Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательное регулирование деятельности НПО, итоги реализации Концепции развития гражданского общества





У каждого государства свой путь развития взаимодействия с НПО. Например, в Казахстане он начался в 2000 году, когда в Послании Президента народу Казахстана появились первые поручения правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций: "НПО уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения... Необходима серьезная государственная поддержка...".

Позже, в 2001 году, последовало принятие Закона "О некоммерческих организациях".

В 2002 г. была разработана и одобрена правительством РК Концепция государственной поддержки некоммерческих (неправительственных) организаций Республики Казахстан.

В 2003 году Правительство утвердило программу господдержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, на основе которой были разработаны региональные программы.

В октябре 2003 года был проведен Первый Гражданский форум с участием Президента РК Н. Назарбаева. После него последовало принятие плана мероприятий по реализации задач развития гражданского общества, обозначенных на форуме.

Это событие можно назвать началом нового этапа в развитии некоммерческого (неправительственного) сектора Казахстана. Он характеризуется созданием системы эффективного взаимодействия неправительственного сектора с органами власти всех уровней.

Большое значение в этом смысле имеет принятие в апреле 2005 года Закона РК "О государственном социальном заказе", который строит принципиально новую систему взаимоотношений органов власти и НПО.

Итак, к основным направлениям взаимодействия НПО и государственных организаций можно отнести следующие: организацию приютов, телефонов доверия; реализацию программ по работе с молодежью и инвалидами; благотворительные акции и мероприятия; обсуждение и разработку государственных социальных программ, концепций, законодательства.

В 2004 и 2005гг. Министерство культуры, информации и спорта провело тендер по государственным закупкам услуг на выполнение социально значимых проектов некоммерческими организациями.

В нем приняли участие НПО со всех регионов Казахстана. Значительная часть проектов посвящалась развитию гражданской инициативы; поддержке развития инфраструктуры НПО, прежде всего в сельской местности; гендерным проблемам; вопросам средств массовой информации.

Наиболее концептуальным и значимым программным документом для третьего сектора была Концепция развития гражданского общества на 2006-2012 годы (далее - Концепция), утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154.

Основная цель Концепции - дальнейшее совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международно-правовыми инструментами в рамках международных договоров и пактов в области прав человека и человеческого измерения.

Концепцией было предусмотрено решение пяти основных задач:

1) построение демократического, светского, правового и социального государства, где человек, его права и свободы являются главными ценностями;

2) создание системы гармоничных, равноправных и партнерских отношений между неправительственными организациями, бизнес-сектором и государством;

3) разработка экономических стимулов для участия бизнес-сектора в проектах НПО, развитие благотворительности и меценатства;

4) формирование благоприятной правовой базы для развития всех институтов гражданского общества;

5) достижение высоких стандартов качества жизни, гармонизация трудовых отношений, сокращение разницы между уровнями доходов богатых и бедных слоев населения.

За время реализации Концепции в Республике Казахстан созданы необходимые правовые, социально-экономические и организационно-методические условия для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором.

На сегодняшний день цели и задачи Концепции достигнуты.

Для создания системы гармоничных, равноправных и партнерских отношений между неправительственными организациями, бизнес-сектором и государством на всех уровнях сформированы и действуют консультативно-совещательные органы, в состав которых входят представители неправительственного и бизнес-сектора.

При Парламенте действует Общественная палата. Она объединяет представителей партий, НПО, профсоюзов, международных экспертов. Данный институт проводит экспертизу принимаемых законов. Его представители выступают в Парламенте с оценкой работы депутатов и качества принимаемых ими законов.

При Правительстве действует Координационный совет по взаимодействию с НПО. Регулярно на его заседаниях министерства и ведомства отчитываются перед НПО. На этой площадке общественность внимательно отслеживает выполнение поручений Гражданского форума, планов сотрудничества с НПО.

При Министерстве охраны окружающей среды с 2004 года действует Общественный экологический совет, при Министерстве сельского хозяйства с 2006 года действует Экспертный совет по вопросам предпринимательства, при Министерстве труда и социальной защиты населения - Национальный Координационный совет по борьбе с наихудшими формами детского труда.

При Министерстве внутренних дел с 2007 года действует Общественный совет по контролю за деятельностью полиции. Аналогичные советы созданы при региональных департаментах внутренних дел, в состав которых вошли лидеры общественных, политических и правозащитных организаций, представители СМИ, ветераны ОВД.

При Министерстве здравоохранения Республики Казахстан в 2008 году создан Совет по взаимодействию с неправительственными организациями и частным сектором здравоохранения, при Министерстве туризма и спорта с 2009 года действует Экспертный совет по вопросам предпринимательства.

В 2009 году создание общественных советов инициировали такие правоохранительные органы как Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и Генеральная прокуратура.

В целом, в стране функционирует порядка 300 диалоговых площадок, действующих на постоянной основе в виде консультативно-совещательных органов, экспертных и рабочих групп. На уровне Президента – 20, Правительства – 14, на уровне акиматов областей и городов Астана, Алматы – 144.

Одним из важнейших инструментов межсекторального сотрудничества стала Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», объединившая представителей бизнес-сообщества и созданная в виде неправительственной организации. Национальная палата является одним из самых активных участников не только консультативно-совещательных Советов, но и рабочих групп по законотворческим проектам, является официально аккредитованным органом по проведению экспертизы нормативно-правовых актов.

Государственными органами, национальными и транснациональными компаниями широко практикуются общественные слушания по социально-значимым проблемам, в частности по таким вопросам, как обсуждение законопроектов, проектов государственных программ, качества предоставления государственных услуг, строительство социально-значимых объектов и другие.

Одним из результатов Концепции стало регулярное проведение Гражданских форумов, ставших общенациональной диалоговой площадкой для выработки путей взаимодействия между государством и НПО.

В 2011 году состоялся V Гражданский форум. На Форуме была дана высокая оценка развитию гражданского общества в Казахстане. Это было отмечено как в приветствии Президента Н.А. Назарбаева, так и в выступлениях Государственного секретаря Республики Казахстан К.Б. Саудабаева, международных экспертов, казахстанских экспертов – представителей неправительственного сектора.

С целью широкого привлечения НПО к нормотворческой деятельности Постановлением Правительства от 25 декабря 2009 года № 2206 введено дополнение в Правила организации законопроектных работ уполномоченного органа, предполагающее участие представителей неправительственного сектора в рабочих группах по подготовке законопроектов.

Наибольшее число НПО (более 100 организаций) было привлечено к разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного социального заказа» в 2010 году.

В апреле 2005 года принят Закон «О государственном социальном заказе», который обеспечил правовую основу участия НПО в решении социально значимых проблем.

В целях дальнейшего совершенствования данного механизма финансирования деятельности НПО 22 декабря 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного социального заказа». Законом введены понятия уполномоченного органа в сфере реализации государственного социального заказа, мониторинга реализации государственного социального заказа, предусмотрена возможность реализации долгосрочных социальных проектов.

В реализацию указанного Закона приняты следующие подзаконные нормативно-правовые акты:

- постановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 319 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок»;

- постановление Правительства Республики Казахстан от 29 февраля 2012 года № 269 «Об утверждении правил осуществления мониторинга реализации государственного социального заказа»;

- постановление Правительства Республики Казахстан от 29 февраля 2012 года № 270 «Об утверждении Правил ведения Реестра поставщиков государственного социального заказа».

Уполномоченным органом в области реализации государственного социального заказа определено Министерство культуры и информации.

Экономическое стимулирование благотворительности и меценатства законодательно закреплено в Налоговом кодексе Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 133 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере общей суммы, не превышающей 3 процентов от налогооблагаемого дохода на спонсорскую и благотворительную помощь.

Общественными организациями совместно с бизнес-сектором проводятся различного рода благотворительные акции, количество которых возросло за последние несколько лет.

Одним из масштабных проектов, реализуемых неправительственными организациями, является ежегодная премия «Алтын жүрек». Данная акция проводится общественным фондом «Бауржан» с 2007 года. Ежегодно в акциях фонда участвует порядка 100 бизнес-структур и неправительственных организаций. Подобные акции способствуют поддержке и развитию традиций благотворительности и меценатства в Казахстане, привлекают общественное внимание к социальным проблемам.

Развивается национальная культура корпоративной благотворительности и социально-ответственного бизнеса. В настоящий момент существует несколько примеров социально-ответственного бизнеса такие, как: Клуб меценатов «Тарлан», корпоративный фонд «КазКоммерцБанк», корпоративный фонд «Сеймар», различные социальные программы ряда представительств национального и международного бизнеса, включая транснациональные компании.

Усовершенствована правовая основа деятельности институтов гражданского общества. В результате внесения изменений в Конституцию в 2007 году были отменены нормы, запрещающие государственное финансирование общественных объединений.

Функционирующая сегодня в Казахстане законодательная база предусматривает льготы по налогам для некоммерческих организаций. Нормативно закреплен особый порядок государственных закупок социальных услуг НПО.

В январе 2007 года принят Экологический кодекс Республики Казахстан, в котором учтены требования Орхусской Конвенции о доступе к информации, участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 2008 году для регулирования социальных и трудовых отношений на уровне республики между Правительством, профсоюзами и работодателями подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2009-2011 годы. Данный документ направлен на развитие рынка труда и трудовых отношений, повышение занятости населения, развитие социальной политики, обеспечение социальных гарантий, охраны труда и здоровья.

Созданные благоприятные условия обусловили значительный рост институтов гражданского общества. За время реализации Концепции количество общественных объединений выросло на 38%, фондов – на 42%, объединений юридических лиц – на 24%. В стране действует 35 тысяч некоммерческих организаций, в том числе свыше 18 тысяч НПО. Их услугами пользуется 5 миллионов человек.

Наблюдается не только количественный, но и качественный рост неправительственных организаций. Казахстанские НПО интегрированы и широко представлены в таких авторитетных международных организациях, как: ОБСЕ, СВМДА, Европейский Союз, ООН.

Казахстанские НПО принимают активное участие в регулярных мероприятиях ОБСЕ, например, в Ежегодной обзорной конференции ОБСЕ в Варшаве. Так, например каждое второе выступление, озвученное на Обзорной конференции ОБСЕ по гуманитарному измерению в г.Варшаве в 2010 году, а это одна из авторитетнейших диалоговых площадок между правительствами и НПО региона ОБСЕ, принадлежало казахстанским НПО. Это является свидетельством признания их экспертного потенциала на высоком международном уровне.

Ежегодно в рамках крупных международных мероприятий за рубежом при поддержке и участии НПО проводятся ярмарки, выставки, презентации, реализуются имиджевые проекты в рамках участия Казахстана в региональных организациях (ОБСЕ, СВМДА, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ОИК, Союз тюркоязычных государств и др.).

По мнению вице-президента Международного центра некоммерческого права США Натальи Боржелли, озвученном на V Гражданском Форуме, казахстанское законодательство по развитию неправительственного сектора является лучшим в СНГ.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию