Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система логопедической работы по формированию словообразования





Алгоритм работы над словообразовательными аффиксами

1. Сравнение слов с одинаковым словообразую­щим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значе­нию (косичка, лисичка). При этом подбираются сло­ва с одинаково звучащими словообразующими аф­фиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аф­фиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сход­ного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания aффикса (например, -ик- вносит значение уменьштельности, -ниц — значение вместилища).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы,

6. Буквенное обозначение звукового состава вы деленной морфемы (если дети знают буквы).;

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения.

Сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этихсловах по значению и по звучанию;

Сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.

Система логопедической работы по формированию словообразования

Разделы работы аффиксы Последовательность предъявления речевого материала Примерный речевой материал Примерные задания
Образование уменьшительно-ласкательных сущ ествительных. 1 продуктивный -ик- (сущ. мужского рода) А) без изменения звуковой структуры корня производного слова Дом- домик, лист-листик  
Б) с чередование глухих и звонких звуков в корне Таз – тазик, Клюв- клювик  
2.-чик- с сущ. м.р. А) без изменения звуковой структуры корня мотивироующего и производного слов диван-диванчик блин - блинчик  
Б) с изменением звуковой структуры производного слова Рукав - рукавчик  
3. – к- А) сущ. Ж.р. без изменения звуковой структуры и корня производного слова Лапа – лапка, яблоня - яблонька  
Б) сущ. Ж.р. с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования Шуба – шубка, синица -= синичка  
4.- очк-, -ечк- А) ласкательные собственные имена м.р. и ж.р. на – а. -я Аня – Анечка, Дима - Димочка  
Б) неодушевленных ж.р. Лента - ленточка  
5.- ичк- Ж.р. Вода - водичка  
       
6.- оньк, -еньк- с сущ. Ж.р. А) безизменения звуковой структуры корня слова имен собственных ж.р и м.р. на – а, -я Маша – МАШЕНЬКА, Коля - Коленька  
Б) нарицательных сущ. М.р. и ж.р. без изменения звуковой структуры корня слова Береза – березонька, тетя - тетенька  
В) с изменением звуковой структуры корня слова Рука – рученька, нога - ноженька  
7.-ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц- А) сущ. М.р., ж.р., ср.р. с – ушк-. Дед – дедушка, зима – зимушка, головушка  
Б) сущ. Ср.р. с –ышк- Солнышко. перышко  
В) –иц- в сущ. Ж.р. Лужица  
Г) –ец- в сущ. М.р. и ср. р. Морозец, письмецо  
  Д) –ц- в сущ. Ж.р. и ср.р. Пыль – пыльца деревцо  
Разделы работы аффиксы Последовательность предъявления речевого материала Примерный речевой материал Примерные задания
Образование сущ. С помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды) А) при сохранении звуковой структуры корня слова Б) в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня Суп - супница     Селедка – селедочница Сухари – сухарница  
Образование существительных с помощью суффикса – инк- А) звуковая структура корня сохраняется Бусы – бусинка, росинка, мармеладинка  
Б)с чередованием звуков в корне слов Горох – горошинка, песок - песчинка  
Образование названий детенышей животных и птиц А) без изменения звуковой структуры корня слова Гусь – гусенок- гусята  
Б) с чередованием звуков в корне слов Волк-волчонок-волчата  
В) с заменой корня производного слова Овца-ягненок-ягнята  
Образование существительных. Обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия «совершителей действия» Только продуктивные суффиксы – щик- –чик- -ниц- А) сущ. М.р. с – щик- Б) сущ. М.р. –чик- В) сущ., обозначающих лиц женского пола. С – ниц-,-иц- Барабанщик, часовщик Летчик. грузчик     Художница, певец-певица  
           

Date: 2015-07-17; view: 764; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию