Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактичность относительно другой тактичности





 

Только что было показано, как аудитория вносит суще­ственный вклад в поддержание спектакля на плаву, прояв­ляя такт или предпринимая практические покровитель­ственные действия в пользу исполнителей. Совершенно очевидно, что если от аудитории хотят проявлений такта для блага исполнителя, то и сам исполнитель должен дей­ствовать таким образом, чтобы сделать возможным ока­зание подобной помощи. Это тоже потребует дисциплины и осмотрительности, но особого рода. Например, выше бы­ло сказано, что тактичные посторонние, нечаянно оказав­шиеся в положении, из которого подслушивается чужое взаимодействие, для смягчения неловкости могут предло­жить спектакль отсутствия внимания и интереса с их сто­роны. Чтобы помочь такому тактичному поведению, участ­ники, сознавая физическую возможность быть подслушан­ными, могут опустить из своих разговоров и действий все, что подвергло бы чрезмерному испытанию это тактичное решение посторонних людей, и в то же время включить туда достаточно полусекретных фактов с целью показать, что ни в чем не подозревают демонстрируемый чужаками спектакль полного отказа от участия в их взаимодействии. Подобно этому, если секретарша по указанию начальства сообщает посетителю, что человека, которого он хочет ви­деть, нет на месте, то умный посетитель, щадя секретар­шу, отойдет от внутреннего телефона, чтобы не услышать, как говорит с нею тот, кого якобы нет.

В заключение этого обзора упомянем две общие страте­гии в проявлениях такта относительно другого такта. Во-первых, исполнитель должен быть чувствительным к на­мекам и готовым их воспринимать, ибо именно через наме­ки аудитория в состоянии предупредить исполнителя, что его спектакль не приемлем и что ему лучше изменить его побыстрее, если необходимо спасти ситуацию. Во-вторых, если исполнитель в каком-либо отношении ложно пред­ставляет факты, он должен делать это в соответствии со своего рода этикетом, принятым для таких ложных пред­ставлений: он не должен загонять себя в положение, из которого его не смогут вытащить даже самые жалостные оправдания и самая доброжелательная аудитория. При проговаривании сознательной лжи исполнителю как бы поло­жено придавать голосу оттенок насмешливости, так что, если его поймают, он сможет отречься от всякого притяза­ния на серьезность и сказать, что он только шутил. При ложном представлении своего физического облика испол­нителю рекомендуется использовать средства, которые до­пускают какие-нибудь невинные оправдания. Так, лысе­ющие мужчины, которые для маскировки постоянно но­сят шляпу внутри и вне помещения, могут более или менее отговориться тем, что простужены, или что просто забыли снять шляпу, или что возможен неожиданный дождь. Но фальшивая накладка уже не даст носителю ее никакого извинения за обман, а аудитории — никакого оправдания за свое попустительство обманщику. По существу, тип само­званца, упоминавшийся ранее, в некотором смысле можно определить как лицо, которое делает невозможным прояв­ление такта со стороны аудитории в отношении замечен­ного ложного представления.

Несмотря на то, что исполнители и аудитория исполь­зуют все эти приемы управления впечатлениями, а также многие другие, разумеется, инциденты все равно случают­ся и аудиториям удается мельком заглянуть за кулисы пред­ставления. Когда такое происходит, члены аудитории по­рой получают важный урок, более значимый для них, чем то злорадное удовольствие, которое они могут извлечь из разоблачения чьих-то темных, доверительных, внутренних

281

или стратегических секретов. Возможно, члены аудитории откроют для себя некий фундаментальный демократизм жизни, который обычно хорошо скрыт. Будь то представ­ляемый характер сдержанно-ответственным или беззабот­но-легкомысленным, свойственным высокому или низко­му общественному положению, человек, исполняющий этот характер, все равно предстанет тем, кем он по большей части является: одиноким игроком, втянутым в изнури­тельное дело воспроизведения этого характера. Под многи­ми масками и многими характерами каждый исполнитель сохраняет еще одно выражение лица, но выражение инди­видуальное, явно необобществленное, сосредоточенное — выражение человека, который в одиночку решает трудную, коварную задачу. Симона де Бовуар в ее книге о женщи­нах приводит тому примеры:

И никакая бережливость не может гарантировать от таких случайностей, как капля вина, пролитая на платье, искра от си­гареты, явившаяся причиной дырки; мгновенно исчезает рос­кошное создание, куда девается праздничный вид, с которым она красовалась в салоне, одаривая всех улыбкой; а вместо это­го появляется расчетливая домохозяйка с серьезным, лишен­ным какого-либо намека на улыбку лицом; и тут открывается, что весь ее туалет, ее костюм — это не какой-то букет, фейер­верк, бесценное и преходящее великолепие, предназначение ко­торого — щедро одарить мгновение, озарить, ослепить своим блеском; отнюдь не демонстрация своего богатства, своего со­стояния, это вложение капитала; он стоил каких-то жертв; ис­портить его — значит претерпеть непоправимую катастрофу. Не­чаянно посажанное пятно на одежде, вырванный клок, неудач­но сшитое платье, плохо сделанная завивка — все это восприни­мается как катастрофа гораздо большей значимости, чем подго­ревшее жаркое или разбитая ваза; а все потому, что кокетка не только отдает себя во власть вещей, она хочет, чтобы ее воспри­нимали как вещь, а без этих вещей, вещей-посредников, она не ощущает себя в безопасности в этом мире28.

Человек, зная, что его аудитория по пустяковым пово­дам способна формировать плохие впечатления о нем, мо­жет стыдиться вполне добронамеренного честного поступ­ка просто потому, что контекст его совершения создает лож­ные впечатления чего-то плохого. Чувствуя этот необосно­ванный стыд, индивид начинает подозревать, что его пере-

28 BeauvoirS de The second sex L Cape, 1953 [Бовуар С. де. Второй пол. М.: АО Издательская группа «Прогресс»; Спб.: Алетейя, 1997. С. 607.].

живавия могут быть замечены публикой. Дальше человек со страху может внезапно поверить, будто его вид подтверж­дает эти ложные умозаключения о нем. И тогда он, воз­можно, добавит к сомнительности своего положения но­вые осложения, пустившись в защитные маневры, какие он предпринял бы и в случае своей действительной винов­ности. На этом пути, гадая, что могли бы навоображать о нас другие, каждый из нас имеет возможность быстро стать в собственных глазах наихудшим человеком, какого толь­ко он способен себе представить.

В той мере, в какой человек поддерживает перед други­ми спектакль, в который сам не верит, он может начать испытывать особого рода отчуждение от самого себя и осо­бого рода недоверчивость по отношению к другим. Вот что сообщила, например, одна американская студентка:

Иногда на свиданиях я «играю в глупенькую», от этого по­том тошнит. Переживания сложные. Часть меня испытывает удо­вольствие от того, что я «кидаю» ничего не подозревающего пар­ня. Но это чувство превосходства над ним смешано с чувством вины за мое лицемерие. К своему «зазнобе» я испытываю неко­торое презрение за то, что он «попался» на мою удочку, или, ее ли парень мне нравится, — что-то вроде материнского снисхож­дения. Иногда я ужасно злюсь на него! Ну почему он не прево­сходит меня во всех отношениях, как полагается мужчине, что­бы я могла стать естественной, самою собой? И что я тут делаю с ним, наперекор всему? Зачем несу какую-то чепуху?

Самое забавное во всем этом, что мужчина, я думаю, не всег­да так уж ни о чем и не подозревает. Он может учуять правду и стать трудным в общении. У него появляются сомнения: «Чего я добился? Она исподтишка подсмеивается или вправду думала похвалить? В самом деле моя маленькая речь произвела на нее впечатление или она только притворилась ничего не знающей о политике?» И раз или два я чувствовала, что осталась в дурах: парень разглядел мои уловки и потерял уважение ко мне за мое добровольное унижение до таких трюков29.

Совместные сценические проблемы; забота о том, каки­ми кажутся вещи другим; обоснованные и необоснованные переживания стыда; амбивалентное отношение к самому себе и к аудитории — таковы некоторые из драматургиче­ских элементов жизненной ситуации человека.

29 Kwnarovsky М Cultural contradictions and sex roles // American Journal of Sociology Vol 52 P 188

 

 

Date: 2015-07-17; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию