Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация двигательной активности. Движение - кладовая жизни





Лекция

«ДВИГА ТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

Составил: доц. М.С. Цветков

 

Движение - кладовая жизни"

Плутарх

"Движение как таковое может заменить любое лекарство, но все лекарства мира не могут заменить движения"

А. Тиссо

Потребность в движении - одна из общебиологических особенностей организма, иг­рающая важную роль в его жизнедеятельности. Формирование человека на всех этапах эволюционного процесса происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, которая стала одним из основных факторов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, его гомеостаз. Связь двигательной активности с состоянием здоровья человека неоспорима. По словам В. В. Ларина, двигательная активность "при­надлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов орга­низма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем".

Физическая активность тесно связана с тремя аспектами здоровья; физическим, психическим и социальным и в. течение жизни человека играет разную роль. В детском возрасте она определяет нормальный рост и развитие организма, наиболее полную реали­зацию генетического потенциала, повышает сопротивляемость к заболеваниям. Именно в период роста организм наиболее чувствителен к влиянию различных неблагоприятных факторов внешней среды, и в том числе к ограничению физической активности. У взрос­лых людей физическая активность на протяжении жизни поддерживает нормальное функ­циональное состояние организма, его работоспособность и физиологические резервы.

Объем двигательной активности человека и потребность организма в ней индиви­дуальны и зависят от многих факторов: возраста, пола, конституции, уровня физической подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий и т. д. Для каждого индивидуума возможен определенный диапазон уровня двига­тельной активности, необходимого для нормального развития и функционирования орга­низма, сохранения здоровья. Этот диапазон ограничивает минимальный, максимальный и оптимальный уровни вида двигательной активности. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, резкому снижению работоспособности.

Развитие цивилизации, медленно, но ускоряющимися темпами вытесняя физиче­ские нагрузки из жизни человека, в той же мере повышает значение мышечной деятельно­сти для организма. Известно, что удельный вес мышечной работы, как генератора энер­гии, используемой человеком, сократился за последние 100-120 лет в 188 раз. В современ­ных условиях человек теряет важнейший элемент стимулирования своей жизнедеятельно­сти - физическую нагрузку и приобретает нервно-эмоциональную нагрузку.

Основным содержанием труда в современных профессиях является управление машинами, контроль за сложными системами. 80% всех видов труда падает на долю не­больших и умеренных физических напряжений. Непрерывно возрастает доля умственного труда в общем балансе рабочего времени: например, при работе на строгальном станке умственная деятельность, связанная с концентрацией внимания, составляет 15%, на то­карном - 52%, при управлении -автотранспортом в черте города - 59%, при печатании на машинке - 73%.

Ограничение мышечных усилий относится не только к сфере производства, но и к быту современного человека. По данным Де Васкеч и др. (1981) среднесуточные энергоза­траты у здоровых мужчин трудоспособного возраста довольно низкие: только у 19% энерготраты были значительными, у 37% - умеренными, а 43% - очень низкими. Огра­ничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижение функцио­нальных возможностей людей всех возрастных групп. В связи с этим возникает серь­езная и масштабная проблема развития гипокинезии и целого ряда ее последствий. Экспе­риментальные и клинические исследования к настоящему времени позволили составить достаточно полное представление об изменениях, вызываемых ограничением двигатель­ной активности.

Недостаточность движений вызывает целый комплекс функциональных и органи­ческих изменений и болезненных симптомов, отмечаемых почти во всех органах и систе­мах, которые W.Raab (1961) предложил объединить под термином "гипокинетическая бо­лезнь". При этом происходит рассогласование взаимодействия как отдельных систем ме­жду собой, так и организма в целом с внешней средой. Ведущими патогенетическими звеньями являются нарушения энергетического и пластического обмена, затрагивающие, в первую очередь, мышечную систему.

При уменьшении функциональной нагрузки в. мышцах отмечается усиливавшаяся "атрофия со структурными и функциональными изменениями, идущими к прогрессирую­щей мышечной слабости. Из-за ослабления мышц, связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут полноценно выполнять свои поддерживающие функции по отношению к увеличивающейся массе тела, развиваются различные на­рушения санки, деформация позвоночного столба, грудной клетки, таза, изменение свода стопы и т. д., которые влекут за собой целую цепь дальнейших нарушений здоровья, сни­жения работоспособности.

Ограничение двигательной активности, включая жизненно важные моторно-висцеральные рефлексы, детренируя организм, приводит к значительным изменениям функций и резервов внутренних органов. При этом особой уязвимостью отличается сер­дечно-сосудистая система.

H.Melleravicz, W.Heller (1978) перечисляют ранние симптомы и жалобы, возни­кающие у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утом­ляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине как следствие недостаточности поддерживающего мышечного аппарата; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость; слишком ранняя старческая слабость.

Снижение физической активности рассматривается как один из факторов, способствующих развитию целого ряда так называемых болезней цивилизации. В их чис­ле: гипертоническая болезнь; атеросклероз; ишемическая болезнь сердца и инфаркт мио­карда; вегетативно-сосудистая дистония; ожирение: часто встречающиеся нарушения осанки с повреждением костного, связочного и мышечного аппарата; облитерирующий эндартериит: некоторые гермартрические заболевания, характеризующиеся преждевре­менной функциональной слабостью внутренних органов и др. Статистика показывает, что эти заболевания и ранние симптомы наблюдаются у большого числа людей, причем они оказываются первостепенными причинами нетрудоспособности, заболеваемости и смерт­ности.

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как ле­чебного средства известного из древности. Особую актуальность проблема оптимизации двигательной активности людей получила за последнюю четверть века в связи с автомати­зацией производства и очевидностью неблагоприятного влияния социально обусловлен­ной гипокинезии. Снижение двигательной активности - гипокинезия рассматривается в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обуславливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокине­зии. Важнейшей из них является стимулирование двигательной активности.

Организация двигательной активности

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — системати­ческое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, вы­полняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физи­ческими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность» У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная актив­ность ограничена. Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1: 2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов во время учеб­ных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двига­тельной активности значительного контингента студентов. В то же время определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором требует от них вы­полнения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. По­этому возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптималь­ные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

МНВ ОПТ МДВ

Рис. 1. Схема соотношения границ различной двигательной активности: МНВ — минимально необходимая величина; ОПТ- оптимальная величина; МДВ — максимально до­пустимая величина; I— патология; II— гипокинезия; III— гигиеническая норма; IV— гиперкинезия; V— патология

Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который не­обходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активно­сти, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к пере­утомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к макси­мальным возможностям студентов. Поэтому для студентов-спортсменов, ориенти­рованных на достижение высоких спортивных результатов, необходимо планировать ин­дивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий соче­тание всех его компонентов. На рис.1, представлена схема соотношения границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определяются многими факто­рами.

Таким образом, практический опыт и научный анализ показывают, что как недос­таток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на орга­низм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической ак­тивности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, ос­новным направлением использования физических нагрузок в медицине является их опти­мизация.

Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес) составляет 8000—11 000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес) — 3000—4000 шагов, а в каникулярный период 14 000—19 000'. Очевидно, что уро­вень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную по­требность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50— 65%, в период экзаменов — 18—22% биологической потребности. Это сви­детельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 мес в году.

Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000— 7300 шагов, что не может компен­сировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени. У студентов-спортсменов среднесуточный объем двигательной активности составляет 16 000—24 000 шагов. Его по­вышение до 28 000— 32 000 шагов на учебно-тренировочных занятиях затрудняет восста­новление. Как следствие, у них существенно снижается в последующие дни объем по­вседневной двигательной активности до 2500— 4000 шагов. Такое явление отражает процесс саморегуляции двигательной активности, внутреннее содержание которого со­ставляет взаимодействие процессов утомления и восстановления.

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается на 5—15% по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной меди­цинской группе, она выше, чем у тех кто распределен в специальную медицинскую груп­пу, в среднем на 17—28%. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25—30%. Нейродинамические особенности (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на объем двигательной активности. У лиц с преобладанием возбуждения наблюдается более высокий уровень двигательной активности, чем у лиц с преобладанием торможения над возбуждением (в 2—3 раза). Лица с уравновешенностью этих процессов но уровню двигательной активности занимают среднее положение.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди мо­лодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физи­ческому воспитанию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является та­кой, при котором мужчины уделяют занятиям 8—12 ч в неделю, а женщины 6—10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6—8 ч мужчинам и 5—7 ч женщинам. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Не­обходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональ­ный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий (более под­робно об этом. см. гл. 6).

Таким образом, чтобы выполнять указанный двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3—1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжитель­ность. Так, двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной ак­тивности не следует забывать и столь популярные у молодежи танцы. Их высокий эмо­циональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120— 140 удар/мин).

Date: 2015-07-17; view: 702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию