Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный анализ





Системный анализ – дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решения в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы (становление системы анализа в конце XIX и начале XXв.в.).

Основные этапы системного анализа:

· определение конфигуратора

· определение проблематики

· выявление целей

· формирование критериев

· генерирование альтернатив

· построение и использование моделей

· оптимизация

· декомпозиция

· агрегатирование

Ø Конфигуратор – всякое сложно явление требует разностороннего, многопланового описания, рассмотрения с различных точек зрения.

Конфигуратор – агрегат состояний, состоящий из качественно различных языков описания системы и обладающий тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели. Пример:

1. n – мерное пространство: для задания любой точки конфигуратор – совокупность ее координат;

2. процессы, происходящие в хозяйственных комплексах: для характеристики выходного продукта производственной или обслуживающей сферы используются 3 типа показателей: 1) натуральные (экономико-технологические); 2) денежные (финансово-экономические); 3) социально-ценностные (политические, этические, эстетические);

Деятельность любой организации (завода, института, фирмы) можно описать на этих трех языках, образующих конфигурацию.

3. проектирование организационной системы.

Для синтеза организационной системы конфигуратор описания: 1) распределение власти (структуры, подчиненности); 2) распределение ответственности (структура функционирования); 3) распределения информации (организация связи, накопление опыта обучения).

При смене цели исследования конфигурация будет меняться.

Ø Проблемы и цели:

1. системное исследование всякой проблемы начинается с рассмотрения ее до проблематике, т.е. нахождение системы проблем существенно связаны с исследуемой, без учета которых, она не может быть решена;

2. постановление проблемы должны быть приведены к виду, пока они становятся задачами выбора подходящих средств для достижения заданных целей;

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

3. по мере решения проблемы цель может меняться, и в окончательной формулировки сильно отличается от первоначальной.

Важность правильно выбранной цели состроит в том, что выбор не правильной цели приводит ни сколько к решению проблемы, сколько к появлению новых проблем.

Главными целями для систем управления могут быть:

· рост реализованной продукции;

· снижение себестоимости продукции;

· выпуск высококачественной продукции;

· выход на новые рынки сбыта продукции и др.

Ø Критерии – количественная модель качественной цели.

При формировании критериев ищется компромисс между полнотой описания цели и количеством критериев.

Критерии эффективности – степень достижения цели системы управления (дают возможность определить, хорошо или плохо работает система управления). Чем выше уровень системы управления тем сложнее формализовать ее цели и критерии эффективности.

Критерии эффективности при выборе должны удовлетворять следующим условиям:

· реально измерять эффективность системы управления

· количественно отражать эффективность системы управления

· охватывать наибольшее количество результатов системы управления

· отличаться простотой, но учитывать всю полноту результатов и затрат связанных с системой управления.

Критерии эффективности разделяют:

1. критерии эффективности первого рода – степень достижения цели системой управления в заданной области

2. критерии эффективности второго рода – оценка эффективности на некотором заданном пути достижения цели

С его помощью можно сравнить и оценить различные изменения состояний системы.

Критерии эффективности второго ранга вторичен по отношению к критерию эффективности первого ранга.

3. монокритериальные оценки эффективности – не зависимые, самостоятельные критерии эффективности.

Для многих сложных систем управления выбрать критерии эффективности первого и второго ранга не возможно. В этом случае, применяются многокритериальные оценки эффективности системы управления.

Необходимое условие – измерение эффективности или наличие способа приведения к этому условию.

Примеры критериев эффективности систем управления:

· максимум чистого дисконтированного дохода (прибыли);

· максимум роста объема реализуемой продукции;

· минимум себестоимости продукции;

· максимум внутренней нормы рентабельности;

· минимум срока окупаемости инвестиций и р.

Ø Генерирование альтернатив – формирование множества альтернатив, т.е. идеи о возможных способах достижения цели – наиболее трудный и творческий этап системного подхода.

Способы формирования альтернатив:

· поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе;

· привлечение квалифицированных экспертов, имеющих разнообразную подготовку и опыт;

· увеличение числа альтернатив за счет их комбинирования, образование промежуточных вариантов между предложенными ранее;

· модификации имеющихся альтернативы;

· интервьюирования заинтересованных лиц и широкие анкетные способы;

· генерирование альтернатив рассчитанных на различные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные и т.д.)

Ø Построение и использование моделей.

Метод мозгового штурма – построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, и использование условий исследования – фантазеров с исследователями – аналитиками.

Мозговой штурм проводится в два этапа:

· генерации идеи;

· практический анализ выдвинутых идей.

Собирается группа людей, специально отобранных (главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации, опыта, способность людей к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности).

Приветствуются любые идеи (возникающие индивидуально и улучшающие чужие идеи).

1. Важнейшие условия – запрещена любая критика (она тормозит воображения). Каждый участник записывает идею на карточки, зачитывает, а остальные слушают и записывают на карточки новые мысли (возникающие под влиянием услышанной).

2. в группе поддерживается атмосфера непринужденности, творчества, взаимоприемлимости;

3. можно высказывать абсолютно не реальные и фантастические идеи.

Главная задача первого этапа мозгового штурма – поиск как можно большего количества различных вариантов решение проблемы, путей достижения цели, идеи, мысли.

На втором этапе карточки собираются, сортируются и анализируются группой экспертов, аналитиков.

Основные принципы отбора:

· ни одна идея не исключается из анализа, они классифицируются обобщаются;

· группа аналитиков должна состоять из хорошо понимающих суть проблемы, обладающих четким логическим мышление и терпимостью к чужим идеям;

· для обеспечения объективности оценки и анализа идеи должны быть сформулированы четкие критерии, которыми руководствуются все члены аналитической группы;

Большое значение имеет личность и деятельность ведущего (ведущий может быть и 1-ой и во 2-ой группе или нет).

Основные качества ведущего: доброжелательность, большая творческая активность, глубокое понимание решаемой проблемы, способность организовать и поддерживать творческий процесс.

Группа формируется в 3-ий этап.

1. Отбор по потенциалу знаний, образования и опыта;

2. отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой системы ценности);

3. отбор по потенциалы коммуникативности.

Для каждого этапа существуют отдельные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Затем сформированная группа обучается некоторым приемам совместной деятельности. Главное – сформировать понимание метода и уверенность его продуктивности, коллективизм в решении проблемы. Исследовательского типа освоение роли каждого в синектической группе.

Заключительный этап: организация продуктивной деятельности группы, освоение проблемы проведения исследовательской работы.

Метод синектики – возник в процессе практики исследования метода мозгового штурма.

Суть – в поиске и реализации возможности исследования исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблемы, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.

Формируется специальная группа «синектеров».

Отличие метода синектики от метода мозгового штурма – подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в предоставлении не завершенных идей и мыслей, которые подпитывают коллективное мышление (идей в виде нерациональной информации, метафор, образование смутных ощущений, действующих не столько на человека, сколько не его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции).

Ø Метод условной оптимизации – обычно критерии взаимосвязаны, и улучшение по одному критерию ведет к ухудшению другого.

Задача: выделить главный критерий (остальные – дополнительные, сопутствующие).

Ø Декомпозиция – разбиение на части с целью его детльного изучения. Она является одной из основных процедур системного анализа.

Задача разбивается на подзадачи, система – на подсистемы, цели – на подцели и др.

Ø Агрегатирование – установление отношений на заданном множестве элементов.

 


Date: 2015-07-17; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию