Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция проблематики профессионального самоопределенияВ целом можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения: 1) конкретно-адапта ционный этап - в периоды социально-экономических бедствий и массовой езработицы (главное - помочь трудоустроиться); 2) диагностпко-рекомендательный. В основе этого этапа трехфакторная модель Ф. Парсонса: 1-й фактор - изучение требований профессии к человеку, 2-й фактор - исследование качеств человека с помощью тестов, З-й фактор - сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой: объективного выбора, З) искусственная подгонка человека к профессии - возможны варианты обман, манипуляция, агитация за непривлекательные профессии (в СССР были распространены в 60-80-е гг), умелая «продажа» себя на рынке труда (это, скорее, уже обман предприятий и государства в целом, например сейчас - масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанному на «умелой продаже себя работода'-елю>), разработка методик с элементами манипуляции (например после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям), 4) диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая про фконсультация В отличие от диагностико-рекомендательной модели п рофориентационной помощи, базирующейся на неизменности качеств и требований профессии, здесь все основано на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований гiрофессии (по Е. М. Борисовой и К. М. Гуревичу); 5) учет изменяющегося общества. Фиксацйя изменяющихся профессий и изменяющегося человека дополняется учетом динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения собственного жизненного успеха, а также для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основными понятиями, характерными для данного уровня развития профориентации, являются профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни; 6) учет изменения (развития) ценностно-нравственного, смыслового ядра самоопределяюй'егося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений. самоопределяющегося человека о смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех)), но и (<моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся совесть, чувство: собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности. Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности 1) неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить свое место в таком «неопределенном>) (или, лучше сказать, <несамоопределившемся») обществе в сложившейся ситуации важно сформировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также желание не только ориентироваться в реальном обществе, но и пытаться прогнозировать (по-своему) изменения общества, 2) неясность идеалов личностного и профессионального самоопреде.оения (к чему стремиться, с кого брать пример) Это прежде всего столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема элиты (элитарные ориентации) Между тем еще Э Эриксон писал, • что для подростка очень важно определить «аристократию» (образец <(лучших людей») и <идеологию>, чтобы обосновать свои жизненные выборы. ' •
|