Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые проблемы молодежного абсентеизма в современных условиях: социологический анализ





Абсентеизм - от лат. absentia - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций, уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах.

Рис. 2

По рис. 2 видно, что процент молодежи, участвующей в выборах составляет порядка 5%. Этот показатель наводит на мысли о том, что молодые граждане безучастно относятся к судьбе страны. Анализ проведенных исследование в данном направлении, проведенных путем анкетирования, неформатизированной беседы демонстрирует, что, как правило, респонденты на выборы не ходят, так как считают, что их голос ничего не решит.

И как показывает анализ вторичных данных, подобные проблемы назрели давно. Неверие избирателей в то, что данные выборы или конкретное голосование имеют общественную или личную значимость являются главной социально-психологической причиной абсентеизма.

Молодежный абсентеизм представляет собой отчуждение молодежи от властных институтов: от власти как таковой, от ее практик, от конкретных лиц и учреждений, от властной мифологии и процедур, легитимирующих власть, одна из форм сознательного бойкотирования молодыми избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.

Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находят выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других. В последнем случае это своеобразная демонстрация недовольства политикой официальной власти и сомнения в эффективности института выборов.

Особая роль в переходном процессе развития российского общества принадлежит молодому поколению, которое в ближайшем будущем способно сменить существующую ныне политическую элиту страны. Большинство молодого поколения России характеризуется низким уровнем доверия к политике и власти, а также высоким процентом политических абсентеистов, что ставит под сомнение легитимность существующей политической системы и возможность становления гражданского общества в нашем современном государстве.

Проблему политического абсентеизма молодежи РФ сейчас изучают многие ученые, такие как Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Зубок Ю.А., Чупров В.И. и др. Общим для большинства российских аналитиков является суждение о том, что политическому участию молодого поколения присущ несколько «более экстремистский», по сравнению с традиционными стереотипами участия, свойственными старшим возрастным группам, характер.

Говоря об особенностях политического абсентеизма в молодежной среде, следует выделить основные модели их пассивного электорального поведения.

Первая модель может быть выражена следующим образом: «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Эта модель голосования объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы – это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей – и победа обеспечена. Он много обещает, но ничего не делает. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.

«Когда Ельцина выбрали на второй срок, было видно, что народ не хотел, все куплено было” (студент, 19 лет, Балашиха, Московская область). “Выборы - продажная система” (студент, 20 лет, Москва). “Кандидат делает что-то только перед выборами. После выборов ничего не делается. Зачем тогда голосовать?» (секретарша, 22 года, Луховицы, Московская область). «Я считаю, что у нас вообще хороших политиков не бывает, потому что в политику люди идут только ради личных целей. Они все - люди скользкие и противные» (студент, оператор эфира MTV, «RenTV», 22 года, Тула). «Я не верю всем этим товарищам! Они постоянно нарушают свою программу и свои обещания» (студент, менеджер, 20 лет, Тула). «А что тогда мы делаем с нашим правительством, которое всё было коммунистами, а теперь демократы? Они кинули веру все. Они все – предатели!» (менеджер по рекламе, студент, 21 год, Тула) [13].

Негативная тенденция состоит в том, что приверженцев этой модели электорального поведения среди молодежи становится все больше и больше, что является важной угрозой для дальнейшего развития демократии в стране.

Вторая модель негативного электорального поведения может быть выражена так: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы.

«Я не думала о том, что мой голос может играть решающую роль» (студентка, 20 лет, Балашиха, Московская область). «Я не ходила. Считаю, что от нас ничего не зависит» (студентка, 19 лет, Москва). «Я на выборах была только один раз, на президентских. А так не хожу больше, потому что считаю, что как нужно, так и сделают» (домохозяйка, 25 лет, Холмогоры, Архангельская область). «Я думаю, что демократии в нашей стране нет, так как выбора нет. За нас все выбирают уже заранее наши власти. Поэтому я не участвовал ни в каких выборах» (студент, оператор эфира MTV, «RenTV», 22 года, Тула). «Мне кажется, что вообще не надо ничего менять. В нашей стране вообще нельзя что – либо изменить к лучшему. Все попытки что – то менять тонут в провинции, в глубинке и ни к чему не приводят» (студент, 22 года, Тула) [13].

С одной стороны, эта часть молодежи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже все давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос – это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования. Молодежь не видит своего места в политике и не осознает возможность получения результатов от своего политического участия. Широкое распространение этой позиции объясняется отсутствием на политической сцене серьезных молодежных организаций и лидеров, готовых отстаивать их интересы.

Третья модель выражается следующей фразой: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части респондентов данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения. «Во время выборов у меня сессия была. Не до этого было. Вообще мне это не интересно» (студентка, 19 лет, Москва). «На выборах ни разу не была… Просто, сначала было некогда, потом не хотелось» (специалист, 22 года, Балашиха, Московская область). «Политиков не знаю ни одного. Мне это неинтересно, я занята своими проблемами, зачем ещё забивать голову политикой» (учительница английского и немецкого языков, 23 года, Тула) [13].

Отчужденность молодежи от политики в российском обществе, а также политический абсентеизм ученые объясняют следующими факторами: общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое отчуждения в молодёжной среде. Второй фактор - интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Третий фактор в том, что молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что – либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой – не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации. Четвертый фактор - в последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодёжи с политикой, а также тенденции усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов.

Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера. К сожалению, число молодых людей, придерживающихся данной позиции, постепенно возрастает.

Последний, как известно, может привести к признанию выборов несостоявшимися, если на выборы не явится необходимое число избирателей. Различные политические структуры заинтересованы в изменении положения. Для этого необходимо постепенно внедрять в сознание молодежи установки ответственности граждан за происходящее в стране.

Как представляется оптимальнее всего на эту роль подходит территориальная избирательная комиссия и Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Вышесказанное приводит к выводу о необходимости безотлагательного правового просвещения и правовой пропаганды избирательного права и института выборов в демократическом обществе с применением интерактивных методов общения и обучения.

Date: 2015-07-17; view: 838; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию