Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дом, дерево, Человек





Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно так же и групповое обследование.

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем производится анализ разнообразных характеристик рисунка и опрос испытуемого.

Требуется нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке. Считается, что взаимодействие между этими тремя объектами представляет собой зрительную метафору.

Инструкция

Итак, нарисуйте рисунок, на котором изображены дом, дерево и человек. Используйте чистый лист бумаги стандартного размера (примерно 20 на 25 сантиметров, без какой-либо разметки) и карандаш (использование авторучек и фломастеров не допускается).

Интерпретация элемента "Дом"
Собственно дом

Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство отверженности.

Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) - серьезный конфликт.

Разные постройки - агрессия. направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью.

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы.

Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.

Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.

Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несооветствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Окна

Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол - враждебность, отчуждение.

Окна отсутствуют на нижнем этаже но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувстсва субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий.

Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.

Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация.

Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение.

Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Отсутствие дымовой трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы - усиленная защита и, обычно, мнительность.

Интерпретация элемента "Человек"
Голова

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость.

Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.

Шея

Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи

Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Туловище

Туловище угловатое или квадратное - мужуственность.

Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Лицо

Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.

Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

Глаза выпучены - грубость, черствость.

Глаза маленькие - погруженность в себя.

Подведенные глаза - грубость, черствость.

Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины - женственность.

Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.

Рот впалый - пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.

Зубы четко прорисованы - агрессивность.

Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

Подобострастное выражение лица - незащищенность.

Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.

Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Большой размах рук - интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из под контроля.

Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций.

Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу - напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги - женственность.

Руки длинные - желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные - агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах - чувтсво вины или неуверенности в себе.

Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

 

Пальцы длинные - скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела - открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность.

Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли - сознательные усилия против агрессивных чувств.

Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости.

Рисунок начат о ступней и ног - боязливость.

Ступни не изображены - замкнутость.

Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

Ноги акцентированы - грубость, черствость.

Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.

Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.

Поза

Голова изображена так, что виден затылок - стремление к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения.

Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.

Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.

Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.

Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.

Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

Интерпретация элемента "Дерево"
Форма листвы

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.

Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Пальма - стремление к перемене мест.

Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.

Ствол

Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.

Прочее

Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.

Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.

Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

 

 

Date: 2015-06-11; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию