Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системный анализСистемный анализ – дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решения в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы (становление системы анализа в конце XIX и начале XXв.в.). Основные этапы системного анализа: · определение конфигуратора · определение проблематики · выявление целей · формирование критериев · генерирование альтернатив · построение и использование моделей · оптимизация · декомпозиция · агрегатирование Ø Конфигуратор – всякое сложно явление требует разностороннего, многопланового описания, рассмотрения с различных точек зрения. Конфигуратор – агрегат состояний, состоящий из качественно различных языков описания системы и обладающий тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели. Пример: 1. n – мерное пространство: для задания любой точки конфигуратор – совокупность ее координат; 2. процессы, происходящие в хозяйственных комплексах: для характеристики выходного продукта производственной или обслуживающей сферы используются 3 типа показателей: 1) натуральные (экономико-технологические); 2) денежные (финансово-экономические); 3) социально-ценностные (политические, этические, эстетические); Деятельность любой организации (завода, института, фирмы) можно описать на этих трех языках, образующих конфигурацию. 3. проектирование организационной системы. Для синтеза организационной системы конфигуратор описания: 1) распределение власти (структуры, подчиненности); 2) распределение ответственности (структура функционирования); 3) распределения информации (организация связи, накопление опыта обучения). При смене цели исследования конфигурация будет меняться. Ø Проблемы и цели: 1. системное исследование всякой проблемы начинается с рассмотрения ее до проблематике, т.е. нахождение системы проблем существенно связаны с исследуемой, без учета которых, она не может быть решена; 2. постановление проблемы должны быть приведены к виду, пока они становятся задачами выбора подходящих средств для достижения заданных целей; Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. 3. по мере решения проблемы цель может меняться, и в окончательной формулировки сильно отличается от первоначальной. Важность правильно выбранной цели состроит в том, что выбор не правильной цели приводит ни сколько к решению проблемы, сколько к появлению новых проблем. Главными целями для систем управления могут быть: · рост реализованной продукции; · снижение себестоимости продукции; · выпуск высококачественной продукции; · выход на новые рынки сбыта продукции и др. Ø Критерии – количественная модель качественной цели. При формировании критериев ищется компромисс между полнотой описания цели и количеством критериев. Критерии эффективности – степень достижения цели системы управления (дают возможность определить, хорошо или плохо работает система управления). Чем выше уровень системы управления тем сложнее формализовать ее цели и критерии эффективности. Критерии эффективности при выборе должны удовлетворять следующим условиям: · реально измерять эффективность системы управления · количественно отражать эффективность системы управления · охватывать наибольшее количество результатов системы управления · отличаться простотой, но учитывать всю полноту результатов и затрат связанных с системой управления. Критерии эффективности разделяют: 1. критерии эффективности первого рода – степень достижения цели системой управления в заданной области 2. критерии эффективности второго рода – оценка эффективности на некотором заданном пути достижения цели С его помощью можно сравнить и оценить различные изменения состояний системы. Критерии эффективности второго ранга вторичен по отношению к критерию эффективности первого ранга. 3. монокритериальные оценки эффективности – не зависимые, самостоятельные критерии эффективности. Для многих сложных систем управления выбрать критерии эффективности первого и второго ранга не возможно. В этом случае, применяются многокритериальные оценки эффективности системы управления. Необходимое условие – измерение эффективности или наличие способа приведения к этому условию. Примеры критериев эффективности систем управления: · максимум чистого дисконтированного дохода (прибыли); · максимум роста объема реализуемой продукции; · минимум себестоимости продукции; · максимум внутренней нормы рентабельности; · минимум срока окупаемости инвестиций и р. Ø Генерирование альтернатив – формирование множества альтернатив, т.е. идеи о возможных способах достижения цели – наиболее трудный и творческий этап системного подхода. Способы формирования альтернатив: · поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе; · привлечение квалифицированных экспертов, имеющих разнообразную подготовку и опыт; · увеличение числа альтернатив за счет их комбинирования, образование промежуточных вариантов между предложенными ранее; · модификации имеющихся альтернативы; · интервьюирования заинтересованных лиц и широкие анкетные способы; · генерирование альтернатив рассчитанных на различные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные и т.д.) Ø Построение и использование моделей. Метод мозгового штурма – построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, и использование условий исследования – фантазеров с исследователями – аналитиками. Мозговой штурм проводится в два этапа: · генерации идеи; · практический анализ выдвинутых идей. Собирается группа людей, специально отобранных (главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации, опыта, способность людей к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности). Приветствуются любые идеи (возникающие индивидуально и улучшающие чужие идеи). 1. Важнейшие условия – запрещена любая критика (она тормозит воображения). Каждый участник записывает идею на карточки, зачитывает, а остальные слушают и записывают на карточки новые мысли (возникающие под влиянием услышанной). 2. в группе поддерживается атмосфера непринужденности, творчества, взаимоприемлимости; 3. можно высказывать абсолютно не реальные и фантастические идеи. Главная задача первого этапа мозгового штурма – поиск как можно большего количества различных вариантов решение проблемы, путей достижения цели, идеи, мысли. На втором этапе карточки собираются, сортируются и анализируются группой экспертов, аналитиков. Основные принципы отбора: · ни одна идея не исключается из анализа, они классифицируются обобщаются; · группа аналитиков должна состоять из хорошо понимающих суть проблемы, обладающих четким логическим мышление и терпимостью к чужим идеям; · для обеспечения объективности оценки и анализа идеи должны быть сформулированы четкие критерии, которыми руководствуются все члены аналитической группы; Большое значение имеет личность и деятельность ведущего (ведущий может быть и 1-ой и во 2-ой группе или нет). Основные качества ведущего: доброжелательность, большая творческая активность, глубокое понимание решаемой проблемы, способность организовать и поддерживать творческий процесс. Группа формируется в 3-ий этап. 1. Отбор по потенциалу знаний, образования и опыта; 2. отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой системы ценности); 3. отбор по потенциалы коммуникативности. Для каждого этапа существуют отдельные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов. Затем сформированная группа обучается некоторым приемам совместной деятельности. Главное – сформировать понимание метода и уверенность его продуктивности, коллективизм в решении проблемы. Исследовательского типа освоение роли каждого в синектической группе. Заключительный этап: организация продуктивной деятельности группы, освоение проблемы проведения исследовательской работы. Метод синектики – возник в процессе практики исследования метода мозгового штурма. Суть – в поиске и реализации возможности исследования исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблемы, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности. Формируется специальная группа «синектеров». Отличие метода синектики от метода мозгового штурма – подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в предоставлении не завершенных идей и мыслей, которые подпитывают коллективное мышление (идей в виде нерациональной информации, метафор, образование смутных ощущений, действующих не столько на человека, сколько не его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции). Ø Метод условной оптимизации – обычно критерии взаимосвязаны, и улучшение по одному критерию ведет к ухудшению другого. Задача: выделить главный критерий (остальные – дополнительные, сопутствующие). Ø Декомпозиция – разбиение на части с целью его детльного изучения. Она является одной из основных процедур системного анализа. Задача разбивается на подзадачи, система – на подсистемы, цели – на подцели и др. Ø Агрегатирование – установление отношений на заданном множестве элементов.
|