Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пз № 6. Чистота речи





Задание 1. Прочитайте статью «Жертва языкового барьера» (// Криминальная хроника. – №5 (140). – Май, 2002.). Проведите ее обсуждение. Выскажите свое отношение к использованию в речи и языке письменных текстов жаргонной лексики.

«Приехали к нам в отдел коллеги по боевому оружию. С периферии. То есть, из далекой сельской глубинки. «Здорово, - говорят, - мужики! Мы к вам за помощью. Город мы знаем плохо, а нам надо задержать кучу подозреваемых, адреса проверить, допросить».

Сели мы в машины и поехали с деревенскими операми по Томску - злодеев ловить. А в отделе оставил я своего напарника - Андрюху, чтобы, значит, было кому по телефону отбрехиваться. Едем, стало быть. Я спрашиваю: «Кого, ребята, будем искать, по какому делу?» «Да тут ваши городские жулики... Организованная группа по-научному... У нас по деревням скотину воровала, забивала, а мясо в городе продавала. Вот мы к старшему и едем». «Кто такой?» - интересуюсь. « Серьезный клиент. Судимый. Отсидел, будучи отрицательно настроенным зеком. А погоняло у него - ты не поверишь - Петух-Гималайский».

Ладно, приезжаем к этому самому Гималайскому. Берем, как положено. А мне сельские опера и говорят: «Слушай, брат! Бери вторую машину и вези этого коровьего душегуба в отдел. На нем телка убитая висит. Он ее в начале месяца завалил. А хорошая телка была, совсем еще молоденькая, не телилась ни разу. Будь другом, узнай, куда он шкуру ее сдал, рога там, копыта... По мясу-то мы ее не опознаем, да и ушло то мясо давно. А нам доказательственная база нужна».

Возвращаюсь я с Гималайским в отдел. Завожу его к Андрюхе, говорю: «Андрюха, мне нужно срочно по адресам мотать. А ты этого шустрика допроси». «Насчет чего допросить?» - спрашивает напарник. «А как он телку месяц назад замочил в деревне, куда он ее шкуру и копыта сдал... Может, и труп ее догонишь». Насчет трупа я, конечно, пошутил. И крайне, скажу я вам, неудачно. На свою, а пуще на Андрюхину голову. И не обратил я внимания, как напарник мой воспылал энтузиазмом: «Лады! - говорит. - Все сделаем в лучшем виде». Да еще и руки при этом начал потирать. И улыбаться - загадочно, хотя и глупо.

Часа через четыре вернулись мы в отдел. А там - дым коромыслом, гам... Руководство наше ходит гоголем. Вышестоящие начальники нарисовались и звездами посверкивают, аж глазам больно. И все бегают. А тут и Андрюха выходит из кабинета. Грудь колесом, голову держит гордо, по-орлиному, на нас, умотанных, смотрит свысока. Глаз косит на плечо, на погон - ну точно прикидывает, как в нем дырку для новой звездочки вертеть будет. Его хоть прямо сейчас на плакат: герой нашего времени.

Я к нему: «Андрюха, что с тобой. Ты чего так сияешь?» Андрюха отвечает: «Все! Расколол я вашего душегуба. Признался - убил молодую девку. И даже план-схему нацарапал, где ее труп закопал. Группа туда уже выехала. А шкуру ее, то есть, куртку кожаную, и сапоги, копыта, значит, сказал, что в городе продал. И вы сейчас поедете на обыски и изъятия». Мы за голову схватились. Какая девка, какая куртка, какие сапоги?! Речь-то шла о телке, шкуре и копытах... Я ж так прямо Андрюхе и сказал. Берем жулика, спрашиваем: «Ты что творишь, придурок лагерный? Ты что боломутишь? Кого и где ты мог замочить? Ты же не то что от крови, ты при виде соплей в обморок падаешь...» «А чего он меня три часа допрашивал, куда я труп девушки дел, куда вещи... А еще сказал: «Ну что - понеслась душа по почкам». А у меня почки и без того отбиты. Вот и погнал я пургу, чтобы отстал. Вы ж знаете, я человека пальцем тронуть не могу. Только этот... Крупный рогатый... Откуда ж мне знать, что он такой кипеш поднимет?»

О, великий и могучий русский язык! Что же с тобой все мы сделали?! Уж коли нормальный мужик, пусть и опер, Андрюха был абсолютно уверен, что телка - это не молодая корова, а девушка, что шкура - не кожа животного, а куртка, что копыта - не роговые образования на ногах у парно - и непарнокопытных, а сапоги. И я, дурак, не сообразил, что люди давно уже отвыкли от нормального русского языка, что все теперь ботают на фене. И только феню способны понять.

Ну что... Пришлось докладывать начальству. Начальство тоже сразу в проблему не врубилось. Тоже долго не могло сообразить, что телка - это телка и есть. Корова нерожавшая. Животное... А когда врубилось, то немедленно озлобилось на Андрюху - на жертву языкового барьера. «Значит так, умник, - сказало начальство Андрюхе, - мы о раскрытии убийства уже наверх доложили. Руководство само поехало труп из земли вырывать. И нынче же пойдешь ты на ковер, и сам будешь докладывать об итогах оперативной своей работы. Усек?!» «Понял», - ответил Андрюха.

Что ни говорите, а полезно иной раз знать родной язык - в первозданном, так сказать, его виде».

Обсуждение: Слова, относящиеся к лексике ограниченного употребления, используются в тексте публицистического текста для речевой характеристики героев, создания определенного колорита.

Используются они здесь удачно, т.к. как выражают некоторые дополнительные коннотационные значения, привлекают читателей образностью и нештампованностью и определяют этот контекст. Учитывая данный контекст, предполагает стиль издания.

Отношение к использованию в речи и языке письменных текстов жаргонной лексики:

Нельзя сказать, «хорошо» или «плохо» - использовать в материалах жаргонизмы. Можно лишь с уверенностью заявить, что использовать жаргонную лексику надо разумно. Жаргонная лексика может быть также средством, помогающим установить контакт с читателем – носителем того же жаргона. В этом случае реализуется указанное выше свойство жаргонных слов – служить средством языкового обособления, неким сигналом, отличающим "своего" от "чужого". В этой функции жаргонные слова часто используются в текстах, адресованных молодежной аудитории: прежде всего в материалах газет и журналов, в молодежных радиопередачах.

Многие известные писатели с осторожностью относились к жаргонизмам. Так, И. Ильф и Е. Петров при переиздании романа «Двенадцать стульев» отказались от некоторых жаргонизмов. Стремление писателей оградить литературный язык от влияния жаргонизмов продиктовано необходимостью непримиримой борьбы с ними: недопустимо, чтобы жаргонная лексика популяризовалась через художественную литературу.

В публицистических текстах возможно обращение к арготизмам в материалах определенной тематики. Например, в рубрике «Криминальные сюжеты»:

В редких случаях жаргонизмы могут использоваться в газетных материалах, имеющих острую сатирическую направленность.

Задание 2. Прочитайте предложения. Оцените употребление в них иноязычных слов. Какие иноязычные слова без ущерба для смысла можно заменить русскими? В каких случаях более уместны слова иностранного происхождения, чем их русские эквиваленты? Замените последние на иноязычные слова. В случае затруднения обращайтесь к «Современному словарю иностранных слов» (любое издание).

1) Был обстрелян автобус, направлявшийся с коммерческим рейсом в Турцию, два «челнока» убиты и три ранены. 2) В докладе были названы факты прямых нарушений режима работы аптек. 3) В качестве свидетелей на суде были представлены самые разнообразные люди. 4) Судьи равнодушно разнимали игроков. 5) Торжественная процедура инаугурация президента пройдет в Кремле. 6) В эту отрасль промышленности необходимо сделать инвестиции.

Задание 3. Используя приведенные ниже отрывки, определите приемы и цели введения в текст диалектной, профессиональной и окказиональной лексики. Сделайте вывод об условиях и пределах ее применения в различных стилях речи.

1. На пиленом столе в граненом графине шипела сивуха. Филипп, опоражнивая стакан, прислонял к носу хлеб и, понюхав, пихал за поросшие, как мшаниной, скулы. На крыльце залаяла собака, и по скользкому катнику заскрипели полозья (С. Есенин «Яр»).

(использование диалектной лексики, применяются для характеристики данного героя и отдельные особенности быта, языка той местности, в которой живет герой.).

2. С ходом геологического времени на нашей планете у некоторой части ее обитателей проявляется все более и более совершенный центральный аппарат – мозг. Процесс этот (энцефалоз) никогда не идет вспять, хотя и многократно останавливается. (использование профессиональной лексики, данные сочетание слов, употребляется представителями определенной отрасли знания, профессии).

3. Живи, живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

Снопы ржаные моих поэз!

(И. Северянин «Эгополонез») (использование окказиональной лексики, слова, используемые писателями, публицистами с определенной художественной целью).

 

Задание 4. Составьте текст любого документа. Укажите в нем клишированные выражения, слова с канцелярской окраской. Докажите уместность их употребления в данном тексте.

  Директору школы № 17 Иванову И.И. заведующего методическим кабинетом Карпенко Н.И.

Докладная записка

Извещаю Вас о том, что необходимо купить новые наглядные пособия по физической географии. Прошу выделить сумму денег 1500 рублей, необходимую для приобретения этих наглядных пособий.

21 октября 2000 г. Карпенко

(подпись)

Слова с канцелярской окраской: Реквизиты обязательные элементы служебного документа (директору школы), название документа (докладная записка), дата(21 октября 2000г), подпись (Карпенко).

Клишированные выражения: Извещаю Вас, прошу выделить.

Уместность их в данном тексте: то т.к. данный служебный документ является канцелярским, то данные выражения здесь уместны.

Задание 5. Выявите в приведенных ниже предложениях речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением диалектной, иноязычной, профессиональной, деловой лексики. Объясните причины этого. Проведите стилистическую правку.

1) Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило подать иск в адрес гардеробщика. 2) Мы путаем власть с правом. 3) Концептуальности и доктринальности в университете не достаточно. 4) В студенческой столовой обслуживание вполне удовлетворительное. 5) Строительство бани, начатое в мае, идет ускоренными темпами. 6) Сообщаю Вам, что я семь дней сидел дома, потому что болел и вызывал доктора. 7) За ребенком должен присматривать кто-нибудь один. 8) Закон о перестройке школьного образования был принят для того чтобы улучшить воспитание подрастающего поколения. 9) Аналогичное решение было принято студентами 2-го курса.

Не всегда возможно такое употребление диалектной, иноязычной, профессиональной, деловой лексики т.к. слово, должно быть принадлежностью того языка, в котором используется данный текст (фонетическое, грамматическое, семантическую, графическое освоение, регулярной употребительностью речи.

;

Задание 6. Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанровую принадлежность. Можно ли назвать данный текст документом? Аргументируйте свой ответ. Проведите стилистическую правку текста. Какие языковые средства вы использовали при его редактировании?

Друзья!

Мы так рады, что Вы прислали нам письмо 12 апреля 2002 года, и говорим Вам, что в общем и целом согласны со всеми Вашими словами, кроме сроков. Поэтому хотим пригласить человека от Вас, чтобы, обсудить с ним тему. Соглашайтесь и отправьте нам обратной почтой, что человек от Вас к нам приедет.

С уважением И. И.Иванов.

Данный текст документом назвать нельзя, т.к. он не отвечает требованиям официально-делового стиля (канцелярского. В тексте используется жаргонная лексика (братаны, малява, ярим, окромя, покличить, перетереть, поторочьте). Для правки текста использовались лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические языковые средства.

Задание 7. Составьте деловое письмо – ответ к тексту предыдущего задания, содержащее отказ приехать официального представителя для согласования сроков исполнения работы. Мотивируйте в письме причину отказа. Текст письма оформите в официально-деловом стиле с использованием всех необходимых языковых средств.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «ШПАТЕЛЬ» (ООО «Шпатель») ул. Прохлады, 87, г. Екатеринбург, 000000 Телефон: (0000)25-25-93; Факс: (0000)25-25-93; e-mail … ОКПО …, ОГРН …, ИНН/КПП …
18.04.2012 03-12/253   Ректору Уральского института экономики и бизнеса Ф.М. Доденко
 
На № 04-26/1682 от 07.04.2012
 
Об участии в тендере
           

Уважаемый Иван Иванович!

Спасибо за Ваш интерес к нашей фирме и приглашение официального представителя для согласования сроков исполнения работы. С сожалением вынуждены сообщить, что в связи с наличием уже имеющихся нескольких незавершенных проектов в текущем году, мы не имеем возможности принять ваше предложение.

Надеемся на сотрудничество в будущем.

С уважением,

Генеральный директор К.С. Олешко

Date: 2015-06-11; view: 4046; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию