Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие окружающих





Процесс взаимодействия человека с окружением основыва­ется на восприятии последнего. Восприятие представляет собой активную полусознательную деятельность по приему и перера­ботке значимой информации об объекте, ее организации, осмыс­лению и интерпретации в соответствующее поведение. В резуль­тате восприятия могут возникнуть различного рода субъектив­ные реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса» и пр.

На восприятие оказывают влияние обстоятельства как объективного, так и субъективного характера. Их необходимо хорошо знать и учитывать во взаимоотношениях с людьми и ру­ководстве ими.

Во-первых, ситуация, в которой протекает общение. Если она позитивна, восприятие как правило оказывается более благоже­лательным, чем партнер этого на самом деле заслуживает. И, на­оборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худ­шим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарное поведение людей, которое оценивается скорее по принципу контраста.

Во-вторых, на восприятие влияет глубина видения этой си­туации. Много знающий и понимающий человек обычно спокой­нее относится к другим людям и происходящим событиям, не склонен их драматизировать или, наоборот, превозносить, и в целом более трезво оценивает, чем тот, кругозор которого огра­ничен.

В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и социальных характеристик воспринимаемого субъекта. К лично­стным относится доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов, (по отношению к закомплексованным людям наблю­дается значительная неадекватность восприятия), манера пове­дения, разговора, внешний вид (респектабельные люди воспри­нимаются более благожелательно). Близки к ним и «анкетные данные», такие, как пол, возраст, национальность, вероисповеда­ние и пр.

Социальными характеристиками являются должность, слу­жебное положение, образование, профессия, интересы, идеалы. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.

В-четвертых, на адекватность восприятия во многом влия­ют стереотипы, то есть стандартные наборы упрощенных пред­ставлений о сложных явлениях и объектах окружающей действи­тельности, содержащие их одностороннее описание, принимае­мое за полное. Стереотипы дают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не прихо­дилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности.

В то же время, снимая неопределенность существующей си­туации, стереотипы зачастую значительно искажают реальность, укрепляют консерватизм. Особо выделяются «вредные стерео­типы», следование которым может нанести значительный ущерб организации, например, что все пожилые работники сопротив­ляются изменениям, не желают рисковать, слабеют здоровьем; все руководители не думают о подчиненных и т.п. С такими сте­реотипами необходимо вести борьбу. Нужно иметь в виду, что старые стереотипы могут служить основой формирования новых, поскольку имеющаяся информация обычно определяет усвоение новой.

По воздействию на восприятие к стереотипам близки психо­логические эффекты, которые также необходимо знать и учиты­вать в управлении. Перечислим основные из них.

1) «Перенос» - некритическое распространение оценки одних явлений и людей на других.

2) Обобщение оценки одной характеристики объекта на все его свойства в целом.

3) «Проекция» - приписывание собственных чувств и ощущений другим (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот).

4) «Первое впечатление», которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся. Примерно так же действует и новизна (но в отношении знакомого человека большее значение имеет знакомая информация).

5) «Идеализация» - гиперболизация положительных черт партнера.

6) «Бумеранг», когда человек, воспринимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, только укрепляет их (это имеет место при неприязненном отношении к партнеру или низком каче­стве самой информации).

7) «Затмение» - влияние одного или нескольких свойств объекта на вос­приятие остальных.

8) «Контраст» - восприятие только наиболее ярких и заметных свойств по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план.

9) «Ожидание», в результате которого люди часто принимают действи­тельное за желаемое. Ожидание часто «подогревается» предварительной ин­формацией, которую можно незаметно и целенаправленно «подбрасывать».

10) «Нимб», или «гадкий утенок» - ориентация последующих положи­тельных или отрицательных оценок на предыдущие. С этим чаще всего сталки­ваются студенты, когда преподаватели, прежде чем выставить свою оценку, ин­тересуются прежними.

11) «Порядок» - придание при противоречивой информации большего веса сообщениям, полученным в первую очередь, но при общении со старыми знакомыми - наоборот (вообще, знакомые оцениваются более правильно, чем малознакомые люди).

12) «Опережение» - более прочное усвоение сведений, получаемых не­посредственно перед общением.

13) «Средняя ошибка» - усреднение крайних оценок.

14) «Избирательность» - выделение центрального и периферийного, вос­приятие лишь отдельных чем-то «приглянувшихся» свойств объекта.

15) «Глобальность» - восприятие объекта как единого целого, «моноли­та», а не совокупности элементов.

16) «Слабая структурированность» (все, кроме главного, воспринимает­ся как фон; похожее - как единое; выделяются и объединяются сходные объек­ты).

17) «Ретроспективность» - соотнесение всего со старым опытом.

К стереотипам близки предрассудки - оценки, сложившие­ся до того, как сформировалось определенное мнение об объекте. Предрассудки имеют массовый характер и свойственны в основ­ном малообразованным людям. К ним относится, например, ра­сизм, убежденность, что женщины глупее мужчин (хотя ни еди­ного научного доказательства этому не существует).

Стереотипы и предрассудки далеко не безобидны. Они мо­гут порождать дискриминацию работников и провоцировать слу­жебные и личные конфликты. А это снижает эффективность ра­боты, наносит экономический ущерб, ведет к потере имиджа.

Наконец, на восприятие влияют физические характеристи­ки воспринимаемого объекта (размеры, контрастность, повторя­емость и интенсивность действий и процессов), случайности и ошибки, всегда присутствующие в любом поведении людей, осо­бенности их сознательных действий, неспособность себя правиль­но преподнести, настроение в данный момент и т.п.

Date: 2015-07-17; view: 1401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию