделия 20%, но не менее 2 евро за 1 кг - 20%, но не менее 0,7 евро за 1 кг
  Головные уборы и их части 20%
  Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 15%
  Керамические изделия 20%
  Стекло и изделия из него 15%
  Жемчуг природный 20%
  Алюминий и изделия из него 20%
  Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 20%

 

Производство этих товаров (табл. 5) в нашей стране слабо развито и поэтому для поддержки развития отстающих производителей государство устанавливает высокие таможенные пошлины. Размер ставок на эти товары колеблется от 15-20%. Самые высокие практически запретительные ставки введены на ввоз спирта этилового с концентрацией спирта 80% или более – 100% от таможенной стоимости или 2 евро за 1 л. без дифференциации и по субпозициям и подсубпозициям.

Можно сделать вывод о том, что применение протекционистских ставок необходимо, так как высокие ставки ограничивают ввоз товаров, которые составляют конкуренцию отечественным товарам, а, следовательно, помогают развиваться молодым отраслям. Протекционистские пошлины в мировой практике промышленно развитых стран недостаточно высоки для прекращения импорта, но они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Таможенная политика России нацелена так же на выполнение фискальной функции. Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования свидетельствуют бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Но не смотря на это в большинстве стран фискальная функция таможенного тарифа отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов). Но в ряде развивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение. К их числу относится и Россия, как было сказано выше.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, фискальную функцию, подходы по формированию таможенно – тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:

1. Во-первых, абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения.

2. Во-вторых, при завышенных ставках пошлин, а они установлены на уровне 30% от таможенной стоимости, не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием по коду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже.[11]

Как уже говорилось, таможенные платежи являются одним из основных и самых надежных источников пополнения доходной части бюджета. На рисунке 2 показана доля перечислений таможенными органами в федеральный бюджет за 2007-2009гг.

 

Рис. 2 Доля платежей перечисляемых ФТС в федеральный бюджет РФ за 2007-2009гг


Из рисунка 2 мы видим, что в целом таможенные платежи составили 42% от доходной части федерального бюджета в 2007г., 51% от доходной части федерального бюджета 2008г. и 47% от доходной части федерального бюджета 2009г. По всем периодам плановое задание по перечислению таможенными органами средств в бюджет было перевыполнено в среднем на 5%.

Как правило, таможенные пошлины установленные с целью пополнения доходной части бюджета применятся к товарам, производство которых хорошо развито и налажено на внутреннем рынке, т.е. те которые не нуждаются в защите государства и могут достойно составлять конкуренцию иностранным аналогам- товары первой группы. (таблица 3.)

 

Таблица 6.

Товары, на которые установлены фискальные пошлины

Код товарной группы Наименование позиции Преобладающая ставка пошлины, в %
  Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные безпозвоночные  
  Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных  
  Шерсть, тонкий и грубый волос животных; пряжа и ткань из конского волоса  
  Хлопок - ткани х/б  
  Химические нити  
  Химические волокна - ткани из синтетических волокон  
  Трикотажное полотно машинного или ручного вязания  
  Изделия из черных металлов  
  Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; и их части: - бульдозеры, грейдеры - машины швейные - станки металлорежущие    
  Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности: 10, 15

 

Данная таблица подтверждает, что на товары, производство которых развито в нашей стране, установлены довольно высокие ставки. Следовательно, эти ставки не несут какой-либо протекционистской нагрузки, а выполняют главным образом фискальные функции. Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве случаев не изменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальными пошлинами в размере от 20 до 100%. Такие товары представлены в Таможенном Тарифе РФ группами 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус», 24 «Табак и промышленные заменители табака», 36 «Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества», 71 «Жемчуг природный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, монеты», 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».

 

Таблица 7

Реализация функций таможенных пошлин по разделам таможенного тарифа РФ

Функция Группа товаров Размер ставки
Защитная 1603, 1604, 1605 15%
    140-340 долл. США за 1000 кг
    0,23 евро за 1 кг
    0,6 евро за 1 кг
  1901, 1903, 1904 15%
  2003, 2005, 2006 15%
  2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106 15%
  2201, 2202 15%, но не < 0,07 евро за 1 л
    0,6 евро за 1 л
  2204, 2205, 2206 20%
    100%, но не < 2 евро за 1 л
    2 евро за 1 л
  2208 90 910 0, 2208 90 990 0 4 евро за 1 л
    15%
    20%, но не < 0,16 евро за 1 кг
    20%
  7101-7118 20%
Регулирующая 1602 10 001 0 5%
  1702, 1703 5%
    0%
  1802-1806 5%
  1901 10 000 0 5%
  2005 10 001 0 5%
    5%
  2301, 2304 0%
  2302-2308 5%
    5%
  7102 31 000 0 0%
Фискальная   20%, но не < 0,4 евро за 1 кг
    20%, но не < 22 евро за 1 кг
    20%, но не < 3,5 евро за 1 кг
    20%, но не < 1,2 евро за 1 кг
    15%, но не < 0,06 евро за 1 кг
    15%, но не < 0,15 евро за 1 кг
  2001, 2002 15%, но не < 0,075 евро за 1 кг
    100%, но не < 2 евро за 1 л
    20%, но не < 0,16 евро за 1 кг
    30%, но не < 3 евро за 1000 шт.
  7101-7118 20%
    20%, но не < 4 евро за 1 кг

 

По рассмотренным разделам функции таможенных пошлин реализуются в полной мере. Защищается национальная готовая пищевая продукция 15% ставками и комбинированными ставками для взимания больших сумм в бюджет. Защищаются российские производители алкогольной и табачной продукции высокими ставками таможенных пошлин. В то же время стимулируется ввоз продукции для детского питания, сырьевые товары и полуфабрикаты, на которые ставки снижены до 5% и 0%. Наиболее ярко представляет фискальную функцию 71 группа, где ставки на товары роскоши (жемчуг, драгоценные камни, бижутерия) составляют 20% от стоимости товара. Многие ставки выполняют одновременно защитную и фискальную функции, что позволяет в полной мере реализовывать основные цели пошлин

Таблица 8

Эскалация по некоторым группам таможенного тарифа 2007г

Раздел 2 «Продукты растительного происхождения»
Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу
                     
Сырье   14,8     4,8 - 4,7 -   7,5
п/ф -   9,25 - -       - 8,9
готовые 14,9     3,23 - - - - -  
Раздел 10 «Масса из древесных или других волокнистых материалов…»
Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу
         
Сырье   - - 12,87
п/ф 14,41 - - 12,87
готовые   13,15 9,23 12,87
Раздел 15 «Недрагоценный металлы и изделия из них»
Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу
                       
Сырье   -           13,8 - - 4,78
п/ф 4,97 -   - - - -   - - 1,99
готовые   13,6     15,8       9,2 17,8 10,64
                             

 

По данным таблицы 8, можно заметить, что в таможенном тарифе 2007г. есть явные аномалии и неадекватности. Особенно если рассматривать ставки таможенных пошлин с позиции защиты и развития отечественных производителей. Взятый в произвольном порядке разделы 2, 10 и 15, свидетельствуют о не адекватном подходе к применению таможенных ставок на товары данных товарных групп. Так, средний размер пошлин на полуфабрикаты и готовую продукцию в 07 группе одинаковый. В 09 группе средняя ставка пошлины на сырье больше чем на готовую продукцию и составляет 5 и 3,23% соответственно. Аналогичная ситуация и в 47, 72 и 79 группах, ставки пошлин на сырье и готовую продукцию одинаковы. Сравнивая ставки в целом по всем этим разделам можно увидеть, что принцип эскалации соблюдается лишь во 2 разделе. В 10 разделе средние ставки пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые товары равны, а в 15 – самый низкий размер ставок на полуфабрикаты, а не на сырье, как это должно быть в соответствии с принципом эскалации.

Таким образом, рассмотрев данные таблицы 8, мы можем сделать вывод: что в таможенном тарифе 2007г. имеется ряд недоработок и не объективных обоснований размера таможенных пошлин. При построении таможенного тарифа, следует руководствоваться, прежде всего, влиянием таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.

Итак, после проведенного анализа ставок действующего тарифа можно сделать вывод о том, что все виды ставок таможенной пошлины выполняют фискальную функцию, то есть пополнение бюджета РФ. Также некоторые ставки выполняют защитную функцию, то есть защищают отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Таможенный тариф путем удорожания ввозимых товаров защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке, особенно нежелательной, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке в силу ряда причин существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители.

Повышение рол

Date: 2015-07-17; view: 917; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию