Таким образом, можно увидеть, что профессионалы-мужчины и женщины отличаются между собой по уровню общительности, эмоциональности, качеству выполнения работы (выше у женщин) и по нестандартности мышления (выше у мужчин). Это схоже с данными исследования Л.А. Головей (1999) о том, что для мужчин в процессе труда важна возможность самостоятельно принимать решения, а для женщин – возможность контактов с людьми.

χ2-критерий Пирсона частично подтвердил результаты, полученные по U-критерию Манна-Уитни (табл. 5).

 

Таблица 5. Распределение оценок респондентов по параметру «пол профессионала».



Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






анализа факторов «пол*специальность»





Дескриптор Коэффициент Фишера Уровень значимости
Активность 4,0753 0,04457
Креативность 4,9102 0,02759
Заинтересованность 4,5325 0,03422
Чувствительность 4,6797 0,03146
Внимательность 4,8976 0,02779
Созидательность 4,3492 0,03803

 

Дисперсионный анализ показал, что различия по всем этим параметрам достигаются только за счёт оценок юношей технических специальностей, чьи оценки значимо низкие. Девушки обеих специальностей и юноши художественной специальности оценивают креативность, заинтересованность, созидательность, активность, внимательность, чувствительность схожим образом. В целом, значимого межфакторного взаимодействия ни по факторам «пол*специальность», ни по факторам «пол*СЖО*специальность» обнаружено не было.

Различия в качествах творческой личности, выделяемых девушками (n=176) и юношами (n=81), то можно заметить следующую закономерность: девушки оценивают качества, присущие творческому человеку, более высоким баллом, чем юноши. Сопоставление представлений в соответствии с U-критерием Манна-Уитни обнаружило значимые различия по 18 характеристикам из 30. Девушки оценивают эти качества как более характерные для творческой личности, чем юноши. Можно проследить, что наибольшие различия (р≤0,001) касаются важных мотивационных, познавательных и эмоциональных параметров творческой личности: воображение, талант, нестандартность решений, целеустремлённость, собственная точка зрения, чувствительность, ранимость. Эти параметры прочно укрепились в представлениях девушек. Остальные качества, по которым были найдены значимые различия, касаются и социальной (общительность), и мотивационной (трудолюбие, заинтересованность, увлечённость), и когнитивной (любознательность, разносторонность, ум, самостоятельное мышление), и эмоциональной (эмоциональность), и личностной (раскованность, доброта, индивидуальность) сфер. Девушки характеризуют творческого человека с различных позиций, их представления о творческой личности значительно ярче, чем у юношей.

χ2-критерий Пирсона выявил различия в распределении оценок по характеристикам творческой личности у девушек и у юношей. Значимые различия в распределении оценок респондентов были найдены по 14 параметрам. Среди оценок мужчин преобладают средневысокие и средние, а среди женских оценок – высокие и средневысокие. Наиболее важными качествами для творческого человека девушки считают воображение (р≤0,01), талант (р≤0,01), индивидуальность (р≤0,05), целеустремлённость (р≤0,01), заинтересованность (р≤0,05), собственную точку зрения (р≤0,01). Юноши считают эти качества важными, но не обязательно присущими творческой личности в высокой степени. При этом эмоциональным характеристикам творческой личности юноши уделяют меньше внимания, чем рациональным.

Сравнение результатов исследования о творческих мужчинах (n=97) и женщинах (n=73), указанных в качестве творческих знакомых респондентов, в соответствии с U-критерием Манна-Уитни показало, что представления отражают существующие в обществе гендерные стереотипы. Полученные результаты схожи с данными И. Бровермана (1972) о типичной женщине и типичном мужчине. Так, респонденты приписывают женщинам большую чувствительность, ранимость (р≤0,01), увлечённость (р≤0,001), они обязательно должны быть добрыми (р≤0,05). Также выяснилось, что женщины по сравнению с мужчинами внимательнее (р≤0,001), обладают большим воображением и непременно имеют свою точку зрения (р≤0,05). Мужчины превосходят женщин лишь по одному параметру – они более подвержены психическим заболеваниям и сумасшествию (р≤0,05), респонденты считают, что именно эта характеристика встречается чаще у мужчин.

Согласно χ2-критерию Пирсона было обнаружено несколько значимых различий в распределении оценок по творческим мужчинам и женщинам (табл. 2). Характеристики, по которым были найдены значимые различия, в основном, затрагивают некоторые особенности эмоциональной сферы, а также качества личности.

Из таблицы 2 следует, что внимательность, разносторонность, увлечённость и ранимость в принципе свойственны творческим мужчинам и женщинам, но в разной мере. Женщины более внимательны, ранимы и легче увлекаются, а мужчины обладают разносторонними интересами. При этом ни одно из качеств, по которым, в представлениях респондентов, различаются творческие люди обоих полов, не является существенным для самого процесса творчества.

Таблица 2. Распределение оценок респондентов по параметру «пол творческой личности».

Дескриптор Пол творческой личности Количество оценок χ2 Уровень значимости
         
  1. Разносторонность мужской               р≤0,05
женский          
  2. Внимательность мужской               р≤0,01
женский          
  3. Ранимость мужской               р≤0,05
женский          
  4. Увлечённость мужской               р≤0,01
женский          

Проанализировав ответы респондентов в соответствии с их специальностью, следует заметить, что направление специальности играет важную роль в характеристиках представлений. Студенты художественных и технических ВУЗов по-разному описывают творческого человека с точки зрения важности качеств для творческого процесса. Студенты художественных специальностей (n=199) оценивают характеристики, присущие творческой личности, выше, чем студенты технических специальностей (n=58).

Среди существенных параметров, которым студенты художественных специальностей дают более высокие оценки, выделяются такие творческие качества, как талант, креативность (р≤0,001) и воображение (р≤0,05). В представлениях студентов художественных специальностей эти характеристики представлены как более важные. Также значимы и мотивационные характеристики: целеустремлённость (р≤0,001), трудолюбие (р≤0,01), заинтересованность (р≤0,05). Студенты художественных специальностей подчёркивают эмоциональные параметры, им заметны ранимость (р≤0,001), увлечённость и чувствительность (р≤0,05) творческих знакомых, а также созидательная направленность (р≤0,001) творческих людей.

Уровень смысложизненных ориентаций (СЖО) показывает, насколько у человека сформировалось представление о смысле и целях в жизни, насколько чётки его жизненные ориентиры, показывает значение, которое придает испытуемый своим поступкам и действиям, совершаемым на протяжении своей жизни.

Исследование показало, что общий уровень СЖО всех респондентов равнялся 110, 716 (Std.Dev.=16,667). Этот результат позволяет говорить о достаточной сформированности жизненных ориентиров студентов. По параметру креативности, выявленному по тесту Джонсона, результаты студентов в среднем оказались довольно высокими – 30,677. Это означает, что, в целом, студенты технических ВУЗов и ВУЗов культуры и искусств обладают высоким уровнем креативности и средним показателем СЖО.

По критерию Шапиро-Уилка (р=0,0000005) распределение оценок в исследовании не соответствует нормальному распределению, следовательно, необходимо применение медианы и квартильного размаха. Среди 257 оценок респондентов 64 (14 юношей и 50 девушек) вошли в верхний квартиль, а 68 (27 юношей и 41 девушка) – в нижний.

Значимые различия между представлениями респондентов с высоким и низким уровнем СЖО были обнаружены по 15 характеристикам из 30, причём студенты, обладающие высоким уровнем СЖО, оценивают все эти качества выше, чем студенты с низким уровнем СЖО. Респонденты с высоким показателем СЖО считают, что творческой личности свойственен талант (р≤0,01), неординарность, нестандартное восприятие, интеллектуальность и разносторонность (р≤0,05). В представлениях студентов с низким уровнем СЖО, творческая личность обладает меньшей степенью трудолюбия и целеустремлённости, менее заинтересована, эмоциональна (р≤0,01), увлечена и чувствительна (р≤0,05). Наибольшее расхождение в оценках было найдено по параметру «чувство юмора» (р≤0,001).

Значимые различия в распределении оценок по χ2-критерию Пирсона у респондентов с высоким и низким уровнем СЖО были обнаружены по основным параметрам, характеризующим творческий процесс (табл. 3).

 

Таблица 3. Распределение оценок респондентов по параметру «уровень СЖО».

Дескриптор Уровень СЖО Количество оценок χ2 Уровень значимости
         
1. Чувство юмора высокий             р≤0,01
низкий          
2. Целеустремленность высокий             р≤0,05
низкий          
3. Талант высокий             р≤0,05
низкий          
4. Трудолюбие высокий             р≤0,05
низкий          
5.Ранимость высокий             р≤0,05
низкий          
6. Созидательность высокий             р≤0,05
низкий          

 

Факторный анализ по методу главных компонент с вращением Варимакс обнаружил восемь факторов. В факторы вошли следующие качества:

1. Готовность к решению задач (образованность, ум, внимательность, интеллектуальность, трудолюбие).

2. Нестандартность (неординарность, нестандартность решений, нестандартное восприятие).

3. Коммуникативность (чувство юмора, раскованность, активность, целеустремленность, общительность).

4. Эмоциональность (чувствительность, ранимость, эмоциональность).

5. Индивидуальность (воображение, индивидуальность, самостоятельное, оригинальное мышление, собственная точка зрения).

6. Включённость в творческую деятельность (любознательность, разносторонность, креативность, заинтересованность).

7. Альтруизм (низкий уровень сумасшествия, психических заболеваний и одиночества, доброта).

8. Талант (талант).

Проведённый факторный анализ представлений о творческой личности позволяет выделить основные характеристики, в соответствии с которыми студенты описывают творческую личность. Так, в сознании респондентов особенности мотивационной и когнитивной сфер обеспечивают готовность к решению задач, с одной стороны, и включённость в творческую деятельность, с другой. Нестандартность и индивидуальность творческой личности представлены в отдельных факторах. Единым конструктом в сознании респондентов является талант. Также творческая личность обладает эмоциональной чувствительностью и общительностью. В исследованиях Р. Стернберга (1985) были показаны следующие компоненты проявления творческого потенциала: интеллект как способность, знание, стиль мышления, индивидуальные черты, мотивация, внешняя среда.

Многомерное шкалирование было проведено для дополнения факторной структуры в целях всестороннего анализа представлений. Было выявлено четыре шкалы:

1. Невротическая замкнутость.

2. Стереотип творческого человека.

3. Спонтанность, нестандартность – основательность.

4. Эмоциональная вовлечённость.

Результаты многомерного шкалирования подтверждают значение эмоционального и нестандартного реагирования в ходе творческого процесса, показывают, какие чувства испытывает творческий человек в процессе творчества, а также обнаруживает стереотип в восприятии творческой личности (либо безумен, либо одинок).

Таким образом, в представлениях студентов художественных и технических специальностей личность творческого человека отличается особым складом характера, типом мышления, способом эмоционального реагирования на жизнь и заинтересованности в проявлении своего таланта.

В третьем параграфе показаны результаты исследования представлений о профессионале.

Многофакторный дисперсионный анализ ANOVA, выявляющий взаимодействие между факторами «пол», «специальность», «уровень СЖО» и «пол знакомого», не выявил значимых различий между указанными факторами по всей совокупности дескрипторов. Дисперсионный анализ по каждому их параметров профессионализма обнаружил лишь две характеристики, по которым были найдены значимые различия:

1. Широкий кругозор, эрудированность (p=0,035). Сравнение оценок респондентов во взаимодействии факторов «пол респондентов*специальность респондентов» показало, что юноши и девушки технических специальностей, а также юноши художественных специальностей схожим образом оценивают данных параметр. Девушки художественных специальностей считают, что профессионал должен обладать значимо высоким уровнем эрудированности. Причём эти оценки девушек художественных специальностей значимо отличаются от всех трёх остальных групп испытуемых.

2. Любовь к своей профессии (p=0,04267). В оценке данного параметра девушки технических специальностей значимо отличаются от всех респондентов – их оценки ниже. Также обнаружены значимые различия между оценками юношей технических и девушек художественных специальностей. Девушки художественных специальностей считают, что профессионал больше любит свою профессию. Оценки респондентов художественных специальностей являются схожими.

Проведённый дисперсионный анализ показал, что в процессе анализа результатов исследования можно сравнивать группы студентов по параметру пола без учёта специальности и по параметру специальности без учёта пола (то же касается и пола профессионала, и уровня СЖО), принимая во внимание лишь оценки по параметрам «эрудированность» и «любовь к своей профессии».

Девушки (n=145) и юноши (n=129) оценивают профессионалов по-разному. По U-критерию Манна-Уитни были обнаружены значимые различия по десяти из тридцати предложенных для оценки качеств. Наибольшие расхождения в представлениях о профессионале (р≤0,001) были получены по следующим характеристикам: общительность, целеустремлённость, эмоциональность, творческий подход. Также девушки видят среди важных профессиональных особенностей талант (р≤0,01), компетентность, образованность (р≤0,05), эрудированность (р≤0,01), умение учиться у более опытных коллег (р≤0,05) и умение объяснять суть своей работы (р≤0,01). Это говорит о том, что для девушек важны не только коммуникативные и эмоциональные характеристики, но и мотивационные, а также умственные (в отношении широкого кругозора, общей образованности и умения учиться). Девушки подчёркивают компетентность профессионала (р≤0,05) как важное условие профессионального становления. Юноши придают этому меньшее значение.

Значимые различия в распределении оценок респондентов по χ2-критерию Пирсона также были найдены по 10 параметрам. В качестве наиважнейших особенностей профессионала девушки называют познавательные (эрудированность, умение учиться у коллег, потребность в самосовершенствовании, здравый смысл, творческий подход), коммуникативные (общительность, умение объяснить суть работы), эмоциональные, мотивационные (целеустремлённость) особенности.

Сравнение представлений о мужчинах (n=147) и женщинах-профессионалах (n=83), указанных в качестве знакомых респондентов, в соответствии с U-критерием Манна-Уитни показало, что имеются различия по следующим параметрам (табл. 4):

 

Таблица 4. Значимые различия в представлениях о мужчинах и женщинах профессионалах.

 

 

 

 

 

Дескриптор Пол профессионала Средний ранг Уровень значимости
Общительность, коммуникабельность
Жен. Муж. 130,67 106,93 ,004 (р≤0,01)
Качественное выполнение любой работы
Жен. Муж. 125,87 109,65 ,044 (р≤0,05)
Нестандартное мышление
Жен. Муж. 100,34 124,06 ,005 (р≤0,01)
Эмоциональность
Жен. Муж. 142,43 100,30 ,000 (р≤0,001)
Дескриптор Пол профессионала Количество оценок χ2 Уровень значимости
         
1. Умение учиться у более опытных коллег мужской               р≤0,05
женский          
2. Нестандартное мышление мужской               р≤0,01
женский          
  3. Эмоциональность мужской               р≤0,01
женский          

 

Следующим направлением анализа стало изучение различий в представлениях студентов художественных (n=151) и технических (n=123) специальностей. Студенты ВУЗов культуры и искусств и технических ВУЗов по-разному относятся к значению качеств профессионала для его деятельности. В содержании представлений студентов художественных ВУЗов сразу можно заметить явную творческую направленность их профессионалов. Студенты технических специальностей давали меньшую оценку таким параметрам, как талант, творческий подход к делу (р≤0,01), нестандартное мышление (р≤0,05). Среди прочих особенностей, по которым были найдены значимые различия, следует отметить познавательные, коммуникативные, эмоциональные, мотивационные и личностные черты профессионала. Студенты технических специальностей придают этим характеристикам меньшее значение, преувеличивая при этом патриотизм профессионала.

Средний уровень СЖО всех респондентов равнялся 105,965 (Std.Dev.=16,235). Этот результат входит в средние значения по данным Д.А. Леонтьева (1992). Опросник креативности Джонсона показал, что в среднем уровень творческих способностей и творческого мышления респондентов оказался равен 29,377, что соответствует высокому уровню развития креативности.

Так как распределение оценок по СЖО не соответствует нормальному распределению, были обнаружены значения верхнего и нижнего квартиля, которые составили 118 и 96 соответственно, и количество ответов для анализа (65 респондентов – высокий уровень СЖО (38 девушек и 27 юношей) и 72 – низкий (31 девушка и 41 юноша)). При применении U-критерия Манна-Уитни и χ2-критерия Пирсона были найдены значимые различия по характеристикам, относящимся к профессионалу и его личности. Среди них выделяются познавательные, мотивационные и деятельностные качества. Высокую оценку этим чертам профессионализма дали респонденты с высоким уровнем СЖО.

К познавательной сфере можно причислить глубокие познания в своей области и в смежных областях (р≤0,05), а также стремление к их обновлению (р≤0,01), внимательность (р≤0,05), здравый смысл и ум (р≤0,01), умение учиться у опытных коллег (р≤0,001). В деятельностную сферу входит качественное выполнение любой работы (р≤0,01). К мотивационному компоненту профессионализма относятся настойчивость (р≤0,05) и целеустремленность (р≤0,001). Завершают общую картину профессионализма в представлениях студентов с высоким уровнем СЖО такие качества, как ответственность, любовь к профессии (р≤0,05), талант (р≤0,001) и стремление к постоянному самосовершенствованию (р≤0,01).

По мнению студентов с низким уровнем СЖО, профессионал должен быть в высокой степени коммуникабельным (р≤0,05), честным (р≤0,01)и патриотичным (р≤0,05). Следовательно, можно сделать вывод, что общая осмысленность жизни способствует лучшему осмыслению качеств, действительно необходимых в процессе становления профессионала, а респонденты с низким уровнем СЖО делают больший упор на сопутствующие характеристики личностной и эмоционально-коммуникативной сферы.

Для всестороннего анализа содержания представлений о профессионале применялся факторный анализ по методу главных компонент с вращением варимакс. Было обнаружено семь факторов:

1. Готовность к решению задач (глубокие познания в своей области, ответственность, умение объяснить суть своей работы, образованность, опыт, ум, сообразительность, здравый смысл).

2. Совершенствование знаний (знания в смежных областях, постоянное обновление своих знаний, умение учиться у более опытных коллег, нестандартное мышление).

3. Волевая готовность (уверенность в себе, настойчивость, целеустремлённость).

4. Гражданственность (честность, патриотизм).

5. Эмоциональность (низкий уровень спокойствия, невозмутимости, эмоциональность).

6. Ответственность (ответственность, пунктуальность, внимательность).

7. Талант (постоянное самосовершенствование, любовь к профессии, талант, творческий подход к делу).

Знания и интеллектуальность выходят на первый план в представлениях о профессионале в виде готовности к решению задач и совершенствованию знаний. Это соотносится с результатами имплицитных концепций личности, имплицитных концепций интеллекта. Так, В.Н. Дружинин (2000), рассмотрев зарубежные и отечественные исследования слов обыденного языка, обозначающих черты личности, пришёл к выводу, что в общеязыковой «имплицитной теории личности» присутствует один общий фактор – интеллект.

Исследования представлений об умном человеке показали, что в американском исследовании (Р. Стернберг, 1985) респонденты на первый план выдвигают когнитивный фактор (фактор решения проблем). Исследования, проведённые среди финнов (H. Räty, L. Snellman, 1995) и японцев (H. Azuma, K. Kashiwagi, 1987), выявили фактор социальной компетентности как ведущий в представлениях об умном человеке. В исследовании Н.Л. Смирновой (Александровой) (1995) было показано, что для российской выборки также важен социально-этический фактор. Однако повторное исследование 2002 года обнаружило преобладание когнитивного фактора в системе представлений об умном человеке. Так и в представлениях о профессионале ведущие позиции занимают здравый смысл, ум, образованность и опыт.

Многомерное шкалирование позволило выделить четыре шкалы:

1. Чёткость позиции.

2. Рациональность – нестандартность.

3. Самосовершенствование – самодостаточность.

4. Тщательность – новаторство.

Это означает, что профессионал обладает чёткой гражданской позицией, но при этом решает три основные дилеммы: действовать со стороны здравого смысла или чувств, нестандартного видения; действовать известными способами, быть уверенным в них или учиться у опытных коллег; тщательно и точно выполнять свою работу или искать реализации своего творческого потенциала. В представлениях студентов реализация профессионализма личности зависит от того, как профессионал решает данные противоречия.

Следовательно, для того, чтобы человека можно было назвать профессионалом, ему необходимы образование, умственные способности, знания в профессиональной области, ответственность, настойчивость, творческий взгляд на обыденное, талант, целеустремлённость и чёткая гражданская позиция, стремление к совершенствованию и обновлению своих знаний. Эти качества помогают хорошему выполнению своей деятельности и становлению профессионала.

Четвёртый параграф посвящён рассмотрению результатов многофакторного дисперсионного анализа по пересекающимся дескрипторам представлений о творческой личности и профессионале. Данный пункт анализа позволяет показать общность обыденных представлений о двух основных факторах достижения самореализации человека – о творческом и профессиональном развитии личности.

В описаниях было обнаружено 9 общих для творческой личности и профессионала качеств, вошедших в 30 наиболее часто встречаемых: образованность, общительность, ум, целеустремлённость, внимательность, талант, собственная точка зрения, нестандартное, оригинальное мышление, эмоциональность. В ходе дисперсионного анализа ответы испытуемых обоих исследований по указанным параметрам были объединены и сравнивались по параметрам: «пол респондентов», «специальность респондентов», «уровень СЖО», «объект оценки» (творческий человек или профессионал) и «пол знакомого».

Дисперсионный анализ показал, что параметрам «ум» и «собственная точка зрения» отведено одинаковое место в представлениях о творческой личности и профессионале, и это роднит исследуемые феномены. Существуют различия в оценках «целеустремлённость» и «талант» по факторам «пол респондентов» и «специальность», что, впрочем, было показано при изучении значимых различий по критерию Манна-Уитни, но межфакторное взаимодействие незначимо, что говорит об общности оценок. Полученные данные совпадают с мнением В.Г. Воронковой (2001) о том, что важно формировать будущих специалистов как творческую личность, сочетающую высокий профессионализм с социально-психологическими качествами.

Кроме того, было обнаружено, что по остальным параметрам оценки юношей технических специальностей отличаются от оценок юношей художественных специальностей и девушек обеих специальностей. Возможно, это связано с особенностями функциональной межполушарной асимметрии, так как функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека (Е.П. Ильин, 2006).

В целом, исследование позволило сформулировать обобщённый портрет творческого человека и профессионала, по мнению студентов художественных и технических специальностей. Обобщённый образ творческого профессионала – это высоко талантливый, умный и целеустремлённый человек, отличающийся самостоятельностью в деятельности и наличием собственной позиции. Но если рассматривать отдельно портреты творческой личности и профессионала, то здесь также можно выявить некоторые закономерности.

Творческая личность представляется студентам как образованный, интеллектуальный человек, обладающий собственной точкой зрения и направленный на достижение своих целей. Наличие таланта необходимо в творческой деятельности, что особенно выделяют студенты художественных специальностей. Творческий человек не только нестандартно воспринимает окружающий мир, но и мыслит в оригинальном, необычном, присущем только ему ключе. Зачастую респонденты подчёркивают то, что творческий человек настолько увлечённо погружён в свою деятельность или в свой внутренний мир, что остаётся одиноким в окружении других людей. При этом творческая личность не лишена чувства юмора и стремления к общению. Также человек с творческой направленностью обладает особой эмоциональностью, которая проявляется в высокой степени чувствительности и ранимости среднего уровня. Интерес к творческой деятельности, сочетаясь с трудолюбием, развитым воображением и креативностью, позволяет достичь творческой личности высокого результата.

Профессионал в сознании студентов – это знающий, образованный, умный человек, с достаточным жизненным опытом и опытом в работе. Компетентность профессионала не вызывает сомнений. Кроме этого профессионал обладает целеустремлённостью и настойчивостью, что способствует не только эффективной работе, но и самосовершенствованию личности. Стремление к совершенствованию является непременным условием высокого профессионализма и выражается в личностном саморазвитии, в стремлении к обновлению своих знаний, в желании и умении учиться, повышать квалификацию. Творческая направленность личности профессионала выражается в нестандартном мышлении и творческом подходе к делу. В эмоциональной сфере профессионала эмоциональность находится в обратной корреляции с невозмутимостью, то есть профессионал должен обладать определённой долей спокойствия, чтобы не позволять эмоциям мешать работе. Иными словами, профессионал – это ответственный, здравомыслящий и уверенный в себе человек, качественно выполняющий работу, любящий свою профессию и свою Родину.

Таким образом, в представлениях о творческой личности и профессионале обоих полов среди юношей и девушек, среди студентов технических ВУЗов и ВУЗов культуры и искусств присутствуют схожие представления об уровне таланта, целеустремлённости, ума и собственной точке зрения. Это показывает те общие черты, которые в представлениях студентов способствуют достижению высоких творческих и профессиональных результатов.

В заключении обобщаются основные результаты исследования, подводятся итоги, намечаются возможные направления дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы. Таким образом, в диссертационной работе показано, что представления о творческой личности и профессионале являются важной частью профессионального самосознания. Следовательно, их формирование является существенным этапом развития самосознания в юношеском возрасте в процессе получения высшего образования.

Полученные результаты исследования представлений о творческой личности и профессионале позволяют сделать следующие выводы:

1. Содержание представлений о творческой личности и профессионале связано с полом, специальностью обучения, а также с уровнем осмысленности жизни респондентов. Значимых корреляций между уровнем развития творческого мышления и представлениями респондентов обнаружено не было.

2. В структуре представлений о творческой личности и профессионале можно выделить как общие, так и специфичные характеристики представлений. К общим параметрам относятся выявленные в обоих исследованиях готовность к решению задач, эмоциональность, талант. К специфичным – параметры нестандартности, индивидуальности, коммуникативности, альтруизма и включённость в творческую деятельность в представлениях о творческой личности и особый упор на совершенствование знаний, ответственность, волевую готовность и гражданственность в представлениях о профессионале.

3. Творческая личность и профессионал в представлениях характеризуются наличием внутреннего противоречия между спонтанными проявлениями нестандартного мышления и тщательной целенаправленной работой, которое творческий человек стремится преодолеть в сторону нестандартных проявлений, а профессионал – в сторону чёткости и основательности.

4. Схожие представления о таких характеристиках, как «ум», «талант», «целеустремлённость» и «собственная точка зрения» сближают понимание творческой личности и профессионала в обыденном сознании, что позволяет говорить об общности обыденных представлений о различных сторонах целостного процесса самореализации и достижения акме.

5. Представления студентов о творческих людях и профессионалах обоих полов отражают гендерные стереотипы, а также вскрывают проблему профессиональной сегрегации, что отражено в предпочтении мужчин в качестве лучших профессионалов и более творческих людей, приписывании женщинам развитых коммуникативных и эмоциональных способностей, а мужчинам – особенностей мыслительной сферы, обеспечивающих успешность деятельности.

6. Респонденты художественных специальностей, девушки, а также лица с высоким уровнем осмысленности жизни оценивают «творческую личность» и «профессионала» содержательно, в соответствии с существенными и необходимыми для творческого процесса и процесса труда характеристиками. В представлениях респондентов технических специальностей, юношей и тех, кто обладает низким уровнем осмысленности жизни, личность профессионала и творческого человека рассматривается инструментально, то есть более весомыми оказываются сопутствующие черты, желательные для каждого человека, но как таковые не обеспечивающие достижения высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.

 

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

I. Статьи в изданиях из перечня ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ:

1. Безрогов В.Г., Иванченко Г.В., Казарян М.Ю. Козлова М.А. Имплицитные концепции творческой личности и профессионализма // Вестник Университета Российской академии образования. 2004. № 3. С. 89 – 107. – 0,9 п.л. (личный вклад 40%)

2. Казарян М.Ю. Особенности социальных представлений о профессионализме // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2008. № 2 (66). С. 7–11. – 0,5 п.л.

 

II. Научные статьи, доклады, тезисы:

3. Казарян М.Ю. Опыт творческого развития студентов при помощи сценического мастерства // Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность: Материалы конференции. – М.: Изд-во УРАО, 2004. С. 84 – 86. – 0,2 п.л.

4. Казарян М.Ю. Имплицитные концепции творческой личности как сложная система // Материалы международного научного симпозиума «Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. С. 100 – 105. – 0,35 п.л.

5. Казарян М.Ю. Развитие творческого потенциала личности в процессе учёбы в ВУЗе // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы третьей Всероссийской Internet-конференции 15 – 17 июня 2004 года / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. С. 160 – 166. – 0,4 п.л.

6. Казарян М.Ю. Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций студентов и их имплицитных концепций творческой личности // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы третьей Всероссийской Internet-конференции 15 – 17 июня 2004 года / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. С. 166 – 170. – 0,2 п.л.

7. Казарян М.Ю. Анализ представлений о творческом человеке // Материалы международной научной конференции «Информационный подход в естественных, гуманитарных и технических науках» – часть 1 – Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 50 – 52. – 0,1 п.л.

8. Казарян М.Ю. Творческие способности и их развитие при помощи сценического мастерства // Психология и духовно-нравственное развитие российского общества: Материалы региональной научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. В.П. Фоминых. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 257 – 260. – 0,1 п.л.

9. Казарян М.Ю. Значение представлений современных студентов для вузовского образования // «Вузовская наука – России», межвузовская научно-практическая конференция: сборник материалов в 3 ч. Часть 3 / Отв. ред. Л.М. Котляр. – Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 2005. С. 26 – 29. – 0,1 п.л.

10. Казарян М.Ю. Сравнительный анализ эксплицитных и имплицитных концепций личности // «Студенчество. Интеллект. Будущее», межвузовская молодёжная конференция: сборник материалов. / Отв. ред. Л.М. Котляр. – Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 2005. С. 58 – 61. – 0,15 п.л.

11. Казарян М.Ю. Творческий потенциал личности: факторный анализ имплицитных концепций // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы четвёртой Всероссийской Internet-конференции 7 – 9 июня 2005 года / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 39 – 45. – 0,3 п.л.

12. Казарян М.Ю. Творческие способности: эксплицитные и имплицитные концепции // Дружининские чтения: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции, г. Сочи, 5 – 7 мая 2005 г. / Под ред. С.Н. Тесля, И.Б. Шуванова, С.В. Киктева. – Сочи: СГУТиКД, 2005. С. 35 – 37. – 0,2 п.л.

13. Иванченко Г.И., Казарян М.Ю., Рыжов Ю.В. Как понимают творчество и профессионализм студенты творческих ВУЗов сегодня // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сборник статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. С. 10 – 21. – 0,7 п.л. (личный вклад 30%)

14. Казарян М.Ю. Профессионализм и качества профессионала // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвящённой памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19 – 20 сентября 2005г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 362 – 367. – 0,35 п.л.

15. Казарян М.Ю. Представления современных студентов о профессионализме // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. Том 2. № 2 / Под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2005. С. 63 – 64. – 0,15 п.л.

16. Казарян М.Ю. Акмеология и проблемы профессионализма // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. Том 2. № 3 / Под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2005. С. 9 – 10. – 0,2 п.л.

17. Казарян М.Ю. Личность творца в научном и обыденном сознании // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. Том 2. № 5 / Под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2005. С. 3. – 0,2 п.л.

18. Казарян М.Ю. Психологическое содержание творчества актёра // Науки о культуре – шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной
конференции-семинара молодых ученых. – Том 6 / Отв. ред. И.М. Быховская. – М.:РИК, 2006. С. 185– 189. – 0,2 п.л.

19. Казарян М.Ю. Зависимость эффективности труда профессионала от потребностей личности // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. Том 3. № 1 / Под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2006. С. 29 – 30. – 0,15 п.л.

20. Казарян М.Ю. Включённость в творческую деятельность или «опыт потока» (по работам М. Чиксентмихайи) // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. Том 3. № 3 / Под ред. Н.Н. Ильинских. – Томск, 2006. С. 29 – 30. – 0,15 п.л.

21. Казарян М.Ю. Целесообразность применения различных способов факторного анализа в исследовании профессионализма // Материалы международной научной конференции «Информационные технологии в современном мире». Часть 1. – Таганрог: ТРТУ, 2006. С. 24 – 27. – 0,2 п.л.

22. Казарян М.Ю. Изучение представлений современных студентов о творчестве и профессионализме // Социокультурные проблемы современной молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции. Часть II / Под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. С. 431 – 438. – 0,5 п.л.

23. Казарян М.Ю. Применение методов статистики при изучении представлений // Материалы международной научной конференции «Статистические методы в естественных, гуманитарных и технических науках». Часть 4. – Таганрог: ТРТУ, 2006. С. 32 – 35. – 0,2 п.л.

24. Казарян М.Ю. Влияние гендерных стереотипов на представления о творческой личности // Дружининские чтения: Материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 10 – 12 мая 2007 г. / Под ред. И.Б. Шуванова, С.Н. Тесля, О.А. Михайленко, С.В. Киктева, А.В. Шашкова. – Сочи: СГУТиКД, 2007. Т.2. С. 246 – 248. – 0,15 п.л.

25. Казарян М.Ю. Изучение представлений студентов о реализации профессионального потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Шестой Всероссийской конференции (заочной) 5 июня 2007 года / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. С. 135 – 138. – 0,2 п.л.

 

Date: 2015-07-17; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию