Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1 Vilhjálmur Árnason





1 Vilhjálmur Árnason. Morality and Social Structure in the Icelandic Sagas // Journal of English & Germanic Philology. Bd. 90. Urbana, Ill, 1991. P. 157–174. Здесь и далее исландские авторы при цитировании называются по имени и патрониму.

2 Vésteinn Ólason. Dialogues with the Viking Age. Narration and Representation in the Sagas of Icelanders. Reykjavík, 1998. P. 166.

3 Значимым исключением является работа Toorn M.C. van den. Über die Ethik in den Fornaldarsagas // Acta philologica Scandinavica. Copenhagen, 1963–64. Bd. 26. P. 19–66, в которой разбираются этические представления в сагах о древних временах (fornaldarsögur).

4 Gehl W. Ruhm und Ehre bei den Nordgermanen: Studien zum Lebensgefühl der islandischen Saga. Berlin, 1937.

5 Kuhn H. Sitte und Sittlichkeit // Germanische Altertumskunde / red. Hermann Schneider. München, 1938. S. 171–221.

6 Grønbech V. Vor folkeæt i oldtiden. København, 1909. Bd. I («Lykkemand og Niding»).

7 Hovstad J. Mannen og samfundet, studiar I norrøn etikk. Oslo, 1943.

8 Bandle O. Isländersaga und Heldendichtung // Afmælisrit Jóns Helgasonar / Ritstjórar Jakob Benediktsson u.a. Reykjavík, 1969. S. 1–26.

9 Hallberg P. Den isländska sagan. Stockholm, 1956.

10 Vésteinn Ólason. Dialogues.

11 Ibid. P. 167.

12 Ibid. P. 167.

13 Ibid. P. 172.

14 Toorn M.C. van den. Ethics and Morals in Icelandic Saga Literature. Assen, 1955; Toorn M.C. van den. Über die Ethik.

15 Ibid. S. 23.

16 «Речи Высокого» представляют собой набор поучений относительно правильных жизненных приоритетов и поведения, излагаемых от лица верховного языческого бога Одина. Речь идет, в числе прочего, о роли славы, о правилах поведения в гостях (для гостя и хозяина), при обхождении с коварными людьми и в отношениях с женщинами, а также о похвальных для человека качествах, таких, как трезвость, молчаливость, щедрость, запасливость, скромность, верность.

17 Andersson T.M. The Displacement of the Heroic Ideal in the Family Sagas // Speculum. Vol. 45, No. 4. Cambridge, Mass., 1970. P. 575–593.

18 Ibid. P. 588. Название Hávamál на русский язык переводится как «Речи Высокого».

19 Toorn M.C. van den. Ethics and Morals. P. 29.

20 Andersson T.M. The Displacement. P. 592.

21 Fulk R.D. The moral system of Hrafnkels saga Freysgoða // Saga-Book of Viking Society for Northern Research. London, 1986. Vol. XXII, part. 1. P. 1–32.

22 Hermann Pálsson. Siðfræði Hrafnkels sögu. Reykjavík, 1966. См. также Hermann Pálsson. Art and Ethics in Hrafnkel's Saga. Copenhagen, 1971.

23 См. Gunnar Karlsson. The Ethics of the Icelandic Saga Authors and Their Contemporaries: A comment on Hermann Pálsson's Theories on the Subject // The Sixth International Saga Conference 28.7 — 2.8 1985. Workshop Papers I–II. København, 1985. P. 381–399. P. 381. Гуннар Карлссон называет датой выхода книги Херманна Паульссона 1964 год, но, по всей видимости, здесь речь идет об ошибке.

24 Lönnroth L. The Noble Heathen: A Theme in the Sagas // Scandinavian Studies. Lawrence, Kansas, 1969. Vol. 41. P. 1–29.

25 Andersson T.M. The Displacement.

26 Thompson C.W. Moral Values in the Icelandic Sagas: Recent Re-evaluations // The Epic in Medieval Society: Æsthetic and Moral Values. / Ed. Harald Scholler. Tübingen, 1977. P.347–360.

27 Ciklamini M. Sturla Sighvatsson’s Chieftaincy. A moral probe // Sturlustefna: Ráðstefna haldin á sjö alda ártíð Sturlu Þórðarsonar sagnaritara 1984 / Ritstjórar Guðrún Ása Grímsdóttir, Jónas Kristjánsson. Reykjavík, 1988. P. 222–241; Durrenberger P.E., Wilcox J. Humor as a guide to social change: Bandamanna saga and heroic values // From Sagas to Society: Comparative Approaches to Early Iceland. Enfield Lock, 1992. P. 112–123; Fulk R.D. The moral system; Gunnar Karlsson. The Ethics; Guðrún Norðal. Ethics and Action in Thirteenth-Century Iceland. Odense, 1998; Odner K. Þórgunna’s testament: a myth for moral contemplation and social apathy // From Sagas to Society: Comparative Approaches to Early Iceland. Enfield Lock, 1992. P. 125–146. Vilhjálmur Árnason. Morality.

28 Hermann Pálsson. Art and Ethics. P. 11.

29 Ibid. P. 9–10. Представителем «романтиков» он называет, в частности, Сигурда Нордаля (Sigurður Nordal. Hrafnkatla. Reykjavík, 1940), хотя под его описание попадает и немецкая школа, о которой шла речь выше в настоящей работе.

30 Ibid. P. 10.

31 Ciklamini M. Sturla Sighvatsson’s Chieftaincy.

32 Ibid. P. 71.

33 Hermann Pálsson. Art and Ethics. P. 75.

34 Ibid. P. 70–74.

35 Ibid. P. 33–39.

36 Thompson C.W. Moral Values. P. 353–357.

37 Отмечу, что мне уже доводилось писать о применимости концепции Лённрута к сагам о древних временах, показывая наличие категории персонажей «благородный язычник» и в этих текстах. См. Ерёменко А.Б. «Благородный язычник» в сагах о древних временах (на примере «Саги о Хальвдане Эйстейнссоне») // «Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения». XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто. IV Чтения памяти А.А. Зимина. Москва, 19-22 апреля 2005 года. Тезисы докладов. М., 2005. С. 80–82.

38 Lönnroth L. The Noble Heathen. P. 3.

39 Ibid. P. 3–4.

40 Ср.: McCreesh B. How Pagan Are the Icelandic Family Sagas? // Journal of English & Germanic Philology, Bd. 79. Urbana, Ill, 1980. P. 58–66. Этот подход имеет несомненные параллели с идеей «христиан до Христа», бытовавшей в континентальной средневековой христианской традиции применительно к античным мыслителям. Об ассоциировании в сагах греховного поведения с языческим прошлым (на примере сексуального поведения) см.: Cormack M. Fiolkunnigri kono scalattu i fadmi sofa // The Audience of the Sagas. The Eight International Saga Conference. August 11–17, 1991, Gothenburg University. Preprints. Gothenburg, 1991. Vol. I. P. 103–108.

41 Ciklamini M. Sturla Sighvatsson’s Chieftaincy. P. 230.

42 Ibid. P. 239.

43 Ibid. P. 239.

44 Ibid. P. 240.

45 Ibid. P. 228.

46 Vésteinn Ólason. Dialogues. P. 173, 177.

47 Ibid. P. 178. О взглядах Вестейна Оуласона также см. выше в настоящей работе.

48 Fulk R.D. The moral system.

49 Ibid. P. 3.

50 Ibidem.

51 Ibidem. Примером «идеолога» Фальк называет, в частности, Гуннара из «Саги о Ньяле».

52 Fulk R.D. The moral system. P. 4. По мнению Фалька, к «прагматизму» приходит Храфнкель после убийства Эйвинда и поражения от Сама.

53 Ibid. P. 6-7. Фальк использует именно термин ideologism.

54 Ibid. P. 24–25.

55 Ibid. P. 26–27. Freeprose («свободная проза» и Bookprose («книжная проза») — важнейший для саговедения историографический спор о том, что сыграло ведущую роль в создании саг. Сторонники Freeprose считают, что эти тексты возникли и сформировались в устной традиции, и письменная фиксация уже не оказала существенного влияния на их содержание. Концепция Bookprose предполагает, что главный авторский вклад вносил человек, который записывал, а фактически — создавал сагу, структурируя, развивая и наполняя смыслом разрозненный материал, присутствующий в устной традиции.

56 Lönnroth L. Tesen om de två kulturerna. Kritiska studier. i den isländska sagaskrivningens sociala förutsättningar // Scripta Islandica. Uppsala, 1964. Vol. 15. S. 3–32; ibidem. European Sources of Icelandic Saga-Writing: An Essay Based on Previous Studies. Stockholm, 1965; Clover C. The Medieval Saga. Ithaca; N.Y., 1982.

57 Thompson C.W. Moral Values.

58 Andersson T.M. The Displacement P. 576.

59 Gehl W. Ruhm und Ehre.

60 Andersson T.M. The Displacement. P. 579.

61 Ibid. P. 583–584.

62 Vilhjálmur Árnason. Morality. P. 159.

63 Ibid. P. 160.

64 Ibid. P. 161.

65 Ibid. P. 160.

66 Andersson T.M. The Displacement. P. 580. На этот же термин, по сообщению Андерссона, указывает и Гель, хотя последний придает ему более нейтральное значение: Gehl W. Ruhm. S. 18. Цит. по: Andersson T.M. The Displacement. P. 580.

67 Ibid. P. 581.

68 Ibid. P. 582.

69 Ibid. P. 584.

70 Признавая, в частности, важность этического содержания в разобранной Херманном Паульссоном «Саге о Храфнкеле». Andersson T.M. The Displacement. P. 587.

71 Gehl W. Ruhm und Ehre. S. 145.

72 Andersson T.M. The Displacement. P. 587–588.

73 Ibid. P. 588.

74 Ibid. P. 592.

75 Ibid. P. 592.

76 Ibid. P. 593.

77 Ibidem.

78 Vilhjálmur Árnason. Morality. P. 158.

79 Vilhjálmur Árnason. Morality.

80 Gunnar Karlsson. The Ethics. P. 386.

81 Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Berlin, 1821. Цит. по: Vilhjálmur Árnason. Morality. P. 163. Русский перевод работы Гегеля см в кн.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2007.

82 Vilhjálmur Árnason. Morality. P. 164.

83 Byock J.L. Medieval Iceland: Society, Sagas, and Power. Berkeley; Los Angeles; London, 1988. Байок, который опирается на материал саг для изучения общественно-политической и экономической структуры исландского общества, признает ключевой проблемой социального устройства, подобного исландскому, регуляцию общественных взаимоотношений. Согласно его концепции, в отсутствие в средневековой Исландии формальных репрессивных механизмов для поддержания порядка конфликты между индивидуальными членами общества неизбежно представляли большую опасность из-за возможности неконтролируемой эскалации. Выход, по мнению Байока, был найден именно в форме системы посредников-годи. Любые конфликты рано или поздно приходилось выносить на тинг, решение которого определялось не только законами, но и объемом поддержки, которой пользовались участники тяжбы. Речь не шла о наборе бойцов для прямых силовых столкновений — как правило, вопрос решался до начала схватки: оппоненты сопоставляли количество и влиятельность своих сторонников, и более слабая сторона признавала свое фактическое поражение. Функция же годи состояла как раз в том, чтобы предлагать желающим свою поддержку — причем речь шла об эксклюзивной услуге, поскольку только годи как представители политической элиты располагали большим числом сторонников, готовых поддержать их в конфликте. В целом годи играли роль центров силы, на которых и держалась общественная система. Причем реального использования их силы не предполагалось: в исландских условиях серьезный вред, который нанес бы противникам любой большой конфликт, был непозволительной роскошью.

84 Byock J.L. Medieval Iceland. P. 218.

85 Vilhjálmur Árnason. Morality. P. 167.

86 Ibid. P. 168.

87 Ibid. P. 170.

88 Ibid. P. 171.

89 Ibid. P. 172.

90 Ibid. P. 174.

91 Gunnar Karlsson. The Ethics. P. 383.

92 Впервые — в работе: Gunnar Karlsson. Dyggðir og lestir í þjóðfélagi Íslendingasagna // Tímarit Máls og menningar. Bd. XLVI. Reykjavík, 1985. Bls. 9–19.

93 Ibid. P. 384.

94 Ibid. P. 384.

95 Ibid. P. 385.

96 Ibid. P. 398.

97 Guðrún Norðal. Ethics. P. 20–21. MacIntyre A.C. After Virtue. A Study in Moral Theory. London, 1982 (2nd impression); Vilhjálmur Árnason. Saga og siðferði. Hugleidingar um túlkun á siðfræði Íslendingasagna // Tímarit Máls og menningar. Bd. XLVI. Reykjavík, 1985. Bls. 21–37.

98 Guðrún Norðal. Ethics. P. 22.

99 Ibid. P. 21.

100 Ibidem. Ссылка на: Turner V.W. An Anthropological Approach to the Icelandic Saga // The Translation of Culture. Essays to E.E. Evans-Pitchard / Ed. T.O. Beidelman. London, 1971. P. 349–374.

101 Ibid. P. 22.

102 Ibidem.

103 Ibid. P. 220.

104 Ibid. P. 20.

105 Ibid. P. 147.

106 Ibid. P. 148.

107 Ibidem.

108 Ibid. P. 182.

109 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги // Стеблин-Каменский М.И. Труды по филологии. СПб, 2003. С. 180.

110 Ibid. С. 180.

111 Ibid. С. 184.

112 Ibid. С. 185.

113 Ibidem.

114 Ibid. С. 186.

115 Ibid. С. 187.

116 Ibidem.

117 Ibid. С. 188.

118 Ibid. С. 190.

119 Ibid. С. 193.

120 Guðrún Norðal. Ethics. P. 182. Ссылка на перевод работы Стеблин-Каменского: Steblin-Kamenskij M.I. The Saga Mind. Odense, 1973.

121 Ibid. P. 184.

122 Ibidem.

123 Ibid. P. 219.

124 Ibidem. P. 219.

125 Durrenberger P.E., Wilcox J. Humor as a guide.

126 Ibid. P. 111.

127 Ibid. P. 116.

128 Ibid. P. 116. Ссылка на: Bauman R. Performance and Honor in 13th-Century Iceland // Journal of American Folklore. Philadelphia; Austin, 1986. Vol. 99. Issue 392. P. 140.

129 Durrenberger P.E., Wilcox J. Humor as a guide. P. 132.

130 Ibid. P. 112.

131 Ibid. P. 123.

132 Odner K. Þórgunna’s testament. P. 125–146.

133 Ibid. P. 128.

134 Вкратце этот сюжет состоит в следующем. Вскоре после принятия страной христианства в Исландию прибывает женщина по имени Торгунна, которая привозит с собой сокровища. Турид, хозяйка хутора на Вещей Реке, пытается купить эти сокровища, а получив отказ, приглашает Торгунну к себе на зимовку. Та соглашается, но вскоре умирает, причем ее гибель предваряется рядом знаменияй. Перед смертью Торгунна оставляет предписания, как надлежит поступить с ее вещами, но ее требования нарушаются из-за вмешательства Турид. После этого на хуторе начинают происходить сверхъестественные события, а также появляются духи, в том числе дух Торгунны, которые убивают некоторых обитателей и распугивают большую часть остальных. Турид тяжело заболевает. В итоге Кьяртан, сын Турид, устраивает на хуторе суд, на который вызывает духов. Он предъявляет им обвинения, после чего они уходят. Священник святит дом, и после этого духи больше не появляются. Турид выздоравливает, и на хуторе восстанавливается нормальная жизнь.

135 Odner K. Þórgunna’s testament. P. 129.

136 Ibid. P. 129. Ссылка на: Turner V.W. An Anthropological Approach.

137 Guðrún Norðal. Ethics. P. 21.

138 Durrenberger E.P. Sitting Buddha in a Mississippi Golf Course: Constructing Anthropology in Exotic and Familiar Settings // Anthropology & Humanism Quarterly. Berkeley, 1991. Volume 16, № 3. P. 88–94. См. Odner K. Þórgunna’s testament. P. 129.

139 Odner K. Þórgunna’s testament. P. 139.

140 Ibid. P. 140.

141 Ibid. P. 141.

142 Odner K. Þórgunna’s testament. P. 139. Ссылка на: Gurevich A.Y. Space and Time in the Weltmodell of the old Scandinavian Peoples // Mediaeval Scandinavia. Odense, 1969. Vol. 2. P. 42–53; Hastrup K. Culture and in medieval Iceland: An Anthropological Analysis of Structure and Change. Oxford, 1985. Ср. Гуревич А.Я. Древние германцы // Гуревич А. Я. Избранные труды. М.; СПб, 1999. Т.1. С. 38-39.

143 Odner K. Þórgunna’s testament. P. 142.

144 Ibid. P. 143.

145 Thompson C.W. Moral Values. P. 353–357.

 

Date: 2015-07-17; view: 207; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию