Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дом, дерево, ЧеловекЭта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно так же и групповое обследование. Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем производится анализ разнообразных характеристик рисунка и опрос испытуемого. Требуется нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке. Считается, что взаимодействие между этими тремя объектами представляет собой зрительную метафору. Инструкция Итак, нарисуйте рисунок, на котором изображены дом, дерево и человек. Используйте чистый лист бумаги стандартного размера (примерно 20 на 25 сантиметров, без какой-либо разметки) и карандаш (использование авторучек и фломастеров не допускается). Интерпретация элемента "Дом" Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе. Дом вдали - чувство отверженности. Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) - серьезный конфликт. Разные постройки - агрессия. направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами. Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения). Стены Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакта с реальностью. Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью. Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы. Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность. Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несооветствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Окна Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол - враждебность, отчуждение. Окна отсутствуют на нижнем этаже но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Крыша Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувстсва субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли. Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий. Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями. Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация. Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение. Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Отсутствие дымовой трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. Водосточные трубы - усиленная защита и, обычно, мнительность. Интерпретация элемента "Человек" Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности. Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость. Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт. Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет. Шея Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать. Длинная тонкая шея - торможение, регрессия. Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса. Плечи Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью. Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Плечи широкие - сильные телесные импульсы. Туловище Туловище угловатое или квадратное - мужуственность. Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности. Лицо Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать. Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике. Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность. Глаза выпучены - грубость, черствость. Глаза маленькие - погруженность в себя. Подведенные глаза - грубость, черствость. Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины - женственность. Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность. Рот впалый - пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами. Акцентированные ноздри - примитивная агрессия. Зубы четко прорисованы - агрессивность. Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость. Подобострастное выражение лица - незащищенность. Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность. Брови редкие, короткие - презрение, изощренность. Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней). Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства. Конечности Большой размах рук - интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из под контроля. Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций. Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления. Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности. Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого. Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувтсво вины или неуверенности в себе. Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
Пальцы длинные - скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест. Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность. Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли - сознательные усилия против агрессивных чувств. Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости. Рисунок начат о ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество. Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость. Поза Голова изображена так, что виден затылок - стремление к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения. Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо. Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей. Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость. Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение. Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм. Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам. Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение. Интерпретация элемента "Дерево" Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования. Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему. Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего. Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет. Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Пальма - стремление к перемене мест. Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений. Ствол Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно. Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры. Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры. Прочее Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека. Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции. Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
|